ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следует обратить внимание, что работы и услуги среди данных объектов не указаны.



Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Законом о техническом регулировании определены цели стандартизации, в том числе:

- повышение уровня безопасности жизни, здоровья, имущества;

- содействие соблюдению требований технических стандартов;

- обеспечение научно-технического прогресса;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- техническая и информационная совместимость;

- взаимозаменяемость продукции и др.

Принципы стандартизации:

- добровольность применения стандартов;

- недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам;

- и др.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

В РФ предусмотрено использование следующих документов в области стандартизации:

- национальные стандарты (стандарты, утверждённые национальным органом РФ по стандартизации);

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с её классификацией);

- стандарты организаций (стандарты, которые разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно, учитывая цели и принципы стандартизации, установленные Законом о техническом регулировании).

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется согласно целям и принципам, определённым Законом о техническом регулировании.

Цели подтверждения соответствия:

- удостоверение соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, стандартов, договоров;

- содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ или услуг;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг на российском и международных рынках;

- и др.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Государственный контроль и ответственность в сфере технического регулирования.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.

Законом о техническом регулировании определены санкции оперативного характера. Так, ст. 40 данного акта предусматривает принудительный отзыв продукции по решению суда и информирование о таком решении приобретателей через СМИ.

Понятие и виды цен.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория – формируется с учётом уровнем потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции и т. д.

Как правовая категория – выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования НДС, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Виды цен:

- в зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть:

• свободными (цена, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на неё);

• регулируемыми (цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на неё путём применения экономических и (или) директивных мер);

- контролируемые (установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами);

- неконтролируемые;

- в зависимости от рынка цены делятся на:

• оптовые (по оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям);

• розничные (по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю);

- постоянные (когда в НА не содержится условия о периоде действия цены);

- временные (с определением такого периода);

- по территории действия цены можно классифицировать на:

• внутригосударственные (формирование таких цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ);

• мировые (определяются на основе данных биржевых котировок – Лондонской биржи металлов и др.);

- в зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп (такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов “Инкотермс”, подготовленных МТП. Действующая редакция Правил была одобрена в 2000 г.).

29. Государственное регулирование в области ценообразования.

Согласно п. “ж” ст. 71 К РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики.

Положения о ценах заключены в ряде иных актов, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. В ч. 1 ст. 424 ГК РФ отражена норма, которая базируется на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом. В ней говорится о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В определённых законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. НК РФ в ст. 40 определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения.

Нормы исследуемого института содержатся в ст. 14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования”.

Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Так, Закон о защите конкуренции, определяя понятия монопольно высоких (ст. 6) и монопольно низких (ст. 7) цен, устанавливает (ст. 10), что их применение субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, является одной из форм злоупотребления им своим положением и трактуется как монополистическая деятельность.

Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные акты. В отсутствие единого закона о ценах подзаконными актами определены принципиальные положения правового регулирования, закреплена ценовая политика.

Правовые основы современного рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. “О мерах по либерализации цен”. В настоящее время они определяются следующими актами:

- Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”;

- Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен”.

Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В целях реализации государственной ценовой политики Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

В настоящее время Правительством РФ утверждено 3 перечня:

- перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти (газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения и др.);

- перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ (газ, реализуемый населению; топливо твёрдое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.);

- перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания и др.).

Большой массив источников ценового регулирования составляют НА федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией.

30. Ответственность в сфере ценообразования.

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” и КоАП РФ.

В субъектах РФ приняты свои законодательные и подзаконные акты. В качестве примера можно назвать Закон г. Москвы о контроле за ценами.

К ценовым правонарушениям, в частности, относятся:

- завышение или занижение регулируемых, предельных цен;

- завышение или занижение установленных надбавок;

- завышение предельного уровня рентабельности, в том числе за счёт включения в расходы на производство (реализацию) продукции отчислений, не предусмотренных федеральным законодательством;

- непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок, в том числе непредоставление установленных льгот;

- нарушении порядка декларирования или регистрации цен;

- и др.

Ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Эти правонарушения наказываются штрафом:

- для граждан (от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей);

- для должностных лиц (от 4 тысяч до 5 тысяч рублей);

- для ЮЛ (от 40 тысяч до 50 тысяч рублей).





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.006 с.)