Модуль 2. Эволюция юридической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2. Эволюция юридической науки



Определение понятия «история науки». Сущность, формы, функции исторического знания. Формационный и цивилизационный подходы к изучению прошлого. Принципы получения исторического знания: историзма и объективности. Методы исторического исследования: периодизация и классификация исторических фактов. Ретроспективный и хронологический методы как способы постижения прошлого.

Объект и предмет истории юридической науки. Функции истории юридической науки. Взаимосвязь философии права и юридической науки. Влияние экономического, идеологического и политического факторов на развитие юриспруденции. Кумулятивный характер юридической науки, преемственность научных знаний как особый вид «социальной памяти». Понятия «научная школа» и «научное направление». Язык юридической науки. Роль личностного фактора в развитии научного знания. Проблема социального заказа.

Истоки юридической науки. Основные точки зрения на проблему возникновения науки. Генезис юридической науки – процесс становления профессионального юридического мышления и научного правосознания в контексте развития науки. Смена научной рациональности как условие изменения характера научной рефлексии.

Общая характеристика основных этапов развития юридической науки:

а) классический (XVII – первая половина XIX вв.): объективистская ориентация, стремление максимального исключения из познавательного процесса субъекта, средств и процедур его познавательной деятельности;

б) постклассический (неклассический) (вторая половина XIX – начало XX вв.): включение в структуру научного описания не только знания об объекте исследования, но и форм, средств и процедуры познавательной деятельности субъекта;

в) постнеклассический (вторая половина XX – начало XXI вв.): вовлечение в структуру научного познания как внутринаучных целей, задач и ценностей, так и социальных. Более активное развитие прикладной науки в сравнении с фундаментальными исследованиями.

Исторические предпосылки зарождения и развития основных направлений и школ в юридической науке XIX –XX вв. Время глоссаторов и постглоссаторов – период схоластической юриспруденции (XI – XV вв.). Влияние римского права на европейскую правовую традицию и формирование профессионального самосознания юристов. Роль юридического образования в становлении европейского правового мышления: возникновение и развитие университетов и факультетов права (XIII –XVIII вв.). Школа естественного права (XVII – XVIII вв.) – попытки формирования идеологии юриспруденции посредством распространения на изучение права некоторых образцов естественно-научного метода. Рационализм XVIII века и его влияние на развитие философско-правового и догматическо-юридического направлений в юриспруденции.

Историческая школа (XIX в.): поиск философских оснований для переосмысления юридической догмы, соединение философских идей с разработкой юридических конструкций. Позитивизм как одно из основных направлений в методологии научного познания XIX – XX вв. Становление общей теории права как самостоятельной юридической дисциплины. «Юридический социологизм» конца XIX – первой половины XX вв. – попытки осмысления правоведения как социологической науки.

Тенденции юридической науки в ХХ веке: развитие сравнительного правоведения, становление отраслевых юридических наук, формирование системы научных учреждений права, углубление возможностей юридического образования.

Этапы становления и развития отечественной юридической науки: XVIII в. – складывание предпосылок для формирования юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины; первая половина XIX в. – образование профессионального юридического сообщества, зарождение отраслей юридической науки; вторая половина XIX – начало ХХ вв.– развитие отечественной юриспруденции как особой области научной рациональности; ХХ в. – становление и развитие советской и постсоветской юриспруденции.

Специфические черты отечественной юридической науки, общее и особенное с европейской юридической наукой, степень влияния европейских юридических школ на развитие отечественного правоведения и философии права. Соотношение философского, теоретического и юридико-догматического подходов к праву на различных этапах исторического развития и в современной отечественной юридической науке.

Кризис современной отечественной юридической науки как важнейшая предпосылка ее поступательного развития. Проблема сохранения социальной и культурной роли правоведения. Повышение практической значимости методологических исследований в юриспруденции – необходимое условие для теоретического осмысления отдельных отраслей юридической науки. Вопросы онтологии, гносеологии и аксиологии юридической науки и проблема развития истории правоведения как науки и учебной дисциплины. Монизм и плюрализм в юриспруденции.

Проблема соотношения научных (внутренняя логика развития юридического знания, совершенствование исследовательских технологий, накопление фактических данных и т.п.) и вненаучных (состояние общества, доминирующие в нем политические, философские, экономические, правовые, эстетические идеи, общий духовно-интеллектуальный климат эпохи и т.д.) факторов, связанных с методологической самооценкой юридической науки. Современное правоведение и методологические традиции. Новые юридические понятия и предмет юридической науки. Правоведение и юридическая практика: критерии оценки теоретических исследований права. Юридические конструкции: сущность и роль в юриспруденции.

Основные тенденции развития современной юридической науки и практики: многофакторность правовых явлений и процессов как условие изменчивости объекта и предмета юридического познания, проблема воздействия обратных связей на изучаемые явления и процессы, повышение роли субъективного фактора в науке, развитие новых направлений междисциплинарных связей и методов юридического исследования. Процессы универсализации права и глобализация.

Этика научного исследования. Проблема формирования истории юридической науки как самостоятельной научной дисциплины, включающей историографию юридической науки (анализ научной литературы и изданий по отдельным проблемам науки, отраслей права, общей теории права) и историографию процесса зарождения и развития юридических знаний, взятых во всех их формах и проявлениях.

 

№ п/п Наименование тем модуля / темы лекций, практических занятий, семинаров, СРС в составе модуля Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Компетенции, формируемые в процессе изучения тем модуля / темы лекций, практических занятий, семинаров, СРС в составе модуля Формы текущего контроля / Форма контроля по итогам освоения компетенции
Лекции Практические занятия СРС Всего
Всего Из них в ин-терактив. форме Всего Из них в ин-терактив. форме
Модуль 1. «Юридическая наука и методология юридической науки»
  Юридическая наука и методология юридической науки: содержание понятий в контексте научного познания права   -         ОК-1,3-5 ПК-6,7,11,13-15 Реферат
  Итого:   -            
Модуль 2. «Эволюция юридической науки»
  Истоки и становление юридической науки. Основные школы и направления развития юридической науки в XIX–XX вв.   -         ОК-1,3-5 ПК-6,7,11,13-15 Оценочные задания, реферат
  Итого:   -            
  ИТОГО             ОК-1,3-5 ПК-6,7,11,13-15 зачет
                     

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Норма. – ISBN 5-89123-709-1 Т. 1: Древний мир и Средние века / ред. Н. А. Крашенинникова. – 2005. – 807 с. – 5000 экз. – ISBN 5-89123-707-5.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Норма. – ISBN 978-5-89123-709-4 Т. 2: Современное государство и право / ред. Н. А. Крашенинникова. – 2007. – 669 с. – 5000 экз. – ISBN 978-5-89123-708-7.

3. Проблемы общей теории права и государства: учебник / ред. В. С. Нерсесянц. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2002. – 813 с.

4. Тарановский, Ф. В. История русского права /Ф. В. Тарановский; под ред. В. А. Томсинова; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; юридический факультет. – М.: Зерцало, 2004. – 272 с., [XXVIII]. – (Русское юридическое наследие).– 2000 экз. – ISBN 5-80780-098-2.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бутаков, А. В. К исследованию новейшей истории российской государственности / А. В. Бутаков. – Омск, 2002.

2. Власенко, Н. А. Законодательная технология (теория, опыт, правила) / Н. А. Власенко. – Иркутск, 2001.

3. Гревцов, Ю. И. Социология права. Курс лекций / Ю. И. Гревцов. – М., 2001.

4. Иванников, И. А. Проблемы государства и права России начала ХХI века / И. А. Иванников.– Ростов н/Д, 2003.

5. Лакотос, И. История науки и ее рациональные реконструкции / И. Лакотос. – М., 2001.

6. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. – М., 2002.

7. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение: Общая часть / М. Н. Марченко. – М., 2001.

8. Марченко, М. Н. Источники права: учеб. пособие / М. Н. Марченко. – М., 2005.

9. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 2005.

10. Тарасов, Н. Н. Методологические проблемы юридической науки / Н. Н. Тарасов. – Екатеринбург, 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.011 с.)