Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие формы финансирования инвестиций

Поиск

 

Кредитные ресурсы в настоящее время являются вторыми по объёмам (после кредиторской задолженности) источников финансирования отечественных предприятий. Суммарная чистая прибыль компаний России по своим объёмам существенно меньше объёмов кредитования. Так если объёмы кредитования в 2011 г. составили порядка 20 трлн. руб., то общий финансовый результат (прибыль минус убытки) составил 7,2 трлн. руб. В 2012 -2014 гг. этот разрыв ещё больше возрос в связи со значительным уменьшением прибыли отечественных компаний и возросшим количеством убыточных предприятий. При этом уменьшилась и доля средств банков, направляемых на кредитование корпоративных клиентов. Если в 2011 г. банки направляли на кредитование реально сектора 46% своих ресурсов, то в 2012 г. - только 37%.

В наращивании ресурсной базы коммерческих банков важная роль принадлежит центральным банкам. Банк России также активизирует свою деятельность в этом направлении, увеличивая сроки и объёмы рефинансирования кредитных организаций с целью формирования долгосрочных источников ликвидности. Так 25 апреля 2014 г. Банк России выпустил информационное письмо «О рефинан­сировании кредитов на инвестиционные проекты». Банки, участвующие в проектном финансировании, получают льготную ставку долгосрочного рефи­нансирования. Вначале предполагалось определять эту ставку по формуле «ключевая ставка минус 1,5%». Размер процентной ставки банков, участвующих в проектном финансировании, не должен был превышать 2,5% от ставки рефинансирования. Срок рефи­нансирования был определён в 3 года с возможностью последующей пролонгации. В дальнейшем порядок определения ставки рефинансирования для банков, участвующих в проектном финансировании, был изменён. Безусловно, это важный шаг Банка России и Правительства Российской Федерации, направленный на увеличение объёмов кредитования предприятий реального сектора экономики на долгосрочных, льготных условиях. В то же время объёмы льготного финансирования, включённые в Программу поддержки инвестиционных проектов, недостаточны для перехода на интенсивный путь развития национальной экономики.

Доступность кредитов зависит в свою очередь от уровня процентных ставок и в целом от механизма системы рефинансирования. Для кредитных организаций размер ставки рефинансирования предоп­ределяет издержки по привлечению дополнительных средств. Чем выше данная ставка, тем меньше объём заимствований, что приводит в свою очередь к уменьшению размера активов кредитных организаций, а на уровне макроэкономики - денежной базы.

Опыт функционирования банковских систем в период кризисных ситуаций подтверждает наличие общих принципов достижения макроэкономической стабильности, в том числе и посредством специализированного рефинансирования. Примерами грамотного рефинансирования банков по низким процентным ставкам в кризисные периоды являются действия не только Федеральной резервной системы США, Европейского Центрального Банка, но и Банка Англии, инициировавшего в 2012 г. совместно с Казначейством страны программу финансирования кредитной деятельности банков по кредитованию предприятий ряда отраслей по более низким процентным ставкам, чем на финансовых рынках. Подобные меры применялись и в Швейцарии, и в Японии, и в Объединённых Арабских Эмиратах, и в ряде других стран.

В Российской Федерации ставка рефи­нансирования формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым ЦБ РФ по отдельным инструментам[26].

Важным источником в финансирования инвестиций в Российской Федерации являются бюджетные средства. В последние годы значительная их часть направляется на техническое переоснащение военно-промышленного комплекса, на развитие инфраструктуры и, прежде всего, транспортной. В то же время много вопросов возникает при оценке эффективности использования бюджетных средств. В сложившихся условиях представляется целесооб­разным выделение в Федеральном бюджете раздела «Бюджет развития» со специальным механизмом его формирования и использования. До настоящего времени много вопросов возникает по поводу средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые в малой мере используются для поддержки инвестиционной активности в российской экономике. Вряд ли подобное положение можно признать позитивным. Представляется, что средства этих фондов могли бы быть эффективно использованы и для финансирования инфраст­руктурных проектов на возвратной основе, и в качестве гарантий при привлечении зарубежных кредитных ресурсов.

У российского бюджета имеются значительные резервы для наращивания его доходной части. Прежде всего, необходимо принимать реальные меры по выведению из тени значительной части национальной экономики. Представляется, что ликвидация института налоговой полиции в Российской Федерации была преждевременной, и его следовало бы воссоздать. В мире накоплен позитивный опыт решения проблем с теневой экономикой, и его необходимо использовать в современной России. Наряду с теневым бизнесом, который не приносит доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, значительные объёмы составляет офшорный бизнес, который легально позволяет уводить от уплаты в бюджет налоговые платежи и, прежде всего, налога на прибыль организаций. Безусловно, и в этом направлении необходимо использовать опыт развитых стран, элиминирующих возможности уклонения от уплаты налогов.

В настоящее время традиционных источников «длинных» ресурсов для форсированного перехода к созданию нового технологического уклада катастрофически не хватает. Здесь необходимо указать на то, что в развитых странах активно используются специфические бюджетные механизмы формирования «длинных» денег в экономике в рамках осуществления так называемой «денежно-промышленной политики». Суть этой политики состоит в эмитировании валюты под финансирование конкретных бюджетных программ. Исследования показывают [см., например, 9, с.11-18] что в течение последних лет (и до финансового кризиса, и после него) в таких странах как США, Япония за счёт эмиссии, осуществляемой под длинные государственные инструменты, на 50­80% формировалась денежная база этих стран.

Данный механизм финансирования инвести­ционной деятельности в стране неправомерно сводить к простому печатанию денег. В нём важен ряд процедур. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что государство выпускает целевые ценные бумаги, которые выкупают центральные банки стран. Эти государственные ценные бумаги в дальнейшем не участвуют в обращении на финансовых рынках. Они, в основном, размещаются на балансе центрального банка до срока их истечения. Такой механизм финансирования бюджетных программ не влияет на ликвидность финансового рынка в целом.

Если бы эти государственные бумаги размещались на вторичном рынке в обычном режиме, то отвлекали бы значительную часть средств, которые заимствуются для финансирования текущей коммерческой деятельности, т.е. происходил бы процесс, называемый в экономической науке эффектом «вытеснения».

Безусловно, приведённый выше механизм финансирования инвестиций таит в себе много рисков. В то же время он не является чем-то эксклюзивным для мировой практики и хорошо известен российским монетарным властям. Вышеизложенное свидетельс­твует о том, что в практике развитых, финансово зрелых стран активно используется эмиссионный механизм финансирования инвестиций. Его необ­ходимо изучать, анализировать с целью реального использования в российских условиях[26].

Так же для финансирования инвестиций используется франчайзинг.

Первыми отечественными франшизами в России, были франшизы «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», проданные в конце 90-х гг. прошлого века. Первой зарубежной франшизой была иностранная франшиза компании «БаскинРоббинс».

Общий объем отечественного франчайзингового рынка (рынка франшиз) оценивается некоторыми аналитиками приблизительно в 5 млрд. долларов США. При этом в России франчайзинг активно развивался последние годы, опережая другие страны мира. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями.

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в России функционирует порядка 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров.

Для отечественного рынка франчайзинга характерен, прежде всего, рост предприятий в розничных продажах и общественном питании.

На сайте Российской ассоциации франчайзинга представлен перечень партнеров данной организации - коммерческих банков и иных финансовых структур, финансирующих предпринимателей, приобретающих франшизы. Среди партнеров РАФ - Сбербанк России, ВОК-Банк, холдинговая компания «KVINTESSF&DI», лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг» и другие.

РАФ активно информирует пользователей социальных сетей о своей деятельности, что также свидетельствует о намерении данной организации активно привлекать предприимчивых людей к использованию данного инструмента ведения бизнеса.

Российской ассоциацией франчайзинга разработан и внедрен механизм распространения успешных социальных проектов через Центры социальных инноваций, - совместный проект Минэкономразвития, Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив.

РАФ разработала программу кадрового обучения в сфере франчайзинга и оказания различных услуг предпринимателям в рамках реализации соответствующего проекта совместно с Правительством города Москвы.

День 2 октября установлен РАФ как День франчайзинга в России.

Ассоциация регулярно участвует в мероприятиях Торгово-промышленной палаты (ТПП), обеспечивая проведение аукциона интеллектуальной собственности и постоянное взаимодействие с соответствующим подкомитетом Комитета по торговле ТПП.

Таким образом, франчайзинг можно рассматривать как действительно перспективный вид бизнеса, который позволяет одновременно решать целый ряд задач, прежде всего, для сегмента малого и среднего предпринимательства в России.

Однако приобретение франшизы и расширение бизнеса посредством данного инструмента требует довольно серьезных вложений, которые не позволяют позиционировать франчайзинг как инструмент для «стартапов», то есть для бизнеса с нуля. Очевидно, что франчайзер продаст франшизу только предпринимателям, которые уже имеют серьезный опыт ведения эффективного бизнеса. Тем не менее, данный инструмент позволяет активно расширять торговые сети, тем самым обеспечивая новые рабочие места, повышать общую культуру и усиливать инновационный вектор предпринимательства в нашей стране[27].

Лизинг на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов инвестиций в оснащение и развитие производства.

Исходя из экономических преимуществ, вытекающих из самой природы лизинга, а также из положений «Закона о Лизинге», приобретение оборудования по договору лизинга является экономически более эффективной формой инвестирования по сравнению с прямой покупкой и покупкой за счёт кредитных ресурсов.

Финансовый лизинг используется прежде всего как форма приобретения нового оборудования и предполагает участие как минимум трёх субъектов (лизингодатель, лизингополучатель и продавец оборудования).

Главной отличительной чертой финансового лизинга является то, что срок лизинга очень близок к сроку службы оборудования, и, как правило, по окончании срока лизинга оборудование переходит в собственность лизингополучателя. Финансовый лизинг позволяет в полной мере использовать экономические преимущества лизинга.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.233 (0.01 с.)