Глава 1. История документа. Свойства носителей и текстов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. История документа. Свойства носителей и текстов



Введение

Сохранение документального наследия прошлого – государст­венная задача, один из признаков развитой цивилизации.

Перед архивами – хранителями прошлого – стоит сложнейшая проблема: сохранить культурно-историческое многообразие видов и форм документов, созданных человеком; сберечь от разрушительно­го ветра времени; влить документальные потоки знаний в единое информационное поле современного общества.

Сложность этой проблемы, прежде всего, в том, что никто и ни­когда не создавал документы специально для «вечного» хранения. Поэтому они, как правило, недолговечны и легко разрушаются при плохом хранении, особенно в современной неблагоприятной эколо­гической среде.

Архивы не имеют достаточной помощи государства, необходи­мого финансового и технического обеспечения, позволяющих ре­шать задачи сохранности документов в полном объеме и с должной оперативностью.

В этих сложных условиях особенно важен профессионализм ар­хивистов — хранителей, осознающих свое предназначение, умею­щих решать вопросы сохранности с учетом объемов, многообразия и состояния отечественных архивных фондов. Решать эти вопросы се­годня необходимо на основе современной концепции сохранности, учитывающей реальное положение дел.

Соотношение объемов АФ России (10 тыс. усл. единиц)[1], фондов ОЦД (200 у.е.), ежегодного комплектования (100 у.е.) и ежегодной реставрации (1 у.е.) показывает, что спасти средствами реставрации можно лишь ничтожно малую часть документов, а устранить дис­пропорцию потребностей архивов и их возможностей нельзя в прин­ципе.

Поэтому в основе современного подхода лежит следующее по­ложение: постепенный переход к дифференцированному, избира­тельному принципу обеспечения сохранности архивных документов с учетом их ценности, природы и физического состояния, причем вначале и безусловно — в сфере отбора на специальную обработку (реставрацию, воспроизведение), а затем — в сфере хранения доку­ментов.

Для архивов знание состояния своих фондов, избирательный принцип – это возможность сохранения наиболее ценного из того, что они имеют, ключ к решению не только перспективных, но и те­кущих задач, решаемых в условиях острого дефицита возможностей и средств.

Всем архивам и для разных видов документов придется посто­янно решать две разные, но глубинно связанные задачи: сохране­ния наиболее ценного в форме оригиналов и/или информационных копий. Каждому архиву придется решать их автономно, исходя из своих возможностей, состава и физического состояния своих фон­дов.

Особое место в решении этих задач будет принадлежать воспроиз­ведению, как средству сохранения документной информации. Воспро­изведение во многих случаях подменит реставрацию, особенно приме­нительно к тем бумажным документам, которые имеют статус физиче­ских копий. Архивы не просто должны быть готовы к этому: они должны инициировать развитие такого подхода.

Будет непрерывно набирать силу концепция сохранения не объ­екта, а информации – сначала для электронных документов, других видов с нестойким текстом или носителем (цветные материалы, маг­нитные записи прошлых лет и т.п.), затем и для традиционных бу­мажных фондов.

Очевидно, что решение всех этих задач, сама перспектива суще­ствования архивов как хранилищ, будут зависеть от физического на­личия документов. Наличие зданий, средств хранения, отопления, вентиляции, нормальных санитарно-биологических, световых, кли­матических условий выходят сегодня на первый план, как основа выживания документов, как залог их длительной физической со­хранности. В отличие от всех иных средств, режим архивного хра­нения манипулирует не с отдельными документами, а с крупными массивами целых хранилищ и архивов. Роль правильного хранения столь же велика, как и пагубность ошибочных решений, инертности или незнания.

Этим проблемам посвящены основные главы книги — на фоне развития бумажного документа от рукописей до современных прин­терных распечаток.

Обеспечение сохранности документов (ОСД) — обширная об­ласть знаний. Отраслевая литература по вопросам сохранности — нормативная, методическая, технологическая, научная — огромна, насчитывает сотни наименований.

Вместе с тем, постоянные запросы с мест, опыт проведения лекционно-практических занятий показывают, что архивы не имеют от­раслевых разработок, испытывают трудности при выборе нужной литературы.

Существуют трудности в подготовке специалистов по вопросам сохранности, при повышении их квалификации. Новые Основные правила работы государственных архивов и архивов ведомств также нуждаются в методическом обеспечении и, прежде всего, по про­блемам сохранности.

Подготовка этой работы вызвана необходимостью систематизи­ровать изложение основных вопросов сохранности бумажных доку­ментов в одной книге. В основу работы положены, главным образом, исследования и профильные разработки ВНИИДАД, изложенные ав­тором с учетом возможности их учебно-методического использова­ния. По этой причине за рамками рассмотрения остались вопросы специальной обработки документов — реставрации, воспроизведе­ния — как специфических технологических дисциплин.

По этой же причине автор намеренно не использовал при изло­жении материала специальную химическую, биологическую, техни­ческую, математическую базу знаний, лежащую в основе научно-практической области ОСД. Она формировалась с 30-х годов на стыке многих дисциплин и в специальных исследованиях с участием наших коллег – специалистов ведущих библиотечных и музейных центров нашей страны.

Книга предназначена для специалистов архивов, занимающихся практическими вопросами обеспечения сохранности документов, а также для работников этой сферы, изучающих предмет заочно или по учебным отраслевым программам повышения квалификации.


Носители

Первоначально письменные знаки вырезали, выдалбливали, вы­давливали на камне, кости, дереве, глине.

Многие из таких записей были неподвластны времени, их можно было уничтожить лишь преднамеренно (например, превращенные в камень глиняные обожженные таблички древних шумеров). Еще больше следов и разных письменных попыток уничтожило время и лишь отдельные, наиболее удачные варианты, закрепляясь в поколе­ниях, стали вехами в истории документа. [1—3].

В 30-м веке до н.э. руками египтян был создан папирус — про­образ современной бумаги. Его изготовляли из стеблей нильской осоки, разделяя стебель вдоль на очень тонкие полоски и формируя папирусный лист из 2-3 продольно-поперечно расположенных слоев полосок. Лист отбивался молотками, проклеивался хлебным отваром (клейковиной), вновь отбивался, прессовался, сушился, отглаживал­ся. В зависимости от качества полосок (из середины, краев стебля) папирус подразделялся по сортности: лучшие сорта использовались для письма. Из папируса делали материал для упаковки товаров, прочные канаты, веревки, корзины, одежду [1, 4-6].

Папирусные документы отличались хрупкостью и обычно их хранили в свитках. Позже в свитках хранили также пергаментные, бумажные рукописи. Долговечность папируса оценивают примерно в 5 тысяч лет, много папирусных рукописей дошло до наших дней.

В конкуренции с египетским папирусом в г. Пергаме (Малая Азия) родился пергамент («кожаная бумага») — великолепный, дол­говечный в хранении, износостойкий материал для письма, приме­нявшийся почти 18 веков (2-3 вв. до н.э. — 16 в. н.э.).

Пергамент был дорог и малодоступен, т.к. кожа (поросят, ягнят, телят) была дефицитна, ее выделка трудоемка. Написание и особен­но переписка книг требовала многомесячной работы нескольких че­ловек. Иногда пергамент окрашивали в разные цвета, текст писали золотыми и серебряными красками, отделывая рукопись разноцветными заставками, инициалами, рисунками [6-8].

Прочность и долговечность пергамента была столь велика (5-6 тыс. лет), а стоимость настолько значительна, что нередко один и тот же лист использовали многократно и по первичным записям, иногда много веков спустя, наносили новый текст. Недавно, на аукционе в США были проданы 174 пергамента с таким двухслойным текстом (палимпсесты).

Рукопись относится к 3 веку до н.э. — это изложение трактатов великого Архимеда с рисунками автора. Поверх первых стертых за­писей в 10 веке н.э., т.е. через 1300 лет, был нанесен второй (истори­чески малоценный) текст, а после этого еще 1000 лет пергамент ждал наших дней.

В Индии, Индокитае, Вьетнаме писали на пальмовых листьях (6 в. до н.э.), а новгородские русичи — на бересте (11-15 в. н.э.). Эти носители похожи тем, что текст на них процарапывали (продавлива­ли), а не наносили с помощью чернил. Интересно, что в годы Отече­ственной войны 1941-1945 гг. белорусские партизаны печатали на бересте «лесные газеты» [6].

Известны и другие носители для рукописей: из выколоченной древесины (Суматра), из шерсти (Восточный Туркестан), шелка (Ки­тай, 6 в. до н.э.), деревянные и костяные дощечки, покрытые воском (книги — кодексы греков, римлян) [1, 6].

Во втором веке нашей эры (105 г., Китай) появляется бумага — ге­ниальное в своей простоте и изяществе изделие из натуральных рас­тительных волокон (бамбука, шелковицы, риса и др.)- Разработан­ный Цай Лунем ручной способ отлива бумаги из растертых в воде волокон (бумажная масса) до сих пор — но уже в машинном вариан­те — использует все человечество [1, 4-9].

Распространение бумаги происходило медленно: через Японию, Индию, арабские эмираты бумага достигла Европы лишь в 12-14 ве­ках. В Индии, Вьетнаме и особенно в Европе бумагу делали из тря­пья — отслуживших свой срок парусов, канатов, текстиля. До сих пор эта старинная бумага называется тряпичной. Европа внесла мно­го новшеств в производство бумаги: металлическую сетку для от­ливки листов, гидравлический привод и толчею для размола бумаж­ной массы, наполнители для уменьшения прозрачности бумаги, жи­вотный (желатиновый) клей, водяной знак (1285 г.) и т.д.

Тряпичная бумага — долговечный материал, способный выдер­жать многовековое хранение, хотя изготовлялась она из вторичного сырья, прошедшего до этого интенсивное использование на откры­том воздухе. Причина ее долговечности — очень высокая природная прочность и устойчивость к старению растительных волокон, преимущественно состоящих из естественного биополимера — целлю­лозы.

Ручной способ изготовления не повреждал волокна, не требовал применения тепла и химических веществ, а используемый животный клей (желатина) был инертен и стабилен. Особенно долговечными были бумаги, содержащие мел — ингибитор старения, способный нейтрализовать кислоты, попадающие в бумагу из воздуха, с черни­лами, или образующиеся при старении самой бумаги. Мел в течение многих десятков лет способен играть роль нейтрального буфера, препятствующего кислотному старению[3].

Тряпичная бумага ручной выработки выпускалась примерно до конца 18 века. На рубеже 18-19-го веков долговечность тряпичных бумаг стала уменьшаться. Это было вызвано рядом причин: заменой животного клея кислым канифольным (1807 г.); отбелкой хлорной известью цветного тряпья с вторичным его использованием (1782-1799 гг.); переходом на машинное производство и повреждением во­локон при сильном размоле и тепловой сушке. Негативные факторы машинного производства — химический, тепловой, механический — особенно активно проявились при переходе от тряпичной к дре­весной бумаге в середине 19-го века [6-9].

 

Средства письма

С древнейших времен и до конца 19 века преобладал рукопис­ный способ нанесения текста. В разное время писали острыми рас­щепленными палочками, трубочками, гусиными перьями, позже — ручками с металлическим пером (1822 г.), а в 20 веке – авторучка­ми, шариковыми ручками (1938 г.), карандашами (12-20 вв.), флома­стерами (60-70 гг.) и современными вариациями капиллярно-шари­ковых ручек.

Для письма использовали жидкие краски или красящие твердые свинцовые, серебряные, графитовые, а также цветные штифты. Ко­гда штифты стали делать из порошка графита и глины, заделывая их в деревянную мину, карандаш приобрел привычный для нас вид (1790 г. «Кох-и-нор»). Тексты, написанные жидкими красками, усло­вно называют чернильными, твердыми — карандашными (12-20 вв.).

До середины 19 века человек знал и использовал для разных це­лей примерно 30-50 природных красителей. Их получали в виде вод­ных экстрактов из плодов, коры, листьев, стеблей разных растений[4], из насекомых (кармин), из моллюсков (античный пурпур) и т.п[5].

Ценные красители были малодоступны и дороги. Многие краси­тели имели низкую долговечность [10-12].

Однако в подавляющем большинстве старинные документы на папирусе, пергаменте, тряпичной бумаге писались не цветными, а черными чернилами.

Главными из них были сажевые (с 30-го века до н.э.) и знамени­тые железо-галловые чернила (с 1-2 века н.э.).

Сажевые чернила (тушь) получали, растирая мелкодисперсную сажу с водой и клеем. В качестве клея в разных рецептурах исполь­зовали растительные камеди (вишневые, сливовые и т.п.); рыбий и животный клей; рисовые, ячменные, другие отвары. Позднее в тушь стали вводить вещества (казеин, шеллак), придающие тушевому тек­сту водостойкость [7, 8, 13, 14].

Содержащий сажу текст не выцветает на свету, устойчив к хи­мическим веществам. Позже эти свойства унаследовали все черные тексты, содержащие сажу или графит, в том числе современные ма­шинописные, карандашные, электрографические.

Однако тушь была неудобна в употреблении, плохо проникала в бумагу, часто давала нестойкий к истиранию текст. Водостойкость тушевых текстов была разной и зависела от свойств использованного клея, от характера носителя и даже от возраста написанного текста.

Железо-галловые чернила получали, добавляя в отвар галловых орешков раствор железного купороса[6]. Получались бесцветные чер­нила, которые на пергаменте или бумаге быстро темнели, давая гус­то-черный текст. Темнели чернила и при стоянии в растворе, образуя нерастворимый осадок. Чтобы избежать этого, чернила подкисляли доступной кислотой (уксусной, карболовой и т.п.).

Вероятнее всего, впервые железо-галловые чернила получили случайно, обнаружив окрашивание танниновых растворов при кон­такте с железом, но потом стали готовить целенаправленно.

Лучшие образцы железо-галловых текстов выдержали многове­ковое хранение: они нерастворимы в воде, устойчивы к выцветанию, износостойки.

Позднее, уже в 19 веке, выяснилось, что такой текст давали чер­нила, изготовленные при оптимальном соотношении таннина и же­леза (3:1). Например, при недостатке таннина быстро появлялся ры­жий оттенок за счет образования окиси железа (ржавчины). Достаточно быстро выцветал текст на щелочных бумагах.

Железо-галловые чернила, сильно подкисленные изначально, глу­боко проникали в бумагу, долго оставались черными, но разрушали но­ситель. Еще более сильное разрушение бумаги вызывали чернила с бо­льшим содержанием купороса, который гидролизовапся с образовани­ем серной кислоты. Поскольку рецептур чернил было множество, де­фекты железо-галлового текста разнообразны и встречаются в рукопи­сях, написанных в различных странах и в разное время [7, 8, 15, 16].

 

Копирование документов

В древности документы не только исполняли, но и копировали ру­кописным способом. Многие ценные источники древней культуры до­шли до нас не в оригиналах, а в виде неоднократно переписанных копий.

Наряду с этим, уже в 30-20 веках до н.э. умели получать оттиски на воске и глине с каменных, деревянных, других шаблонов (клино­пись шумеров). Текст знаменитого фестского диска[7] не только нанесен на глину специальными печатками с литерными знаками, но и засекречен шифром, который поняли лишь недавно (рис. 1).

В 7-8 вв. н.э. в Китае, Японии, а позже в Европе (15 в.) применя­лось факсимильное ксилографическое копирование рукописных книг. В 1440 г. появляется буквонаборное устройство, литеры, печатный ста­нок. Начинается эра книгопечатания. В 16-м веке рукописные книги окончательно вытесняются печатными, но рукопись почти до конца 19-го века остается основным способом исполнения документов [1].

 

Машинопись

Важным событием в истории бумажного документа стало появ­ление и быстрое распространение машинописи (1874 г.).

С самого начала в основу машинописного способа был положен принцип ударного литерного текстонанесения — букв, цифр, знаков, причем часто с использованием нескольких алфавитов[11].

Очень быстро появилась и копировальная машинописная бумага: с этого момента машинописные документы разделились по статусу на оригиналы (1 экз., — с ленты) и копии (2-5 экз., — с бумаг).

Представления о свойствах современной машинописи нельзя пе­реносить на прошлое [21].

Первые цветные и черные машинописные документы печата­лись, по существу, с чернильных лент, пропитанных водными рас­творами красителей, иногда с добавками мыла, глицерина, других веществ. Такой текст растворялся в воде, выцветал и в поведении был непредсказуем. В машинках «Иост» (1887 г.), например, приме­нялись пропитанные чернилами подушечки, которых касались удар­ные литеры. Растворимые в воде машинописные тексты встречаются в наших архивах даже в фондах 20-х годов 20-го века.

Постепенно рецептуры совершенствовались, в состав машино­писных средств стали вводить нерастворимые в воде цветные синте­тические лаки и пигменты: они выцветали медленнее, чем чернила. С 1925 года в некоторые отечественные черные рецептуры стали вводить сажу, но только с 1934 года сажа становится обязательным компонентом всех отечественных черных машинописных средств. Черные машинописные тексты с сажей не выцветают и не растворя­ются в воде.

Машинописные краски для лент и копировальных бумаг отли­чаются по составу: в первых больше масла, во вторых — воскоподобных веществ. Поэтому глубина проникновения краски в бумагу, устойчивость к истиранию и, соответственно, долговечность у пер­вого черного экземпляра машинописи в 30-40 раз выше, чем у чер­ных копий [22].

Машинопись не только превратила документ в массовый про­дукт. Именно она создала дефекты контрастности текстов. У руко­писных документов, особенно старинных, слабоконтрастный, плохо читаемый текст — это, как правило, следствие смывания или разру­шения текста в экстремальных условиях, на свету и т.п. Слабокон­трастный машинописный текст стал, наоборот, явлением частым, а в определенные периоды российской истории даже массовым. При этом главной причиной их появления была специфика исполнения машинописных документов. Позднее «дефект контраста» стал проявляться в той или иной степени у всех «машинных» документов, создаваемых с нарушением технологии.

 

Копирование документов

В первой половине 20 века для тиражирования документов чаще всего использовали аппараты трафаретной печати — ротаторы, ротопринты. Применяемые краски обеспечивали тексту водо- и свето­стойкость.

В 60-70-х годах появляется ксерокопирование. Текст наносился на бумагу с помощью специальных порошков (тонеров), содержа­щих сажу и термопластичный полимер. Закреплялся текст на бумаге тепловым способом. Он отличался водостойкостью, светостойкос­тью, но мог повреждаться при нагревании и при действии органиче­ских растворителей. Встречающиеся дефекты текста ксерокопий — осыпание или смазывание штрихов — являются, как правило, след­ствием нарушения режима термозакрепления.

Следует подчеркнуть, что реальная долговечность черных тек­стов на основе сажи или графита (свето- и водостойких) целиком за­висит от их износостойкости, т.е. от их устойчивости к физическому стиранию, смазыванию и т.п. По нашим данным [22], прочность та­ких текстов к истиранию в сравнительных единицах уменьшается в ряду: тушевой – 93; машинопись, 1 экз. – 88; текст ксерокса – 88; ксерокопии других аппаратов – 22-37; машинопись, 2 экз. – 4; ро­таторный – 2; карандашный чернографитный мягкий – 1[12].

 

Принтерные документы

К началу 90-х годов 20 века видовой состав бумажных архивных документов считался устоявшимся. В течение ста лет главной со­ставной частью документопотоков и, соответственно, архивных фон­дов была черная машинопись. Ее применение для создания докумен­тов гост и ро вал ось. В состав черных машинописных средств обязате­льно вводили сажу. Текст был свето-водостойким и достаточно из­носостойким. Свето-водостойкие тексты давали также средства по­лиграфии и множительная техника, в частности, ксерокопирование. Была достаточно хорошо изучена номенклатура, свойства, специфи­ка поведения на бумаге, механизм выцветания разных текстов, в том числе с учетом задач хранения и реставрации документов [22-25].


Однако в последнее десятилетие 20-го века ситуация с бумаж­ными документами вновь претерпела неожиданную трансформацию, причем на этот раз под влиянием быстрой компьютеризации обще­ственной жизни.

Известно, что быстрое распространение компьютеров, их много­функциональность привели к появлению и широкому применению компьютерных печатающих устройств – принтеров, позволяющих выводить информацию на бумажный носитель. Новая технология оказалась настолько удобной, что принтеры начали быстро вытес­нять традиционную машинопись.

Формально принтерные распечатки — это копии, но копии спе­цифические. В одних случаях их оригиналом является машиночи­таемый электронный вариант (дискета и т.п.), в других — промежу­точный, набираемый в режиме создания с клавиатуры экранный (дисплейный) вариант, а в перспективе — формируемый с голоса и корректируемый в звуковом режиме компьютерный вариант вре­менно существующего оригинала. Иными словами, многие принтер­ные распечатки, не имея исходного оригинала, сами будут играть роль оригинала.

Для принтерных документов характерны разные технологии по­лучения и, как оказалось, разные свойства текста, отличающиеся от свойств традиционной машинописи [25].

В современных принтерах чаще всего используется один из трех способов печати – матричный, струйный или лазерный.

Первый, матричный способ – это современная модификация традиционной машинописи. Текст наносится на бумагу через крася­щую ленту ударным способом. В первых моделях матричных прин­теров, как и в машинописи, применялся литерный принцип — крас­ка переносилась на бумагу в виде отдельных знаков. В современных моделях краска переносится с ленты на бумагу ударами тонких иго­лок (9-24 иглы на миллиметр). Любой штрих, таким образом, состо­ит из отдельных точек.

Точечное иглонанесение требует высокодисперсных красок, что нередко приводит к частичной или полной замене сажи в принтер­ных красках менее стойкими компонентами (красителями) и, как след­ствие, к уменьшению химической стойкости текста. Предваритель­ная проверка показывает, что черные матричные тексты выцветают на свету, т.е. радикально отличаются от светостойкой черной маши­нописи. Некоторые матричные краски, кроме того, растворимы в воде.

Принтеры второго типа — струйные — формируют на бумаге цветное или черное точечное изображение из мельчайших капель микронных размеров (11-16 капель/мм). В цветных принтерах используются картриджи с чернилами четырех цветов — черного, голубого, красного, желтого. Первый дает черный текст, а три других при разнокапельном нанесении обеспечивают цветную картинку любых оттенков. Контраст исходного текста может быть разным в зависимости от плотности нанесения точек, что регулируется режи­мом печати.

В принципе текст струйного принтера — это близкий аналог обычного рукописного чернильного текста, но с очень низкой кон­центрацией красителей, дискретно локализованных в точках.

В состав чернил входят кислотные синтетические красители. По­этому струйный текст многих принтеров смывается водой, боится химических веществ, выцветает на свету.

В принтерах третьего типа — лазерных — используется техно­логия сухой электростатической печати — ксерокопирования. Кра­сящие порошки (тонеры), из которых формируется изображение на бумаге, содержат сажу. Лазерный принтерный текст обычно свето- и водостоек и, с оговорками, износостоек. В современной лазерной технологии очень хорошо сбалансированы высокая дисперсность тонеров, изящество точечного текстонанесения и гладкость бумаги. Но на весах этого баланса' лежит очень важное свойство текста — его износостойкость. Напомним, что многие ксерокопии 60-80-х го­дов имели именно этот дефект — низкую износостойкость из-за ре­жима плохого термозакрепления. Однако в настоящее время лазер­ные тексты – лучший вариант текстонанесения в сравнении с мат­ричными и струйными. Важно и то, что лазерные тексты, получен­ные на принтерах разных фирм и поколений однотипны по своим свойствам.

Аналогами ксерокопий являются также документы телефаксов новых моделей, если они работают по лазерной технологии и испо­льзуют обычную бумагу. Однако чаще документы телефаксов хра­нить нельзя: текст печатается на специальной термочувствительной бумаге, уязвимой к действию тепла, химических веществ, механиче­ских нагрузок.

В последние годы в конкурентной борьбе разных принтерных технологий лидируют струйные и лазерные.

Можно ожидать радикального изменения состава бумажных документопотоков. Доля традиционной машинописи резко сократится, хотя этот способ тоже совершенствуется, используя электронные средства оперативной памяти, дисплейного наблюдения и корректи­ровки текста.

На смену машинописным документам придут принтерные, что может привести к изменению видового состава поступающей в архивы документации, к уменьшению долговечности архивных бу­мажных документов[13].

При этом отличить принтерные тексты разных видов трудно. Со­временная принтерная техника создает документы с внешним «пе­чатным» единообразием, но с любым неизвестным потребителю на­бором свойств.

Однотипная надежность черных машинописных документов 30-90-х годов прогнозировалась априори, современных черных прин­терных текстов — нет. Это создает серьезные трудности при приеме принтерных документов на архивное хранение и решать эту задачу можно пока лишь на основе точной информации от комплектующих организаций или прямыми испытаниями образцов. Осложняет про­блему и постоянная, быстрая смена поколений принтеров и средств принтерного текстонанесения [26].

На рубеже 20-21 веков бумажный документ меняет свойства и архивным организациям еще предстоит выяснить пути и последст­вия этих изменений.

 


Старение документов

Старение — это необратимое изменение свойств материалов и изделий при их хранении и использовании. Старение документов в архивных условиях протекает, чаще всего, как смешанный процесс при одновременном действии нескольких активных факторов: света, тепла, влажности, биологических вредителей, физических нагрузок, резких изменений условий среды и т.п. Важнейшую роль играет также т.н. «внутренний фактор» — совокупность материалов и ве­ществ, из которых состоит документ.

Задача правильного хранения — свести к минимуму действие ак­тивных факторов, уменьшить скорость старения, обеспечить доку­менту максимально возможный срок жизни (долговечность).

Факторы старения, их активность, границы действия известны. С учетом этих знаний формулируются требования к условиям архив­ного хранения документов (режимы) — основа правил обеспечения их физической сохранности.

2.2. Основные факторы старения и причины разрушения
документов

Свет

Свет — наиболее опасный и быстродействующий фактор, вызы­вающий разрушение бумаги и текста документов в любых условиях окружающей среды, в том числе при низких температурах и даже в инертном газе. Скорость светового старения возрастает при повы­шении влажности воздуха и в атмосфере, содержащей активные хи­мические вещества — кислоты, озон, окислы серы и азота. Доста­точная для разрушения документа доза светового облучения может быть получена не сразу, а постепенно, в разное время, от разных ес­тественных и искусственных источников. Бумага, картон переплетов и коробок, клеи желтеют на свету, теряют прочность, становятся хрупкими. Быстрее других разрушаются бумаги с древесной массой (газетные), с сильной проклейкой (писчие), а также окрашенные и загрязненные материалы. Свет обесцвечивает все цветные изображения: тексты, штампы, красочные миниатюры, фотоотпечатки и т.п. При освещении солнечным светом многие из них полностью вы­цветают за 50-200 часов. Особенно опасны для документов содер­жащие ультрафиолет излучения: прямой солнечный свет; солнечный свет, прошедший через оконное стекло, а также отраженный от бе­лых поверхностей (стен, потолка, оборудования и т.д.); свет ртутно-кварцевых, бактерицидных, некоторых люминесцентных ламп и мо­щных ламп накаливания. При равной освещенности люминесцент­ные источники света примерно в 3 раза опаснее, чем лампы накали­вания [27-29].

Хранение документов в темноте, защита от действия света явля­ются единственно эффективными мерами предотвращения светового старения. Мероприятия по световой защите должны осуществляться во всех помещениях и при любых видах работы с документами, а рабочая освещенность не должна превышать установленных норм.

 

Температура

Температура — один из важнейших показателей, характеризую­щих скорость темнового старения документов. Тепловая энергия ак­тивирует все химические реакции старения, протекающие с участи­ем веществ документа (целлюлозы, красителей, клеев и др.) и ве­ществ окружающей среды (кислорода и воды, агрессивных примесей воздуха).

Все химические реакции старения бумаги и текстов ускоряются в 2-3 раза при повышении температуры среды на 10°С.

Документы хранят обычно при комнатной температуре (около 20°): ее легче обеспечить, она удобна для использования документов и комфортна для человека. Однако необходимо помнить, что сниже­ние температуры хранения на каждый градус позволяет без каких-то иных затрат продлить срок жизни документов на 45-60 лет. Хране­ние при повышенных температурах (25—30°) не только уменьшает долговечность, но и изменяет некоторые свойства документов необ­ратимо. Температурный фактор регулирует скорость старения всех видов документов без исключения (бумажных, звуко- и видео, фотоматериалов и т.д.).

Влажность воздуха

Влажность воздуха — второй важнейший показатель условий темнового хранения. Ее выражают обычно в процентах (относитель­ная влажность, %). При хранении между документами и воздухом происходит постоянный естественный влагообмен. Он имеет очень важные последствия. Подчиняясь изменениям влажности воздуха, пористая структура бумаги постоянно «дышит». При этом меняются ее пористость, проницаемость для химических веществ и, как след­ствие, изменяется скорость процессов старения. Например, летом, только за счет повышения среднего уровня влажности документов, скорость выцветания цветных рукописных текстов увеличивается в 10-15 раз. С точки зрения сохранности наиболее безопасным счита­ется предел изменений относительной влажности 30-60-30% (нор­мальная, стабильная зона). В этой зоне бумага почти не реагирует на колебания влажности воздуха и ведет себя стабильно; свойства бу­маги, как материала, здесь наилучшие (наименьшая деформация; стабильность размеров; оптимальные гибкость и прочность; исклю­чается возможность плесневого поражения [30-31].

Пределы изменений относительной влажности воздуха 0-30-0% называют сухой, неблагоприятной зоной. Здесь бумага приобретает излишнюю жесткость и хрупкость в ущерб гибкости и эластичности. Документы чаще и легче повреждаются при нагрузках, при исполь­зовании.

Область изменений относительной влажности воздуха 60—100— 60% называют влажной, опасной для хранения зоной. Из-за силь­ного увеличения пористости особенно быстро протекает химическое старение бумаги и текста. Бумага становится вялой, волглой, усили­ваются деформации и силовые нагрузки по стыкам и краям листов, в корешках. Появляются благоприятные условия для развития плесне­вых грибов, а при высокой влажности — и для насекомых, сопутст­вующих плесневению.

Совокупность температурно-влажностных условий называют кли­матическим фактором, т.к. изменения этих условий в любых поме­щениях зависят от времени года и специфики климатических регио­нов страны [33-35].

 

Биологические вредители

Главные биологические вредители — плесневые грибы, насеко­мые – несут постоянную опасность быстрого, иногда массового разрушения документов [36-41].

Плесневые грибы способны развиваться и разрушать документы только в определенных климатических условиях. Плесневое пора­жение становится возможным при температуре 10-40°С и относи­тельной влажности выше 65-68%. С повышением влажности время, необходимое для развития плесени, сокращается от 120-150 дней (влажность 70-75%) до 5-30 дней (влажность 85-100%). Проветри­вание, вентиляция воздуха угнетает плесневые микроорганизмы, особенно при колебаниях влажности. Развиваются плесневые грибы из спор, всегда находящихся в воздухе, на предметах, на бумаге. Массовое скопление спор остается на материалах, ранее подвергав­шихся плесневению. Проросшие споры образуют мицелий — систе­му ветвящихся нитей — гифов, растущих в зависимости от условий со скоростью от 0,3 до 10—15 см в сутки. Мицелий распространяется по поверхности бумаги, прорастает между волокнами, механически разрывая и повреждая структуру материала. Но основное разруше­ние гриб осуществляет ферментативно, химически разлагая целлю­лозу, клей, вызывая слизеобразование, слипание, распад листов. У грибов — разрушителей бумаги — споры могут прорастать даже в воздухе насыщенном влагой (100%). Особенно бурное плесневение происходит в аварийных ситуациях, когда воздух насыщен влагой, на поверхности материалов и предметов появляется конденсат воды, а документы находятся в намокшем состоянии. В этих условиях в разных зонах влажности в процесс плесневения включаются разные виды грибов: ксерофилы (до 80%), мезофилы (80—90%), гигрофилы (90—100%). Легче и раньше других поражаются плесенью тряпичная бумага, корешки дел и материалы, проклеенные растительными и животными клеями.

При снижении влажности ниже критического предела (65%) пле­сень погибает, образуя в местах плесневения массовые колонии спор. Новое плесневение может начаться только при очередном ув­лажнении, причем вероятность повторного биопроцесса выше там, где концентрация спор больше [36-38].

Надежной защитой от плесневения является нормальный режим влажности в хранилищах, а эффективным средством прекращения плесневения – принудительное снижение влажности воздуха при одновременной вентиляции хранилищ.

Насекомые не являются специфическими архивными вредителя­ми и повреждают документы из-за отсутствия естественных для них источников питания (мука, зерно, пищевые продукты и т.п.). Важ­нейшими условиями профилактики и защиты от насекомых являют­ся поэтому: автономность архивного здания; удаленность и изоляция хранилищ от продовольственных, общественно-бытовых, складских помещений; устранение местных потенциальных источников биоза­ражения; перекрывание возможных путей попадания насекомых в здание и в хранилища.

Источниками постоянного или периодического появления насе­комых являются: поступившие в архив старые, ветхие, пораженные документы; бытовая тара, оставленная после перевозок в здании (ме­шки, ящики и т.п.); старая древесина перекрытий здания, захламлен­ные чердаки, подвалы, помещения здания; близко расположенные к зданию кустарники и деревья; гнезда птиц; загрязненность и запы­ленность помещений, не разобранные кипы документов, труднодос­тупные, «скрытые» места в хранилищах; редко открываемые шкафы, сейфы с материалами; близко расположенные общественно-бытовые, продовольственные помещения; остатки пищи в рабочих столах и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.099 с.)