Материал к методике «заучивание 10 слов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал к методике «заучивание 10 слов»



Образец протокола

 

 

Рис.7

 

МЕТОДИКА «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗОВ»

Исследуются особенности понимания, запоминания, а также ре­чи. Тексты взяты из кн. С. Я. Рубинштейн.

Ход выполнения задания.

Каждый текст предлагается заранее наклеить на карточки и предъявлять их ребенку в возрастающей степени сложности. Текст прочитывается психологом или самим школьником (для детей с 5 клас­са). Затем ребенок должен его пересказать устно или письменно.

Возможно также проведение обучающего эксперимента. Он при­меняется в тех случаях, когда ребенок никак не может усвоить содер­жание рассказа. В этом случае экспериментатор многократно повторя­ет текст вслух, пытаясь достичь необходимого понимания текста путем обсуждения его с ребенком. Психологом анализируются средства, ис­пользованные ребенком для заучивания, особенности понимания или осмысления текста ребенком, особенности регуляции его познаватель­ных процессов (устойчивость внимания при прослушивании теста, на­личие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно про­читанным фразам текста, трудности устного или письменного изло­жения).

ТЕКСТЫ РАССКАЗОВ

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко.

Девочка и птичка

Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дороге и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Галка и голубь

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли, как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась бы­ло к галкам, но те ее тоже не приняли.

 

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна за­хлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетевшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охот­ник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

—Вы не видели моих птенцов?

—А какие они?

—Самые красивые!

 

 

III раздел

ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ

Ход выполнения задания.

Для этих целей используется модифицированный вариант мето­дики Кооса. Готовится материал, который состоит из набора квадратов — 10 белых квадратов, 10 черных квадратов, 10 наполовину окрашен­ных (см. материал для данной методики). Все карточки раскладыва­ются на столе перед испытуемым, затем испытуемому предлагают на макете составить несколько орнаментов по образцам в порядке возра­стающей сложности (от № 1 до № 10, см. материал для методики). При появлении затруднений испытуемому предлагают выполнить аналогичную, но облегченную задачу по образцам на макете с на­несенной сеткой.

Обработка результатов.

При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание одного орнамента, проводится ка­чественный анализ. Время работы над фигурами № 1 — № 6 по 60 секунд, над фигурами № 7 — № 10 по 120 секунд. Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это свидетельству­ет о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса. У испыту­емых с сохранным интеллектом складывание орнаментов № 1 — № 8 не вызывает затруднений, появление затруднений при складывании орнаментов № 9 — № 10 легко преодолевается при предъявлении ма­кетов с нанесенной сеткой.

Использование методики Кооса для построения обучающего эксперимента (по А. Я. Ивановой).

В своих работах, посвященных изучению развития умственной деятельности детей, Л. С. Выготский сформулировал положение о на­личии двух уровней умственного развития у детей. «Актуальный уро­вень умственного развития» он определяет как запас знаний и умений, которые сформировались у ребенка к моменту исследования на основе уже созревших психических функций. «Потенциальный уровень» — способность ребенка к овладению новыми знаниями. Высокий актуаль­ный уровень развития может быть достигнут ребенком вследствие ак­тивного воздействия со стороны окружающих взрослых. Поэтому наибо­лее существенным критерием для оценки умственных возможностей детей является их «потенциальный уровень», то есть способность к усвоению но­вых знаний с помощью взрослого непосредственно в ходе исследования.

 

Помощь взрослого в ходе психологического исследования являет­ся обучающим экспериментом в широком смысле слова. Но в целях ус­тановления уровня умственного развития обучающий эксперимент должен иметь особое построение, направленное на контроль за дости­жениями ребенка в процессе обучения. Конечный результат (лежащий в зоне трудности) становится строго заданным, единым для всех испы­туемых одной возрастной группы. Варьирующимся параметром стано­вится то количество помощи экспериментатора, которое необходимо каждому испытуемому для достижения этого результата. Помощь экс­периментатора включается в виде дозированных по качественному уров­ню уроков. Последовательность их фиксируется от более сжатых видов помощи к постепенному переходу к все более подробным объяснениям.

Ход выполнения задания.

Используется модифицированный вариант методики Кооса (см. предыдущее задание). Сначала испытуемому предлагают сложить ор­наменты № 1 и № 2. Если ему не удается этого сделать, следует объ­яснить и сложить при нем нужный орнамент. Обучение начинается с орнамента № 3. Количество помощи изменяется следующим образом: первый «урок» заключается в подборе экспериментатором нужных для орнамента карточек; второй «урок» заключается в том, что экспери­ментатор на глазах испытуемого складывает орнамент, затем разруша­ет его и предлагает сложить самому ребенку; третий «урок» — это со­провождающееся объяснением складывание орнамента эксперимента­тором и последующее повторение ребенком. Если задание выполнено, предлагается контрольное задание (орнамент № 4) для того, чтобы вы­явить способность к переносу способа действия.

Анализ результатов осуществляется по следующим направлени­ям: во-первых, переменной величиной, зависящей от успешности ре­бенка, является количество «уроков», которые даются эксперимента­тором, во-вторых, рассматривается успешность переноса способа дей­ствия при выполнении аналогичного задания. Деятельность детей с со­хранным интеллектом характеризуется активной ориентировкой, хо­рошей восприимчивостью к помощи экспериментатора (при том, что таким детям требуется чаще один, реже — два «урока»), способностью переноса способа действия в аналогичную ситуацию, при этом значи­тельно сокращается время выполнения аналогичного задания.

Умственно отсталые дети выполняют задание по-другому: их ори­ентировочная деятельность — пассивная и вялая, им требуется боль­шая помощь со стороны экспериментатора (часто бывают нужны и третьи, и четвертые «уроки»), перенос способа действия часто оказы­вается невозможным (в тех случаях, когда он совершается, требуется длительное время). Таким образом, подобное использование методики Кооса может служить одним из способов, направленных на диагности­ку умственной отсталости.

 

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ

Рис. 8 а. Карточки

 

Рис. 8 б. Макеты

 

№ 1. №2.

 

 

№ 3. №4.

 

 

№ 5. №6.

Рис. 8 в. Орнаменты.

 

 

№7. №8.

 

 

 

Рис. 8 в. Орнаменты (продолжение).

 

№9. №10.

 

 

 

Рис. 8 в. Орнаменты (продолжение).

 

 

МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

С ее помощью выявляется характер логических связей и отноше­ний между понятиями.

Ход выполнения задания.

Испытуемому показывают первую задачу (см. материал к методике «Простые аналогии»):

Лошадь

-------- ------- и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из

жеребенок предъявленных пяти слов —

«паст­бище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того, как экспери­ментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предла­гаются для решения другие задачи.

Обработка результатов заключается в подсчете количества пра­вильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; ана­лизируется характер установленных связей между понятиями — кон­кретные, логические, категориальные связи; фиксируется последова­тельность и устойчивость выбора существенных признаков для уста­новления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладании наглядных или ло­гических форм. Кроме того, при обследовании данной методикой об­наруживаются нарушения последовательности суждений, когда испы­туемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принци­пам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить анало­гию по принципу предыдущей задачи.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Фамилия____________ Имя_______ Дата____

1. Лошадь Корова
Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык

2. Яйцо Картофель
Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха

3. Ложка Вилка

Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

4. Коньки Лодка

Зима Лед, каток, весло, лото, река

5. Ухо Зубы

Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

6. Собака Щука

Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

7. Пробка Камень
Плавать Пловец, тонуть, гранит, возить,

каменщик

8. Чай Суп

Сахар Вода, тарелка, курица, соль, ложка

9. Дерево Рука

Сук Топор, перчатка, нога, работа, палец

10. Дождь Мороз

Зонтик Палка, холод, сани, зима, шуба

11. Школа Больница

Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение,

больной

12. Песня Картина

Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок,

больной

13. Нож Стол

Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

14. Рыба Муха

Сеть Решето, комар, комната, жужжать, пау­тина

15. Птица Человек

Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

16. Хлеб Дом

Пекарь Вагон, город, жилище, строитель, дверь

17. Пальто Ботинок

Пуговица Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

18. Коса Бритва

Трава Сено, волосы, острая, сталь, инструмент

19. Нога Рука

Сапог Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

20. Вода Пища
Жажда Пить, голод, хлеб, рот, еда

21. Электричество Пар

Проволока Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

22. Паровоз Конь

Вагоны Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.071 с.)