Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия сохранения строя в хоре

Поиск

Важнейшей предпосылкой хорошего строя является правильное вокальное воспитание певцов. Пение на «рыхлом», неопертом дыхании так же, как и на форсированном, перегруженном вредит чистоте интонации. Низкая позиция звука рождает понижение интонации. В некоторых случаях у певцов наблюдается чрезмерная вибрация, что также приводит к неустойчивой интонации. В этом случае полезно попеть на гласную «У» (или слоги «Ду», «Ку»), следя за ровностью звука.

Чистое интонирование у певцов хора формируется в процессе систематических и целенаправленных занятий. Здесь важную роль играют специальные упражнения, которые помогают певцам освоить наиболее сложные вокальные интонации: движение по полутонам и целым тонам, скачки по терциям, квартам, квинтам и другим интервалам, пение неустойчивых интервалов и аккордов, интонационно сложные вступления отдельных партий и хора в целом.

Одной из причин фальшивого пения у детей является недостаточная развитость голосового аппарата. Здесь необходимо тщательно подбирать репертуар и установить строгий певческий режим, в целях постепенного укрепления и развития голосов поющих.

Произведения спокойные, напевные, не содержащие сложных исполнительских заданий, дает возможность сосредоточить все внимание на чистоте интонирования. Сдержанный темп позволяет исправить неточности «на ходу». А произведения в быстром темпе, также как и в медленном, интонировать трудно. В первом случае певцы не успевают осознать музыкальную фразу, проинтонировать ее, а во втором – теряют общую звуковую перспективу. В этих случаях рекомендуется прорабатывать произведение в противоположных темпах: быстрые учить в медленном темпе, а медленные – в подвижном.

Иногда бывает неудобна тональность исполняемого произведения – из-за тесситурных условий, переходных звуков, недостаточного вокального мастерства певцов, манеры их пения. Если это необходимо, то можно перетранспонировать произведение в удобную для хора тональность. Однако, пропевание партитуры в разных тональностях в процессе ее разучивания, может положительно сказываться на интонировании. Этот прием позволяет:

1) создать наиболее удобные тесситурные условия в сложных эпизодах;

2) частая смена тональностей активизирует работу слуха и помогает обострению интонации у певцов.

Стройному пению способствует осознание лада во всех его проявлениях. Мажор интонируется легче чем минор. Поэтому при работе с детским хором пение лучше начинать с мажорного звукоряда.

Восходящие скачки в пении следует интонировать таким образом, чтобы верхний звук брался как бы сверху, без «подъезда». В нисходящих ходах нижний звук интонируется легко, без напряжения, сохраняя позицию верхнего звука. При пении надо обращать внимание на интонирование одного и того же повторяющегося звука, т.к. окружающая его гармония может постоянно меняться и, в зависимости от смены гармонии функции этого звука в аккордах будут различными. Повторяющиеся звуки не должны исполняться статично – петь их надо с движением, с небольшим crescendo, на дыхании, со стремлением к главному смысловому слову или слогу.

Во время исполнения хорового произведения следует контролировать интонацию в окончаниях фраз, т.к. в этих местах активность певцов снижается (особенно если движение мелодии нисходящее).

Динамика произведения также влияет на строй. Как известно, преобладание forte и fortissimo притупляет слуховое восприятие певцов, возникает опасность фальшивого пения. Особенно трудно выстраивать хор, звучащий громко и в высокой тесситуре. Такие места можно разучивать в удобной тесситуре, усваивая интонацию (иногда можно петь октавой ниже), а окончательно исполнять в оригинальной тональности.

Пение на вялом, неопертом piano тоже вредит чистоте интонации. Недопустимо разучивать произведение «напевая». Целесообразно пользоваться негромким, спокойным звуком, о котором М.Глинка говорил: «… петь не громко и не тихо, но вольно».

Правильное формирование в пении слова и, в особенности гласных, помогает исправлению интонации. При понижении полезно применять в упражнениях, иногда в сочетаниях с согласными, наиболее «близкие», «высокие» гласные (И, Э), а также йотированные (Я, Е, Ё, Ю). При повышении – закрытые, более «низкие» гласные (О, У).

Понимание певцами логики музыкального развития произведения является одним из непременных условий чистого интонирования.

Полезно пение с закрытым ртом и на отдельные гласные. Этот прием дает возможность добиться чистой интонации с помощью определенной артикуляции и окрашенности звука, а также нахождение нужной позиции.

Важное значение для строя имеет процесс «впевания». Однако его не следует растягивать. Пропевая несколько раз произведение, необходимо ставить перед певцами новые задачи. Очень полезно разучивать произведения не прибегая к помощи инструмента – работать с камертоном. Это обостряет слух поющих, делает их более активными и внимательными на репетициях. Постоянное пение с поддержкой фортепиано снижает слуховую активность и самостоятельность певцов, нивелирует исполнительский строй, делает его менее устойчивым в условиях концертного исполнения. Но это вовсе не значит, что во время репетиционной работы совсем нельзя пользоваться инструментом. На определенных этапах инструмент может оказать большую помощь в освоении репертуара. При разучивании нового произведения руководитель может исполнить его на фортепиано, а участники хора следят за своими партиями по нотам, а иногда даже тихонько подпевают. Такое знакомство с партитурой помогает понять особенности ее музыкального языка, а значит и быстрее овладеть ею.

Работая над строем, дирижер должен неукоснительно руководствоваться положением о том, что чистота сама по себе мало что значит – она лишь средство для передачи основного смысла произведения, и его художественного образа.

 

Вопросы по теме

1. Что такое частный и общий ансамбль в хоре?

2. Что подразумевается под понятием унисонного и гармонического ансамбля? Привести примеры из репертуара хорового класса.

3. В чем заключается особенность полифонического ансамбля?

4. На примере произведений из репертуара хорового класса рассказать о трудностях в достижении ритмического ансамбля.

5. От чего зависит уравновешенность динамического звучания? Привести примеры из репертуара хорового класса.

6. Что такое мелодический строй?

7. Что такое гармонический строй?

8. От каких условий зависит чистота интонирования в хоре?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.240 (0.007 с.)