Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История и методология юридической науки↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция Квалификация выпускника «магистр» Профиль подготовки «Административное право, административный процесс»; «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»; «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»; «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»; «Уголовное право»; «Уголовный процесс» Форма обучения – заочная Срок освоения ООП – 2 года 6 мес., год набора 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа дисциплины «История и методология юридической науки»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) выпускника «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464
Программу составили: Т.М. Ашенова – преподаватель кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия». Я.В. Бакарджиев – доцент кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия».
Рецензент(ы): Д. Т. Караманукян – заведующий кафедрой теории и истории государства и права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия». А.А. Ложевский – научный консультант юридической компании «Гудвилл», к. ю. н.
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История и методология юридической науки» являются: · Формирование исторических и теоретических знаний об основных этапах становления и развития юридических и методологии отечественной юридической науки; · исследование юридических школ зарубежных стран. Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций: общекультурных: - обладает осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - обладает способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); - способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК - 4); - компетентно использует на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
профессиональных: - обладает способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК - 6); - способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК - 7); - способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК - 11); - способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК - 13); - способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК - 14); - способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК - 15);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · эволюцию социально-гуманитарных наук в историческом развитии юридической науки и методологии; · основные тенденции развития современной юридической методологии; Уметь: · воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины; · использовать критерии научности для анализа теоретических, исторических и отраслевых юридических наук; · анализировать правовые концепции и их методологические основы в контексте исторических типов научной рациональности; Владеть: · навыками научного подхода к анализу и оценке современного состояния отечественной юридической науки; · средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации. 2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы
Дисциплина «История и методология юридической науки» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла магистратуры направления 030900 «Юриспруденция». Дисциплина «История и методология юридической науки» является основополагающей теоретической учебной дисциплиной в системе юридических наук и юридического образования. В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
3. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Содержание дисциплины УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Норма. – ISBN 5-89123-709-1 Т. 1: Древний мир и Средние века / ред. Н. А. Крашенинникова. – 2005. – 807 с. – 5000 экз. – ISBN 5-89123-707-5. 2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Норма. – ISBN 978-5-89123-709-4 Т. 2: Современное государство и право / ред. Н. А. Крашенинникова. – 2007. – 669 с. – 5000 экз. – ISBN 978-5-89123-708-7. 3. Проблемы общей теории права и государства: учебник / ред. В. С. Нерсесянц. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2002. – 813 с. 4. Тарановский, Ф. В. История русского права /Ф. В. Тарановский; под ред. В. А. Томсинова; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; юридический факультет. – М.: Зерцало, 2004. – 272 с., [XXVIII]. – (Русское юридическое наследие).– 2000 экз. – ISBN 5-80780-098-2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бутаков, А. В. К исследованию новейшей истории российской государственности / А. В. Бутаков. – Омск, 2002. 2. Власенко, Н. А. Законодательная технология (теория, опыт, правила) / Н. А. Власенко. – Иркутск, 2001. 3. Гревцов, Ю. И. Социология права. Курс лекций / Ю. И. Гревцов. – М., 2001. 4. Иванников, И. А. Проблемы государства и права России начала ХХI века / И. А. Иванников.– Ростов н/Д, 2003. 5. Лакотос, И. История науки и ее рациональные реконструкции / И. Лакотос. – М., 2001. 6. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. – М., 2002. 7. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение: Общая часть / М. Н. Марченко. – М., 2001. 8. Марченко, М. Н. Источники права: учеб. пособие / М. Н. Марченко. – М., 2005. 9. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 2005. 10. Тарасов, Н. Н. Методологические проблемы юридической науки / Н. Н. Тарасов. – Екатеринбург, 2001. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для проведения занятий используется компьютерный класс, специализированная аудитория, оснащенная следующим оборудованием: мультимедийный проектор, экран.
Приложение 1 Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя I. Образовательные технологии Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий: 1. Традиционные образовательные технологии ориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер. Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя). Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму. Используется в модуле 1 «Юридическая наука и методология юридической науки». 2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов. Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач. Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий. Используется во модуле 2 «Эволюция юридической науки». 3. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию. Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (конституция государства N.). Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории). Используется в модуле 1. «Юридическая наука и методология юридической науки», модуле 2 «Эволюция юридической науки». 5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды. Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи. Используется в модуле 1. «Юридическая наука и методология юридической науки», модуле 2 «Эволюция юридической науки» 6.Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией. Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов). Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред. Используется в модуле 2 «Эволюция юридической науки»
II. Виды и содержание учебных занятий Краткое изложение материала Юридическая наука (далее – Ю.н.) – совокупность общественных знаний о праве. История Ю.н. уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана, Цицерона). Одним из первых преподавателей права был Гварне-рий (Ирнерия), который начал обучать студентов в Болонье в 1087 г. Первоначально учебный процесс сводился к чтению и толкованию (глоссированию) текстов Кодификации Юстиниана. Позже римские юристы, используя греческую философию, могли уже на гораздо более глубокой основе уточнить юридически важные понятия. Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному формированию Ю.н. Значительную роль в этом процессе играли европейские университеты. Их влияние на развитие Ю.н. заключалось в том, что они: а) установили транснациональный характер правоведения на Западе, способствовали тому, что само право приобрело единую терминологию и метод, который позволил строить правовые системы из обычаев и законов; б) возвысили роль ученого в формировании права; в) способствовали отделению права от богословия, риторики, этики и политики; г) подняли анализ права на уровень науки путем концептуализации правовых институтов и систематизации права как единого свода знаний; д) создали класс профессиональных юристов. Развитие отечественной Ю.н. тесно связано с учреждением в 1755 г. Московского и в 1819 г. Санкт-Петербургского университетов. Основным источником познания права в период слабого развития издательского дела становились лекции, прочитанные профессорами,поэтому история развития Ю.н. в России, по существу, неотделима от развития этих университетов. Первоначально российская Ю.н. основывалась на зарубежных исследованиях, преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены и отечественные специалисты. Одним из первых русских профессоров права был С.Е. Десницкий, внесший весомый вклад в развитие российской Ю.н. Он считал, что Ю.н. включает в себя 4 части: а) о происшествии правлений в разные века и у разных народов; б) о правах, происходящих в обществе от различного состояния людей; в) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями; г) о полиции или благоустройстве гражданском. Формирование теоретических основ отечественной Ю.н. происходило под влиянием идей С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева,Л.И.. Петражицко-го, Б.А. Кистяковского, Ф.В. Таранов-ского и др. Развитию отраслевых Ю.н. способствовали труды Н.М. Коркунова. Предметом Ю.н. выступает право как социальное явление. Однако оно изучается и другими науками, поэтому возникает необходимость в чистом учении о праве. Вопрос о предмете Ю.н. решался и отечественными правоведами. Так, по мнению советского исследователя права О.А. Красавчикова, в предмет Ю.н. включаются регулируемые правом общественные отношения, нормы и институты, источники юридических норм, юридическая техника, опыт применения норм права, правоотношения и юридические факты. Известный ученый-юрист С.С. Алексеев считает, что предмет Ю.н. может быть рассмотрен в 2 плоскостях: а) с точки зрения процесса правового регулирования его составляют право как система юридических норм: общественные отношения как предмет правового регулирования; нормативные юридические акты, правоотношения, индивидуальные акты, правосознание и правовая культура; формирование и действие права, эффективность его норм: б) с точки зрения содержания правового регулирования в него включаются закономерности права, догма права, техника юриспруденции. Под методологией Ю.н. следует понимать совокупность приемов,способов изучения ее предмета. На заре науки ученые использовали преимущественно схоластический метод, который был разработан в начале XII в. В праве этот метод принял форму анализа и синтеза доктрин, часто противоречащих друг другу, взятых из Кодификации Юстиниана и у светских авторитетов. Метод европейских юристов XII в. (за основу которого были взяты диалоги Платона) представлял собой измененный метод диалектического рассуждения, характерный для древнегреческой философии, классического и постклассического римского права. Отечественный юрист Г.Ф. Шерше-невич, разрабатывая методологию Ю.н. (1912 г.), анализировал 4 метода: догматический, исторический,социологический и критический. Российский ученый В.М. Сырых выделяет 4 вида методов Ю.н.: а) метод материалистической диалектики; б) общие приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.); в) специальные методы (статистический, кибернетический, социально-психологические приемы); г) частноправовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой). В обобщенном виде методологическую базу Ю.н. составляют общенаучные и собственно юридические методы. Главными функциями Ю.н. являются: а) теоретико-познавательная (с помощью которой осмысливается сущность права, познаются его объективные закономерности); б) практически-прикладная (дает возможность Ю.н. вырабатывать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения); в) идеологическая, воспитательная функция (заключается в том, что юридические знания влияют на сознание людей, оказывают на них воспитательное воздействие). Вопрос о содержании идеологической функции Ю.н. является дискуссионным в отечественном правоведении. Одни ученые отрицают эту функцию, другие считают, что, поскольку Ю.н. весьма политизирована, без идеологической функции не обойтись.
Методы юридической науки
Краткое изложение материала Наряду с предметом у каждой науки есть также и свой самостоятельный метод. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает соответствующая наука, то ее метод представляет собой совокупность приемов, способов, с помощью которых этот предмет исследуется. Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность. Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска. Многовековые научные исследования становления и развития государства и права во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политико-правовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций - материализма и идеализма, метафизики и диалектики. Ряд теоретиков связывали государственно-правовые явления с волей бога либо так называемого объективного разума, другие - с психикой людей, их эмоциональными переживаниями, третьи - с духом народа, его обычаями, менталитетом. Были модными и ныне продолжают существовать теории о государстве и праве как согласованной воле народа, как договоре между людьми, о существовании естественных, неотчуждаемых прав личности. Провозглашались и обосновывались также идеи о географическом, естественном факторе как основе создания государства и права, о главенстве национальных, этнических, религиозных характеристик этих социальных феноменов. Наконец, существование государственно-правовой надстройки, закономерности ее развития объясняются экономическими факторами, формами собственности, уровнем развития производства материальных благ, разделением общества на антагонистические массы. Неодинаково отвечают ученые также на вопросы о познаваемости всех социальных, в том числе политико-правовых явлений. Если одни уверены, что такие явления, будучи созданы человеческой волей и разумом, вполне познаваемы, их сущность и назначение могут быть полностью раскрыты, то философские идеи агностицизма исходят из идей, что человеческий разум неспособен до конца уразуметь сущность этих явлений, отстаивают теории примата веры над разумом, идеалистической "основной идеи" над свободной волей людей. В отечественной юридической науке за все время существования советского строя господствующим был марксистско-ленинский взгляд на государство и право как единственно правильный. Классовая природа этих социальных феноменов, их принудительный характер, обусловленность экономическими условиями развития общества провозглашались непреложными истинами. Другие теоретические идеи обычно отвергались как идеалистические, не отражающие интересы прогресса, волю людей труда.
Очевидно, что такое положение не способствовало развитию научной мысли, не позволяло максимально использовать достижения различных теоретических направлений, мировой опыт правоведения. Не подлежит сомнению, что каждая серьезная научная работа, любая теоретическая мысль вносят определенный вклад в сокровищницу мировых знаний, способствуют поступательному развитию юридической теории. Ныне российское правоведение рассматривает марксистские идеи как одно из направлений теоретической мысли, отмечая в ней как позитивные черты, так и существенные недостатки. Методология науки вообще и правоведения в частности не стоит на месте. По мере развития и углубления теоретических исследований она все время обогащается, совершенствуются ее приемы и методы, вводятся в научный оборот новые категории и понятия, что обеспечивает прирост научного знания, углубление представлений о закономерностях политико-правовой надстройки и перспективах ее совершенствования. Метод юридической науки в принципе является единым для всех отраслей правоведения. Очевидно, что предмет той или иной отрасли, его особенности накладывают определенный отпечаток на использование теоретических принципов, приемов и способов в каждой из них. Так, очевидно, что приемы и способы исследования, например в истории государства и права, во многом отличаются от приемов и способов, используемых в уголовном праве. Если в истории сравнительному методу уделяется первостепенное значение, то в уголовном праве больше следует применять статистический, конкретно-социологический методы. Точно так же, например, есть своеобразие в теоретических принципах и конкретных приемах исследования, используемых в конституционном и гражданском праве. Однако в своей основе методология юридической науки принципиально одинакова для всех ее отраслей, в том числе и для теории государства и права, учитывая, что все отрасли правоведения имеют единый предмет изучения - право как самостоятельное общественное явление, закономерности его становления и развития, структура, функциональные и системные связи, а также юридические аспекты государственной жизни общества. Методы, используемые в юридической науке, многообразны. Обычно они разделяются на три самостоятельные группы. Это философский (общемировоззренческий) метод, а также общенаучные и частнонаучные (специальные) методы. Будучи обобщающей категорией всех наук, охватывая изучение всех объектов окружающей действительности единой системой понятий, принципов, законов и категорий, философия выступает в качестве мировоззренческой основы познания всех явлений природы и общества. Она представляет собой своеобразный ключ к исследованию, в том числе и государства и права. Только используя такие диалектические категории, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно и глубоко осмыслить и проанализировать природу многих государственно-правовых явлений Всеобщий философский метод - метод диалектического материализма используется во всех науках, на любых этапах, стадиях научного исследования. Он исходит из основополагающих идей, что мир в целом, в том числе и государство и право, материален, существует вне и независимо от воли и сознания людей, т.е. объективно, что окружающая действительность, закономерности ее развития доступны человеческому познанию, что содержание наших знаний объективно предопределяется существованием реального, независимого от сознания людей окружающего мира. Материалистический подход определяет, что государство и право - не самодовлеющие категории, независимые от окружающего мира, не нечто выдуманное великими мыслителями и правителями, что их сущность объективно предопределяется социально-экономическим строем общества, уровнем его материального и культурного развития.
Сущность диалектического подхода к научному исследованию, обоснованного великим немецким философом Г. Гегелем и развитого дальше К. Марксом и Ф. Энгельсом, применительно к правоведению означает, что государственно-правовая действительность должна изучаться в тесной связи и взаимообусловленности с другими явлениями экономической, политической и духовной жизни общества (идеология, культура, мораль, национальные отношения, религия, менталитет общества и др.), что элементы политико-правовой надстройки не стоят на месте, а все время изменяются, находятся в постоянном движении, что принцип историзма, постоянная динамика развития сущности государства и права, их перехода через постепенное накопление количественных изменений из одного качественного состояния в другое - это необходимые закономерности познавательной деятельности человека.
Тип лекции – Информационная
1. Понятие «история науки». Объект и предмет истории юридической науки. 2. Генезис юридической науки. Смена научной рациональности как условие изменения характера научной рефлексии. 3. Исторические предпосылки зарождения и развития основных направлений и школ в юридической науке XIX–XX вв. 4. Этапы становления и специфические черты развития отечественной юридической науки. 5. Европейские юридические школы и их влияние на развитие отечественного правоведения. Краткое изложение материала Наиболее распространенным и разработанным является понимание науки как вида познавательной деятельности, процесса выработки нового знания. Условно принято выделять эмпирический и теоретический «уровни» науки, т.е. описательный и теоретический. Как правило, первый отождествляется с установлением фактов, второй – с построением научных гипотез и теорий. В качестве основных черт, отличающих научное исследование от ненаучного, можно определить его объективность, предметность, воспроизводимость, доказательность, проверяемость и т.п. Исторически между разными типами научной рациональности существуют переходные периоды, когда один тип заменяет другой. Но появление каждого нового не отбрасывает предшествующее, а лишь ограничивает сферу его действия, определяя его применимость только к отдельным исследовательским задачам. В свое время академик М. В. Нечкина отмечала, что наука по природе своей коллективна, и сколько бы не был индивидуален труд ученого, он стоит «на плечах» предшественников. И если науку рассматривать как форму духовного производства, процесс формирования и развития различных типов научной рациональности, то объектом истории юридической науки можно определить саму юридическую науку, а предметом – процесс зарождения и развития юридических зн<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.018 с.) |