Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старинные документы. Эпоха рукописей (30 в. до н.э. — 19 в. н.э.)

Поиск

Первые рукотворные изображения и символы на камнях, стенах пещер появились примерно 500 веков назад [1-3]. Смысл многих из них неясен.

Письменность возникла у разных народов на рубеже 40 века до н.э. Первоначальные конкретные изображения (людей, птиц, рыб, стрел и т.п.), упрощаясь, постепенно превратились в абстрактные знаки. Знаками обозначали сначала слова, затем слога и, наконец, отдельные звуки. У разных народов, в разных концах Земли появля­ется алфавит и свои системы письменности: словесно-слоговая кли­нопись шумеров и изобразительные иероглифы египтян (30-29 вв. до н.э.); финикийское, китайское, греческое, латинское, индийское письмо (15-5 вв. до н.э.) (рис. 1).



Первые цифры (счисление) появились у египтян и вавилонян (60-знаковая система)[2]. У древних греков цифрами служили буквы алфавита. В средние века в Европе пользовались системой римских цифр, ас 13-15 века — десятичной системой арабских цифр (из Ин­дии). В настоящее время при создании электронных записей исполь­зуют двоичный код (цифры 0 и 1). Кириллица — славянская азбука, реформированная в 1708 г. — создана на основе греческого алфави­та, а последний — на базе финикийского письма (15 в. до н.э.).

Носители

Первоначально письменные знаки вырезали, выдалбливали, вы­давливали на камне, кости, дереве, глине.

Многие из таких записей были неподвластны времени, их можно было уничтожить лишь преднамеренно (например, превращенные в камень глиняные обожженные таблички древних шумеров). Еще больше следов и разных письменных попыток уничтожило время и лишь отдельные, наиболее удачные варианты, закрепляясь в поколе­ниях, стали вехами в истории документа. [1—3].

В 30-м веке до н.э. руками египтян был создан папирус — про­образ современной бумаги. Его изготовляли из стеблей нильской осоки, разделяя стебель вдоль на очень тонкие полоски и формируя папирусный лист из 2-3 продольно-поперечно расположенных слоев полосок. Лист отбивался молотками, проклеивался хлебным отваром (клейковиной), вновь отбивался, прессовался, сушился, отглаживал­ся. В зависимости от качества полосок (из середины, краев стебля) папирус подразделялся по сортности: лучшие сорта использовались для письма. Из папируса делали материал для упаковки товаров, прочные канаты, веревки, корзины, одежду [1, 4-6].

Папирусные документы отличались хрупкостью и обычно их хранили в свитках. Позже в свитках хранили также пергаментные, бумажные рукописи. Долговечность папируса оценивают примерно в 5 тысяч лет, много папирусных рукописей дошло до наших дней.

В конкуренции с египетским папирусом в г. Пергаме (Малая Азия) родился пергамент («кожаная бумага») — великолепный, дол­говечный в хранении, износостойкий материал для письма, приме­нявшийся почти 18 веков (2-3 вв. до н.э. — 16 в. н.э.).

Пергамент был дорог и малодоступен, т.к. кожа (поросят, ягнят, телят) была дефицитна, ее выделка трудоемка. Написание и особен­но переписка книг требовала многомесячной работы нескольких че­ловек. Иногда пергамент окрашивали в разные цвета, текст писали золотыми и серебряными красками, отделывая рукопись разноцветными заставками, инициалами, рисунками [6-8].

Прочность и долговечность пергамента была столь велика (5-6 тыс. лет), а стоимость настолько значительна, что нередко один и тот же лист использовали многократно и по первичным записям, иногда много веков спустя, наносили новый текст. Недавно, на аукционе в США были проданы 174 пергамента с таким двухслойным текстом (палимпсесты).

Рукопись относится к 3 веку до н.э. — это изложение трактатов великого Архимеда с рисунками автора. Поверх первых стертых за­писей в 10 веке н.э., т.е. через 1300 лет, был нанесен второй (истори­чески малоценный) текст, а после этого еще 1000 лет пергамент ждал наших дней.

В Индии, Индокитае, Вьетнаме писали на пальмовых листьях (6 в. до н.э.), а новгородские русичи — на бересте (11-15 в. н.э.). Эти носители похожи тем, что текст на них процарапывали (продавлива­ли), а не наносили с помощью чернил. Интересно, что в годы Отече­ственной войны 1941-1945 гг. белорусские партизаны печатали на бересте «лесные газеты» [6].

Известны и другие носители для рукописей: из выколоченной древесины (Суматра), из шерсти (Восточный Туркестан), шелка (Ки­тай, 6 в. до н.э.), деревянные и костяные дощечки, покрытые воском (книги — кодексы греков, римлян) [1, 6].

Во втором веке нашей эры (105 г., Китай) появляется бумага — ге­ниальное в своей простоте и изяществе изделие из натуральных рас­тительных волокон (бамбука, шелковицы, риса и др.)- Разработан­ный Цай Лунем ручной способ отлива бумаги из растертых в воде волокон (бумажная масса) до сих пор — но уже в машинном вариан­те — использует все человечество [1, 4-9].

Распространение бумаги происходило медленно: через Японию, Индию, арабские эмираты бумага достигла Европы лишь в 12-14 ве­ках. В Индии, Вьетнаме и особенно в Европе бумагу делали из тря­пья — отслуживших свой срок парусов, канатов, текстиля. До сих пор эта старинная бумага называется тряпичной. Европа внесла мно­го новшеств в производство бумаги: металлическую сетку для от­ливки листов, гидравлический привод и толчею для размола бумаж­ной массы, наполнители для уменьшения прозрачности бумаги, жи­вотный (желатиновый) клей, водяной знак (1285 г.) и т.д.

Тряпичная бумага — долговечный материал, способный выдер­жать многовековое хранение, хотя изготовлялась она из вторичного сырья, прошедшего до этого интенсивное использование на откры­том воздухе. Причина ее долговечности — очень высокая природная прочность и устойчивость к старению растительных волокон, преимущественно состоящих из естественного биополимера — целлю­лозы.

Ручной способ изготовления не повреждал волокна, не требовал применения тепла и химических веществ, а используемый животный клей (желатина) был инертен и стабилен. Особенно долговечными были бумаги, содержащие мел — ингибитор старения, способный нейтрализовать кислоты, попадающие в бумагу из воздуха, с черни­лами, или образующиеся при старении самой бумаги. Мел в течение многих десятков лет способен играть роль нейтрального буфера, препятствующего кислотному старению[3].

Тряпичная бумага ручной выработки выпускалась примерно до конца 18 века. На рубеже 18-19-го веков долговечность тряпичных бумаг стала уменьшаться. Это было вызвано рядом причин: заменой животного клея кислым канифольным (1807 г.); отбелкой хлорной известью цветного тряпья с вторичным его использованием (1782-1799 гг.); переходом на машинное производство и повреждением во­локон при сильном размоле и тепловой сушке. Негативные факторы машинного производства — химический, тепловой, механический — особенно активно проявились при переходе от тряпичной к дре­весной бумаге в середине 19-го века [6-9].

 

Средства письма

С древнейших времен и до конца 19 века преобладал рукопис­ный способ нанесения текста. В разное время писали острыми рас­щепленными палочками, трубочками, гусиными перьями, позже — ручками с металлическим пером (1822 г.), а в 20 веке – авторучка­ми, шариковыми ручками (1938 г.), карандашами (12-20 вв.), флома­стерами (60-70 гг.) и современными вариациями капиллярно-шари­ковых ручек.

Для письма использовали жидкие краски или красящие твердые свинцовые, серебряные, графитовые, а также цветные штифты. Ко­гда штифты стали делать из порошка графита и глины, заделывая их в деревянную мину, карандаш приобрел привычный для нас вид (1790 г. «Кох-и-нор»). Тексты, написанные жидкими красками, усло­вно называют чернильными, твердыми — карандашными (12-20 вв.).

До середины 19 века человек знал и использовал для разных це­лей примерно 30-50 природных красителей. Их получали в виде вод­ных экстрактов из плодов, коры, листьев, стеблей разных растений[4], из насекомых (кармин), из моллюсков (античный пурпур) и т.п[5].

Ценные красители были малодоступны и дороги. Многие краси­тели имели низкую долговечность [10-12].

Однако в подавляющем большинстве старинные документы на папирусе, пергаменте, тряпичной бумаге писались не цветными, а черными чернилами.

Главными из них были сажевые (с 30-го века до н.э.) и знамени­тые железо-галловые чернила (с 1-2 века н.э.).

Сажевые чернила (тушь) получали, растирая мелкодисперсную сажу с водой и клеем. В качестве клея в разных рецептурах исполь­зовали растительные камеди (вишневые, сливовые и т.п.); рыбий и животный клей; рисовые, ячменные, другие отвары. Позднее в тушь стали вводить вещества (казеин, шеллак), придающие тушевому тек­сту водостойкость [7, 8, 13, 14].

Содержащий сажу текст не выцветает на свету, устойчив к хи­мическим веществам. Позже эти свойства унаследовали все черные тексты, содержащие сажу или графит, в том числе современные ма­шинописные, карандашные, электрографические.

Однако тушь была неудобна в употреблении, плохо проникала в бумагу, часто давала нестойкий к истиранию текст. Водостойкость тушевых текстов была разной и зависела от свойств использованного клея, от характера носителя и даже от возраста написанного текста.

Железо-галловые чернила получали, добавляя в отвар галловых орешков раствор железного купороса[6]. Получались бесцветные чер­нила, которые на пергаменте или бумаге быстро темнели, давая гус­то-черный текст. Темнели чернила и при стоянии в растворе, образуя нерастворимый осадок. Чтобы избежать этого, чернила подкисляли доступной кислотой (уксусной, карболовой и т.п.).

Вероятнее всего, впервые железо-галловые чернила получили случайно, обнаружив окрашивание танниновых растворов при кон­такте с железом, но потом стали готовить целенаправленно.

Лучшие образцы железо-галловых текстов выдержали многове­ковое хранение: они нерастворимы в воде, устойчивы к выцветанию, износостойки.

Позднее, уже в 19 веке, выяснилось, что такой текст давали чер­нила, изготовленные при оптимальном соотношении таннина и же­леза (3:1). Например, при недостатке таннина быстро появлялся ры­жий оттенок за счет образования окиси железа (ржавчины). Достаточно быстро выцветал текст на щелочных бумагах.

Железо-галловые чернила, сильно подкисленные изначально, глу­боко проникали в бумагу, долго оставались черными, но разрушали но­ситель. Еще более сильное разрушение бумаги вызывали чернила с бо­льшим содержанием купороса, который гидролизовапся с образовани­ем серной кислоты. Поскольку рецептур чернил было множество, де­фекты железо-галлового текста разнообразны и встречаются в рукопи­сях, написанных в различных странах и в разное время [7, 8, 15, 16].

 

Копирование документов

В древности документы не только исполняли, но и копировали ру­кописным способом. Многие ценные источники древней культуры до­шли до нас не в оригиналах, а в виде неоднократно переписанных копий.

Наряду с этим, уже в 30-20 веках до н.э. умели получать оттиски на воске и глине с каменных, деревянных, других шаблонов (клино­пись шумеров). Текст знаменитого фестского диска[7] не только нанесен на глину специальными печатками с литерными знаками, но и засекречен шифром, который поняли лишь недавно (рис. 1).

В 7-8 вв. н.э. в Китае, Японии, а позже в Европе (15 в.) применя­лось факсимильное ксилографическое копирование рукописных книг. В 1440 г. появляется буквонаборное устройство, литеры, печатный ста­нок. Начинается эра книгопечатания. В 16-м веке рукописные книги окончательно вытесняются печатными, но рукопись почти до конца 19-го века остается основным способом исполнения документов [1].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.011 с.)