Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка рисков в предпринимательской деятельности

Поиск

3.4.1.Понятие «предпринимательский риск». Функции, типы и виды предпринимательских рисков. Анализ рисков предприятия. Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками.

3.4.2. Сделка в предпринимательской деятельности. Понятие «сделка». Виды сделок в предпринимательской среде. Процесс совершения сделки. Виды и условия хозяйственных договоров.

Основная литература

 

Абчук В. А. Курс предпринимательства: учебное пособие. СПб.: Альфа, 2001. С. 11.

Кибиткин А.И., Рапницкая Н.М., Смирнов А.В., Скотаренко О.В., Дрождинина А.И., Беспалова С.В., Бреславец И.Н., Мотина Т.Н., Гапоненкова Н.Б., Царева С.В., Бороухин Д.С. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции. Академия Естествознания, 2013. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/198-6186.

Макаревич, Л.М. Управление предпринимательскими рисками. – М.: Дело и Сервис, 2006. С. 38.

Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Виды и функции предпринимательских рисков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 11 – С. 57.

 

Дополнительная литература

 

Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 58-59.

Королёв Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н., Никифорова Е.Н. Менеджмент в АПК. Колос, 2000. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uamconsult.com/book_405_chapter_94_%C2%A7_1._PONJATIE_I_VIDY_PREDPRINIMATELSKOGO_RISKA.html

Кибиткин А.И., Рапницкая Н.М., Смирнов А.В., Скотаренко О.В., Дрождинина А.И., Беспалова С.В., Бреславец И.Н., Мотина Т.Н., Гапоненкова Н.Б., Царева С.В., Бороухин Д.С. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции. Академия Естествознания, 2013. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/198-6187.

Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 63-66.

Кибиткин А.И., Рапницкая Н.М., Смирнов А.В., Скотаренко О.В., Дрождинина А.И., Беспалова С.В., Бреславец И.Н., Мотина Т.Н., Гапоненкова Н.Б., Царева С.В., Бороухин Д.С. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции. Академия Естествознания, 2013. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/198-6187.

Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 63-66.

 

 

3.4.1.Понятие «предпринимательский риск». Функции, типы и виды предпринимательских рисков. Анализ рисков предприятия. Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. $$$ Абчук В. А. Курс предпринимательства: учебное пособие. СПб.: Альфа, 2001. С. 11..%%% 51^^^

Риск – категория воспроизводства, всех его фаз и моментов – от покупки необходимых средств производства (машин, оборудования, сырья и т.д.) до изготовления товаров и их реализации. Поэтому под предпринимательским риском можно понимать систему экономических отношений по реализации способности предпринимателя творчески использовать элемент неопределенности в процессе воспроизводства или отдельных его моментах для получения дохода. $$$ Кибиткин А.И., Рапницкая Н.М., Смирнов А.В., Скотаренко О.В., Дрождинина А.И., Беспалова С.В., Бреславец И.Н., Мотина Т.Н., Гапоненкова Н.Б., Царева С.В., Бороухин Д.С. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции. Академия Естествознания, 2013. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/198-6186..%%% 52^^^

 

В экономической литературе принято выделять следующие функции предпринимательских рисков: инновационную, регулятивную, защитную и аналитическую.

Инновационная функция – выражается в стимулировании поиска нетрадиционных решений задач, постоянно возникающих у предпринимателя. Большинство предпринимательских фирм достигают успеха именно на основе рисковой инновационной экономической деятельности, позволяющей развить более эффективную деятельность, от которой выигрывают все: предприниматели, потребители и общество в целом.

Регулятивная функция имеет две формы: конструктивную и деструктивную. Конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска проявляется в том, что предприниматель, ориентированный на получение значимых результатов нетрадиционными способами, преодолевает консерватизм, догматизм, косность и другие психологические барьеры, стоящие на пути перспективных нововведений. Иногда принятая степень риска может стать проявлением субъективизма, особенно когда решение принято в условиях недостаточной информации. Риск в таком случае выступает как дестабилизирующий фактор.

Защитная функция риска характерна тем, что она нормализует (формирует) терпимое отношение к неудачам, поскольку риск для предпринимателя является естественным состоянием. В своей деятельности предприниматель должен быть уверен, что выявившаяся ошибка в бизнесе не способна скомпрометировать его общественно полезное дело и личный имидж. Поэтому для инициативных и предприимчивых бизнесменов необходимы: социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, стимулирующие оправданный риск и, в случае неудачи, исключающие наказание.

Аналитическая функция связана учетом риска, предполагающего выбор возможного решения, в связи с чем, с целью нахождения наиболее рентабельного и менее рискованного анализу подвергаются многие варианты решений, которые, как правило, просчитываются. $$$ Макаревич, Л.М. Управление предпринимательскими рисками. – М.: Дело и Сервис, 2006. С. 38..%%% 53^^^

Причинами для возникновения риска считаются какие-либо условия, приводящие к неопределенности завершения ситуации, т.е. все то, что накладывает отпечаток на конечный результат предпринимательской деятельности. В связи с этим принято различать три группы рисков: рисков, связанных с хозяйственной деятельностью; рисков, связанных с личностью предпринимателя; рисков, связанных с дефицитом информации о состоянии окружающей среды. $$$ Макаревич, Л.М. Управление предпринимательскими рисками. – М.: Дело и Сервис, 2006. С. 38..%%% 54^^^

По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране, и других ситуациях. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.

С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного, известного отрезка времени, например риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой.

По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски.

Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов.

Следует выделить еще две большие группы рисков: статистические (простые) и динамические (спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом. $$$ Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 58-59..%%% 55^^^

Известны следующие виды предпринимательского риска.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров, услуг, осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска – уменьшение размеров производства, рост материальных и других затрат, уплата повышенных налогов и т. д.

Коммерческий (товарный) риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Его причины – снижение объема реализации вследствие, например, изменения конъюнктуры, повышения закупочной цены, непредвиденного снижения объема закупок, потерь товара в процессе обращения.

Финансовый риск возникает в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он обычно измеряется отношением заемных средств к собственным: чем выше это отношение, тем больше предприятие зависит от кредиторов, тем выше финансовый риск, т.к. ограничение или прекращение кредитования, ужесточение условий кредита влекут остановку производства из-за отсутствия сырья и т.д. Финансовые риски подразделяются на два вида: связанные с покупательной способностью денег и вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционный и валютный риски. Инфляционный риск возникает, если полученные доходы в результате инфляции обесцениваются быстрее, чем растут (с точки зрения покупательной способности). Валютный риск связан с существенными потерями, обусловленными изменениями курса иностранной валюты. Этот вид риска особенно важен и требует оценки при проведении экспортно-импортных операций с валютными ценностями.

Группа инвестиционных рисков весьма обширна и включает в себя следующие риски: системный, селективный, ликвидности, кредитный, региональный, отраслевой, предприятия, инновационный.

Системный риск − это риск ухудшения конъюнктуры (падения) какого-либо рынка в целом. Он не связан с конкретным объектом инвестиций и представляет собой общий риск на все вложения в данный рынок (фондовый, валютный, недвижимости и т. д.), заключающийся в том, что инвестор не сможет их вернуть, не понеся существенных потерь.

Селективный риск − это риск потерь или упущенной выгоды из-за неправильного выбора объекта инвестирования на определенном рынке, например, неправильного выбора ценной бумаги из имеющихся на фондовом рынке при формировании портфеля ценных бумаг.

Риск ликвидности связан с возможностью потерь при реализации объекта инвестирования из-за изменения оценки его качества, например какого-либо товара, недвижимости (земли, строений), ценной бумаги и т. д.

Кредитный риск – риск того, что заемщик (должник) окажется не в состоянии выполнять свои обязательства.

Региональный риск связан с экономическим положением определенных регионов. Он характерен для монопродуктовых регионов, которые могут испытывать серьезные экономические трудности в результате изменения конъюнктуры (падения цен) на основной продукт данного региона или обострения конкуренции.

Отраслевой риск связан со спецификой отдельных отраслей экономики, которая определяется двумя основными факторами: подверженностью циклическим колебаниям и стадией жизненного цикла отрасли. По этим признакам все отрасли можно разделить на подверженные и менее подверженные циклическим колебаниям, а также на сокращающиеся (умирающие), стабильные (зрелые) и быстро растущие (молодые). Разумеется, риск предпринимательской деятельности и инвестирования в зрелых или молодых и менее подверженных циклическим колебаниям отраслях меньше. $$$ Королёв Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н., Никифорова Е.Н. Менеджмент в АПК. Колос, 2000. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uamconsult.com/book_405_chapter_94_%C2%A7_1._PONJATIE_I_VIDY_PREDPRINIMATELSKOGO_RISKA.html..%%% 56^^^

Каждая предпринимательская фирма имеет свои собственные методы выявления рисков, которым она может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы того, как избежать нежелательных рисков. Такого рода действия в экономической науке названы системой управления рисками (риск-менеджмент).

Важным этапом управления рисками является их анализ. В рамках анализа рассматривается задача согласования двух противоположных направлений – максимизация прибыли и минимизация рисков, результатом анализа должен стать разработанный механизм, предусматривающий описание рисков, их взаимодействие, а так же мер по их снижению.

Анализ рисков начинается с их классификации и идентификации, т.е. с их качественного описания и определения – какие риски свойственны конкретному предприятию при существующих условиях.

Анализ финансовых рисков подразделяется на качественный (описание всех предполагаемых рисков, а также стоимостная оценка их последствий и мер по снижению) и количественный (непосредственные расчеты изменений эффективности финансовой деятельности в связи с рисками).

Анализ финансовых рисков базируется на оценках рисков, которые заключаются в определении степени (величины) рисков. Методы определения критерия количественной оценки рисков включают: статистические методы оценки, базирующиеся на методах математической статистики; методы экспертных оценок, основанные на применении знаний экспертов в ходе анализа и учета влияния качественных факторов; методы аналогий основанные на анализе аналогичных событий для расчета вероятности потерь; методы построения сложных распределений вероятностей (дерева решений); аналитические и численные методы (анализ чувствительности, анализ точки безубыточности, анализ сценариев); комбинированные методы включают в себя использование сразу нескольких методов.

Качественный анализ финансовых рисков проводится на стадии разработки бизнес-плана или определении направлений финансовой деятельности.

Анализ рисков проводится с точки зрения: причин возникновения данного вида рисков; вероятных негативных последствий; конкретных прогнозируемых мероприятий, позволяющих минимизировать риск.

Основными результатами качественного анализа являются: выявление конкретных рисков и порождающих их причин; анализ и стоимостный эквивалент гипотетических последствий возможной реализацией указанных рисков; предложение мероприятий по минимизации ущерба. $$$ Кибиткин А.И., Рапницкая Н.М., Смирнов А.В., Скотаренко О.В., Дрождинина А.И., Беспалова С.В., Бреславец И.Н., Мотина Т.Н., Гапоненкова Н.Б., Царева С.В., Бороухин Д.С. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции. Академия Естествознания, 2013. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/198-6187..%%% 57^^^

Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие методы снижения риска.

Диверсификация: инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям): реализуется при разработке финансового плана и контрактных документов.

Страхование: передача определенных рисков страховой компании. Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.

Хеджирование: процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое. Используется для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов: установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта. $$$ Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 63-66. .%%% 58^^^

Управление рисками сегодня представляет собой один из динамично развивающихся видов профессиональной деятельности в области менеджмента, который включает следующие основные направления деятельности: распознание, анализ и оценку степени риска; разработку и осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию риска; кризисное управление.

Для организации очень важно сформировать стратегию управления рисками, для чего необходимо дать ответы на следующие вопросы: какие виды рисков следует обязательно учитывать в своей деятельности; какие способы и инструменты позволяют управлять подобными рисками; какой объем риска организация может взять на себя.

Но одной формулировки стратегии недостаточно, нужно иметь механизм ее реализации – систему управления рисками, предполагающую: создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решений; организацию специального подразделения (работника), которому будет поручено управление рисками; выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков и покрытия убытков и потерь.

Практика подтверждает также целесообразность и необходимость разработки специальной инструкции по управлению рисками, в которой регламентировались бы действия отдельных работников и структурных подразделений организации, связанные с возможными рисками.

Методы управления рисками можно разделить на два основных направления, различающихся как целями, так и инструментами воздействия: предупреждения и ограничения риска; возмещения потерь.

К первому направлению, преследующему цель снизить уровень рисков, можно отнести такие методы: тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска; лимитирование риска – установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением; использование различного рода гарантий и залоговых операций для обеспечения выполнения обязательств должника; диверсификация рисков; ориентация на среднюю норму прибыли (доходность); применение эффективных систем контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать потери.

Ко второму направлению, имеющему цель компенсировать причиненный организационный ущерб, относятся такие методы управления рисками: создание специальных страховых и резервных фондов; страхование рисков в страховых организациях.

Управление рисками как научная и профессиональная специализация – сложная область менеджмента, так как находится на стыке различных отраслей знаний и требует навыков использования, применения элементов стратегического, финансового и инвестиционного менеджмента, знаний специфики страховой деятельности и биржевой торговли. В настоящее время менеджерам торговых и особенно производственных организаций предстоит освоить и активно применять на практике методы риск-менеджмента. $$$ Королёв Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н., Никифорова Е.Н. Менеджмент в АПК. Колос, 2000. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uamconsult.com/book_405_chapter_95_%C2%A7_2._UPRAVLENIE_RISKOM.html4..%%% 59^^^

 

3.4.2. Сделка в предпринимательской деятельности. Понятие «сделка». Виды сделок в предпринимательской среде. Процесс совершения сделки. Виды и условия хозяйственных договоров.

 

Сделка является одной из старейших категорий в науке гражданского права. Появление сделок связано с развитием отношений между людьми, а закрепление отдельных положений о сделках нашло свое отражение уже в древнеримском праве.

Анализ определения сделки позволяет выделить следующие ее признаки. Прежде всего, сделками считаются лишь действия субъектов гражданского права, иными словами, их волевые акты. Этим своим качеством сделки отличаются от событий, то есть обстоятельств, протекающих независимо от воли людей.

Как и всякий волевой акт, сделка характеризуется психическими моментами. Психическую сторону сделки образует также ее мотив, которым принято считать побудительную причину совершения сделки.

Сделка является правомерным действием, то есть действием, которое не запрещено законом. Основными участниками сделок являются граждане и юридические лица. Однако в некоторых случаях совершать сделки могут муниципальные образования, субъекты Федерации, а также РФ в лице соответствующих органов.[1, с.14]. $$$ Тюрин Н.Д. «Односторонние сделки». // Электронный ресурс. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=1414574..%%% 60^^^

 

Предпринимательская сделка - это гражданско-правовая сделка, заключаемая в ходе осуществления предпринимательской деятельности на свой риск предпринимателем с другим предпринимателем или потребителем с целью получения чистого дохода (прибыли), и отличающаяся в случаях, предусмотренных законодательством либо соглашением сторон, ограничениями волеизъявления предпринимателя в части свободы совершения сделки, определения прав и обязанностей сторон, основанием и характером его ответственности перед контрагентом.

Нет единственного критерия, который можно было бы взять за основу для понятия предпринимательской сделки, хотя, и представляется возможным использовать при этом три экономических показателя:

1. цель сделки (предпринимательская операция определяется поиском выгоды при передаче товара, при оказании услуг или выполнении работ);

2. движение ценностей (предпринимательская сделка способствует передаче и распределению ценностей);

3. метод предпринимательской деятельности (предпринимательская сделка определяется наличием специфических методов, характерных для предприятия, т.е. постоянной организации, планирую щей свою деятельность и имеющей материальную базу).

2. Виды сделок в предпринимательской среде

Предпринимательские сделки можно разделить в зависимости от правового положения участников сделки на взаимно-предпринимательские и предпринимательско-потребительские. В первом случае оба участника имеют равное положение по отношению друг к другу, а во втором случае одним участником является предприниматель, а другим потребитель. $$$ Колпакиди Д.В. «Предпринимательская деятельность». // Электронный ресурс. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=145023..%%% 61^^^

 

Процесс совершения сделки

Рассмотрим типовую схему производственного предпринимательства, позволяющую получить представление о нем.

Предприниматель вначале избирает вид производственной деятельности, т.е. намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить.

Затем он вступает в контакт с потенциальными потребителями, покупателями товаров, либо представляющими их интересы закупочными, торговыми организациями в целях выявления потребности в товаре и спроса на него. Иначе говоря, предпринимательство включает маркетинговую деятельность.

Эта первая фаза сделки получает юридическое оформление в виде договора между предпринимателем и будущим покупателем товара, хотя заключение подобного контракта не всегда имеет место. В ряде случаев предприниматель начинает осуществление сделки в одностороннем порядке, не имея формального договора с другой стороной, выступающей затем в роли покупателя и потребителя товара. Предпринимательский риск в этом случае существенно повышается.

Для осуществления производства предприниматель должен иметь в своем распоряжении (либо приобрести) факторы производства, к которым относятся: рабочая сила, производственные фонды, материалы, информация. Частично факторы производства могут изначально принадлежать предпринимателю, например, собственная рабочая сила, заранее накопленные производственные ресурсы в виде орудий труда, материалов, информации. Недостающие факторы производства предприниматель вынужден приобретать до начала или в самом процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В стандартном случае предприниматель приобретает отсутствующие у него факторы производства путем найма рабочей силы, покупки производственных фондов, материалов, информации за деньги. Однако не исключаются, а в условиях, наличествующих в нашей стране тотального дефицита и глубокой инфляции все чаще встречаются случаи приобретения предпринимателями факторов производства не за денежную, а за натуральную плату. В подобных условиях производственная предпринимательская сделка пронизывается побочными сопутствующими бартерными сделками.

Косвенным участникам производственно-предпринимательской деятельности являются государственные, местные финансовые opганы, налоговая инспекция. Они выполняют практически чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя налоги, обязательные платежи, отчисления, а иногда и пошлину, штрафы в общей сумме. Однако в отдельных случаях в порядке содействия предпринимательству органы государственной власти могут предоставлять предпринимателям денежные субсидии, а также некоторые виды производственных ресурсов за определенную плату или бесплатно.

Результатом производственно-предпринимательской акции и соответствующей ей сделки является реализация покупателю, потребителю определенного объема произведенных производителем товаров с получением за них денежной выручки.

Обмен товара на деньги представляет собой торговую, товарно-денежную, коммерческую процедуру. Это относительно самостоятельная сбытовая сделка, неизбежно сопровождающая производственное предпринимательство (за исключением редких случаев, когда сам предприниматель полностью потребляет производимый товар).

Финансовый (денежный) итог производственного предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель в результате совершения, проведения сделки.

Коммерческое предпринимательство отличается прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, т.е. перепродаже товаров и услуг.

Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции; приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю.

Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства производства имеют специфический характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций.

Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара.

Прежде всего следует выбрать вид товара (услуги) для осуществления коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования:

  • реализационная цена товара должна быть ощутимо выше покупной цены;
  • должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

Таким образом, коммерческой сделке предшествует маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес-план предпринимательской деятельности, включающий программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов.

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги, ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.

Как и в прочих видах коммерческой деятельности, сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг, т.е. будущей клиентуры. Со временем такую деятельность будут проводить фондовые биржи, которые станут, возможно, основными очагами финансового предпринимательства.

В ходе финансового предпринимательства приходится прибегать к услугам сторонних организаций и лиц-посредников, которые зачастую сами являются предпринимателями, осуществляющими посредническую деятельность. Речь идет о получении транспортных, аудиторских, юридических услуг, без которых не происходит практически ни одна финансовая сделка. В условиях, когда сам предприниматель не обладает собственными внутренними возможностями обслуживания сделки или ему просто выгоднее прибегнуть к внешней помощи, он приобретает услуги. $$$ Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004..%%% 62^^^

Индивидуальные предприниматели и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. Для коммерческих договоров характерны равенство сторон (отсутствие между ними подчинения одной стороны другой), автономия их воли (способность выражать ее независимо от других лиц) и имущественная самостоятельность.

Как видим, договор представляет собой волевой акт, который обладает присущими только ему особенностями и отражает волеизъявление двух или более лиц. Для того чтобы эта общая воля могла быть надлежащим образом выражена и закреплена в договоре, ст. 421 ГК РФ формулирует важнейший принцип правового регулирования договорных отношений – принцип свободы договора.

Этот принцип предполагает самостоятельное решение о заключении и выборе вида договора; свободный выбор партнера; согласование самими сторонами условий договора, порядка его изменения и прекращения.

Принцип свободы договора заключается также и в том, что стороны вправе заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными нормативными актами. Однако во всех случаях договор не должен противоречить общим принципам и началам гражданского законодательства. Более того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, так называемый смешанный договор. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договоре, элементы которого содержатся в смешанном договоре. Например, договор купли-продажи может содержать элементы договоров о кредите, хранении и перевозке товара.

Понуждение к совершению сделки с определенным контрагентом или отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близким, при отсутствии признаков вымогательства, есть уголовное преступление, предусмотренное ст. 179 УК РФ. За него установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Свобода договора предполагает, что его условия (предмет, цена, способ исполнения и др.) определяются по усмотрению самих сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными нормативными актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

В случаях, когда условие договора предусмотрено диспозитивной нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное, стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо поставить условие, отличное от предусмотренного в ней условия. Например, п. 1 ст. 616 ГК РФ установил правило, согласно которому арендодатель обязан за свой счет произвести капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Таким образом, при заключении конкретного договора стороны могут прийти к соглашению о том, что капитальный ремонт будет производить сам арендатор.

Если условие договора не определено в законе, а также соглашением сторон, оно может определяться обычаем делового оборота. Гражданским законодательством РФ в качестве таких обычаев предусмотрены примерные условия, которые могут быть разработаны для договоров определенных видов и опубликованы в печати. Эти условия носят не обязательный, а рекомендательный характер и включаются в договор по соглашению сторон.

На практике различаются конкурентные и неконкурентные способы заключения хозяйственных договоров.

Конкурентными способами заключения хозяйственных договоров являются торги, которые проводятся в форме аукционов или конкурсов.

Торги бывают двух видов:

на реализацию имущества, работ, услуг – договор заключается с тем из покупателей, который предложил высшую цену за имущество, которое продается, или за работу, услугу, которые предлагаются;

на приобретение имущества, определение исполнителя работ или услуг – договор заключается с тем из потенциальных продавцов или исполнителей, который предложил самую низкую цену за имущество, которое необходимо приобрести, или за выполнение необходимых для заказчика работ, услуг.

Победителем по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Неконкурентные способы заключения хозяйственных договоров:

путем проведения прямых переговоров уполномоченными представителями сторон, которые завершаются подписанием договора как единого документа (с возможными приложениями в виде специальных графиков исполнения, технических заданий, проектно-счетной документации и т.д.);

путем направления одной стороной другой стороне проекта договора и согласования позиций сторон. Этот способ является наиболее распространенным. Различают общий и специальный порядок согласования разногласий, которые возникают при заключении хозяйственных договоров.

Специальный порядок устанавливается нормативными актами, которые регулируют конкретные виды хозяйственно-договорных отношений. Общий порядок, предусмотренный АПК РФ, применяется в тех случаях, когда специальный порядок не установлен.

При заключении договора сторона обязана получить проверенную информацию о предполагаемом партнере: финансовое положение, качество товара, работ, услуг, исправность в исполнении договорных обязательств и т.п. Для этого можно использовать самые различные меры: переписка, протоколы о намерениях заключить договор, обращения в органы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговые инспекции, дающие информацию о предпринимателях, и др.

В связи с этим важно помнить, что в ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ “О коммерческой тайне” приведен перечень документов, которые не составляют коммерческую тайну. К ним отнесены учредительные документы организации, регистрационные удостоверения, лицензии на право занятия определенным видом предпринимательской деятельности, документы о платежеспособности, уплате налогов, нарушениях законодательства и раз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.014 с.)