Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детские голоса, их характеристика

Поиск

Детские голоса по своему звучанию отличаются от голосов взрослых. Основная их особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с развитием всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному у разных детей. Многое зависит от физического состояния организма, степени музыкальной одаренности ребенка, музыкальной среды и ряда других причин. С возрастными особенностями и вокальными возможностями детей тесно связана исполнительская характеристика детских хоров. Поэтому учет возраста школьников должен быть ведущим принципом организации школьного хорового кружка.

 

Хор младших классов

Голоса детей (7 – 10 лет) характеризуются особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца у них развита слабо. Грудное резонирование практически отсутствует. Рабочий диапазон колеблется между ре 1-й – ре 2-й октавы. Наиболее удобные (примарные) звуки ми 1-й – ля 1-й октавы. Задачи руководителя такого хора:

1. Выровнять звучание голоса на всех звуках диапазона.

2. Работа над унисоном.

3. Работа над дыханием.

4. Основной штрих исполнения legato.

5.Приучить к жесту дирижера.

Исполнительские возможности младшего хора довольно разнообразны в музыкально – выразительном плане. Искренность, открытость чувств, детская непосредственность, высокая степень отзывчивости на указания педагога – хормейстера – все это позволяет младшему хору исполнять разные по характеру сочинения, предназначенные специально для данного возраста. Желательно в репертуар такого хора включать одноголосные народные песни с сопровождением и без него, несложные песни или фрагменты из более крупных сочинений композиторов – классиков: Бетховена, Шуберта, Чайковского, Гречанинова и других. Разучивание и исполнение такого репертуара значительно обогащает музыкальные впечатления детей, поднимает на более высокую ступень развитие их певческих навыков, закладывает качественный фундамент для дальнейшего формирования музыкального вкуса школьников. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия. В целом звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. В этот коллектив учитель музыки отбирает детей с хорошими музыкальными и голосовыми данными, с учетом их желания заниматься пением в хоре.

 

Средняя группа хора

Возраст участников этого хора 11 – 13 лет. Голоса детей приобретают большую звонкость, насыщенность, серебристость звучания. В этом возрасте появляется возможность увеличить силу звучания голоса. Однако этим не следует увлекаться, чтобы не перетрудить самую развитую часть голосовых связок, ее середину. В результате у школьников могут появиться певческие «узелки», различные неровности на краях связок. Диапазон этого хора: сопрано – до, ре 1-й – фа, соль 2-й октавы; альты – ля малой – ре, ми бемоль 2-й октавы. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек – начинает определяться тембр женского голоса. Это предмутационный период развития голоса. Наряду с полетностью, подвижностью голоса может наблюдаться тусклость и неровность звучания всего диапазона.

Основные задачи хора:

1. Развитие диапазона голоса.

2. Более яркое насыщенное звучание.

3. Развитое двухголосие.

4. Временное трехголосие – гармоническое и полифоническое.

Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно – выразительным средствам репертуар потому, что в его основе лежит двухголосие. Хотя у некоторых участников среднего хора и начинает проявляться определенная тембровая окрашенность голосов, тем не менее, деление хора на два голоса иногда носит чисто условный характер. При этом первые и вторые голоса хора в учебных целях могут взаимозаменять друг друга. Более целесообразен такой прием в первый год работы хора. На следующий год две хоровые партии уже становятся более стабильными и самостоятельными. Для достижения лучших результатов в воспитательной и вокально – хоровой работе среднего хора желательно, чтобы его коллектив пополнялся ежегодно воспитанниками – «выпускниками» младшего хора. Такая система обеспечит преемственность в музыкальном развитии участников школьных хоров и стабильность их контингента. Репертуар среднего хора должен быть более глубоким и многообразным по содержанию и состоять в равных долях из народных песен, сочинений композиторов – классиков, произведений современных авторов.

 

Мутация

Мутация – в переводе с латинского – «перемена», «изменение» - это физиологическое явление, наблюдающееся в период полового созревания и связанное с преобразованием детского голоса в голос взрослого человека. Наиболее заметно это явление выражено у мальчиков. У них под влиянием мужских половых гормонов наблюдается неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата. В это время наблюдается покраснение голосовых связок, их набухание, появление слизи, которая вызывает потребность откашляться и придает голосу сипловатый оттенок. Эти признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их довольно трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия на этом этапе. У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, т.к. смыкание голосовых связок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсировано работать. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких переходов. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.

Все признаки мутации выявляются:

1. По изменениям в звучании голоса.

2. По субъективным ощущениям поющих детей.

3. При помощи врачебного осмотра (ларингоскопии).

Весь период мутации может быть разделен на три стадии:

1. Предмутационная.

2. Мутационная.

3. Послемутационная.

Начальная (скрытая) стадия мутации зачастую наступает при внезапном росте ребенка, когда наблюдается диспропорция в развитии тела (чрезмерное изменение конечностей). Поведение мальчика резко меняется: появляется излишняя нервозность, легкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остается еще детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляются неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые звуки, голос грубеет, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

В средней, собственно мутационной (острой) стадии (14 – 15 лет) все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. У мальчиков диапазон может сократиться до нескольких нот, при этом резко падает сила звука. Эти признаки являются самыми характерными для этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Их голоса ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается. Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, т.к. разговорный голос переходит во взрослый раньше.

Для третьей завершающей стадии (послемутационный период – 15 – 17 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими звуками, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (ре малой – ре 1-й октавы), иногда и больше. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе, восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно определяется вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона). Басы формируются из баритонов еще позже, в 17 – 19 лет. Их голоса обогащаются новыми тембровыми красками.

Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность мутации подвержена индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

В целях охраны детского голоса недопустимо:

1. Форсированное пение.

2. Несоблюдение возрастного диапазона и завышенный репертуар.

3. Неправильная техника пения, т.е. использование приемов, которые лежат за пределами физиологических возможностей детей.

4. Большая продолжительность занятий.

5. Ускоренные сроки разучивания новых произведений.

6. Пение в неподходящих или малоподходящих помещениях.

Занятия пением могут способствовать гармоническому развитию учащихся, их физическому здоровью, если они проводятся систематически с учетом возрастных анатомо -физиологических особенностей ребенка и охраны его голоса.

 

Хор старших классов

Возраст – 14 – 17 лет. Как уже говорилось, в возрасте 13 – 15 лет у детей проходит мутация. У детей, поющих до мутации, она протекает быстро и без резких изменений в голосе. В возрасте 16 – 17 лет учащиеся уже обладают элементами взрослого звучания голоса. В это время появляются определенные возможности в использовании грудного резонирования, что насыщает голос, делает его полнее, звучнее. Однако, только что сформировавшиеся юношеские голоса также нуждаются во внимательном к ним отношении и охране. Поэтому неразумно давать хору старшеклассников репертуар, требующий большой громкости звучания. Диапазон однородного хора старших классов:

Сопрано – до 1-й – соль 2-й октавы, альтов – ля малой – ре 2-й октавы. У отдельных участников этого хора может наблюдаться значительное разнообразие в диапазоне их голосов.

Исполнительские возможности старшего хора довольно разнообразны. Но они зависят от музыкальной грамотности участников, развитости их музыкального слуха, памяти, степени овладения вокально – хоровыми навыками. Если учащиеся к 5-му классу успешно освоили нотную грамоту, научились осознанно и чисто интонировать, то в старшем хоре они могут исполнять двух и трехголосные песни, хоровые сочинения с сопровождением и без сопровождения. Наиболее значительно в репертуаре этого хора должен быть представлен жанр современной музыки: хоровые циклы без сопровождения о природе, школе, о дружбе; отдельные хоры современных отечественных композиторов на стихи русских поэтов. В репертуар необходимо включить небольшое количество сочинений старых мастеров эпохи Возрождения и представителей стиля барокко, глубже представить творчество русских композиторов – классиков. Изучение такого сложного репертуара делает хоровые занятия интересным, ответственным, творческим делом для ребят.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 4014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.235 (0.009 с.)