Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старинные документы. Эпоха рукописей (30 в. до н.э. — 19 в. н.э.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые рукотворные изображения и символы на камнях, стенах пещер появились примерно 500 веков назад [1-3]. Смысл многих из них неясен. Письменность возникла у разных народов на рубеже 40 века до н.э. Первоначальные конкретные изображения (людей, птиц, рыб, стрел и т.п.), упрощаясь, постепенно превратились в абстрактные знаки. Знаками обозначали сначала слова, затем слога и, наконец, отдельные звуки. У разных народов, в разных концах Земли появляется алфавит и свои системы письменности: словесно-слоговая клинопись шумеров и изобразительные иероглифы египтян (30-29 вв. до н.э.); финикийское, китайское, греческое, латинское, индийское письмо (15-5 вв. до н.э.) (рис. 1). Первые цифры (счисление) появились у египтян и вавилонян (60-знаковая система)[2]. У древних греков цифрами служили буквы алфавита. В средние века в Европе пользовались системой римских цифр, ас 13-15 века — десятичной системой арабских цифр (из Индии). В настоящее время при создании электронных записей используют двоичный код (цифры 0 и 1). Кириллица — славянская азбука, реформированная в 1708 г. — создана на основе греческого алфавита, а последний — на базе финикийского письма (15 в. до н.э.). Носители Первоначально письменные знаки вырезали, выдалбливали, выдавливали на камне, кости, дереве, глине. Многие из таких записей были неподвластны времени, их можно было уничтожить лишь преднамеренно (например, превращенные в камень глиняные обожженные таблички древних шумеров). Еще больше следов и разных письменных попыток уничтожило время и лишь отдельные, наиболее удачные варианты, закрепляясь в поколениях, стали вехами в истории документа. [1—3]. В 30-м веке до н.э. руками египтян был создан папирус — прообраз современной бумаги. Его изготовляли из стеблей нильской осоки, разделяя стебель вдоль на очень тонкие полоски и формируя папирусный лист из 2-3 продольно-поперечно расположенных слоев полосок. Лист отбивался молотками, проклеивался хлебным отваром (клейковиной), вновь отбивался, прессовался, сушился, отглаживался. В зависимости от качества полосок (из середины, краев стебля) папирус подразделялся по сортности: лучшие сорта использовались для письма. Из папируса делали материал для упаковки товаров, прочные канаты, веревки, корзины, одежду [1, 4-6]. Папирусные документы отличались хрупкостью и обычно их хранили в свитках. Позже в свитках хранили также пергаментные, бумажные рукописи. Долговечность папируса оценивают примерно в 5 тысяч лет, много папирусных рукописей дошло до наших дней. В конкуренции с египетским папирусом в г. Пергаме (Малая Азия) родился пергамент («кожаная бумага») — великолепный, долговечный в хранении, износостойкий материал для письма, применявшийся почти 18 веков (2-3 вв. до н.э. — 16 в. н.э.). Пергамент был дорог и малодоступен, т.к. кожа (поросят, ягнят, телят) была дефицитна, ее выделка трудоемка. Написание и особенно переписка книг требовала многомесячной работы нескольких человек. Иногда пергамент окрашивали в разные цвета, текст писали золотыми и серебряными красками, отделывая рукопись разноцветными заставками, инициалами, рисунками [6-8]. Прочность и долговечность пергамента была столь велика (5-6 тыс. лет), а стоимость настолько значительна, что нередко один и тот же лист использовали многократно и по первичным записям, иногда много веков спустя, наносили новый текст. Недавно, на аукционе в США были проданы 174 пергамента с таким двухслойным текстом (палимпсесты). Рукопись относится к 3 веку до н.э. — это изложение трактатов великого Архимеда с рисунками автора. Поверх первых стертых записей в 10 веке н.э., т.е. через 1300 лет, был нанесен второй (исторически малоценный) текст, а после этого еще 1000 лет пергамент ждал наших дней. В Индии, Индокитае, Вьетнаме писали на пальмовых листьях (6 в. до н.э.), а новгородские русичи — на бересте (11-15 в. н.э.). Эти носители похожи тем, что текст на них процарапывали (продавливали), а не наносили с помощью чернил. Интересно, что в годы Отечественной войны 1941-1945 гг. белорусские партизаны печатали на бересте «лесные газеты» [6]. Известны и другие носители для рукописей: из выколоченной древесины (Суматра), из шерсти (Восточный Туркестан), шелка (Китай, 6 в. до н.э.), деревянные и костяные дощечки, покрытые воском (книги — кодексы греков, римлян) [1, 6]. Во втором веке нашей эры (105 г., Китай) появляется бумага — гениальное в своей простоте и изяществе изделие из натуральных растительных волокон (бамбука, шелковицы, риса и др.)- Разработанный Цай Лунем ручной способ отлива бумаги из растертых в воде волокон (бумажная масса) до сих пор — но уже в машинном варианте — использует все человечество [1, 4-9]. Распространение бумаги происходило медленно: через Японию, Индию, арабские эмираты бумага достигла Европы лишь в 12-14 веках. В Индии, Вьетнаме и особенно в Европе бумагу делали из тряпья — отслуживших свой срок парусов, канатов, текстиля. До сих пор эта старинная бумага называется тряпичной. Европа внесла много новшеств в производство бумаги: металлическую сетку для отливки листов, гидравлический привод и толчею для размола бумажной массы, наполнители для уменьшения прозрачности бумаги, животный (желатиновый) клей, водяной знак (1285 г.) и т.д. Тряпичная бумага — долговечный материал, способный выдержать многовековое хранение, хотя изготовлялась она из вторичного сырья, прошедшего до этого интенсивное использование на открытом воздухе. Причина ее долговечности — очень высокая природная прочность и устойчивость к старению растительных волокон, преимущественно состоящих из естественного биополимера — целлюлозы. Ручной способ изготовления не повреждал волокна, не требовал применения тепла и химических веществ, а используемый животный клей (желатина) был инертен и стабилен. Особенно долговечными были бумаги, содержащие мел — ингибитор старения, способный нейтрализовать кислоты, попадающие в бумагу из воздуха, с чернилами, или образующиеся при старении самой бумаги. Мел в течение многих десятков лет способен играть роль нейтрального буфера, препятствующего кислотному старению[3]. Тряпичная бумага ручной выработки выпускалась примерно до конца 18 века. На рубеже 18-19-го веков долговечность тряпичных бумаг стала уменьшаться. Это было вызвано рядом причин: заменой животного клея кислым канифольным (1807 г.); отбелкой хлорной известью цветного тряпья с вторичным его использованием (1782-1799 гг.); переходом на машинное производство и повреждением волокон при сильном размоле и тепловой сушке. Негативные факторы машинного производства — химический, тепловой, механический — особенно активно проявились при переходе от тряпичной к древесной бумаге в середине 19-го века [6-9].
Средства письма С древнейших времен и до конца 19 века преобладал рукописный способ нанесения текста. В разное время писали острыми расщепленными палочками, трубочками, гусиными перьями, позже — ручками с металлическим пером (1822 г.), а в 20 веке – авторучками, шариковыми ручками (1938 г.), карандашами (12-20 вв.), фломастерами (60-70 гг.) и современными вариациями капиллярно-шариковых ручек. Для письма использовали жидкие краски или красящие твердые свинцовые, серебряные, графитовые, а также цветные штифты. Когда штифты стали делать из порошка графита и глины, заделывая их в деревянную мину, карандаш приобрел привычный для нас вид (1790 г. «Кох-и-нор»). Тексты, написанные жидкими красками, условно называют чернильными, твердыми — карандашными (12-20 вв.). До середины 19 века человек знал и использовал для разных целей примерно 30-50 природных красителей. Их получали в виде водных экстрактов из плодов, коры, листьев, стеблей разных растений[4], из насекомых (кармин), из моллюсков (античный пурпур) и т.п[5]. Ценные красители были малодоступны и дороги. Многие красители имели низкую долговечность [10-12]. Однако в подавляющем большинстве старинные документы на папирусе, пергаменте, тряпичной бумаге писались не цветными, а черными чернилами. Главными из них были сажевые (с 30-го века до н.э.) и знаменитые железо-галловые чернила (с 1-2 века н.э.). Сажевые чернила (тушь) получали, растирая мелкодисперсную сажу с водой и клеем. В качестве клея в разных рецептурах использовали растительные камеди (вишневые, сливовые и т.п.); рыбий и животный клей; рисовые, ячменные, другие отвары. Позднее в тушь стали вводить вещества (казеин, шеллак), придающие тушевому тексту водостойкость [7, 8, 13, 14]. Содержащий сажу текст не выцветает на свету, устойчив к химическим веществам. Позже эти свойства унаследовали все черные тексты, содержащие сажу или графит, в том числе современные машинописные, карандашные, электрографические. Однако тушь была неудобна в употреблении, плохо проникала в бумагу, часто давала нестойкий к истиранию текст. Водостойкость тушевых текстов была разной и зависела от свойств использованного клея, от характера носителя и даже от возраста написанного текста. Железо-галловые чернила получали, добавляя в отвар галловых орешков раствор железного купороса[6]. Получались бесцветные чернила, которые на пергаменте или бумаге быстро темнели, давая густо-черный текст. Темнели чернила и при стоянии в растворе, образуя нерастворимый осадок. Чтобы избежать этого, чернила подкисляли доступной кислотой (уксусной, карболовой и т.п.). Вероятнее всего, впервые железо-галловые чернила получили случайно, обнаружив окрашивание танниновых растворов при контакте с железом, но потом стали готовить целенаправленно. Лучшие образцы железо-галловых текстов выдержали многовековое хранение: они нерастворимы в воде, устойчивы к выцветанию, износостойки. Позднее, уже в 19 веке, выяснилось, что такой текст давали чернила, изготовленные при оптимальном соотношении таннина и железа (3:1). Например, при недостатке таннина быстро появлялся рыжий оттенок за счет образования окиси железа (ржавчины). Достаточно быстро выцветал текст на щелочных бумагах. Железо-галловые чернила, сильно подкисленные изначально, глубоко проникали в бумагу, долго оставались черными, но разрушали носитель. Еще более сильное разрушение бумаги вызывали чернила с большим содержанием купороса, который гидролизовапся с образованием серной кислоты. Поскольку рецептур чернил было множество, дефекты железо-галлового текста разнообразны и встречаются в рукописях, написанных в различных странах и в разное время [7, 8, 15, 16].
Копирование документов В древности документы не только исполняли, но и копировали рукописным способом. Многие ценные источники древней культуры дошли до нас не в оригиналах, а в виде неоднократно переписанных копий. Наряду с этим, уже в 30-20 веках до н.э. умели получать оттиски на воске и глине с каменных, деревянных, других шаблонов (клинопись шумеров). Текст знаменитого фестского диска[7] не только нанесен на глину специальными печатками с литерными знаками, но и засекречен шифром, который поняли лишь недавно (рис. 1). В 7-8 вв. н.э. в Китае, Японии, а позже в Европе (15 в.) применялось факсимильное ксилографическое копирование рукописных книг. В 1440 г. появляется буквонаборное устройство, литеры, печатный станок. Начинается эра книгопечатания. В 16-м веке рукописные книги окончательно вытесняются печатными, но рукопись почти до конца 19-го века остается основным способом исполнения документов [1].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.011 с.) |