Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития хорового искусства в России↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГОБУ СПО ВО «Воронежский музыкально-педагогический колледж Г.Г. Василевская ХОРОВЕДЕНИЕ Для специальности 050601/ 050130 Музыкальное образование Воронеж Г.
Хороведение: Учебно-методическое пособия для студентов педагогических колледжей / Авт.-сост. Г.Г. Василевская. – Воронеж: ВМПК, 2013. – 84 с.
Курс «Хороведение» –-один из ведущих в системе предметов дирижерско-хорового цикла. Он входит в блок дисциплин предметной подготовки. Цель курса – подготовка студентов к самостоятельной деятельности в качестве учителя музыки в школе, обладающего основными специальными знаниями, умениями и навыками в области хоровой музыки, необходимыми для практической работы с хоровым коллективом, развитие их исполнительского мастерства. В пособии в соответствии с требованиями программы курса раскрываются вопросы теории вокально-хорового искусства, а так же организации хорового репетиционно-исполнительского процесса, работы над хоровой звучностью и средствами художественной выразительности. В работе над пособием автор пользовался трудами известных хоровиков: П.Г. Чеснокова, К.Б. Птицы, В.И. Краснощекова, В.А. Самарина и других авторов. Данное учебно-методическое пособие адаптировано и предназначено для студентов педагогических колледжей. © Василевская Г.Г., 2013. © Воронежский музыкально- педагогический колледж, 2013. Вопросы по теме 1. Из каких атрибутов состоит христианский церковный обряд? 2. Что служило основным мелодическим материалом хорового пения в церкви? 3. Какой вид пения распространился в России в 17 – 18 веках? 4. Какие профессиональные хоры существовали в России на протяжении многих веков?
Жанры хорового исполнительства В хоровом пении принято различать два основных направления: академическое и народное. Наиболее распространенным направлением в профессиональном и любительском хоровом исполнительстве является академическое пение со всем многообразием школ и стилевых направлений. Академическое пение нельзя отождествлять с «академизмом», сыгравшем негативную роль на определенных этапах истории культуры. В этом способе пения есть некоторая канонизация и нормативность, вызванные необходимостью обнаружения и закрепления универсальных и художественно оправданных средств певческой технологии. «Академическое» в отношении к слову «пение» вовсе не означает догматическое, оторванное от жизни. Раскрывая сущность академического пения, С.Казачков писал: «Что же представляет собой в хоровом искусстве истинный академизм? Он предполагает одухотворенность, благородство вкуса, высокое совершенство формы и значительность содержания, приверженность традициям и вековому опыту искусства. Возникая как способ сохранения и упрочения тех или иных художественных явлений, достижений зрелости и совершенства, истинный академизм в то же время допускает в своих границах разнообразие стилей, индивидуальностей. Он с интересом относится ко всем исторически сформировавшимся творческим направлениям и стилям… Эта установка, естественна, отражается прежде всего в репертуаре, в котором находят свое место как шедевры прошлого, так и все истинно талантливое и живое, что создается вновь, что обращено к людям, рождено высоким помыслом… Всякая живая система, живой организм сочетают в себе две тенденции: сохранительно – консервативную и обновительно – революционную. Наличие в академическом хоре первой тенденции не мешает второй осуществлять свою развивающую функцию».
Академический хор 1.Для академического пения характерно многообразие школ и стилевых направлений. В этом способе есть некоторая нормативность средств певческой технологии. 2.Академическое пение сформировалось на фундаменте многовекового опыта вокального искусства и продолжает совершенствовать новые выразительные возможности. 3.Через академическое пение осуществляется связь времен и богатой истории отечественной и мировой музыкальной культуры. 4.Это универсальный способ межнационального взаимообогащения и обновления национальных традиций. 5.Академическое пение – это такая вокальная техника, которая создает условия наиболее интенсивного звучания голоса, его неутомляемость, яркость тембра и широту диапазона. 6.Академические хоры опираются на критерии профессионального музыкального творчества и исполнительства, выработанные музыкальными академиями. 7.Эти хоры исполняют произведения любой трудности, написанные композиторами, а также народные песни в переложении для академического хора. 8.Они (хоры) имеют большой диапазон. Поют округлым, «прикрытым» звуком. 9.Выступают под управлением дирижера. 10.Имеют постоянную концертную форму. 11.В таких хорах приблизительно равное количество голосов в партиях. 12.Расположение голосов – традиционное, постоянное – на специальных станках – подставках. 13.Поют в сопровождении фортепиано или симфонического оркестра. В зависимости от профиля исполнительской деятельности хоровые коллективы именуются капеллами, ансамблями песни и танца, оперными хорами и т.п. Капеллами называют концертные хоры академического направления профессиональные и любительские (Государственная академическая капелла им. М.И.Глинки г. Санкт – Петербург, Республиканская академическая хоровая капелла им. А.А.Юрлова г. Москва и другие). К академическому направлению относятся камерные хоры, существующие в различных городах России, учебные хоры музыкальных училищ, консерваторий, академий искусств, а также самодеятельные хоры, которые руководствуются теми же принципами хорового пения.
Народные хоры 1. Строят свою деятельность на основе местных певческих традиций. Этим определяется манера исполнения и разнообразие составов народных хоров. В каждой области существует своя манера звукообразования, на которую влияют музыкальный склад песни и особенности местного говора. 2. Главная роль в русских народных хорах принадлежит альтам в женской группе голосов и тенорам, баритонам – в мужской. 3. Манера пения близка к разговорной речи. 4. Звукоизвлечение более открытое, чем в академическом хоре (полуприкрытая манера пения). 5. Характерны такие исполнительские приемы: скольжение, «скаты», призвуки (народные форшлаги), красочная игра словом: растягивание слова на добавочные гласные, повторность слогов, разрыв слов, вставные междометия и др. 6. Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание. Но в разных областях оно варьируется: на Севере, в Московской области, на Волге, Урале, в Сибири поют округленным «узким», легким звуком. В центральных и южных областях – более открытым. 7. В народных хорах традиционно «верховодят» мастера – запевалы, импровизаторы, знатоки подголосочной полифонии, хранители местной музыкальной лексики и обрядов села. 8. Народные певцы поют в удобном для них регистре, в пределах октавы. У народных певцов связки смыкаются более плотно и в большей степени используется грудной резонатор. 9. Репертуар: песни куплетной и куплетно – вариационной формы, народные и написанные специально для народного хора композиторами. В основе – трехголосие с мелодико-полифоническим развитием каждого голоса (подголосочная полифония). 10.Состав в количественном отношении нестандартный, особый в каждом отдельном случае. Диапазон голосов более узкий чем в академическом хоре. 11.Важнейший признак: импровизационность, вариационность. Аккомпанемент: оркестр народных инструментов, баян, балалайка и другие инструменты. 12.Наличие народной хореографии. 13.Многообразие костюмов, характерных для данной местности. 14.Народные хоры поют без дирижера. Его заменяют либо солисты, либо наиболее опытные певцы хора, которые «ведут» песню. Наиболее известными народными коллективами являются: Государственный русский народный хор им. М.Е.Пятницкого, Северный русский народный хор, Воронежский русский народный хор и другие.
Оперные хоры Оперные хоры возникли в начале 17-го века в Италии. Своего расцвета они достигли в творчестве Д.Верди. Могучим источником прогресса оперно – хорового искусства стала русская классика (М.Глинка, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков, А.Бородин, П.Чайковский и др.) Специфика оперных хоров: сочетание хорового пения со сценическим действием, знание нотного материала наизусть, пение в сценических костюмах, соответствующих развитию художественного образа оперного спектакля. Манера пения – академическая.
Ансамбль песни и танца Это одна из широко распространенных форм хорового исполнительства. Название «ансамбль» в данном случае свидетельствует об объединении двух видов искусства – музыки и хореографии. К ансамблям следует причислить и некоторые русские народные хоры, включающие в себя хор, оркестр и танцевальную группу. В основе деятельности ансамблей, как правило, лежит пропаганда национального народного искусства.
Вопросы по теме 1. Назвать основные признаки академического хора. 2. Назвать основные признаки народного хора. 3. Главные отличия оперных хоров от других жанров хорового исполнительства. 4. Какие виды искусства объединяет жанр «Ансамбль песни и танца»?
Понятие о хоре Многие считают, что любая группа случайно собравшихся людей, поющих вместе, представляет собой хор. С точки зрения хороведческой науки это неверно. Такое исполнение можно назвать бытовым или массовым пением. В качестве же художественного коллектива хор должен обладать рядом специфических признаков. В методических пособиях по хоровому пению дается много различных определений понятия «хор». Наибольший интерес представляют определения известных хоровых дирижеров: П.Чеснокова, В.Соколова, К.Пигрова, В.Краснощекова. П.Чесноков – «Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выверенные нюансы». В.Соколов – «Хором в полном смысле этого слова можно назвать такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно – выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в исполняемом произведении». К. Пигров – «Хор – это организованный коллектив певцов, творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого – идейно – художественное и эстетическое воспитание народных масс». В этих формулировках выделены наиболее существенные и важные моменты для хора. Однако недостаточно ясным остается вопрос: чем хоровое пение отличается от других форм вокального ансамблевого исполнения? Хор – самый большой по количеству участников вокальный ансамбль. Но особенность хора не только в этом. Трио, квартеты, октеты – это ансамбли солистов: каждый певец исполняет самостоятельную голосовую линию. В хоре каждая голосовая линия исполняется не одним певцом, а группой певцов, поющих в унисон, то есть слитно, как один голос, совпадая по высоте тона, по ритму, по тембру, по громкости, по произношению слов. Унисонная природа хорового пения определяет своеобразие хорового звучания, особенности техники хорового исполнения. Движение хорошего унисона, слитности в звучании голосовых групп – отправной момент в работе с хором. Исходя из этого, В.Краснощеков дает следующее определение хора: «Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно – полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-эстетическому воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский «инструмент» хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов». В практике хорового пения существуют две формы исполнения: пение без сопровождения (а капелла) и пение с сопровождением. Принято считать пение без сопровождения высшей формой хорового исполнительства. Действительно, такое пение требует от хора большой культуры и технического мастерства. Самостоятельно, без помощи музыкального сопровождения хор должен выразить содержание исполняемого произведения. Но было бы неправильным судить о мастерстве и художественной зрелости хорового коллектива только на основании того, какой процент в его репертуаре составляют произведения без сопровождения, а также судить о степени трудности хорового произведения на основании того, написано оно без сопровождения или с сопровождением. В произведениях с сопровождением аккомпанемент значительно облегчает исполнение. Он помогает хору чисто интонировать, выдерживать правильный ритм, темп и т.д. Но главное значение аккомпанемента заключается не в этом. Аккомпанемент является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. В тех случаях, когда в аккомпанементе отсутствует самостоятельный образ и он в основном дублирует хоровую партитуру, произведение может быть исполнено без сопровождения, не потеряв при этом своих художественных качеств. Принципиальной разницы в работе над тем или иным видом хорового пения нет. Во всех случаях необходимо добиваться, чтобы хор пел чисто, выразительно, красиво, чтобы он мог спеть без аккомпанемента любое место произведения, даже если оно и не предназначено для исполнения без сопровождения.
Вопросы по теме 1. Определение понятия «Хор» (по П. Чеснокову). 2. Чем отличается профессиональный хор от любительского хора? 3. Чем хор отличается от ансамбля? 4. Формы исполнения в практике хорового пения (привести примеры из хоровой литературы). 5. Какие органы участвуют в процессе дыхания? 6. Где расположены голосовые связки и как происходит процесс звукообразования? 7. Назвать верхние и нижние резонаторы. 8. Какую функцию выполняет артикуляционный аппарат? Тип хора Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным. Хор, состоящий из голосов разных групп, называется смешанным. Существуют неполные смешанные хоры с отсутствием одной или нескольких хоровых партий. Певческие голоса делятся на 3 группы: женские, мужские, детские. Женский хор – это коллектив, богатый тембровыми красками, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном: фа малой – ля, си 2-й октавы. В хоровой практике чаще используется рабочий диапазон хора: соль – ля малой – фа- соль 2-й октавы. Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере. Крайние звуки диапазона используются редко, применяется как тесное, так и широкое расположение голосов, нередко встречается перекрещивание голосов, чаще в произведениях полифонического склада. Следует отметить, что профессиональных академических женских хоров нет, но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных учебных заведениях, на музыкальных отделениях педагогических колледжей и высших учебных заведениях. Произведения для женского хора: П. Чайковский «Без поры, да без времени», женские хоры из его опер «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», А. Никольский «Парус», цикл женских хоров П. Чеснокова, женские хоры из оперы А.Бородина «Князь Игорь», Д.Верди из оперы «Аида», Ж. Бизе из оперы «Кармен», Г.Свиридова из «Курских песен», литургии П. Чеснокова, А.Кастальского, Д.Бортнянского для женских голосов, Месса «бревис» ре – мажор Б. Бриттена, хоры В. Шебалина, С. Слонимского, М. Парцхаладзе, В. Тормиса и другие сочинения. Мужской хор – его звучание характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических оттенков. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Диапазон мужского хора: до большой – фа – соль 1-й октавы. Крайние звуки диапазона используются редко. Нижние звуки исполняются басами – октавистами, верхние – чаще всего фальцетом (фальцет – манера пения, при которой замыкание голосовой щели неполное: связки вибрируют только средними краями, резонируют полости надставной трубки). Для мужского хора характерно тесное расположение голосов. Эти хоры разнообразны по своему исполнительскому профилю: академические капеллы, народные мужские хоры, ансамбли песни и пляски. Мужские хоры в целом – явление довольно редкое, но в последнее время их количество стало заметно возрастать. Произведения для мужского хора: Д.Верди «Тише, тише» из оперы «Риголетто», А.Рубинштейн «Месть», С.Монюшко «Казак», П.Виардо «Две розы», А.Бородин хоры из оперы «Князь Игорь», А.Ведель «Покаяния отверзи ми двери», П.Чайковский «Вечер», «Что смолкнул веселия глас», В.Шебалин «Полынок», Р.Глиэр «Послание в Сибирь», М.Коваль «Ильмень – озеро», Л.Керубини «Реквием» и другие. Смешанные хоры – характеризуются наличием женских и мужских голосов. Эти коллективы обладают уникальными художественно – исполнительскими возможностями, которые выражаются в богатстве техники: от медленного хорально – органного распева до легкой виртуозности. Диапазон: ля контроктавы – до 3-й октавы. Смешанный хор может исполнять любые произведения гармонического и полифонического склада, имеющие богатую динамику и различные технические сложности. Смешанным хорам подвластно исполнение произведений самой различной сложности: от хоровых миниатюр до произведений крупной формы, ставших классикой мировой хоровой литературы: И.С. Бах «Магнификат», Месса си минор, Страсти по Матфею, В.А. Моцарт «Реквием», С.И. Танеев кантата «Иоанн Дамаскин», хоры на стихи Я. Полонского, В. Сахновский «Ковыль», Г. Свиридов «Патетическая оратория», «Курские песни», «Пушкинский венок», С. Рахманинов «Всенощное бдение», Литургия, «Колокола» и многие другие сочинения. Детский хор. Диапазон, выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями его состава. Произведения для детских хоров писали и пишут многие композиторы: Д. Перголези, А. Гречанинов, В. Ребиков, Д. Кабалевский, Т. Попатенко, Г. Фрид, Е. Тиличеева, Р. Бойко, В.Рубин, М. Парцхаладзе, А. Пахмутова, В. Тормис, Ю. Чичков, О. Хромушин и многие другие. (Подробная характеристика дана в разделе «Детский хор»). Вид хора Вид хора – характеристика исполнительского коллектива (или произведения) по количеству самостоятельных хоровых партий. По количеству голосов хоры бывают одноголосные, двух, трех, четырех и более. Унисонное изложение партитуры для смешанного хора встречается редко; чаще используется октавный унисон – в массовых песнях, в драматических кульминациях, в окончании произведений. Двухголосие в смешанных хорах - дублирование женских голосов мужскими. То же и в трехголосии. Четырехголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Существует прием, который называется «дивизи» (итал. – деление) – разделение хоровой партии на голоса, которые появляются эпизодически, не получая самостоятельного развития. Дивизи появляется при необходимости заполнения широких расстояний между голосами, введения недостающих ступеней гармонии, в целях создания дополнительных тембровых красок. Дивизи ослабляет силу звука, но придает звучанию хора компактность, разнообразие, красочность. Каждый из однородных хоров обладает не только особыми тембрами, но и исполнительскими возможностями: в женских хорах хорошо звучат произведения светлые, лирические, напевные, подвижные. В мужских хорах – произведения мужественного, героического характера, а также лирические произведения. В хоровой литературе встречаются многохорные произведения, написанные для двух и треххорных составов. Такие хоровые составы используются большей частью в крупных монументальных произведениях (оратория, месса, кантата, реквием). Например, заключительный хор из «Страстей по Матфею» И.С.Баха. В оперной литературе таким примером является хор «Славься» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин». Наряду с этими произведениями имеются двуххорные самостоятельные сочинения: С.Танеев «По горам две хмурых тучи…», «Увидал из-за тучи утес» и другие. Хоровые партии Основу хора составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется толь ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно – исполнительскими возможностями. Диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука. Для профессионального певца считается обязательным наличие в диапазоне голоса не менее двух октав. Диапазон голоса у певцов самодеятельных хоров обычно бывает несколько меньше и не превышает границы рабочего диапазона, т.е. наиболее употребительного для данного голоса. Иногда в диапазоне голоса участника самодеятельного хора недостает верхних или нижних звуков, при систематических и правильных занятиях диапазон голоса может быть расширен. В практике хорового пения под понятием «рабочий диапазон» партии подразумевается наиболее удобная по тесситуре его часть без нескольких крайних нот нижнего и верхнего регистров. В пределах рабочего диапазона каждой хоровой партии могут быть максимально использованы все многообразные возможности певческого голоса. Регистр певческого голоса – это последовательный ряд однородных звуков, которые воспроизводятся одним механизмом голосообразования, или часть диапазона голоса, находящаяся в определенных тесситурных условиях и отличающаяся своеобразной звуковой окраской. Высокие звуки диапазона называются верхним или головным регистром. Головное звучание более слабое, беднее тембром. Грудной регистр – это низкие звуки диапазона, звучание насыщенное, богатое по тембру. Кроме того, существует еще и смешанный (микстовый) регистр. Это переходный регистр между грудным и головным регистрами. Он характерен большей мягкостью по сравнению с грудным регистром и большей насыщенностью чем головной. В мужских голосах преобладает грудное звучание, в женских и детских – головное. На границе регистра находятся зоны звуков, на которых происходит перестройка голосового аппарата – переходные звуки. На этих звуках в связи с перестройкой механизма звукообразования голос становится более тусклым, а пройдя эту зону, звучит снова ярко, но уже в новой окраске. Вот как выглядит переходная зона у различных голосов хора: Сопрано – ми – фа 1-й октавы и ми бемоль – фа диез 2-й Альт – фа – фа диез 1-й октавы и до – ре диез 2-й Тенор – ми бемоль – фа диез 1-й октавы Бас – си бемоль малой – до диез 1-й октавы Мужские голоса имеют два регистра: грудной и фальцет. Женские голоса имеют три регистра: грудной, медиум, головной. Поэтому у мужских голосов одна группа переходных звуков, а у женских голосов – две. Следует помнить о том, что самыми удобными для правильного звукообразования будут звуки средней высоты, так называемые примарные звуки: сопрано – соль 1-й – до 2-й октавы; альт – ре 1-й – ля 1-й октавы; тенор – соль малой – до 1-й октавы; бас – до малой – соль малой октавы. Наиболее удобные звуки для детского голоса – ми 1-й – ля 1- й октавы. Тесситура. С особенностями звучания и работы голосового аппарата в разных регистрах связано понятие тесситуры. Тесситура – высотное положение ряда звуков мелодии по отношению к диапазону голоса, исполняющего эту мелодию. Тесситура может быть средняя, высокая и низкая, удобная или неудобная. Тесситура удобна, если высотное положение вокальной партии соответствует свободному, красивому звучанию голоса. Если же в процессе исполнения голос продолжительное время звучит напряженно, если художественно – выразительные и технические задачи в какой-то степени превышают естественные певческие возможности голоса на данном участке диапазона, тесситура считается неудобной. К тесситурным трудностям следует отнести длительное пение в верхнем регистре. В нижней части диапазона, особенно легких, высоких голосов, ограничены динамические и тембровые возможности. Исполнять на данном участке диапазона выразительный тематический материал или виртуозные технические фигуры трудно. Партия сопрано. Общий диапазон: до 1-й – ля, си 2-й октавы. Рабочим диапазоном следует считать ми – бемоль 1-й – ля 2-й октавы. Верхний регистр у сопрано яркий, сочный; для него характерна наибольшая сила выразительности и динамичности. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр – более приглушенный, немного рыхлый. Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос; она оказывает решающее влияние на общую звучность коллектива. Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Эта партия считается менее подвижной, чем сопрановая, хотя в хоровой литературе достаточно музыкальных примеров, где альтам поручается ответственная, весьма подвижная и выразительная мелодия. Альтовая партия отличается ровным, насыщенным звучанием на протяжении всего рабочего диапазона: фа, соль малой – до, ре 2-й октавы. Чтобы эта хоровая партия была ярка по тембру, ее надо комплектовать очень тщательно. В условиях художественной самодеятельности это сложная задача, т.к. настоящие низкие женские голоса встречаются редко. Поэтому в партию альтов зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона. Партия теноров. Ее общий диапазон: до малой – до 2-й октавы. Крайние звуки названного диапазона используются в хоровой литературе редко. Рабочий диапазон: до малой октавы – ля 1-й. Верхний регистр партии теноров звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком крайние верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Функции теноровой партии в хоре разнообразны: часто этой партии поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано, много примеров, когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения. Комплектование этой партии в условиях самодеятельности вызывает особую трудность, т.к. с одной стороны, тенора – довольно редкие голоса, с другой – не все тенора имеют развитый диапазон. Нередко в эту партию зачисляют баритонов, в диапазоне которых есть высокие звуки. Из-за слабого состава этой партии дирижерам хоров приходится делать переложения некоторых произведений, включенных в программу, для упрощения мелодической линии теноров. Партия басов составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент»; особенно ответственна роль этой партии в произведениях без сопровождения. Ее диапазон: ми, фа большой – ми, фа 1-й октавы. Рабочий диапазон: ми большой – ми 1-й октавы. Наиболее выразительно партия басов звучит в среднем и высоком регистре. Партию басов чаще, чем другие партии, делят на две группы: баритоны и басы. Баритоны особенно хорошо звучат в верхнем регистре, низкий регистр у них малозвучен. Басы – это голоса с сильным верхним регистром, плотной серединой и крепкими нижними нотами. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного – трех октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора, т.к. большое количество произведений без сопровождения могут исполнять лишь хоры с названной группой певцов. Их диапазон: фа, соль контроктавы – фа, ля малой октавы. Середина и верхний регистр октавистов тусклые и бесцветные, а вот низкий регистр звучит очень мощно и объемно.
Количественный состав хора По количеству исполнителей хоры разделяются на малый, камерный, средний, большой. Малый хор – 12 – 16 человек, т.к. в каждой партии должно быть не менее 3-х, 4-х участников. Певческий коллектив с количеством исполнителей менее 12 человек называется ансамблем. Камерный хор – 20 – 30 человек. Исполнительская манера его более всего приближается к традиционному, классическому, академическому пению. В камерном хоре могут исполняться многоголосные хоровые сочинения, но он лишен глубокой хоровой краски. У камерного хора по сравнению со средним или большим смешанным хором несколько ограничены динамические возможности. Средний хор – 30 – 70 человек. Большой состав – 70 – 80 человек и более. Дальнейшее увеличение певческого состава хора не способствует улучшению его исполнительских качеств. Хор утрачивает гибкость, подвижность, ритмическую и дикционную отчетливость, ансамбль становится расплывчатым, тембр партий менее интересным. Для выступлений на праздниках песни создавались и создаются объединенные хоры из профессиональных и самодеятельных коллективов. Число участников таких хоровых массивов колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Для таких коллективов обычно подбирают не очень сложные, «броские», «плакатные» произведения. Количественный состав хора не может не влиять на творческую и исполнительскую деятельность коллектива. От этого зависит выбор репертуара по степени трудности и по содержанию. Малому составу недоступны произведения крупной формы с использованием широкого диапазона. Средний состав обладает широкими возможностями творческой и исполнительской деятельности. Ему доступны произведения крупной формы, сложной фактуры, с разнообразным содержанием и тонкой выразительностью. Большой состав с высоким профессиональным уровнем певцов не ограничен в своих творческих возможностях. Он может исполнять сложные, двух – треххорные сочинения. Но при любом количестве голосов в хоре надо уделять большое внимание росту музыкальной и певческой культуры исполнителей. Расстановка хора Существуют различные способы расстановки хора. Целесообразнее располагать хор в виде полукруга, т.к. при этом достигается наиболее концентрированное звучание и оптимальный контакт руководителя с певцами. Смешанный хор Т2 – С2 – А2 - Б2 А2 – С2 – Т2 – Б2 Т2 - Б2 Т2 – С2 – А2 – Б2 А2 – С2 – Т2 – Б2 Т1 – Б1 Т1 – С1 – А1 – Б1 А1 – С1 – Т1 – Б1 С2 – С1 – А1 – А2 Т1 – С1 – А1 – Б1 А1 – С1 – Т1 – Б1 С2 – С1 – А1 – А2
Мужской хор Б1 – Б2 Т2 – Б2 Т1 – Т2 Т1 – Б1 Женский или детский хор С2 – С1 – А1 – А2 С2 – С2 – А2 – А2 С2 – С1 – А1 - А2 С1 – С1 – А1 – А1
Возможны и другие варианты расстановки хоровых коллективов.
Вопросы по теме 1. Чем отличается женский хор от мужского? Привести примеры произведений, написанных для таких составов. 2. Рассказать о художественно – исполнительских особенностях смешанного хора. Привести примеры произведений для смешанного хора. 3. Какие виды хора встречаются в хоровой литературе и исполнительской практике? 4. Что такое диапазон голоса? 5. Охарактеризовать регистры певческого голоса. 6. С чем связано понятие «тесситура» в хоровом сочинении? 7. Дать характеристику партии сопрано. 8. Дать характеристику партии альтов. 9. Дать характеристику партии теноров. 10. Дать характеристику партии басов. 11. Классический состав голосов в малом, камерном, среднем и большом хоре. 12. Рекомендации по расстановке академического хора.
Детский хор Значение хорового пения в музыкально – эстетическом воспитании детей огромно. Хоровое пение является широкой и массовой школой детского воспитания. Замечательной традицией отечественной хоровой культуры было пение с детских лет в хорах. Известно, что все стороны музыкального образования народа, весь рост хорового искусства зависит от уровня развития детской певческой культуры. Систематическое хоровое пение воспитывает интерес к песне, к музыке, прививает детям хороший художественный вкус. Дети получают от пения эстетическое наслаждение, расширяется возможность проявления их творческих способностей. В процессе хорового пения ведущую роль играет формирование и развитие музыкально – слуховых представлений, без которых невозможна никакая музыкальная деятельность, развиваются слух, память, ритм и осуществляется общее музыкальное развитие. Хоровое пение содействует подготовке культурных слушателей и ценителей искусства. Велика роль хорового пения как массового, коллективного исполнения художественного произведения. Дети познают радость творчества. Нет более верного пути для приобщения детей к искусству. Через хоровое пение осуществляется связь времен в богатой истории отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Начиная с 30-х годов 20-го века в России создавались детские внешкольные хоровые коллективы: во дворцах пионеров, в хоровых студиях, хоровых школах, на Радио и Телевидении. Дети не только пели в хорах, но и обучались музыкальной грамоте, игре на различных музыкальных инструментах. В конце 20-го века стало развиваться новое направление – детские фольклорные ансамбли. Их задача – воспитание любви к народной песне, возрождение ее национальных истоков: манеры пения, репертуара, движения. Кроме того на народной песне формируются навыки пения без сопровождения, многоголосие, подголосочная полифония, многожанровость песен, эмоциональность их исполнения.
Создание школьного хора 1. При создании школьного хора для хормейстера следует определить, какого возраста дети будут петь в нем и в каком количестве. 2. Со стороны администрации школы: предоставление условий для занятий – помещение, инструмент, расписание и т.д. 3. Реклама: в классах, на родительских собраниях, на местном радио, афиши, объявления и т.д. 4. Если хор уже был, то продолжить занятия – сохранить коллектив. 5. Желательно, чтобы хоров было несколько, учитывая возрастные особенности детей. 6. При наборе нового коллектива надо каждого ребенка прослушать и в специальный журнал внести данные, характеризующие музыкальный слух, ритм, память, характеристику голоса, его диапазон. 7. На первоначальном этапе в хор принимают самых способных, перспективных детей. 8. Впоследствии хор можно пополнять новыми певцами. 9. Количественный состав хора: 30 – 40 человек. 10. Если есть дети со слабым слухом, нечистой интонацией, маленьким диапазоном, то сажать их нужно между способными детьми («хоровая прививка»). 11. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. 12. Учебно-воспитательная работа строится на основе общих задач воспитательного процесса в школе. 13. Концертная деятельность разнообразна: от выступлений в школе до участия в различных конкурсах и фестивалях. 14. Культурно-массовая работа: организация отдыха детей, организация праздников, походы в театры, на концерты и т.д.
Хор младших классов Голоса детей (7 – 10 лет) характеризуются особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца у них развита слабо. Грудное резонирование практически отсутствует. Рабочий диапазон колеблется между ре 1-й – ре 2-й октавы. Наиболее удобные (примарные) звуки ми 1-й – ля 1-й октавы. Задач
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.014 с.) |