ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и метод предпринимательского права РФ.



Понятие, предмет и метод предпринимательского права РФ.

Предпринимательское право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно связанные с ними некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предмет предпринимательского права включает в себя 3 группы отношений:

- предпринимательские отношения (отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности);

- некоммерческие отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (отношения организационного характера – отношения по созданию субъектов предпринимательской деятельности; отношения по лицензированию; отношения, связанные с проведением различных экологических экспертиз);

- отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности (недопущение хаоса на уровне ведения предпринимательской деятельности – установление баланса между субъектами хозяйственной деятельности, установление экологической безопасности, формирование государственного бюджета и т. д.).

Метод предпринимательского права – предпринимательскому праву характерно сочетание императивного и диспозитивного способов регулирования. Преобладающим является диспозитивный метод, поскольку осуществление предпринимательской деятельности предусматривает наличие горизонтальных отношений, существующих на диспозитивных основах. Другим методом предпринимательского права является императивный метод, т. е. существуют императивные начала, выражающиеся в государственном регулировании.

Понятие, признаки и виды предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац 3, ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Признаки предпринимательской деятельности:

- носит самостоятельный характер (экономическая деятельность осуществляется предпринимателем самостоятельно; существует 2 вида самостоятельности – имущественная и организационная);

- носит рисковый характер (выделяют различные виды рисков – финансовый, технический, кредитный, потери по 4 основным направлениям);

- направлена на систематическое получение прибыли (это цель предпринимательской деятельности);

- установленные законом источники получения прибыли (пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг);

- осуществляется зарегистрированными в установленном законом порядке субъектами (ИП должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке).

Виды предпринимательской деятельности:

- законная (осуществляемая зарегистрированными в установленном законом порядке субъектами);

- незаконная (осуществляемая в нарушение закона – ст. 171 УК РФ).

- по количеству участников:

• индивидуальная;

• коллективная;

- по форме собственности:

• государственная;

• муниципальная;

• частная;

- по характеру деятельности:

• выполнение работ;

• оказание услуг.

Принципы предпринимательского права.

Принципы предпринимательского права – это руководящие идеи, основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм, составляющих предпринимательское право.

К принципам предпринимательского права относятся:

- принцип законности (субъекты предпринимательской деятельности должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законом);

- принцип свободы предпринимательской деятельности (каждый человек может использовать своё имущество для осуществления предпринимательской деятельности – К РФ);

- принцип многообразия форм собственности (ст. 8 К РФ);

- принцип единого экономического пространства (свободное перемещение товаров, услуг, не допускается установление каких-то границ – таможенных);

- принцип защиты от монополизации (фактически речь идёт о поддержке конкуренции, о недопущении недобросовестной конкуренции и монополизации);

- принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности (указанный принцип проявляется в такой функции государства, как нормотворчество и контроль – государство издаёт соответствующие акты и контролирует соблюдение принятого нормативного массива).

История развития науки предпринимательского права в России.

Наука предпринимательского права – это система знаний о предпринимательском праве.

Первые упоминания о предпринимательском праве относятся к дореволюционному периоду. До революции 1917 г. развивалось международное и частное торговое право, которое определялось как совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом. В качестве источников русского торгового права можно назвать – Устав Торговый, Устав о Промышленности, Устав Кредитный, Устав о векселях, Общий Устав Российских Железных дорог, Устав Судопроизводства Торгового. Несмотря на существование самостоятельных источников, торговое право дореволюционной России было не отраслью, а специальной частью гражданского права.

После революции наметилась тенденция создания плановой экономики. Появились первые взгляды, позиции о существовании хозяйственного права. Зарождается и получает распространение концепция хозяйственного права, наука которого в своём развитии прошла несколько этапов:

I этап – в 20-е годы XX века берёт своё начало “двухсекторная теория” (появляется хозяйственное право и регулирование осуществляется в двух секторах экономикисоциалистическом и частном; доминирующее значение отводилось социалистическому сектору; основоположник – П. И. Стучка);

II этап – в 30-е годы XX века появляется новая школа единого хозяйственного права (в соответствии с указанной школой гражданин должен занять своё место в системе хозяйственных связей; все имущественные отношения, как между гражданами, так и между социалистическими организациями, должны регулироваться нормами единого хозяйственного права; основоположники – Л. Я. Гинцбург, Е. Б. Пашуканис);

III этап – в 60-е годы XX века получает развитие третья школа хозяйственного права (роль регулирования имущественных отношений с участием граждан новая теория отводила гражданскому законодательству; предлагалось разработать единый кодифицированный акт – Хозяйственный кодекс; основоположники – В. В. Лаптев, В. К. Мамутов).

Вторая половина 80-х – начало 90-х годов – в России начался переход от плановой к рыночной экономике, от одной экономической системы к другой. Происходит пересмотр, переориентация учёных на регулирование отношений не столько экономических, а сколько хозяйственных. Был издан соответствующий Указ Президента. Так и появилось предпринимательское право. Основоположник – В. С. Мартемьянов.

Государственная регистрация ЮЛ при их создании.

При государственной регистрации создаваемого ЮЛ в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой Правительством РФ;

- решение о создании ЮЛ в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы ЮЛ (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- выписка из реестра иностранных ЮЛ соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного ЮЛ – учредителя;

- документ об оплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ЮЛ при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития.

Понятие и виды цен.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория – формируется с учётом уровнем потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции и т. д.

Как правовая категория – выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования НДС, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Виды цен:

- в зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть:

• свободными (цена, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на неё);

• регулируемыми (цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на неё путём применения экономических и (или) директивных мер);

- контролируемые (установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами);

- неконтролируемые;

- в зависимости от рынка цены делятся на:

• оптовые (по оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям);

• розничные (по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю);

- постоянные (когда в НА не содержится условия о периоде действия цены);

- временные (с определением такого периода);

- по территории действия цены можно классифицировать на:

• внутригосударственные (формирование таких цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ);

• мировые (определяются на основе данных биржевых котировок – Лондонской биржи металлов и др.);

- в зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп (такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов “Инкотермс”, подготовленных МТП. Действующая редакция Правил была одобрена в 2000 г.).

29. Государственное регулирование в области ценообразования.

Согласно п. “ж” ст. 71 К РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики.

Положения о ценах заключены в ряде иных актов, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. В ч. 1 ст. 424 ГК РФ отражена норма, которая базируется на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом. В ней говорится о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В определённых законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. НК РФ в ст. 40 определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения.

Нормы исследуемого института содержатся в ст. 14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования”.

Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Так, Закон о защите конкуренции, определяя понятия монопольно высоких (ст. 6) и монопольно низких (ст. 7) цен, устанавливает (ст. 10), что их применение субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, является одной из форм злоупотребления им своим положением и трактуется как монополистическая деятельность.

Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные акты. В отсутствие единого закона о ценах подзаконными актами определены принципиальные положения правового регулирования, закреплена ценовая политика.

Правовые основы современного рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. “О мерах по либерализации цен”. В настоящее время они определяются следующими актами:

- Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”;

- Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен”.

Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В целях реализации государственной ценовой политики Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

В настоящее время Правительством РФ утверждено 3 перечня:

- перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти (газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения и др.);

- перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ (газ, реализуемый населению; топливо твёрдое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.);

- перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания и др.).

Большой массив источников ценового регулирования составляют НА федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией.

30. Ответственность в сфере ценообразования.

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” и КоАП РФ.

В субъектах РФ приняты свои законодательные и подзаконные акты. В качестве примера можно назвать Закон г. Москвы о контроле за ценами.

К ценовым правонарушениям, в частности, относятся:

- завышение или занижение регулируемых, предельных цен;

- завышение или занижение установленных надбавок;

- завышение предельного уровня рентабельности, в том числе за счёт включения в расходы на производство (реализацию) продукции отчислений, не предусмотренных федеральным законодательством;

- непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок, в том числе непредоставление установленных льгот;

- нарушении порядка декларирования или регистрации цен;

- и др.

Ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Эти правонарушения наказываются штрафом:

- для граждан (от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей);

- для должностных лиц (от 4 тысяч до 5 тысяч рублей);

- для ЮЛ (от 40 тысяч до 50 тысяч рублей).

Понятие и виды инвестиций.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Закона о капиталовложениях).

Виды инвестиций:

- В зависимости от статуса инвестора:

• отечественные;

• иностранные;

- По срокам инвестирования:

• долгосрочные;

• среднесрочные;

• краткосрочные;

- По региональному признаку:

• инвестиции, вкладываемые внутри страны;

• инвестиции, вкладываемые за рубежом;

- В зависимости от характера объекта гражданских прав, выступающего в роли инвестиций, их можно разделить на:

• реальные активы (здания, машины, оборудования и т. п.; они подразделяются на долгосрочные (основные фонды), среднесрочные и краткосрочные (оборотные средства);

• финансовые активы (денежные средства, ценные бумаги и др.);

• нематериальные активы (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и пр.);

• иные объекты гражданских прав;

- В зависимости от объектов инвестиционной деятельности (объектов вложения) выделяют:

• “портфельные” инвестиции (вложение инвестором средств в ценные бумаги, долевые активы);

• прямые инвестиции (когда происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг);

- В зависимости от выполняемой предпринимателем функции в инвестиционном процессе инвестиции могут быть:

• внешними (вложения в деятельность другого лица);

• внутренними;

- В зависимости от цели инвестирования инвестиции делятся на:

• коммерческие (с целью получения прибыли);

• некоммерческие.

Требования, предъявляемые к рекламе.

Понятие, предмет и метод предпринимательского права РФ.

Предпринимательское право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно связанные с ними некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предмет предпринимательского права включает в себя 3 группы отношений:

- предпринимательские отношения (отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности);

- некоммерческие отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (отношения организационного характера – отношения по созданию субъектов предпринимательской деятельности; отношения по лицензированию; отношения, связанные с проведением различных экологических экспертиз);

- отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности (недопущение хаоса на уровне ведения предпринимательской деятельности – установление баланса между субъектами хозяйственной деятельности, установление экологической безопасности, формирование государственного бюджета и т. д.).

Метод предпринимательского права – предпринимательскому праву характерно сочетание императивного и диспозитивного способов регулирования. Преобладающим является диспозитивный метод, поскольку осуществление предпринимательской деятельности предусматривает наличие горизонтальных отношений, существующих на диспозитивных основах. Другим методом предпринимательского права является императивный метод, т. е. существуют императивные начала, выражающиеся в государственном регулировании.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.018 с.)