Правовая защита конкуренции в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая защита конкуренции в Российской Федерации.



Основы российской политики защиты и развития конкуренции заложены в Конституции Российской Федерации. В ст. 8 сформулированы общие гарантии единства (целостности) федерального рынка независимо от формы собственности:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 34 устанавливает право каждого учувствовать в экономической деятельности и запрет деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В совокупности ст. 8 и 34 содержат необходимые правовые условия для потенциального существования товарных рынков в состоянии конкуренции.

Статья 71 относит к предмету ведения Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, что в том числе предполагает установление правил защиты и развития государством экономической конкуренции. Наконец статья 74 определяет пределы осуществления органами власти своих полномочий в регулировании товарных рынков:

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Характеризуя нынешнюю российскую политику защиты и развития конкуренции, можно говорить о двух её взаимосвязанных аспектах. В широком смысле слова государственная политика защиты и развития конкуренции представляет собой широкий и разнородный комплекс мер, которые предусматриваются и реализуются во всех секторах экономики и направлениях государственной политики и направлены на создание про-конкурентных основ функционирования экономики, а также поощрение конкуренции методами соответствующей государственной политики. В узком смысле государственную политику защиты ми развития конкуренции принято называть антимонопольным регулированием, которое направлено в основном на пресечение антиконкурентных действий на уже существующих рынках и в значительно меньшей степени на предупреждение таких действий.

Перечисленные статьи российской конституции определяют цели российского законодательства о защите конкуренции: обеспечение единства экономического пространства страны и свободы экономической деятельности в сочетании с запретом монополизации и недобросовестной конкуренции. Конкуренция как таковая, по мысли российского законодателя, может служить средством достижения более значимых публичных приоритетов. Возможная подчинённость защиты конкуренции иным, более значимым публичным приоритетам, нашла своё отражение в российском законодательстве, в частности в виде переделённых в нём критериев, в соответствии которыми конкуренция может быть правомерно ограничена.

Государственная политика защиты и развития конкуренции в широком смысле реализуется в ряде программных документов. Исторически первым из таких актов следует считать «Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочерёдные меры)». Задуманная в качестве необходимого дополнения широкомасштабной политики приватизации государственного и муниципального имущества, программа демонополизации была призвана сформировать базовые рыночные институты и не допустить создания частных монополий в процессе передачи государственного имущества в частные руки. По существу, это была первая попытка перспективного видения основных институтов свободного рынка в Российской Федерации. Идеи программы демонополизации экономики легли в основу реформ железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой отрасли и отражены в соответствующих программных документах Правительства Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации были разработаны и реализованы региональные программы демонополизации.

Этапным документом программного характера политики защиты и развития конкуренции является «Программа развития конкуренции в Российской Федерации», которая интегрировала в мероприятия секторального характера, а также меры общего характера, оказывающие влияние на все сектора экономики и рынки.

Новейший программный документ правительства Российской Федерации, направленный на защиты и развитие конкуренции, - план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

Российская Федерация вступила во второе десятилетие XXI в., имея сложившуюся государственную политику развития конкуренции, развитую институциональную инфраструктуру антимонопольного регулирования, зрелое антимонопольное законодательство, действенное законодательство о наказаниях за ограничение конкуренции и сформированную судебную практику. Доктринальные взгляды представителей российского конкурентного права находятся в русле общемировых тенденций, основаны на лучшей судебной и административной практике ведущих антимонопольных органов мира и дают широкое представление об этой интересной сфере общественных отношений. $$$ Артемьев И. Ю., Алешин Д. А., Башлаков-Николаев И. В. Конкурентное право России: учебник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – 2-е изд., пререраб. и доп. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 27-44..%%% 24^^^

 

3.2.2. Предпринимательская коммерческая тайна.

Чтобы правильно сориентировать производство на требования рынка, принять правильное решение с учетом всех факторов и уменьшить степень риска, необходимо располагать обстоятельной, надежной, оперативной и достоверной информацией.

Под информацией в бизнесе следует понимать данные (сведения), обрабатываемые определенным образом для конкретных людей, проблем, целей, ситуаций.

Коммерческая информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.

Коммерческая информация позволяет предпринимателям:

§ проводить анализ своей деятельности;

§ планировать и осуществлять контроль над ее результатами (т.е. за получением прибыли);

§ получать преимущество в конкуренции;

§ определять (выявлять) отношение покупателей;

§ следить за внешней и внутренней средой;

§ повышать доверие к фирме;

§ координировать стратегию;

§ снижать коммерческие риски.

Таким образом, информационное обеспечение является одним из важнейших элементов управления предпринимательской деятельностью.

Информационное обеспечение включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию выходной информации.

Источниками коммерческой информации могут служить:

§ маркетинговые исследования по конкретным направлениям деятельности;

§ внутренние материалы и документы фирмы;

§ данные внешней статистики и публикуемые в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка.

Информация, используемая в предпринимательской деятельности, весьма разнообразна. В зависимости от оснований классификации различают следующие виды информации:

по периоду времени:

§ историческая (ретроспективная) - дает представление об условиях и результатах деятельности в предшествующем периоде);

§ текущая - дает представление о состоянии дел фирмы в настоящий период;

§ прогнозная (вероятная, предположительная) - позволяет оценивать состояние фирмы на последующий период времени;

по отношению к этапам принятия решений:

§ констатирующая - содержит данные о состоянии объектов управления;

§ поясняющая — позволяет сформулировать представление о причинах и факторах, которые вызывают изменения;

§ плановая — применяется при разработке и принятии решения;

§ информация, используемая при контроле, - содержит сведения, связанные с контролем текущей деятельности фирмы;

по степени охвата:

§ общая;

§ локальная (характеризующая часть объекта);

по функциональному назначению:

§ плановая;

§ учетная;

§ нормативно-справочная;

§ статистическая;

§ маркетинговая;

по периодичности поступления:

§ дискретная - поступает на фирму периодически;

§ эпизодическая - поступает единовременно, по мере необходимости;

§ непрерывная (мониторинговая) - поступает в соответствии с ритмом работы изучаемого объекта.

Различают также промышленную и коммерческую информацию.

К промышленной относится информация о технологии и способе производства, о технических открытиях и изобретениях, ноу- хау, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п.

Коммерческая информация содержит сведения о финансово- экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и проч.

Информация представляет определенную ценность для предпринимателя, разглашение тех или иных сведений может создать угрозы экономической безопасности предприятия. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

§ информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;

§ информация ограниченного доступа — только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);

§ информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

Конфиденциальная информация — это документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Законом охраняется государственная, служебная, банковская, военная, коммерческая тайна. Часть коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Предпринимательская тайна отождествляется с коммерческой тайной.

Коммерческая тайна — это охраняемое законом право предпринимателя на засекречивание сведений, не являющихся государственными секретами о деятельности предприятия, связанные с производством, технологией, управлением, финансами, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам.

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 октября 2014 г.

Информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

Статья 10. Охрана конфиденциальности информации

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

В соответствии с гражданским законодательством РФ коммерческой тайной является информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране се конфиденциальности.

Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 г. N 731) утвержден перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

§ учредительные документы (устав, учредительный договор); документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);

§ сведения по установленным формам отчетности о финансово- хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ); документы о платежеспособности;

§ сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, условиях работы, наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о соблюдении установленных правил охраны труда; сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;

§ сведения о нарушении антимонопольного законодательства; сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;

§ сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа всем желающим. Например, сведения о заработной плате работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами.

В плане защиты наиболее важной информации предприниматель должен решить сложную проблему.

С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того, чтобы они сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, ноу- хау — контрагентов, финансовое положение — инвесторов. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе «золотой середины», т.е. определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и разглашение которой не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Получить информацию о деятельности фирмы можно законным и незаконным путем.

В первом случае источником информации служат средства массовой информации, рекламные проспекты фирмы, выставок, материалы пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами.

Во втором случае информацию, не предназначенную для внешних пользователей, добывают без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства. Полученные таким образом сведения представляют интерес прежде всего для конкурентов данной фирмы, а также для криминальных структур.

Небезынтересно, что в мировой практике в течение последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, черпается ими из открытых источников — газет, специальных журналов, на выставках и проч. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, «просеивающих» ее и отбирающих нужные сведения.

В связи с этим необходимо определить, какая информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует зашиты, каков срок ее «хранения» в качестве тайны и др.

Важность информации определяется се ценностью для предпринимателя, которая, по мнению ряда специалистов, должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), своевременность, достоверность и полноту.

Всю информацию, которая может представлять коммерческую тайну, можно объединить в группы (рис.1).

Рис. 1. Классификация сведений, составляющих коммерческую тайну

Отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне должно удовлетворять следующим требованиям:

§ их открытое использование может причинить ущерб;

§ фирма может обеспечить сохранение их конфиденциальности;

§ эти сведения нуждаются в защите, гак как они не являются государственной тайной и не защищены патентом;

§ их сокрытие не наносит вред обществу.

При определении информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учитывать, что по степени конфиденциальности вся имеющаяся информация может быть распределена по следующим группам:

§ информация высшей степени конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это угроза высокой степени, и ее реализация может привести к ликвидации фирмы;

§ строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.;

§ конфиденциальная информация — ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, но он может быть преодолен в сравнительно короткие сроки;

§ информация ограниченного доступа — ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления);

§ открытая информация. Ее распространение не представляет угрозы для экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.

Каким же образом можно осуществить разграничение информации открытой и той, которая нуждается в защите? Для этого следует использовать следующие критерии.

Во-первых, это вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток «кока-кола» производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.

Во-вторых, это возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует определить — существует ли возможность ее защиты с помощью общих либо специальных мер защиты.

В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.

Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информации, должно начинаться с основного документа — устава, в котором предусматривается ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Для более эффективной организации работы по защите коммерческой информации целесообразно разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он должен содержать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, и предусматривать степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

Защита коммерческой тайны как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут иметь различную направленность. В связи с этим эффективный механизм защиты должен предусматривать:

§ правовое обеспечение коммерческой тайны;

§ внедрение организационной защиты;

§ осуществление инженерно-технической защиты;

§ мотивацию сотрудников, от поведения которых зависит утечка информации;

§ ответственность за разглашение конфиденциальных сведений.

В разных странах свои приоритетные способы защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирмы, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами.

Российские предприниматели используют следующие основные способы защиты информации:

законодательная защита - основана на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые закреплены в законодательстве РФ. В случае нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации он обращается в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.;

физическая защита — включает пропускной режим на предприятии, охрану, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся сейфов, шкафов и т.д.;

организационная защита - включает:

§ введение должности или создания службы, ответственной за отнесение определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдение правил доступа и пользования этой информацией;

§ разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства;

§ соблюдение установленных правил пользования информацией; наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.);

техническая защита - предусматривает использование таких средств контроля и зашиты, как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа;

работа с кадрами - предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. Следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за их нарушение.

Общеизвестно, что персонал фирмы может стать как объектом, так и субъектом угроз ее безопасности. Поэтому целесообразно проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже самые дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала.

Угрозы экономической безопасности фирмы со стороны, например, конкурентов, реализуемые через ее персонал, могут принимать такие формы, как:

§ переманивание сотрудников, владеющих конфиденциальной информацией;

§ ложные предложения работы сотрудникам конкурентов в целях выведывания информации;

§ выведывание конфиденциальных сведений у сотрудников в такой форме, что сотрудники не догадываются о цели вопросов;

§ прямой подкуп сотрудников фирм-конкурентов;

§ засылка агентов к конкурентам;

§ тайное наблюдение за сотрудниками конкурентов.

Организация эффективной защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации:

§ предварительный (период, предшествующий приему на работу сотрудника);

§ текущий (период работы сотрудника на фирме);

§ заключительный (увольнение сотрудника).

Предварительный этап является самым ответственным и, соответственно, наиболее сложным. В случае возникновения необходимости принять нового сотрудника на работу, связанную с допуском к конфиденциальной информации, целесообразнее всего соблюсти следующую технологию приема.

Прежде всего на основании должностной инструкции и особенностей деятельности разрабатываются требования к кандидату на должность, причем не только формальные (пол, возраст, образование, опыт работы), но и морально-психологические. Это позволяет уточнить, какой работник необходим фирме, а самому кандидату — сопоставить, соответствуют ли его собственные качества требуемым.

Затем производится подбор кандидатов на вакантную должность. Методы подбора могут быть разнообразными. Предпочтение следует отдавать тем методам, которые минимизируют возможность проникновения в фирму недобросовестных людей, представляющих интересы либо конкурентов, либо криминальных структур.

К числу таких методов относятся:

§ обращение в службы занятости, агентства по найму рабочей силы и прочие аналогичные организации;

§ поиск кандидатов среди студентов и выпускников высших учебных заведений;

§ подбор кандидатов по рекомендациям фирм-партнеров; подбор кандидатов по рекомендациям надежных сотрудников фирмы.

Подбор, основанный на случайном обращении кандидатов непосредственно в фирму, может представлять угрозу ее экономической безопасности в будущем.

Целесообразно, особенно при случайном подборе кандидата, сделать запрос на предыдущее место работы в целях получения характеристики его морально-деловых качеств, а также данных о погашенных судимостях.

Для более полного ознакомления с личностью кандидата имеется возможность воспользоваться услугами органов внутренних дел. Органы внутренних дел предоставляют сведения о наличии (отсутствии) судимости кандидата и о лицах, находящихся в розыске.

После ознакомления с документами кандидата (личными документами, документами об образовании, прежней должности и стаже работы, характеристиками и рекомендациями), а самого кандидата — с требованиями к нему и признания обоюдного соответствия проводится собеседование работника кадровой службы фирмы с кандидатом. Кандидат заполняет анкету, отвечает на вопросы, в том числе на вопросы профессиональных и психологических тестов. Следует отметить, что психологические качества кандидата не менее важны, чем профессиональные. Психологический отбор позволяет не только выяснить морально-этические качества кандидата, его слабости, устойчивость психики, но и его возможные преступные наклонности, умение хранить секреты.

В случае успешного прохождения кандидатом проверки и признания его соответствующим должности осуществляется заключение (подписание) двух документов:

§ трудового договора (контракта). Контракт обязательно должен содержать пункт об обязанности работника не разглашать конфиденциальную информацию (коммерческую тайну) и соблюдать меры безопасности;

§ договора (обязательства) о неразглашении конфиденциальной информации (коммерческой тайны), представляющего собой правовой документ, в котором кандидат на вакантную должность дает обещание не разглашать тс сведения, которые ему будут известны в период его работы в фирме, а также об ответственности за их разглашение или несоблюдение правил безопасности.

Второй этап. Непосредственная деятельность вновь принятого работника в целях проверки его соответствия занимаемой должности должна начинаться с испытательного срока, в конце которого принимается окончательное решение о приеме кандидата на постоянную работу.

Сотрудника, принятого на постоянную работу, необходимо ознакомить с порядком доступа сотрудников к конфиденциальной информации (коммерческой тайне). Все работники фирмы (предприятия), имеющие дело с конфиденциальной информацией, имеют право знакомиться с этой информацией только в том объеме, который предусмотрен их должностными обязанностями и требуется для работы. В связи с этим каждая должность должна предусматривать право получения определенного объема конфиденциальной информации, выход за который будет считаться нарушением обязанностей и представлять определенную угрозу безопасности фирмы. Размер этого перечня определяется руководителем фирмы либо специальной комиссией. В соответствии с ним каждый работник получает допуск к конфиденциальной информации определенного уровня.

Эффективным способом защиты информации, особенно если фирма имеет ряд производств (цехов, подразделений, участков), является ограничение физического доступа (перемещения) персонала в другие зоны, не связанные с функциональными обязанностями работников. Посещение же «закрытых» территорий производится только с разрешения руководства.

Оригинальным способом защиты информации, используемым некоторыми фирмами, является разбивка однородной информации на отдельные самостоятельные блоки и ознакомление сотрудников только с одним из них, что не позволяет работникам составить представление об общем положении дел в данной сфере.

Третий, заключительный этап, также может представлять угрозу экономической безопасности фирмы. Уволившийся работник, не имея обязанностей перед фирмой, может поделиться ценными сведениями с конкурентами, криминальными структурами. В целях минимизации опасности таких последствий при увольнении работник предупреждается о запрещении использования сведений в своих интересах или интересах других лиц и дает подписку о неразглашении конфиденциальной информации (коммерческой тайны) после увольнения в течение определенного срока. В противном случае все убытки, которые будут причинены предпринимателю вследствие разглашения информации, могут быть взысканы в судебном порядке.

В заключение следует сказать, что обеспечение экономической безопасности фирмы требует значительных финансовых затрат, в связи с чем использование одновременно всех рассмотренных способов могут позволить себе только достаточно крупные и платежеспособные предприятия. $$$ http://base.garant.ru/12136454/#ixzz3hvE9ZSMw
grandars.ru›college/biznes/.%%% 25^^^

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.088 с.)