Практическая работа со школьным хором 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа со школьным хором



План работы школьного хора включает следующие разделы:

1. Организационная работа.

2. Воспитательная работа (темы лекций, бесед, посещение концертов и т.д.).

3. Учебная работа (темы по изучению музыкальной грамоты, вокально – хоровые навыки, слушание музыки, ритмика и т.д.).

4. Работа над исполняемым репертуаром.

5. Концертные выступления.

Хоровые занятия всегда следует начинать с распевания. Распевание организует участников хора перед началом работы над программой, настраивает их, способствует привитию вокально – хоровых навыков, развивает певческий аппарат. Упражнения для распевания хора необходимо тесно связывать с задачами данного занятия. Они зависят от характера исполняемого репертуара. Не следует увлекаться большим количеством упражнений – полезнее совершенствовать звучание хора на постоянных упражнениях с добавлением новых. При пении упражнений надо обращать внимание на дыхание, высокую позицию, сохранение строя и ансамбля при различной динамике, агогике, тесситуре. При распевании, выполняя технические задачи, нельзя забывать о развитии художественного мастерства учащихся.

Прежде чем приступить к разучиванию произведения, хормейстер проводит с хором беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления с музыкальным содержанием произведения могут быть различными. Можно использовать грамзапись или сам хормейстер должен напеть основные мелодии в сопровождении фортепиано. Чтобы у участников хора сложилось правильное впечатление о новом произведении, следует играть хоровую партитуру со стремлением максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности, на предельном legato, с опорой на звучание нижнего голоса при равноценном воспроизведении других партий. Партитура должна исполняться наизусть. На начальном этапе разучивания можно пользоваться инструментом, т.к. он помогает освоению музыкальной фактуры произведения, дает возможность певцам лучше ощутить ладо – тональный план и гармонию. Но пользоваться инструментом следует осторожно, потому что это не способствует музыкальному развитию певцов и превращается в этом случае в скучный процесс «натаскивания», не имеющий ничего общего с музыкально – воспитательными задачами. Самым активным способом является сольфеджирование партией своей мелодии по нотам. Эта форма разбора нового произведения предусматривает определенную степень грамотности и опыта у певцов. Каждый хор должен стремиться овладеть этим навыком. Поэтому разучивание должно сразу же вестись по нотам, независимо от того, в какой мере все певцы знают нотную грамоту и могут сольфеджировать. В хоре всегда есть певцы, умеющие петь по нотам. Это опорное звено, главные помощники хормейстера. Во время исполнения руководителем хора партитуры произведения на инструменте певцы могут следить по партиям за движением своего мелодического голоса. Этот прием способствует развитию внутреннего слуха.

Во время репетиции не рекомендуется говорить с детьми после вокального показа или после того, как задан тон, нельзя злоупотреблять показом вокальных ошибок детей, нельзя длительное время держать партию в неудобных тесситурных условиях. При интонировании трудных интервалов надо помнить, что правильное формирование гласных помогает найти нужную интонацию и тембр звучания. Наиболее приемлемые нюансы при разучивании – mp и mf, т.к. при этой динамике голоса звучат естественно, без напряжения. Чтобы преодолеть ритмические трудности, нужно осуществлять дробление основной доли на более мелкие счетные единицы сначала утрированно, явно, затем с внутренним ощущением долевого наполнения. Это помогает ощутить внутридолевую пульсацию, кроме того, этот прием способствует активизации дыхания, делает звук более насыщенным, объемным. Одним из наиболее распространенным приемом является пение на слоги – вокализация. При этом слоги с гласными и, ю способствуют нахождению высокой позиции, слоги с гласными а, я освобождают нижнюю челюсть, слог ку приближает звучание к губам, слог лё придает округленность, пение с закрытым ртом помогает снять горловое звучание. При работе над текстом необходимо выяснить функциональную роль каждого хорового голоса. В тех случаях, когда голос не несет смысловой нагрузки (гармонический фон), текст нужно убирать, делать его более «размытым». Этим же приемом можно пользоваться при переходе от пения на слоги или с закрытым ртом к пению с текстом. При разучивании произведения большую помощь в показе звуковысотности, ритма, темпа, динамики оказывает использование вспомогательного, «рабочего» жеста, а также умение одной рукой исполнять мелодию той или иной партии на инструменте, а другой управлять хором.

В процессе репетиции важно найти правильный тон общения с хором. Он должен быть корректным, вежливым, требовательным. Руководитель хора должен помнить о гигиене певческого голоса, для чего необходимо репетировать фрагменты высокой тесситуры, транспонируя их в более низкую тональность. Главное – каждая остановка хормейстером исполнения должна иметь причину, а каждый повтор трудного места – определяться конкретной задачей. Хоровому дирижеру нужно уметь мгновенно определять вокально – хоровые ошибки и, не останавливая коллектива, в процессе исполнения устранять их.

 

Вопросы по теме

1. Основные разделы анализа хорового произведения.

2. В чем заключается самостоятельная работа дирижера над хоровой партитурой?

3. Основные этапы работы над хоровым произведением в детском хоре.

 

 


Литература

Основная

1. Самарин В. Хороведение / В.Самарин. – М.: Академия, 2000. – 193 с.

 

Дополнительная

1. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре / К.Виноградов. – М.: Музыка, 1967. – 113 с.

2. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения / В.Живов. – М.: Музыка, 1987. – 127 с.

3. Живов В. Теория хорового исполнительства / В.Живов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 270 с.

4. Краснощеков В. Вопросы хороведения / В.Краснощеков. – М.: Музыка, 1969. – 173 с.

5. Краснощеков В. Основы управления хором / В.Краснощеков. – М.: Музыка, 1982. – 155 с.

6. Лащенко А. Хоровая культура / А.Лащенко. – Киев: Музычна Украина, 1989.- 113 с.

7. Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре / Хоровое искусство. – Ленинград: Музыка, 1967. – С. 21-27 с.

8. Соколов В. Работа с хором / В.Соколов. – М.: Музыка, 1983. – 153 с.

9. Соколов В. Хороведение / В.Соколов. – М.: Советская Россия, 1971. – 139 с.

10. Струве Г. Школьный хор / Г.Струве. – М.: Просвещение, 1981. – 171 с.

11.Чесноков П. Хор и управление им / П.Чесноков. – М.: Музыка, 1961. – 317 с.

12.Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом /Л.Шамина. – М.: Музыка, 1988. – 173 с.

13. Усова И. Хоровая литература / И.Усова. – М.: Музыка, 1988. – 159 с.

 

 

 


 

Содержание

История развития хорового искусства в России……………………….  
Жанры хорового исполнительства……………………………………...  
Академический хор………………………………………………………  
Народные хоры………………………………………………………….  
Оперные хоры…………………………………………………………...  
Ансамбль песни и танца…………………………………………………  
Хор как вокальная организация  
Понятие о хоре…………………………………………………………..  
Голосовой аппарат и принципы его работы………………………...  
Тип хора………………………………………………………………….  
Вид хора…………………………………………………………………..  
Хоровые партии………………………………………………………….  
Количественный состав хора…………………………………………..  
Расстановка хора…………………………………………………………  
Детский хор………………………………………………………………  
Создание школьного хора……………………………………………..  
Детские голоса, их характеристика……………………………………  
Хор младших классов…………………………………………………..  
Средняя группа хора……………………………………………………..  
Мутация…………………………………………………………………..  
Хор старших классов……………………………………………………  
Смешанный хор школьного типа…………………………………….  
Хор мальчиков…………………………………………………………...  
Распевание в детском хоре…………………………………………….  
Вокальная работа в детском хоре…………………………………….  
Недостатки в детском хоровом пении……………………………….  
Элементы хоровой звучности………………………………………….  
Ансамбль в хоре………………………………………………………..  
Строй в хоре…………………………………………………………….  
Условия сохранения строя в хоре…………………………………….  
Элементы вокально-хоровой техники…………………………………  
Вокально-хоровые навыки: певческая установка, певческое дыхание. Певческая установка………………………………………………  
Приемы звуковедения…………………………………………………..  
Дикция в хоре……………………………………………………………  
Средства музыкальной выразительности…………………………….  
Элементы музыкального языка в хоровой музыке…………………….  
Динамические оттенки…………………………………………………..  
Тембр…………………………………………………………………….  
Темп………………………………………………………………………  

 

Работа дирижера над партитурой……………………………………..  
Анализ хоровой партитуры…………………………………………….  
План учебно-исполнительского анализа хоровой партитуры…….  
Этапы освоения хоровой партитуры дирижером…………………...  
Практическая работа со школьным хором………………………….  
Литература………………………………………………………………  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.007 с.)