Методика «классификация понятий» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «классификация понятий»



Выявлялются такие особенности мышления, как способность вы­делять существенные признаки (для объединения карточек в группы) и уровень обобщения, доступный школьнику или взрослому.

Для детей до 14 лет более адекватной будет методика «Классифи­кация предметов», где на карточках представлены нарисованные пред­меты.

Ход выполнения задания.

Задание проходит в три этапа с тремя последовательными инст-руциями психолога. Испытуемому дается набор карточек с написан­ными (напечатанными) на них словами. Список слов — в материалах к методике. Там же примерная форма фиксации результатов — прото­кола опыта.

Первый этап процедуры начинается при так называемой «глухой» инструкции: «Разложи карточки так, чтобы слова, которые подходят друг к другу, оказались в одной группе». Количество возможных групп >ш оговаривается. В случае, если испытуемый задает вопросы, прежде чем приступить к выполнению задания, ему говорят: «Начинай, даль­ше увидишь сам».

После того как испытуемый самостоятельно сформировал не­сколько мелких групп карточек, у него спрашивают, почему те или иные карточки помещаются вместе и какое название им дается. Затем происходит переход ко второму этапу процедуры.

Инструкция на втором этапе звучит так: «Ты верно объединил карточки в группы. Дай теперь этим группам короткие названия. Про­должай работу таким же образом».

После того, как все карточки оказались помещенными в группы и всем группам даны короткие названия, экспериментатор переходит к третьему этапу методики. Дается следующая инструкция: «Точно так

же, как ты объединял карточку с карточкой в отдельные группы и да­вал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия». Если испытуемый на этом этапе формирует больше, чем три группы, ему предлагается сформировать из оставшихся групп 2—3 основные. В протоколе фик­сируются этапы выполнения работы, названия групп и карточки в них, а также вопросы и ответы испытуемого.

При анализе результатов большое значение имеет то, на каком этапе допущены школьником те или иные ошибки; отстаивал ли он свои принципы объединения карточек в группы, использовал ли по­мощь экспериментатора, какие еще особенности мышления проявлял в классификации. Так, если испытуемый на втором этапе сформировал отдельные группы диких, домашних, летающих, водоплавающих жи­вотных и отказался объединить эти группы в одну, то это свидетельст­вует о степени использования конкретных, детализованных признаков в направленности его мышления. Если же подобные объединения про­ходили легко, самостоятельно, без указания экспериментатора на не­обходимость укрупнения групп, то это можно квалифицировать как достигнутый уровень обобщенности мышления, способности испытуе­мого ориентироваться не только на существенные признаки, но и учи­тывать их иерархии, т. е. использовать существенные связи между по­нятиями. Показателем этого является также степень затруднений или легкости при поиске обобщающих понятий, которые фиксируют осно­вания классификации карточек в группы.

Если на третьем этапе выполнения методики испытуемый легко объединил группы и адекватно назвал обобщающие признаки, то есть основания считать, что мышление его характеризуется использовани­ем обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.

Кроме того, анализ поведения школьника в ходе исследования по­зволяет говорить о наличии или отсутствии у него внушаемости, эмо­циональной устойчивости. Эти предположения проверяются с по­мощью навязывания испытуемому неадекватных оснований для объе­динения групп, дискредитации экспериментатором тактики работы ис­пытуемого или похвалы при ошибках, Отсюда следует, что с методи­кой должен работать психолог, а не учитель ребенка; ведь в последнем случае трудно ожидать такого типа взаимодействия школьника и экс­периментатора, при котором школьник сможет принять необходимость на­стаивать на своем, противопоставлять свои обоснования мнению взрослого.

Эта методика дает надежные результаты при использовании ее в комплексе других методик, также нацеленных на выявление доступного испытуемому уровня обобщений, или конкретности-обобщенно­сти мышления, целенаправленности мыслительной деятельности, ри­гидности (как трудности переключения с одного способа рассуждений на другой), характер опосредствующих рассуждения понятийных свя­зей. Ее описание для характеристики мышления взрослого (а также подростка) вместе с методиками «Пиктограмма», «Толкование посло­виц и метафор» и «Пересказ коротких рассказов» дано в «Общем прак­тикуме по психологии. Психологический эксперимент» Ч. III (9).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.003 с.)