Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы вокально-хоровой техники

Поиск

Вокально-хоровые навыки: певческая установка, певческое дыхание

Певческая установка

Хоровое воспитание должно начинаться с важного организующего момента – с певческой установки. Правильная певческая установка готовит детей к серьезной, активной работе. Обычно все репетиции проводятся сидя, а распевание и исполнение выученных произведений – стоя. Независимо от этого, положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным. Во время пения не должно возникать каких – либо мышечных зажимов в корпусе, руках, ногах, шее. Голову надо держать прямо. Поднятый вверх подбородок может стать причиной зажатого звука, однако и низко опущенный подбородок ограничивает движение челюсти и может плохо отражаться на качестве звука. Мускулатура лица должна быть свободна, ненапряженна. Свободное лицо, рот, мягкий подбородок, освобожденная, незажатая нижняя челюсть – необходимые условия правильного голосообразования. На характер звука влияет мимика, которая должна отражать состояние певца, его отношение к исполняемому произведению. На правильную певческую установку следует обращать внимание, т.к. от нее во многом зависит успех всей вокальной работы.

Певческое дыхание – важный компонент певческого процесса. Хорошее владение дыханием при пении значительно расширяет возможности раскрытия художественного образа исполняемых произведений.

Из всех существующих типов дыхания наиболее полезным и естественным является грудобрюшное или смешанное.

Певческое дыхание состоит из трех элементов: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Все они очень важны. Но самый главный момент в процессе пения – выдох. Вдох должен быть активным, но спокойным. Вдыхать надо через нос. При быстрых темпах можно дышать через нос и рот одновременно. После вдоха дыхание на мгновение задерживается. Именно в этот момент происходит смыкание голосовых связок, которые преградят путь выдыхаемому воздуху. Мгновенная задержка дыхания способствует плавному выдоху и позволяет хору одновременно начать исполнение. Вдох играет большую роль, т.к. от его характера зависит ровность звуковедения, яркость, плотность атаки звука и т.д. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. Жесткое, напряженное дыхание рождает жесткий и напряженный звук.

Выдох всегда длиннее чем вдох. В этом заключается особенность певческого дыхания. Выдох должен соответствовать длительности певческой фразы. «Искусство дыхания – искусство выдоха» (В.Краснощеков).

В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности атаки звука и вступления. Необходимо единообразие подачи дыхания, его объем. Возобновление дыхания всеми певцами должно производиться в установленные и отмеченные в партиях моменты. Они обычно совпадают с границами построений, фраз, с цезурами в тексте, паузами.

Однако, бывают фразы, построения, которые более продолжительны, чем возможности нашего дыхания. В этих случаях применяется так называемое цепное дыхание, при котором смена дыхания певцами партии производится не одновременно, а раздельно. При цепном дыхании два соседних певца делают вдох в разное время и каждый из них не должен менять дыхание на границах фраз. Лучше это делать на длинных нотах. После вдоха певец незаметно «подключает» свой голос к звучанию партии, не нарушая гласной и не усиливая силы звука. Этот прием обеспечивает непрерывное звучание хора в течение продолжительного времени.

Атака звука – это степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения. Различают три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная.

При твердой атаке голосовая щель плотно замыкается перед началом звука и затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Звук при этой атаке очень яркий, насыщенный. Мгновенность начала способствует точности интонации.

При мягкой атаке голосовые связки, сближаясь, смыкаются неплотно в самый момент начала звука, а не перед ним. Эта атака обеспечивает спокойный, плавный звук, интонационную точность и наилучший тембр.

Придыхательная атака образуется при неполном смыкании связок, т.е. после начала выдоха. В результате чего перед началом звука образуется короткое придыхание в форме согласной «Х». Этот вид атаки употребляется лишь эпизодически для создания определенной окраски звука. Чаще всего придыхательная атака свидетельствует о болезни горла, о вялости связок, о слабом, малоактивном вдохе и выдохе.

В детском хоровом пении применяются мягкая и твердая атака звука. Основу составляет мягкая атака. Но, учитывая то, что у детей голосовой аппарат инертен, целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. При этом нужно следить, чтобы звонкое, активное пение не переходило в форсированное звучание.

Независимо от характера примененной атаки необходимо соблюдать следующие условия певческого звукообразования:

1) группа вступающих голосов пользуется однотипной атакой звука;

2) перед атакой звука нужно мысленно его представить;

3) звук с самого начала своего зарождения должен обладать всеми качествами: иметь точную высоту, силу и тембр, чистую форму гласной. При атаке звука не должно быть «подъездов» и шумовых призвуков.

Приемы звуковедения

В хоровом пении значительное место занимают приемы звуковедения – штрихи. Эти приемы определяются характером музыки, особенностями ее фактурного изложения. Существуют четыре приема певческого звуковедения.

Legato – означает плавно, связно. Этот прием является основополагающим для певцов – на его базе вырабатываются все другие приемы звуковедения. Петь legato – незаметно переходя от звука к звуку, как бы переливая голос из звука в звук, сохраняя на одном уровне силу всех звуков мелодии, постепенно равномерно усиливая их или филируя. Легче всего legato удается на пении гласных звуков, труднее – с текстом, где много твердых согласных. Главное правило: короткое, ясное, мягкое произношение согласных, максимально длиннее петь гласные. При этом гласные должны формироваться у певцов единообразно (в целях чистоты интонации).

Staccato – отрывисто, прямо противоположно legato. Обозначается точкой, стоящей над нотой. Исполняется очень коротко, остро, звуки отделяются друг от друг цезурами, т.е. короткими паузами. Пение staccato осуществляется без возобновления дыхания. Как и при legato, вдох делается на границах фраз. Поток коротких стаккатных звуков должен составлять единую линию. Исполняется на мягкой атаке звука. Голос должен звучать упруго, легко, светло, но не громко. Согласные с конца слога (если они есть) переносятся к началу следующего слога. Этот прием используется в подвижных, шуточных произведениях или с целью звукоизобразительности.

Non legato – буквально – не легато, не плавно, не связно. Этот штрих состоит как бы из элементов двух предыдущих: некоторое подчеркивание каждого звука мелодии (как staccato), но при этом нельзя допускать нарочитости акцентов, т.е. исполнять мелодию надо на основе непрерывности, не делая цезур. Штрихом non legato исполняются произведения в подвижном темпе, когда следует передать характер взволнованности или особую значительность подчеркиванием каждого слога текста. При пении non legato нужно обращать внимание на фразировку, чтобы не было пения «по слогам».

В произведениях маршевого характера часто используется штрих marcato – подчеркнутое, акцентированное исполнение. Но при исполнении этого штриха нужно обращать внимание на построение фраз.

Все приемы звуковедения опираются на умение певцов правильно дышать. При звуковедении legato нельзя снимать звук с дыхания. А при пении staccato дыхание как бы слегка ослабляется. Но мышцы, удерживающие дыхание, всегда должны быть активны.

Очень важным навыком в пении считается владение состоянием «зевка». «Зевок» вызывает свободное, расширенное состояние глотки и приподнятое положение мягкого неба. Это означает готовность голосового аппарата к процессу пения. «Зевок» ощущается при вдохе и сохраняется на протяжении всего процесса пения.

Определить состояние «зевка» у певцов хормейстер должен по слуху: если пение тусклое, звук не летит, прижат, значит «зевок» недостаточен или вообще отсутствует. Но нельзя делать «зевок» утрированно глубоким – это придает звуку «гортанное», глоточное, задавленное звучание. Работать над ощущением «зевка» следует на небольшой динамике, при умеренном посыле дыхания, пока это не станет рефлекторным. И только после этого можно расширять его возможности.

 

Вопросы по теме

1. Что такое певческая установка?

2. Элементы певческого дыхания.

3. Виды певческой атаки. Привести примеры из репертуара хорового класса.

4. Основные приемы звуковедения, используемые в хоровой практике. Привести примеры из репертуара хорового класса.

ДИКЦИЯ В ХОРЕ

Дикция и орфоэпия. Донесение до слушателя поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора – произношения гласных и согласных – и орфоэпии – соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии.

Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое.

Певческое произношение ближе к сценической речи, однако, между ними есть существенное различие. Голос в речи характеризуется быстрым глиссандо, неустойчивостью отдельных тонов, рефлекторными «модуляциями». В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в разговорной речи и подчинено требованиям музыки.

Специфика певческой дикции заключается в нейтрализации гласных, продолжительном выдерживании звука на гласных, произношении их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования, чем в речи; в быстром произношении согласных с отнесением их внутри слова к последующему гласному.

Характер певческой дикции при неизменном соблюдении четкости произношения зависит от характера музыки, содержания произведения, его образности.

В русском языке 5 основных гласных: а – о – у – э – и, 4 йотированных – я – ё – е – ю и ы, который рассматривается в фонетике, как и дальнего образования. Йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных, перед которыми добавляется полугласный звук й. Звук этот произносится очень коротко, после чего четко артикулируется основной гласный.

Распетые гласные всегда должны звучать фонетически ясно и чисто. Редуцированное, приближенное к речевому произношению гласных допускается на коротких длительностях в скорых темпах. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные а и э ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное о в большинстве случаев произносится как а, кроме слов иностранного происхождения. Безударное я произносится как «яе» («гр яе да, пам яе ть»), но на конце слова всегда должно звучать чисто. Произношение безударного е с примесью и, принятое в разговорной речи, в пении допускается лишь на очень кратких длительностях. В большинстве случаев редукция гласной е в пении решается динамическим ослаблением этого звука.

Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное о в этом случае произносится как ясное а. Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносится слитно. На стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте, поются раздельно.

Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные – м, н, л, р – звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.

Шесть первых согласных русского алфавита – звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие; в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твердо и смягченно. Каждому из твердых и смягченных звонких согласных звуков соответствует твердый и смягченный согласный звук. Сонорные все смягчаются, но парных глухих не имеют. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.

Таким образом, фонетический ряд согласных звуков следующий:

звонкиеб, «бь», в, «вь», г, д, «дь», ж, «жь», з, «зь», м, «мь», н, «нь», л, «ль», р, «рь»;

глухиеп, «пь», ф, «фь», к, т, «ть», ш, щ, с, «сь», ц, х, ч.

Полугласный звук й относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении.

Вот лишь некоторые приемы произношения согласных в связи с наиболее часто возникающими в хоровом пении ошибками.

Звонкие согласные (одиночные или парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими соглавными звонкие также «оглушаются»:

Глушь и снег… (Глушь и сне к…) Дождь идет (До щщ идет)

Зубные (д, з, с, т) согласные перед мягкими согласными смягчаются: дь венадцать, ка зь нь, го сь ть, ве ть вей.

Н, нн перед мягкими согласными произносятся мягко: стра нь ник. Н перед л обычно произносится твердо или полумягко: со н ливый.

Ж и ш перед мягкими согласными произносятся твердо: пре ж де, ве ш ние.

Удвоенное ж в сценической речи и в пении обычно смягчается: «Ну жу жьжь и скорей».

Возвратные частицы ся и сь произносятся твердо и прикрыто, как са и с.

В ряде слов сочетания чн, чт произносятся как шн, шт: конечно – коне ш но, скучно – ску ш но, скворечник – скворе ш ник, что – ш то, чтобы – ш тобы.

Ч и н, разделенные гласными, произносятся как ч и н: путь мой ску ч ен.

В сочетании стн, здн, т и д не произносятся: грустно – грус н о, поздно – поз н о.

Сочетания сш и зш в середине слова и на стыках с предлогом произносятся как твердое долгое ш: бесшумно – бе шш умно, а на стыке двух самостоятельных слов – как написано: «произнес ш епотом».

Сочетания сч и зч уподобляются долгому щ: счастье – щщ астье, исчез – и щщ ес, извозчик – изво щщ ик.

В разговорной речи иногда встречаются просторечия, местные говоры, профессионализмы. В пении такое произношение не должно иметь место, кроме тех случаев, в основном прямой речи, когда стилизация предусматривается содержанием произведения.

Работа над словом в хоре всегда соединяется с другими задачами хоровой звучности – с ансамблем, строем, темпом, ритмом и др. Необходимыми условиями успешной работы в этой области хорового пения является владение певцами навыками единообразной артикуляции, единообразной манерой произношения гласных и согласных звуков. «Пение производится на гласных, но слово делает согласная» (Н.М.Данилин). А.А.Архангельский советовал в первое время работы над произведением произносить текст с некоторой резкостью, чтобы исключить вялое произношение слов.

Главный принцип вокального произношения слова заключается в том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились бы в самый последний момент. Согласные в конце слога или слова переносятся к следующему слогу: «Не шу – мшуми – тне – гро – мгре – мит» (Р.Корсаков «Татарский полон»). При исполнении длинных нот, их рекомендуется дробить на мелкие длительности на одной гласной.

Часто встречается такой недостаток в пении, как «выпадение» последней согласной в конце фразы: («Одиноко он стоит») - окончание слова на глухую согласную должно произноситься мягко, но достаточно ясно.

Тесситурные условия и сила звука корректируют качество интонирования гласных. В высокой тесситуре слова произносить труднее, чем в средней, – важен не только согласный звук, но и гласная, на которой этот звук произносится: особенно у сопрано и теноров на верхних нотах; там чаще всего они изменяются. Лучшие условия для произношения текста – умеренная сила звучности. Произношение слов в тихой динамике – тоже достаточно трудно, поэтому при пении в динамике piano должна быть хорошая опора на дыхание и ясная артикуляция.

При исполнении произведений в быстрых темпах рекомендуется облегчать и уменьшать силу звука, легко и «близко» произносить слова, с минимальным движением артикуляционного аппарата. При пении восьмых длительностей иногда требуется скандировать слова, акцентировать каждый слог (М.Глинка «Попутная песня»). В драматических произведениях слова произносятся значительно, при более «крупной» артикуляции. В целях достижения четкой дикции некоторые руководители хоров требуют от певцов утрированного произношения согласных. Это требование хорошо для произведений маршевого характера, патриотических песен, но если этим же руководствоваться при исполнении лирических произведений, то сразу же будет искажен характер музыки, т.к. сочинения спокойного, лирического характера требуют более мягкой дикции.

При работе с хором особое внимание следует уделять логическому осмыслению литературного текста. В хоровых произведениях иногда поэтическая фраза может состоять из нескольких музыкальных фраз, т.е. может быть разделена паузами, или - наоборот, две поэтические фразы объединены в одну музыкальную. В подобных случаях музыкальное движение должно логически развиваться к главному слову литературного текста.

 

Вопросы по теме

1. Классификация гласных и согласных звуков.

2. Особенности формирования гласных.

3. Приемы произношения согласных при пении.

4. Приемы работы над поэтическим текстом в хоровом произведении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.130 (0.01 с.)