Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недостатки в детском хоровом пении

Поиск

Вокально неподготовленные дети при пении неровно дышат, словно захлебываясь, поднимая при этом плечи. Такое поверхностное, ключичное дыхание плохо отражается на звуке и на организме ребенка. Надо разубедить их в этом и сосредоточить внимание на спокойном, ровном вдохе, не поднимая при этом плечи.

Подражая взрослым, дети часто поют громко. Они уверены, что громко – значит красиво. Им надо объяснить, что петь следует ровным, непрерывным, свободным звуком, без напряжения и ни в коем случае не громко. Голосовой аппарат у детей развит слабо, тембр очень неровен, гласные звучат пестро, плохая дикция, вялая артикуляция, зажата нижняя челюсть, звуки диапазона неровны. Задача хормейстера, прежде всего, - добиться ровного, спокойного звучания голоса в зоне примарных звуков, а в дальнейшем приступить к выравниванию звучания на всем диапазоне голоса, постоянно помня о том, что процесс этот длительный и не терпит спешки. Основное качество детского голоса – легкость и полетность, поэтому следует стремиться сохранять и постоянно развивать эти специфические черты.

Вопросы по теме

1. Каково значение хорового пения в музыкально – эстетическом воспитании детей?

2. Назвать основные принципы создания школьного хора.

3. Дать характеристику младшего хора на примере Воронежской школы – интерната музыкального воспитания.

4. Дать характеристику хора среднего возраста.

5. Дать характеристику хора старшей возрастной группы на примере хора 1-х- 2-х курсов «ВМПК».

6. Дать характеристику смешанного хора школьного типа на примере учебного хорового класса 2-х – 3-х курсов «ВМПК».

7. Рассказать о признаках мутации: 3 периода.

8. Значение процесса «распевания» в детском хоре.

9. Составить комплекс упражнений для распевания хора, определяя различные задачи: legato, non legato, staccato,пение по трезвучию и поступенно.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ

 

Ансамбль в хоре

Ансамбль – в переводе с французского – «слитно», «вместе», «согласно». Понятие «ансамбль» в хоровом пении – полная согласованность, уравновешенность и слитность всех выразительных элементов хорового звучания, единство передачи художественного образа, характера произведения.

Техническую основу ансамбля составляет умение певцов исполнять произведение одновременно и слитно. Каждому участнику хора необходимо обладать навыком слушать свою партию и хор в целом, приравнивать свой голос к общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов, быстро переключаться с ведущего мелодического голоса на сопровождение и т.д.

В хоровом исполнительстве существуют такие понятия, как частный и общий ансамбль, унисонный и гармонический, ритмический, динамический, полифонический, ансамбль хора и солистов, хора и оркестра.

Частный ансамбль – ансамбль отдельной хоровой группы – имеет своей задачей выработку слитной, не колеблющейся звуковой линии. Каждый поющий в хоре должен чутко вслушиваться в свою партию, чтобы силой своего голоса уравновешиваться в ней и тембром своего звука сливаться с ней, т.е. абсолютное единство, слитность голосов в унисонном звучании.

Общий ансамбль – это ансамбль всего хора – сложная и наиболее законченная форма хорового исполнения. В нем должно быть достигнуто полное звуковое и динамическое равновесие. Каждая партия, слившись и уравновесившись в себе, должна чутко вслушиваться во все остальные партии хора, чтобы силой своего звука уравновешиваться в общей хоровой звучности.

Для достижения ансамбля в хоре (по Чеснокову) необходимы:

1. Одинаковое количество певцов в каждой хоровой партии.

2. Одинаковое качество голосов в каждой партии.

3. Однотембренность голосов в каждой хоровой партии.

Серьезный ущерб хоровому ансамблю могут нанести «тремолирующие» и «качающиеся» голоса, голоса с резким «горловым», «зажатым» и «плоским» звуком. Они будут выделяться из ансамбля и с трудом поддаются исправлению. Поэтому, по возможности, в хор их лучше не принимать.

Главное качество, которым должны обладать все певцы хора – музыкальность.

Половинный ансамбль – ансамбль однородных хоровых групп (С – А; Т – Б).

Неполный ансамбль – ансамбль, получаемый соединением разнородных хоровых групп (С – А – Т; А – Т – Б).

В тех случаях, когда партии хора находятся в одинаковых тесситурных условиях, возникает естественный ансамбль, т.е. всем петь удобно, комфортно.

В других случаях применяется искусственный ансамбль:

а) при недостаточном количественном укомплектовании хоровых партий,

б) при дивизи в отдельных голосах,

в) при октавном удвоении отдельных голосов хора, которые выделяются из общего звучания,

г) когда нюансы в исполняемом произведении лежат за пределами тесситурных возможностей хоровых групп.

Унисонный ансамбль предусматривает слитность голосов, всех компонентов исполнения в полном или октавном унисоне (однородные голоса обычно объединяются в полном унисоне, а разнородные – мужские и женские – в октавном). Унисон очень динамичен. Он дает возможность получать наибольшую силу звучности и часто применяется в кульминациях. Иногда им заменяются многоголосные аккорды. Это создает мощное компактное звучание. Унисон используется и в тех случаях, когда требуется очень тихая звучность. Выразительность унисона позволяет рельефно «подавать» слово.

Гармонический ансамбль – аккордовое звучание – предполагает уравновешенность и слияние всех тонов аккорда в одно органоподобное звучание. Наиболее простой метод достижения его может регулироваться количественным и качественным равновесием групп хора, удобным расположением аккорда. На гармонический ансамбль оказывает влияние мелодическое расположение аккорда, его вид, тесситура, нюансировка, темп, квалификация певцов хора, их природные музыкальные данные.

Полифонический ансамбль предполагает самостоятельность движения всех голосов партитуры. По мере развития музыкальной ткани меняется значение голосов. Каждая из хоровых партий должна уметь исполнять тему первым планом, затем гибко переключаться на пение вторым и третьим планом. Полифонический ансамбль усложняется ритмическим несовпадением, разностью в подтекстовке. Динамическая перспектива развития голосов (партий) представляет собой сложную, многообразную картину. Поэтому для исполнения полифонических произведений все партии хора должны обладать хорошими качествами мелодического голоса, ярким тембром, исполнительской самостоятельностью.

Ритмический ансамбль – включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Малейшие изменения этих компонентов могут изменить художественный образ данного сочинения. Поэтому умение петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, четко выявлять метрическую структуру (размер) произведения – важнейшие качества певцов хора. Ритмический ансамбль в практическом исполнительстве неотделим от дикционных особенностей, точной артикуляции гласных и согласных звуков.

В тех случаях, когда у части певцов или у всего хора возникают затруднения в исполнении ритма, необходимо проработать эпизод в замедленном темпе, использовать подсчет более мелкими длительностями – т.е. пропульсировать, пока ритмический рисунок не будет освоен.

Наибольшую трудность представляет ритм в сложных и смешанных размерах, а также синкопированный, пунктирный. Довольно сложно исполнение произведений с однообразным ритмическим рисунком, а также произведений полифонического склада, где каждая партия хора имеет свой ритмический рисунок. Трудны для исполнения сопоставления дуольных и триольных ритмов.

Динамический ансамбль – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле. Он тесно связан с тесситурой. Человеческие голоса обладают динамическими возможностями, прямо пропорциональными тесситурным условиям. С повышением тесситуры динамические возможности возрастают. При равномерных тесситурных условиях хоровые голоса имеют одинаковые динамические возможности, и их палитра тем богаче, чем разнообразнее использованный ими регистр.

Равновесие в звучании устанавливается в неподвижных нюансах. Более сложную форму динамического ансамбля представляют подвижные нюансы. У исполнителей должно быть хорошо развито чувство регулирования громкости звука.

Качество динамического ансамбля во многом обусловлено фактурой произведения. Если в произведении используются нюансы, соответствующие естественной природе звучания партий на данной высоте, то создаются благоприятные условия для ансамблевого звучания. Но слитность на крайних звуках диапазона певческих голосов достигается труднее.

Исполнение произведений для солиста и хора требует относительного равновесия голосов. Хор должен петь несколько тише чем солист. Следует особое внимание обращать на силу звучания однотипной с солистом партии. Здесь всегда таится опасность «поглощения», заглушения голоса солиста.

Соотношение звучания хора и оркестра определяется значением порученного им материала в общем развитии произведения, могут образоваться различные формы взаимосвязи хора и оркестра.

1. У хора основной тематический материал. Это соотношение аналогично ведущему голосу и сопровождению в гомофонно – гармоническом ансамбле.

2. Хор и оркестр равнозначны. Когда оркестр дублирует хоровую партитуру, он должен звучать тише хора, чтобы не заглушать текст. Как правило, слова узнаются на слух прежде всего по произношению согласных звуков. Согласные звуки, даже самые громкие, всегда звучат более чем в два раза тише гласных, и поэтому особенно подвержены опасности оказаться «перекрытыми» оркестром.

3. Хор включается как дополнительная краска на правах группы инструментов оркестра. Этот эффект часто используется в современных песнях, когда ведущим является солист, оркестр аккомпанирует, хор исполняет вокализ.

 

Строй в хоре

Понятие «строй» в музыке имеет несколько значений:

1) частота настройки эталона высоты – камертона,

2) абсолютная высота настройки инструмента,

3) интервальная настройка инструмента,

4) система высотных соотношений звуков, т.е. чистота интонирования в пении.

Строй – это соотношение ступеней звуковой системы по высоте. В хоровом пении строй играет одну из важнейших ролей, он тесно связан со всеми элементами хоровой звучности.

Хоровой строй – это степень выравненности звучания хора по отношению к интонации. Чистая же интонация есть результат точного воспроизведения высоты того или иного звука. В хоре различают строй мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный). Под мелодическим строем подразумевается умение певцов выразительно и чисто интонировать отдельные ступени лада, интервалы, аккорды, взятые в мелодическом движении. Гармонический же строй связан с навыком хористов выстраивать интервалы и аккорды, звучащие как одновременный комплекс двух и более звуков.

Мелодический строй – строй, присущий мелодии главной партии, подголоска, аккомпанирующего голоса. В связи с этим его часто называют горизонтальным. Мелодический строй – это строй одной хоровой партии. Поэтому строй в хоре невозможен без чистого унисона каждой хоровой партии, который возникает благодаря осознанному воспроизведению музыкальных звуков голосом, т.е. интонированию. Достижение чистого интонирования невозможно без понимания логики музыкального развития, и в первую очередь ощущения ладовых тяготений, направления развития мелодии (ее строение, метроритм, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых ступеней). Одновременно вырабатываются вокально-технические навыки, развивается слух.

Впервые правила интонирования ступеней мажорного и минорного ладов были систематизированы в книге П. Чеснокова «Хор и управление им». Согласно теории П. Чеснокова ступени мажорного и минорного ладов интонируются следующим образом:

мажор – 1 ступень интонируется устойчиво, 2-я – высоко, 3-я – высоко, 4-я – устойчиво,

5-я – устойчиво, 6-я – высоко, 7-я – высоко, 8-я – устойчиво; минор – 1-я – высоко, 2-я – высоко, 3-я – низко, 4-я – высоко, 5-я – высоко, 6-я – высоко, 7-я – высоко, 8-я – устойчиво.

Хоровая практика подтверждает некоторые выводы Чеснокова. Но в его систему внесены некоторые коррективы. Так, по Чеснокову, 3- ступень в мажоре интонируется высоко, а в миноре – низко. Практика показала, что 3-я ступень минора должна интонироваться так же высоко, как и в мажоре, т.к. в миноре она обладает наименьшей стабильностью. Серьезный недостаток теории П. Чеснокова о мелодическом строе заключается в изучении интервалов изолированно от лада.

Воспитывая ладовое чувство певцов, нельзя недооценивать такой важный компонент хоровой техники, как умение правильно петь интервалы, особенно когда речь идет о детском пении. Необходимо обратить внимание на пение б.2 вверх и м.2 вниз: большие секунды при движении вверх следует интонировать широко, а малые секунды при нисходящем движении – узко. (Большие и увеличенные интервалы интонируются широко, а малые и уменьшенные – узко).

Восходящие скачки в пении надо интонировать таким образом, чтобы верхний звук брался как бы сверху, без «подъезда». В нисходящих мелодических ходах нижний звук интонируется легко, без напряжения, сохраняя позицию верхнего звука.

При пении полутонов необходимо помнить, что хроматические полутоны интонируются широко, как бы стремясь к следующему звуку, а диатонические полутоны – узко, близко.

Необходимо обратить внимание на интонирование одного и того же повторяющегося звука, т.к. окружающая его гармония может изменяться и в зависимости от смены гармонии функции этого звука в аккордах будут различными. Повторяющиеся звуки нельзя петь статично: исполнять их надо с движением, с небольшим внутренним напряжением, стремясь к главному смысловому слогу или слову.

Во время исполнения хорового произведения следует контролировать интонацию в окончаниях фраз, т.к. в таких местах активность исполнителей снижается (особенно если движение мелодии нисходящее).

Нежелательно репетиционную работу над строем превращать в механическое интонирование ступеней лада и интервалов. Необходимым условием достижения хорового строя является правильное ощущение характера мелодии, т.е. живое, творческое восприятие музыки.

Гармонический строй – это интонирование созвучий, аккордов. В большинстве случаев гармонический строй укрепляет мелодический. Опираясь на гармонию, певцы увереннее интонируют трудные мелодические ходы. Но иногда гармоническое сочетание голосов усложняет интонирование партий. В этом случае лучше предварительно выучить каждый голос отдельно. В зависимости от фактуры хорового произведения и особенностей партитуры при работе над строем приходится уделять большее внимание то мелодическому, то гармоническому строю.

В произведениях полифонического склада, где каждый голос имеет самостоятельное мелодическое движение, горизонтальный строй вступает в более сложные отношения с вертикальным. Интонационные задачи голосов вытекают из особенностей отдельных мелодических и гармонических оборотов.

В сочинениях гармонического склада работа над строем в большей степени координируется требованиями вертикального строя. Но главное, что ориентирует интонацию певцов, - это вокально – хоровое ощущение лада, основных гармонических взаимосвязей (тоники, субдоминанты, доминанты), осмысление интонационной перспективы.

Опыт хормейстеров позволил выявить ряд специфических сложностей, возникающих при исполнении многоголосной музыки:

1) широкое расположение голосов сложнее для выстраивания чем тесное. Но трудны и близкие диссонантные сочетания, особенно в низком регистре, т.к. трудно услышать различие в звучании отдельных ступеней;

2) определенную трудность представляет исполнение партитуры гомофонного склада, где один голос солирует, а остальные выполняют роль гармонического фона, или движение хоровых партий на фоне выдержанного звука в одной из них, параллелизм в партиях;

3) осложняет голосоведение «переплетение» ладов, характерное для народной музыки;

4) развитый тональный план в хоровых произведениях современных композиторов влечет за собой неограниченные тональные сдвиги, цепочка септаккордов;

5) ритмические, мелодические контрасты, темп, агогика осложняют хоровой строй.

Для достижения хорошего строя певцы должны иметь развитый внутренний слух, т.е. способность предслышать исполняемое произведение. Важно обладать высочайшим мелодическим слухом. Но и того и другого можно достичь в том случае, если регулярно тренировать слух и интонацию, используя для этого упражнения, распевания, отрывки из разучиваемых произведений.

Строй, в котором поет хор, называется зонным. Это означает, что звуки в процессе музыкального исполнения, сохраняя свое качество как ступени лада, могут варьироваться по высоте и приобретать различные интонационные оттенки («выше», «ниже», «острее», «тупее»). Зонный строй у исполнителей складывается под воздействием характера выразительных средств, используемых композитором в конкретном хоровом произведении (мелодическое развитие, ладовое тяготение, гармония, метроритм, динамика, тембр, вибрато, направление движения и многое другое), а также от литературного текста, в котором серьезного внимания заслуживает образный настрой, осмысленность и ясность произношения, структура слова, фонация гласных и согласных

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.213 (0.014 с.)