Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. История документа. Свойства носителей и текстов↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Сохранение документального наследия прошлого – государственная задача, один из признаков развитой цивилизации. Перед архивами – хранителями прошлого – стоит сложнейшая проблема: сохранить культурно-историческое многообразие видов и форм документов, созданных человеком; сберечь от разрушительного ветра времени; влить документальные потоки знаний в единое информационное поле современного общества. Сложность этой проблемы, прежде всего, в том, что никто и никогда не создавал документы специально для «вечного» хранения. Поэтому они, как правило, недолговечны и легко разрушаются при плохом хранении, особенно в современной неблагоприятной экологической среде. Архивы не имеют достаточной помощи государства, необходимого финансового и технического обеспечения, позволяющих решать задачи сохранности документов в полном объеме и с должной оперативностью. В этих сложных условиях особенно важен профессионализм архивистов — хранителей, осознающих свое предназначение, умеющих решать вопросы сохранности с учетом объемов, многообразия и состояния отечественных архивных фондов. Решать эти вопросы сегодня необходимо на основе современной концепции сохранности, учитывающей реальное положение дел. Соотношение объемов АФ России (10 тыс. усл. единиц)[1], фондов ОЦД (200 у.е.), ежегодного комплектования (100 у.е.) и ежегодной реставрации (1 у.е.) показывает, что спасти средствами реставрации можно лишь ничтожно малую часть документов, а устранить диспропорцию потребностей архивов и их возможностей нельзя в принципе. Поэтому в основе современного подхода лежит следующее положение: постепенный переход к дифференцированному, избирательному принципу обеспечения сохранности архивных документов с учетом их ценности, природы и физического состояния, причем вначале и безусловно — в сфере отбора на специальную обработку (реставрацию, воспроизведение), а затем — в сфере хранения документов. Для архивов знание состояния своих фондов, избирательный принцип – это возможность сохранения наиболее ценного из того, что они имеют, ключ к решению не только перспективных, но и текущих задач, решаемых в условиях острого дефицита возможностей и средств. Всем архивам и для разных видов документов придется постоянно решать две разные, но глубинно связанные задачи: сохранения наиболее ценного в форме оригиналов и/или информационных копий. Каждому архиву придется решать их автономно, исходя из своих возможностей, состава и физического состояния своих фондов. Особое место в решении этих задач будет принадлежать воспроизведению, как средству сохранения документной информации. Воспроизведение во многих случаях подменит реставрацию, особенно применительно к тем бумажным документам, которые имеют статус физических копий. Архивы не просто должны быть готовы к этому: они должны инициировать развитие такого подхода. Будет непрерывно набирать силу концепция сохранения не объекта, а информации – сначала для электронных документов, других видов с нестойким текстом или носителем (цветные материалы, магнитные записи прошлых лет и т.п.), затем и для традиционных бумажных фондов. Очевидно, что решение всех этих задач, сама перспектива существования архивов как хранилищ, будут зависеть от физического наличия документов. Наличие зданий, средств хранения, отопления, вентиляции, нормальных санитарно-биологических, световых, климатических условий выходят сегодня на первый план, как основа выживания документов, как залог их длительной физической сохранности. В отличие от всех иных средств, режим архивного хранения манипулирует не с отдельными документами, а с крупными массивами целых хранилищ и архивов. Роль правильного хранения столь же велика, как и пагубность ошибочных решений, инертности или незнания. Этим проблемам посвящены основные главы книги — на фоне развития бумажного документа от рукописей до современных принтерных распечаток. Обеспечение сохранности документов (ОСД) — обширная область знаний. Отраслевая литература по вопросам сохранности — нормативная, методическая, технологическая, научная — огромна, насчитывает сотни наименований. Вместе с тем, постоянные запросы с мест, опыт проведения лекционно-практических занятий показывают, что архивы не имеют отраслевых разработок, испытывают трудности при выборе нужной литературы. Существуют трудности в подготовке специалистов по вопросам сохранности, при повышении их квалификации. Новые Основные правила работы государственных архивов и архивов ведомств также нуждаются в методическом обеспечении и, прежде всего, по проблемам сохранности. Подготовка этой работы вызвана необходимостью систематизировать изложение основных вопросов сохранности бумажных документов в одной книге. В основу работы положены, главным образом, исследования и профильные разработки ВНИИДАД, изложенные автором с учетом возможности их учебно-методического использования. По этой причине за рамками рассмотрения остались вопросы специальной обработки документов — реставрации, воспроизведения — как специфических технологических дисциплин. По этой же причине автор намеренно не использовал при изложении материала специальную химическую, биологическую, техническую, математическую базу знаний, лежащую в основе научно-практической области ОСД. Она формировалась с 30-х годов на стыке многих дисциплин и в специальных исследованиях с участием наших коллег – специалистов ведущих библиотечных и музейных центров нашей страны. Книга предназначена для специалистов архивов, занимающихся практическими вопросами обеспечения сохранности документов, а также для работников этой сферы, изучающих предмет заочно или по учебным отраслевым программам повышения квалификации. Носители Первоначально письменные знаки вырезали, выдалбливали, выдавливали на камне, кости, дереве, глине. Многие из таких записей были неподвластны времени, их можно было уничтожить лишь преднамеренно (например, превращенные в камень глиняные обожженные таблички древних шумеров). Еще больше следов и разных письменных попыток уничтожило время и лишь отдельные, наиболее удачные варианты, закрепляясь в поколениях, стали вехами в истории документа. [1—3]. В 30-м веке до н.э. руками египтян был создан папирус — прообраз современной бумаги. Его изготовляли из стеблей нильской осоки, разделяя стебель вдоль на очень тонкие полоски и формируя папирусный лист из 2-3 продольно-поперечно расположенных слоев полосок. Лист отбивался молотками, проклеивался хлебным отваром (клейковиной), вновь отбивался, прессовался, сушился, отглаживался. В зависимости от качества полосок (из середины, краев стебля) папирус подразделялся по сортности: лучшие сорта использовались для письма. Из папируса делали материал для упаковки товаров, прочные канаты, веревки, корзины, одежду [1, 4-6]. Папирусные документы отличались хрупкостью и обычно их хранили в свитках. Позже в свитках хранили также пергаментные, бумажные рукописи. Долговечность папируса оценивают примерно в 5 тысяч лет, много папирусных рукописей дошло до наших дней. В конкуренции с египетским папирусом в г. Пергаме (Малая Азия) родился пергамент («кожаная бумага») — великолепный, долговечный в хранении, износостойкий материал для письма, применявшийся почти 18 веков (2-3 вв. до н.э. — 16 в. н.э.). Пергамент был дорог и малодоступен, т.к. кожа (поросят, ягнят, телят) была дефицитна, ее выделка трудоемка. Написание и особенно переписка книг требовала многомесячной работы нескольких человек. Иногда пергамент окрашивали в разные цвета, текст писали золотыми и серебряными красками, отделывая рукопись разноцветными заставками, инициалами, рисунками [6-8]. Прочность и долговечность пергамента была столь велика (5-6 тыс. лет), а стоимость настолько значительна, что нередко один и тот же лист использовали многократно и по первичным записям, иногда много веков спустя, наносили новый текст. Недавно, на аукционе в США были проданы 174 пергамента с таким двухслойным текстом (палимпсесты). Рукопись относится к 3 веку до н.э. — это изложение трактатов великого Архимеда с рисунками автора. Поверх первых стертых записей в 10 веке н.э., т.е. через 1300 лет, был нанесен второй (исторически малоценный) текст, а после этого еще 1000 лет пергамент ждал наших дней. В Индии, Индокитае, Вьетнаме писали на пальмовых листьях (6 в. до н.э.), а новгородские русичи — на бересте (11-15 в. н.э.). Эти носители похожи тем, что текст на них процарапывали (продавливали), а не наносили с помощью чернил. Интересно, что в годы Отечественной войны 1941-1945 гг. белорусские партизаны печатали на бересте «лесные газеты» [6]. Известны и другие носители для рукописей: из выколоченной древесины (Суматра), из шерсти (Восточный Туркестан), шелка (Китай, 6 в. до н.э.), деревянные и костяные дощечки, покрытые воском (книги — кодексы греков, римлян) [1, 6]. Во втором веке нашей эры (105 г., Китай) появляется бумага — гениальное в своей простоте и изяществе изделие из натуральных растительных волокон (бамбука, шелковицы, риса и др.)- Разработанный Цай Лунем ручной способ отлива бумаги из растертых в воде волокон (бумажная масса) до сих пор — но уже в машинном варианте — использует все человечество [1, 4-9]. Распространение бумаги происходило медленно: через Японию, Индию, арабские эмираты бумага достигла Европы лишь в 12-14 веках. В Индии, Вьетнаме и особенно в Европе бумагу делали из тряпья — отслуживших свой срок парусов, канатов, текстиля. До сих пор эта старинная бумага называется тряпичной. Европа внесла много новшеств в производство бумаги: металлическую сетку для отливки листов, гидравлический привод и толчею для размола бумажной массы, наполнители для уменьшения прозрачности бумаги, животный (желатиновый) клей, водяной знак (1285 г.) и т.д. Тряпичная бумага — долговечный материал, способный выдержать многовековое хранение, хотя изготовлялась она из вторичного сырья, прошедшего до этого интенсивное использование на открытом воздухе. Причина ее долговечности — очень высокая природная прочность и устойчивость к старению растительных волокон, преимущественно состоящих из естественного биополимера — целлюлозы. Ручной способ изготовления не повреждал волокна, не требовал применения тепла и химических веществ, а используемый животный клей (желатина) был инертен и стабилен. Особенно долговечными были бумаги, содержащие мел — ингибитор старения, способный нейтрализовать кислоты, попадающие в бумагу из воздуха, с чернилами, или образующиеся при старении самой бумаги. Мел в течение многих десятков лет способен играть роль нейтрального буфера, препятствующего кислотному старению[3]. Тряпичная бумага ручной выработки выпускалась примерно до конца 18 века. На рубеже 18-19-го веков долговечность тряпичных бумаг стала уменьшаться. Это было вызвано рядом причин: заменой животного клея кислым канифольным (1807 г.); отбелкой хлорной известью цветного тряпья с вторичным его использованием (1782-1799 гг.); переходом на машинное производство и повреждением волокон при сильном размоле и тепловой сушке. Негативные факторы машинного производства — химический, тепловой, механический — особенно активно проявились при переходе от тряпичной к древесной бумаге в середине 19-го века [6-9].
Средства письма С древнейших времен и до конца 19 века преобладал рукописный способ нанесения текста. В разное время писали острыми расщепленными палочками, трубочками, гусиными перьями, позже — ручками с металлическим пером (1822 г.), а в 20 веке – авторучками, шариковыми ручками (1938 г.), карандашами (12-20 вв.), фломастерами (60-70 гг.) и современными вариациями капиллярно-шариковых ручек. Для письма использовали жидкие краски или красящие твердые свинцовые, серебряные, графитовые, а также цветные штифты. Когда штифты стали делать из порошка графита и глины, заделывая их в деревянную мину, карандаш приобрел привычный для нас вид (1790 г. «Кох-и-нор»). Тексты, написанные жидкими красками, условно называют чернильными, твердыми — карандашными (12-20 вв.). До середины 19 века человек знал и использовал для разных целей примерно 30-50 природных красителей. Их получали в виде водных экстрактов из плодов, коры, листьев, стеблей разных растений[4], из насекомых (кармин), из моллюсков (античный пурпур) и т.п[5]. Ценные красители были малодоступны и дороги. Многие красители имели низкую долговечность [10-12]. Однако в подавляющем большинстве старинные документы на папирусе, пергаменте, тряпичной бумаге писались не цветными, а черными чернилами. Главными из них были сажевые (с 30-го века до н.э.) и знаменитые железо-галловые чернила (с 1-2 века н.э.). Сажевые чернила (тушь) получали, растирая мелкодисперсную сажу с водой и клеем. В качестве клея в разных рецептурах использовали растительные камеди (вишневые, сливовые и т.п.); рыбий и животный клей; рисовые, ячменные, другие отвары. Позднее в тушь стали вводить вещества (казеин, шеллак), придающие тушевому тексту водостойкость [7, 8, 13, 14]. Содержащий сажу текст не выцветает на свету, устойчив к химическим веществам. Позже эти свойства унаследовали все черные тексты, содержащие сажу или графит, в том числе современные машинописные, карандашные, электрографические. Однако тушь была неудобна в употреблении, плохо проникала в бумагу, часто давала нестойкий к истиранию текст. Водостойкость тушевых текстов была разной и зависела от свойств использованного клея, от характера носителя и даже от возраста написанного текста. Железо-галловые чернила получали, добавляя в отвар галловых орешков раствор железного купороса[6]. Получались бесцветные чернила, которые на пергаменте или бумаге быстро темнели, давая густо-черный текст. Темнели чернила и при стоянии в растворе, образуя нерастворимый осадок. Чтобы избежать этого, чернила подкисляли доступной кислотой (уксусной, карболовой и т.п.). Вероятнее всего, впервые железо-галловые чернила получили случайно, обнаружив окрашивание танниновых растворов при контакте с железом, но потом стали готовить целенаправленно. Лучшие образцы железо-галловых текстов выдержали многовековое хранение: они нерастворимы в воде, устойчивы к выцветанию, износостойки. Позднее, уже в 19 веке, выяснилось, что такой текст давали чернила, изготовленные при оптимальном соотношении таннина и железа (3:1). Например, при недостатке таннина быстро появлялся рыжий оттенок за счет образования окиси железа (ржавчины). Достаточно быстро выцветал текст на щелочных бумагах. Железо-галловые чернила, сильно подкисленные изначально, глубоко проникали в бумагу, долго оставались черными, но разрушали носитель. Еще более сильное разрушение бумаги вызывали чернила с большим содержанием купороса, который гидролизовапся с образованием серной кислоты. Поскольку рецептур чернил было множество, дефекты железо-галлового текста разнообразны и встречаются в рукописях, написанных в различных странах и в разное время [7, 8, 15, 16].
Копирование документов В древности документы не только исполняли, но и копировали рукописным способом. Многие ценные источники древней культуры дошли до нас не в оригиналах, а в виде неоднократно переписанных копий. Наряду с этим, уже в 30-20 веках до н.э. умели получать оттиски на воске и глине с каменных, деревянных, других шаблонов (клинопись шумеров). Текст знаменитого фестского диска[7] не только нанесен на глину специальными печатками с литерными знаками, но и засекречен шифром, который поняли лишь недавно (рис. 1). В 7-8 вв. н.э. в Китае, Японии, а позже в Европе (15 в.) применялось факсимильное ксилографическое копирование рукописных книг. В 1440 г. появляется буквонаборное устройство, литеры, печатный станок. Начинается эра книгопечатания. В 16-м веке рукописные книги окончательно вытесняются печатными, но рукопись почти до конца 19-го века остается основным способом исполнения документов [1].
Машинопись Важным событием в истории бумажного документа стало появление и быстрое распространение машинописи (1874 г.). С самого начала в основу машинописного способа был положен принцип ударного литерного текстонанесения — букв, цифр, знаков, причем часто с использованием нескольких алфавитов[11]. Очень быстро появилась и копировальная машинописная бумага: с этого момента машинописные документы разделились по статусу на оригиналы (1 экз., — с ленты) и копии (2-5 экз., — с бумаг). Представления о свойствах современной машинописи нельзя переносить на прошлое [21]. Первые цветные и черные машинописные документы печатались, по существу, с чернильных лент, пропитанных водными растворами красителей, иногда с добавками мыла, глицерина, других веществ. Такой текст растворялся в воде, выцветал и в поведении был непредсказуем. В машинках «Иост» (1887 г.), например, применялись пропитанные чернилами подушечки, которых касались ударные литеры. Растворимые в воде машинописные тексты встречаются в наших архивах даже в фондах 20-х годов 20-го века. Постепенно рецептуры совершенствовались, в состав машинописных средств стали вводить нерастворимые в воде цветные синтетические лаки и пигменты: они выцветали медленнее, чем чернила. С 1925 года в некоторые отечественные черные рецептуры стали вводить сажу, но только с 1934 года сажа становится обязательным компонентом всех отечественных черных машинописных средств. Черные машинописные тексты с сажей не выцветают и не растворяются в воде. Машинописные краски для лент и копировальных бумаг отличаются по составу: в первых больше масла, во вторых — воскоподобных веществ. Поэтому глубина проникновения краски в бумагу, устойчивость к истиранию и, соответственно, долговечность у первого черного экземпляра машинописи в 30-40 раз выше, чем у черных копий [22]. Машинопись не только превратила документ в массовый продукт. Именно она создала дефекты контрастности текстов. У рукописных документов, особенно старинных, слабоконтрастный, плохо читаемый текст — это, как правило, следствие смывания или разрушения текста в экстремальных условиях, на свету и т.п. Слабоконтрастный машинописный текст стал, наоборот, явлением частым, а в определенные периоды российской истории даже массовым. При этом главной причиной их появления была специфика исполнения машинописных документов. Позднее «дефект контраста» стал проявляться в той или иной степени у всех «машинных» документов, создаваемых с нарушением технологии.
Копирование документов В первой половине 20 века для тиражирования документов чаще всего использовали аппараты трафаретной печати — ротаторы, ротопринты. Применяемые краски обеспечивали тексту водо- и светостойкость. В 60-70-х годах появляется ксерокопирование. Текст наносился на бумагу с помощью специальных порошков (тонеров), содержащих сажу и термопластичный полимер. Закреплялся текст на бумаге тепловым способом. Он отличался водостойкостью, светостойкостью, но мог повреждаться при нагревании и при действии органических растворителей. Встречающиеся дефекты текста ксерокопий — осыпание или смазывание штрихов — являются, как правило, следствием нарушения режима термозакрепления. Следует подчеркнуть, что реальная долговечность черных текстов на основе сажи или графита (свето- и водостойких) целиком зависит от их износостойкости, т.е. от их устойчивости к физическому стиранию, смазыванию и т.п. По нашим данным [22], прочность таких текстов к истиранию в сравнительных единицах уменьшается в ряду: тушевой – 93; машинопись, 1 экз. – 88; текст ксерокса – 88; ксерокопии других аппаратов – 22-37; машинопись, 2 экз. – 4; ротаторный – 2; карандашный чернографитный мягкий – 1[12].
Принтерные документы К началу 90-х годов 20 века видовой состав бумажных архивных документов считался устоявшимся. В течение ста лет главной составной частью документопотоков и, соответственно, архивных фондов была черная машинопись. Ее применение для создания документов гост и ро вал ось. В состав черных машинописных средств обязательно вводили сажу. Текст был свето-водостойким и достаточно износостойким. Свето-водостойкие тексты давали также средства полиграфии и множительная техника, в частности, ксерокопирование. Была достаточно хорошо изучена номенклатура, свойства, специфика поведения на бумаге, механизм выцветания разных текстов, в том числе с учетом задач хранения и реставрации документов [22-25]. Однако в последнее десятилетие 20-го века ситуация с бумажными документами вновь претерпела неожиданную трансформацию, причем на этот раз под влиянием быстрой компьютеризации общественной жизни. Известно, что быстрое распространение компьютеров, их многофункциональность привели к появлению и широкому применению компьютерных печатающих устройств – принтеров, позволяющих выводить информацию на бумажный носитель. Новая технология оказалась настолько удобной, что принтеры начали быстро вытеснять традиционную машинопись. Формально принтерные распечатки — это копии, но копии специфические. В одних случаях их оригиналом является машиночитаемый электронный вариант (дискета и т.п.), в других — промежуточный, набираемый в режиме создания с клавиатуры экранный (дисплейный) вариант, а в перспективе — формируемый с голоса и корректируемый в звуковом режиме компьютерный вариант временно существующего оригинала. Иными словами, многие принтерные распечатки, не имея исходного оригинала, сами будут играть роль оригинала. Для принтерных документов характерны разные технологии получения и, как оказалось, разные свойства текста, отличающиеся от свойств традиционной машинописи [25]. В современных принтерах чаще всего используется один из трех способов печати – матричный, струйный или лазерный. Первый, матричный способ – это современная модификация традиционной машинописи. Текст наносится на бумагу через красящую ленту ударным способом. В первых моделях матричных принтеров, как и в машинописи, применялся литерный принцип — краска переносилась на бумагу в виде отдельных знаков. В современных моделях краска переносится с ленты на бумагу ударами тонких иголок (9-24 иглы на миллиметр). Любой штрих, таким образом, состоит из отдельных точек. Точечное иглонанесение требует высокодисперсных красок, что нередко приводит к частичной или полной замене сажи в принтерных красках менее стойкими компонентами (красителями) и, как следствие, к уменьшению химической стойкости текста. Предварительная проверка показывает, что черные матричные тексты выцветают на свету, т.е. радикально отличаются от светостойкой черной машинописи. Некоторые матричные краски, кроме того, растворимы в воде. Принтеры второго типа — струйные — формируют на бумаге цветное или черное точечное изображение из мельчайших капель микронных размеров (11-16 капель/мм). В цветных принтерах используются картриджи с чернилами четырех цветов — черного, голубого, красного, желтого. Первый дает черный текст, а три других при разнокапельном нанесении обеспечивают цветную картинку любых оттенков. Контраст исходного текста может быть разным в зависимости от плотности нанесения точек, что регулируется режимом печати. В принципе текст струйного принтера — это близкий аналог обычного рукописного чернильного текста, но с очень низкой концентрацией красителей, дискретно локализованных в точках. В состав чернил входят кислотные синтетические красители. Поэтому струйный текст многих принтеров смывается водой, боится химических веществ, выцветает на свету. В принтерах третьего типа — лазерных — используется технология сухой электростатической печати — ксерокопирования. Красящие порошки (тонеры), из которых формируется изображение на бумаге, содержат сажу. Лазерный принтерный текст обычно свето- и водостоек и, с оговорками, износостоек. В современной лазерной технологии очень хорошо сбалансированы высокая дисперсность тонеров, изящество точечного текстонанесения и гладкость бумаги. Но на весах этого баланса' лежит очень важное свойство текста — его износостойкость. Напомним, что многие ксерокопии 60-80-х годов имели именно этот дефект — низкую износостойкость из-за режима плохого термозакрепления. Однако в настоящее время лазерные тексты – лучший вариант текстонанесения в сравнении с матричными и струйными. Важно и то, что лазерные тексты, полученные на принтерах разных фирм и поколений однотипны по своим свойствам. Аналогами ксерокопий являются также документы телефаксов новых моделей, если они работают по лазерной технологии и используют обычную бумагу. Однако чаще документы телефаксов хранить нельзя: текст печатается на специальной термочувствительной бумаге, уязвимой к действию тепла, химических веществ, механических нагрузок. В последние годы в конкурентной борьбе разных принтерных технологий лидируют струйные и лазерные. Можно ожидать радикального изменения состава бумажных документопотоков. Доля традиционной машинописи резко сократится, хотя этот способ тоже совершенствуется, используя электронные средства оперативной памяти, дисплейного наблюдения и корректировки текста. На смену машинописным документам придут принтерные, что может привести к изменению видового состава поступающей в архивы документации, к уменьшению долговечности архивных бумажных документов[13]. При этом отличить принтерные тексты разных видов трудно. Современная принтерная техника создает документы с внешним «печатным» единообразием, но с любым неизвестным потребителю набором свойств. Однотипная надежность черных машинописных документов 30-90-х годов прогнозировалась априори, современных черных принтерных текстов — нет. Это создает серьезные трудности при приеме принтерных документов на архивное хранение и решать эту задачу можно пока лишь на основе точной информации от комплектующих организаций или прямыми испытаниями образцов. Осложняет проблему и постоянная, быстрая смена поколений принтеров и средств принтерного текстонанесения [26]. На рубеже 20-21 веков бумажный документ меняет свойства и архивным организациям еще предстоит выяснить пути и последствия этих изменений.
Старение документов Старение — это необратимое изменение свойств материалов и изделий при их хранении и использовании. Старение документов в архивных условиях протекает, чаще всего, как смешанный процесс при одновременном действии нескольких активных факторов: света, тепла, влажности, биологических вредителей, физических нагрузок, резких изменений условий среды и т.п. Важнейшую роль играет также т.н. «внутренний фактор» — совокупность материалов и веществ, из которых состоит документ. Задача правильного хранения — свести к минимуму действие активных факторов, уменьшить скорость старения, обеспечить документу максимально возможный срок жизни (долговечность). Факторы старения, их активность, границы действия известны. С учетом этих знаний формулируются требования к условиям архивного хранения документов (режимы) — основа правил обеспечения их физической сохранности. 2.2. Основные факторы старения и причины разрушения Свет Свет — наиболее опасный и быстродействующий фактор, вызывающий разрушение бумаги и текста документов в любых условиях окружающей среды, в том числе при низких температурах и даже в инертном газе. Скорость светового старения возрастает при повышении влажности воздуха и в атмосфере, содержащей активные химические вещества — кислоты, озон, окислы серы и азота. Достаточная для разрушения документа доза светового облучения может быть получена не сразу, а постепенно, в разное время, от разных естественных и искусственных источников. Бумага, картон переплетов и коробок, клеи желтеют на свету, теряют прочность, становятся хрупкими. Быстрее других разрушаются бумаги с древесной массой (газетные), с сильной проклейкой (писчие), а также окрашенные и загрязненные материалы. Свет обесцвечивает все цветные изображения: тексты, штампы, красочные миниатюры, фотоотпечатки и т.п. При освещении солнечным светом многие из них полностью выцветают за 50-200 часов. Особенно опасны для документов содержащие ультрафиолет излучения: прямой солнечный свет; солнечный свет, прошедший через оконное стекло, а также отраженный от белых поверхностей (стен, потолка, оборудования и т.д.); свет ртутно-кварцевых, бактерицидных, некоторых люминесцентных ламп и мощных ламп накаливания. При равной освещенности люминесцентные источники света примерно в 3 раза опаснее, чем лампы накаливания [27-29]. Хранение документов в темноте, защита от действия света являются единственно эффективными мерами предотвращения светового старения. Мероприятия по световой защите должны осуществляться во всех помещениях и при любых видах работы с документами, а рабочая освещенность не должна превышать установленных норм.
Температура Температура — один из важнейших показателей, характеризующих скорость темнового старения документов. Тепловая энергия активирует все химические реакции старения, протекающие с участием веществ документа (целлюлозы, красителей, клеев и др.) и веществ окружающей среды (кислорода и воды, агрессивных примесей воздуха). Все химические реакции старения бумаги и текстов ускоряются в 2-3 раза при повышении температуры среды на 10°С. Документы хранят обычно при комнатной температуре (около 20°): ее легче обеспечить, она удобна для использования документов и комфортна для человека. Однако необходимо помнить, что снижение температуры хранения на каждый градус позволяет без каких-то иных затрат продлить срок жизни документов на 45-60 лет. Хранение при повышенных температурах (25—30°) не только уменьшает долговечность, но и изменяет некоторые свойства документов необратимо. Температурный фактор регулирует скорость старения всех видов документов без исключения (бумажных, звуко- и видео, фотоматериалов и т.д.). Влажность воздуха Влажность воздуха — второй важнейший показатель условий темнового хранения. Ее выражают обычно в процентах (относительная влажность, %). При хранении между документами и воздухом происходит постоянный естественный влагообмен. Он имеет очень важные последствия. Подчиняясь изменениям влажности воздуха, пористая структура бумаги постоянно «дышит». При этом меняются ее пористость, проницаемость для химических веществ и, как следствие, изменяется скорость процессов старения. Например, летом, только за счет повышения среднего уровня влажности документов, скорость выцветания цветных рукописных текстов увеличивается в 10-15 раз. С точки зрения сохранности наиболее безопасным считается предел изменений относительной влажности 30-60-30% (нормальная, стабильная зона). В этой зоне бумага почти не реагирует на колебания влажности воздуха и ведет себя стабильно; свойства бумаги, как материала, здесь наилучшие (наименьшая деформация; стабильность размеров; оптимальные гибкость и прочность; исключается возможность плесневого поражения [30-31]. Пределы изменений относительной влажности воздуха 0-30-0% называют сухой, неблагоприятной зоной. Здесь бумага приобретает излишнюю жесткость и хрупкость в ущерб гибкости и эластичности. Документы чаще и легче повреждаются при нагрузках, при использовании. Область изменений относительной влажности воздуха 60—100— 60% называют влажной, опасной для хранения зоной. Из-за сильного увеличения пористости особенно быстро протекает химическое старение бумаги и текста. Бумага становится вялой, волглой, усиливаются деформации и силовые нагрузки по стыкам и краям листов, в корешках. Появляются благоприятные условия для развития плесневых грибов, а при высокой влажности — и для насекомых, сопутствующих плесневению. Совокупность температурно-влажностных условий называют климатическим фактором, т.к. изменения этих условий в любых помещениях зависят от времени года и специфики климатических регионов страны [33-35].
Биологические вредители Главные биологические вредители — плесневые грибы, насекомые – несут постоянную опасность быстрого, иногда массового разрушения документов [36-41]. Плесневые грибы способны развиваться и разрушать документы только в определенных климатических условиях. Плесневое поражение становится возможным при температуре 10-40°С и относительной влажности выше 65-68%. С повышением влажности время, необходимое для развития плесени, сокращается от 120-150 дней (влажность 70-75%) до 5-30 дней (влажность 85-100%). Проветривание, вентиляция воздуха угнетает плесневые микроорганизмы, особенно при колебаниях влажности. Развиваются плесневые грибы из спор, всегда находящихся в воздухе, на предметах, на бумаге. Массовое скопление спор остается на материалах, ранее подвергавшихся плесневению. Проросшие споры образуют мицелий — систему ветвящихся нитей — гифов, растущих в зависимости от условий со скоростью от 0,3 до 10—15 см в сутки. Мицелий распространяется по поверхности бумаги, прорастает между волокнами, механически разрывая и повреждая структуру материала. Но основное разрушение гриб осуществляет ферментативно, химически разлагая целлюлозу, клей, вызывая слизеобразование, слипание, распад листов. У грибов — разрушителей бумаги — споры могут прорастать даже в воздухе насыщенном влагой (100%). Особенно бурное плесневение происходит в аварийных ситуациях, когда воздух насыщен влагой, на поверхности материалов и предметов появляется конденсат воды, а документы находятся в намокшем состоянии. В этих условиях в разных зонах влажности в процесс плесневения включаются разные виды грибов: ксерофилы (до 80%), мезофилы (80—90%), гигрофилы (90—100%). Легче и раньше других поражаются плесенью тряпичная бумага, корешки дел и материалы, проклеенные растительными и животными клеями. При снижении влажности ниже критического предела (65%) плесень погибает, образуя в местах плесневения массовые колонии спор. Новое плесневение может начаться только при очередном увлажнении, причем вероятность повторного биопроцесса выше там, где концентрация спор больше [36-38]. Надежной защитой от плесневения является нормальный режим влажности в хранилищах, а эффективным средством прекращения плесневения – принудительное снижение влажности воздуха при одновременной вентиляции хранилищ. Насекомые не являются специфическими архивными вредителями и повреждают документы из-за отсутствия естественных для них источников питания (мука, зерно, пищевые продукты и т.п.). Важнейшими условиями профилактики и защиты от насекомых являются поэтому: автономность архивного здания; удаленность и изоляция хранилищ от продовольственных, общественно-бытовых, складских помещений; устранение местных потенциальных источников биозаражения; перекрывание возможных путей попадания насекомых в здание и в хранилища. Источниками постоянного или периодического появления насекомых являются: поступившие в архив старые, ветхие, пораженные документы; бытовая тара, оставленная после перевозок в здании (мешки, ящики и т.п.); старая древесина перекрытий здания, захламленные чердаки, подвалы, помещения здания; близко расположенные к зданию кустарники и деревья; гнезда птиц; загрязненность и запыленность помещений, не разобранные кипы документов, труднодоступные, «скрытые» места в хранилищах; редко открываемые шкафы, сейфы с материалами; близко расположенные общественно-бытовые, продовольственные помещения; остатки пищи в рабочих столах и т.п. Обычным источником их появления служит также весенне-летняя миграция насекомых, попадающих в здание через не огражденные окна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.02 с.) |