Финансирование и инвестирование предпринимательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансирование и инвестирование предпринимательства.



3.5.1. Планирование финансовых ресурсов. Виды и формы финансирования. Типы финансирования фирмы.

3.5.2. Факторинг. Франчайзинг. Траст. Лизинг. Привлечение банковских кредитов.

3.5.3. Регулирование кредитных отношений. Финансовые институты. Виды, источники и риски инвестиций.

Абчук В. А. Курс предпринимательства: учебное пособие. СПб.: Альфа, 2001. С. 11.

Кибиткин А.И., Рапницкая Н.М., Смирнов А.В., Скотаренко О.В., Дрождинина А.И., Беспалова С.В., Бреславец И.Н., Мотина Т.Н., Гапоненкова Н.Б., Царева С.В., Бороухин Д.С. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции. Академия Естествознания, 2013. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/198-6186.

 

Дополнительная литература

 

Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 58-59.

Кибиткин А.И., Рапницкая Н.М., Смирнов А.В., Скотаренко О.В., Дрождинина А.И., Беспалова С.В., Бреславец И.Н., Мотина Т.Н., Гапоненкова Н.Б., Царева С.В., Бороухин Д.С. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции. Академия Естествознания, 2013. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/198-6187.

Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 63-66.

Кибиткин А.И., Рапницкая Н.М., Смирнов А.В., Скотаренко О.В., Дрождинина А.И., Беспалова С.В., Бреславец И.Н., Мотина Т.Н., Гапоненкова Н.Б., Царева С.В., Бороухин Д.С. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции. Академия Естествознания, 2013. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/198-6187.

Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. С. 63-66.

 

3.5.1. Планирование финансовых ресурсов. Виды и формы финансирования. Типы финансирования фирмы.

 

Финансовые ресурсы могут выступать в таких формах, как финансовые ресурсы предприятий, некоммерческих учреждений, общественных организаций, в форме государственных финансов. Каждая из этих форм имеет свое предназначение, играет свою роль в развитии государства, деятельности предприятий и населения. Предприятие является основным звеном экономики, а финансовые ресурсы предприятия говорят о его состоятельности или несостоятельности. От результатов деятельности предприятий (от движения финансовых ресурсов, в частности) зависит экономическое положение государства, уровень жизни его граждан.

Финансы предприятия составляют основу финансовой системы. Как хозяйствующий субъект, предприятие взаимодействует с поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, с банком, бюджетом и т.д. Однако финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение наемных источников, распределение доходов, их использование на развитие самого предприятия.

Финансы предприятий - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фонда денежных средств и накоплений предприятий, а также контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов накопления.

Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятий и предназначены для удовлетворения его производственных и социальных потребностей.

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии

Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической сфере — в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории «уставный капитал» зависит от организационно-правовой формы предприятия:

- для государственного предприятия — стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

- для товарищества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников;

- для акционерного общества — совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

- для производственного кооператива — стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

- для арендного предприятия — сумма вкладов его работников;

- для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс — стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте прибыли, так как она является источником роста производства, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако, таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, называемая чистой прибылью. Она используется для формирования фондов накопления и потребления резервного фонда.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фондов накопления.

Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Еще один источник внутренних резервов - добавочный капитал -образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки, получения эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала), безвозмездного получения ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер). В уставных документах может предусматриваться создание неделимого фонда сверх суммы уставного капитала, фонд используется как финансовый ресурс. Внешние источники финансовых ресурсов предприятия финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, состоят из средств от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и другие) и кредитных инвестиций.

Ресурсы, поступающие в порядке перераспределения, состоят из:

- страховых возмещений по искам;

- реализации страховых полисов и залоговых свидетельств;

- финансовых ресурсов, формируемых на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности);

- дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов;

 

- финансовых ресурсов, поступающих от союзов, ассоциаций, отраслевых структур;

- бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций.

Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами. Это долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей. Эти средства передаются предприятию на основе платности и возвратности.

По месту возникновения финансовые ресурсы классифицируются:

- внутренние финансирование;

- внешнее финансирование.

Рис. 2. Внешние и внутренние источники финансирования организаций

Внутреннее финансирование предполагает использование тех финансовых ресурсов, источники которых образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Примером таких источников могут служить чистая прибыль, амортизация, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.

При внешнем финансировании используются денежные средства, поступающие в организацию из внешнего мира. Источниками внешнего финансирования могут быть учредители, граждане, государство, финансово-кредитные организации, нефинансовые организации.

Группировка финансовых ресурсов организаций по источникам их формирования представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Прочие источники финансирования организаций

Финансовые ресурсы организации в отличие от материальных и трудовых отличаются взаимозаменяемостью и подверженностью инфляции и девальвации.

В настоящее время актуальной проблемой для отечественных промышленных предприятий является состояние основных производственных фондов, изношенность которых достигла 70%. При этом речь идет не только о физическом, но и о моральном износе. Назрела необходимость переоснащения российских предприятий новым высокотехнологическим оборудованием. При этом важен выбор источника финансирования указанного переоснащения.

Выделяют следующие источники финансирования:

§ Внутренние источники предприятия (чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов).

§ Привлеченные средства (иностранные инвестиции).

§ Заемные средства (кредит, лизинг, векселя).

§ Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как реализация планов дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников.

К достоинствам внутреннего финансирования предприятия следует отнести отсутствие дополнительных расходов, связанных с привлечением капитала из внешнихисточников, и сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственника.

Недостатком данного вида финансирования предприятия является тот факт, что его не всегда возможно применить на практике. Амортизационный фонд потерял свое значение потому, что нормы амортизации для большинства видов оборудования, используемых на российских промышленных предприятиях, занижены и уже не могут служить в качестве полноценного источника финансирования, а разрешенные ускоренные методы начисления амортизации не могут быть использованы для существующего оборудования.

Второй внутренний источник финансирования — прибыль предприятия, оставшаяся после уплаты налогов. Но как показывает практика, большинству предприятий не хватает собственных внутренних ресурсов для обновления основных фондов.

 

Финансовое планирование — инструмент управления финансами предприятия.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

В процессе финансового планирования устанавливается оптимальная пропорция между финансовыми и материальными ресурсами. Финансовое планирование в организациях взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и т. д.). В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются неучтенные в них внутрихозяйственные резервы и пути более эффективного использования производственной мощности предприятия, более рационального расходования материальных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и др.

Вместе с тем финансовое планирование призвано определить оптимальные пропорции в сфере финансовых отношений, т. е. обеспечить рациональное соотношение между объемом, темпами роста производства и финансовыми ресурсами предприятия, между бюджетными, собственными и кредитными ресурсами, направляемыми на расширение производства.

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы следует разделить на долгосрочные, текущие и оперативные.

В долгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков.

В текущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяются влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде.

Оперативный финансовый план включает краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.

 

 

 

Рис. 4. Задачи финансового планирования:

§ выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;

§ эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

§ увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;

§ обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами

 

Объектами финансового планирования являются:

§ движение финансовых ресурсов;

§ финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов;

§ стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

 

Выделение приоритетов. Финансовое планирование связано с реально существующей сложностью планируемых объектов и процессов. При финансовом планировании важно выделить наиболее существенные связи и зависимости, объединить их в модули, учитывающие сферы финансовой деятельности организации и являющиеся структурными элементами единого плана. Такой подход позволяет разбить процесс финансового планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана, а также контроля за его выполнением.

Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

Обеспечение финансовой безопасности. Финансовое планирование должно учитывать финансовые риски, связанные с принятием финансовых решений, а также возможности исключения или уменьшения рисков.

Оптимизация. В соответствии с данным принципом финансовое планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования финансовых ресурсов.

Координация и интеграция. При финансовом планировании следует учитывать интеграцию различных сфер деятельности организации.

Упорядочение. С помощью финансового планирования создается единый порядок действий всех работников организации.

Контроль. Финансовое планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений организации.

Документирование. Финансовое планирование обеспечивает документированное представление процесса финансово-хозяйственной деятельности организации.

В практике финансового планирования следует выделить три способа планирования.

При первом способе планирования оно осуществляется снизу вверх, от низших уровней иерархии к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальный финансовый план своей работы и впоследствии интегрируются на верхних ступенях, образуя в итоге финансовый план организации.

При втором способе финансовое планирование осуществляется сверху вниз. В этом случае процесс финансового планирования осуществляется исходя из плана организации путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним финансовые планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

Третий способ — встречное планирование, которое представляет собой синтез первого и второго способов финансового планирования. Этот способ предусматривает разработку финансового плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее финансовое планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный финансовый план по системе детализированных показателей. При этом в окончательные финансовые планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.

Финансовое планирование — это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, в ходе которого принимаются целевые установки количественного и качественного характера, относящиеся к финансовой деятельности предприятия и определяются пути наиболее эффективного их достижения.

Цели финансового планирования:

§ обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами;

§ определение объекта планирования;

§ разработка систем финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;

§ расчет необходимых финансовых ресурсов;

§ расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;

§ прогноз доходов и расходов предприятия.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия.

Планирование необходимо для того:

§ чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собирается производить и продавать продукцию;

§ чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

§ чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

§ чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Важной задачей в области управления финансами предприятия является задача бюджетирования, или формирования комплексного финансового плана.

Финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором из них оптимальных по заданным критериям: прибыли, поступлений денежных средств, структуры баланса и т. д. Определяет показатели, которые будут использоваться при оценке деятельности. Обсуждает возможные изменения в планах, связанных с новой ситуацией. Корректирует планы, с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов, которые классифицируются по срокам на: краткосрочные (год, квартал); долгосрочные, связанные с капитальными вложениями (составляются на более длительный период).

Основные этапы процесса финансового планирования:

1. Анализ финансового положения компании.

2. Составление прогнозных смет и бюджетов.

3. Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах.

4. Прогнозирование структуры источников финансирования.

5. Разработка действенной системы контроля и управления.

6. Разработка процедуры корректировки составленных планов

 

3.5.2. Факторинг. Франчайзинг. Траст. Лизинг. Привлечение банковских кредитов.

 

 

С макроэкономической точки зрения существенную роль в развитии малых и средних предприятий при формировании финансовых ресурсов может играть факторинг. Услуги факторинга подходят компаниям, работающим со своими клиентами на условиях отсрочки платежей. Данный вид услуг является одной из основных возможностей поддержать малый и средний бизнес, поскольку в этом сегменте предприниматели не всегда могут прибегнуть к традиционным кредитным источникам финансирования, предлагаемым банками. Факторинг требуется тем компаниям, которые хотят быстро получить денежные средства для закрытия возникающих кассовых разрывов, решения текущих бизнес-задач, увеличения оборота и пр.

Факторинг - возник в XVI-XVII вв. как операция торговых посредников (по предоставлению отсрочки по проданному товару), а в последующем приобрел форму кредитования. Факторинг есть приобретение права на взыскание долгов, или на перепродажу товаров, услуг с последующим получением платежей. Это есть разновидность посреднической операции, при которой банк (факторинговая компания) за оговоренную плату получает право от предприятия взыскать причитающиеся ему платежи от покупателей (инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно банк кредитует оборотный капитал предприятия. Таким образом, факторинг интересен как операция, позволяющая ускорить или сделать возможным привлечение стоимости (дебиторской задолженности) в оборот предприятия, хотя первичным предметом договора является покупка долгов данному предприятию, а не предоставление стоимости. Очевидно, что в этом случае отсрочка платежа по существу превращается в немедленную оплату ускоряя оборачиваемость средств предприятия.

В операции факторинга участвует фактор-посредник, поставщик, покупатель, а сам процесс выглядит следующим образом. Факторинговый отдел банка (или фактор фирма) покупает у предприятия долговые требования клиента на условиях немедленной оплаты (80 - 90 % стоимости отгрузки). Оставшаяся часть временно бронируется на специальном счете (на случай возможных претензий покупателя по качеству или цене поставленного товара), а затем, после взыскания долга (за минусом комиссионных платежей и причитающихся банку процентов за предоставленный кредит), возвращается клиенту. Оплата факторинговых услуг составляет до 1,5 % суммы счета плюс ставка по кредиту на полученную авансом сумму.

Предметом уступки по факторингу может быть как денежное требование срок оплаты, по которому уже наступил, так и право на получение средств от должника в будущем.

Плата, взимаемая факторинговой компанией, состоит из двух частей:

1) плата за управление - т.е. комиссионные за факторинговое обслуживание (ведение учета, страхование и т.д.). Зависит от масштабов деятельности поставщика и рассчитывается как процент годового оборота (обычно в пределах 3 %);

2) плата за учетные операции взимается за средства, предоставляемые поставщику досрочно - до получения суммы долга с должника. Ставка по этим операциям может превышать на 2 - 4 % банковскую ставку кредитования (как компенсация возможного риска).

 

 

Рис. 6. Схема факторинга.

 

1. Предприятие-поставщик передает фирме-фактору часть накладных на финансирование под уступку денежного требования. То есть при факторинге управление дебиторской задолженностью (взаимодействие с дебитором по оплате задолженности) переходит факторинговой компании. Таким образом, в операции участвуют три стороны: продавец, дебитор, фактор.

2. Фирма-фактор, получив от поставщика накладные, ожидает поступления платежей от покупателей и принимает на себя все процессы управления дебиторской задолженностью. На этом этапе устанавливаются сроки факторинга. Факторинговая компания погашает задолженность покупателя перед поставщиком (обычно до 90 % суммы сделки).

3. Дебитор ведет все переговоры по погашению задолженностей с факторинговой компаний, на счет которой он и переводит оплату по накладным. По условиям факторинга после этого фактор переводит поставщику оставшийся процент сделки за минусом стоимости обслуживания.

Можно отметить следующие преимущества использования факторинга:

- отсутствие залогового обеспечения. В отличие от компаний, предоставляющих услуги факторинга, банки для выдачи кредита требуют обязательное материальное залоговое имущество (сырье, основные средства, товары и пр.). При факторинговом обслуживании дебиторская задолженность выступает в качестве обеспечения.

- лояльность требований к компании-поставщику. Для принятия решения о финансировании фирма-фактор учитывает не только потенциал предприятия-поставщика. В большей степени внимание обращается на платежеспособность дебиторов.

- гибкость схемы работы. При оформлении кредита в банке компания получает средства единовременно или по графику и выплачивает задолженность по установленной схеме. Финансовый факторинг не предполагает подобных жестких сроков – средства перечисляются поставщику по факту отгрузки продукции, то есть практически пропорционально объему продаж, а погашение происходит в момент оплаты дебиторами.

- отсутствие рисков неплатежей со стороны дебиторов. Согласно условиям обслуживания по факторингу без регресса все риски, связанные с возможным отказом дебиторов платить, берет на себя фактор. Таким образом, поставщик не только получает финансовую поддержку, но избавляется от необходимости управления дебиторской задолженностью и контроля своевременности оплат.

- возможность активного развития бизнеса. Гарантированное финансирование при факторинге в сумме с грамотным управлением дебиторской задолженностью позволяет поставщику увеличивать высокими темпами товарооборот компании. То есть, получив деньги сразу после отгрузки продукции, предприятие может своевременно закупить сырье и оборудование, модернизировать производство и пр. Предприниматель получает возможность сконцентрироваться на ключевых вопросах развития бизнеса, в то время как фактор берет на себя всю рутину взаимодействия с дебитором.

Основные виды факторинга

- факторинг с регрессом. Подходит компаниям, уверенным в платежеспособности своих клиентов. Если фактор не получает в оговоренный срок деньги от дебиторов, он вправе потребовать эти средства у поставщика.

- факторинг без регресса. Все риски неуплаты со стороны покупателей ложатся на фактора. В этом случае проводится тщательная оценка платежеспособности дебиторов. Данный метод факторинга подходит предприятиям, не уверенным в своих поставщиках или начинающим сотрудничество с новыми клиентами

- открытый факторинг (с уведомлением дебиторов о передаче задолженности фактору)

- скрытый факторинг (без уведомления);

- внутренний и международный, когда факторинговая операция, обеспечивает финансирование поставок товаров и услуг с отсрочкой платежа в условиях, когда продавец и покупатель являются резидентами разных государств. Международный факторинг часто используется как финансовая услуга по долгосрочным или бессрочным внешнеэкономическим контрактам, для которых характерны регулярность поставок и значительный товарооборот.

- гарантия(факторинг без финансирования);

- тендерный (для финансирования выигранных контрактов);

- закупочный (реверсивный, когда финансируется дебитор) и др. $$$ Электронный ресурс. Режим доступа http://www.profactoring.ru/factoring %%% 64^^^

Эта форма финансового обслуживания может быть выгодна динамично развивающимся малым и средним предприятиям, испытывающим затруднения из-за несвоевременности оплаты поставленной продукции, затруднения по получению кредитных ресурсов. Как правило, из-за возможных сложностей (по оценке предстоящего риска, по организации работ) не подлежат факторинговому обслуживанию следующие предприятия:

- предприятия, занимающиеся производством нестандартной продукции;

- предприятия, имеющие множество дебиторов с незначительными суммами задолженности;

- предприятия, связанные со своими контрагентами договорами долгосрочного характера.

Следующий вид финансовых услуг, который следует рассмотреть в данной главе - лизинг. Деятельность предприятия строится исходя из стратегических ориентиров наращивания стоимости, но не всегда хозяйствующий субъект в желаемое время располагает необходимыми для этого ресурсами. В этом случае, может помочь лизинг. Под лизингом понимается, долгосрочная аренда оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа.

В лизинговых операциях участвуют, как минимум, три стороны: 1) предприятие поставщик оборудования; 2) лизингодатель - лизинговая компания (банк, лизинговая служба банка или предприятия производителя, посредника) оплачивающая оборудование и предоставляющая его в аренду; 3) лизингополучатель - предприятие, арендующее оборудование представленное лизингодателем. Сама операция осуществляется на основе договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей за свой счет оборудование и сдающей его в аренду, и предприятием (лизингополучателем), которое в течение оговоренного срока вносит арендную плату за пользование имуществом. По истечении срока контракта возможен возврат имущества, либо его выкуп по остаточной стоимости.

Лизинговая сделка может быть представлена следующими этапами:

1) Предприятие (лизингополучатель) выбирает интересующего его продавца имущества;

2) Лизингополучатель заключает договор лизинга с лизингодателем, который приобретает (за счет собственных или кредитных ресурсов) в собственность и сдает в аренду интересующее предприятие имущество;

3) Предмет лизинговой сделки страхуется (лизингодателем или лизингополучателем) в страховой компании от возможных рисков.

Возможен вариант, когда лизинговая компания и производитель (например, уникального оборудования) действуют в одном лице. Различают также сублизинг, когда отношения предусматривают переуступку прав пользования предметом лизинга третьему лицу.

Различают два основных вида лизинговых операций.

1) Оперативный лизинг предполагает неполную окупаемость. Срок аренды здесь короче экономического срока службы оборудования, а инвестиционные затраты лизингодателя окупаются при сделке лишь частично. Лизингодатель не рассчитывает покрыть все свои издержки за счет одного арендатора; он сохраняет право собственности на передаваемое в аренду имущество; срок договора меньше срока физического износа предмета лизинга; риск порчи имущества лежит на лизингодателе; по окончании договора предмет сделки передается лизингодателю, который сдает его другому клиенту. В составе этого вида различают рантинг (краткосрочная аренда) и хайринг (среднесрочная аренда).

2) Финансовый лизинг предусматривает арендную плату покрывающую все инвестиционные затраты (плюс комиссионное вознаграждение) лизингодателя и достаточную для полной амортизации предмета лизинга. Покрытие издержек лизингодателя за счет одного клиента; право собственности на предмет лизинга по окончании договора переходит к лизингополучателю; срок договора предполагает полную амортизацию поставленного оборудования. В составе этого вида выделяют: лизинг с обслуживанием (предполагает оказание ряда услуг по содержанию оборудования); ливеридж-лизинг (предполагает участие в финансировании стоимости сдаваемого в аренду имущества стороннего инвестора); лизинг "в пакете" (здания и сооружения предоставляются предприятию в кредит, а оборудование - в аренду).

К преимуществами лизинга можно отнести следующие факты:

- операция предполагает 100 % кредитование приобретаемого оборудования (в то время как при банковском кредитовании речь идет о 70 - 80 % стоимости) и не требует немедленного начала платежей предприятием, что позволяет постепенно начать процесс обновления материально-технической базы (не отвлекая при этом значительные средства из оборота) и в льготном режиме осуществить привлечение стоимости;

- существует возможность технической поддержки реализуемого проекта (ремонт, консультационные услуги, пусконаладочные работы, обслуживание оборудования), предоставления инжиниринговых услуг, поставки наиболее совершенных на данный момент комплектующих или видов оборудования лизингодателем;

- выбором оборудования, комплектацией занимается лизинговая фирма, предприятие же сосредотачивается на производственном процессе;

- осуществление капитальных затрат частями позволяет сохранять способность к самофинансированию и не сказывается на финансовой устойчивости;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.093 с.)