Принципы предпринимательского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы предпринимательского права



ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и связанные с ними некоммерческие отношения. Предпринимательские и некоммерческие отношения образуют хозяйственно-правовые отношения и единый хозяйственно-правовой оборот.

Предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру. Различают четыре группы предпринимательских отношений:

1) связанные с организацией предпринимательской деятельности;

2) непосредственно предпринимательская деятельность, в ходе которой достигается получение прибыли;

3) по государственному регулированию предпринимательства;

4) внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения, которые возникают в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур,

Некоммерческие отношения, входящие в предмет предпринимательского права, тесно связаны с предпринимательскими отношениями. К некоммерческим относятся отношения:

1) связанные с образованием предприятия, лицензированием;

2) по государственному регулированию;

3) по поддержке конкуренции;

4) по ограничению монополистической деятельности;

5) правового регулирования качества продукции, товаров и услуг;

6) правового регулирования ценообразования и т. д.

Предпринимательское право определяется как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Это определение включает в себя правовую концепцию, нормы права и правоотношения. К правовой концепции относятся правовые идеи, доктрины. Нормы предпринимательского права устанавливают правила деятельности субъекта. Правоотношения являются формой существования предпринимательского права.

Предмет предпринимательского права предполагает применение методов. Под методом понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

К методам предпринимательского права относят методы:

1) обязательных предписаний (устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений);

2) автономных решений, автономии воли сторон правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними);

3) рекомендаций (предложение одной стороны другой определенного варианта поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях и установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей);

4) согласования (субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение - по согласованию с другим его участником);

5) обязательных предписаний (одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения);

6) запретов.

Методы характеризуются следующими чертами:

1) положением участников правоотношения;

2) особенностью содержания правоотношений;

3) особенностью состава юридических фактов;

4) спецификой ответственности.

Предпринимательское право РФ представляет собой совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм, которые группируются по институтам, объединяющим ряд связанных между собой правоотношений. В связи с этим под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Система предпринимательского права характеризует его структуру, отрасли законодательства, научную и учебную дисциплины.

ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

Источниками предпринимательского права являются разнообразные способы фиксации, юридические правила, которые регулируют отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и иными субъектами права. К источникам предпринимательского права относят следующие:

1) основным источником предпринимательского права является Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Все законы и иные правовые акты, которые принимаются в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В Конституции закрепляются конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения. Отнесение предпринимательского законодательства к ведению Российской Федерации обеспечивает единое правовое регулирование предпринимательской деятельности на всей территории России, определяет единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров;

2) одним из источников предпринимательского права является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который регулирует и предпринимательские отношения. В ГК РФ раскрывается понятие предпринимательской деятельности, организационно - правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей, договоров;

3) кроме ГК РФ, значительное место в системе источников предпринимательского права занимают федеральные законы. Федеральные законы о предпринимательской деятельности классифицируют на законы:

а) регулирующие общее состояние определенного вида рынка;

6) устанавливающие правовое положение субъектов, которые действуют на рынке;

в) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;

г) устанавливающие правовое положение субъектов, которые занимаются каким-либо видом предпринимательства;

д) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;

4) большую роль в регулировании предпринимательской деятельности играют подзаконные акты, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указы Президента призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Постановления Правительства должны издаваться в развитие и во исполнение законов. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти составляют огромное количество источников предпринимательского права;

5) при регулировании предпринимательского права продолжают действовать нормативно - правовые акты СССР;

6) наряду с источниками федерального уровня, некоторые сферы предпринимательского права регулируются актами субъектов Российской

Федерации;

7) правовые акты в области предпринимательства также издают и органы местного самоуправления, которые регулируют вопросы, связанные с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды;

8) в регулировании предпринимательской деятельности значительную роль играют и локальные нормативные акты субъектов предпринимательского права. К таким актам относятся устав, положения и др. Они могут устанавливать режим коммерческой тайны;

9) источниками предпринимательского права также являются обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается в соответствии со ст.5 ГК РФ «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством при его пробелах, но не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по применению идут после нормативно-правовых актов и договора;

10) составной частью источников предпринимательского права являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные двусторонние и многосторонние договоры Российской Федерации. При возникновении коллизий международного и национального законодательства ГК РФ предотвращает их, относя связанные с этим вопросы к международному законодательству.

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

 

Несостоятельность (6анкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлётворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по

уплате обязательных платежей.

Различают несостоятельность юридических лиц и граждан (индивидуального предпринимателя). При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если он не осуществил это в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения, а также если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. А юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если его обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В соответствии с этим признаками несостоятельности (6анкротства) признаются:

1) для гражданина:

а) наличие трехмесячной просрочки в исполнения обязательств (внешний признак) - устанавливается при подаче заявления о признании должника банкротом;

6) превышение суммы обязательств гражданина над стоимостью принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание (внутренний признак) - устанавливается в результате проведения анализа финансового положения;

2) юридических лиц - неисполнение денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

3) отдельных категорий должников - иные признаки банкротства (для кредитных организаций срок неисполнения сокращен до одного месяца, а для субъектов естественных монополий - увеличен до шести месяцев).

Установление признаков несостоятельности (6анкротства) не требуется

для ликвидируемого или отсутствующего должника.

При наличии у должника признаков банкротства его считают неплатежеспособным. Для восстановления платежеспособности уполномоченными органами должника принимаются меры для ликвидации задолженности, которая просрочена более чем на три месяца.

Критериями несостоятельности (банкротства) являются неплатежеспособность (юридическое лицо) и неоплатность (граждане).

В соответствии с ГК РФ банкротство должника может быть осуществлено принудительно или добровольно.

При определении наличия признаков несостоятельности (6анкротства),

требований кредиторов значение имеют лишь денежные долговые обязательства (задолженность за товары, работы, услуги, полученный и невозвращенный заем с процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения и вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, но кроме задолженности, возникшей по предусмотренным ТК РФ основаниям).

3аконодательством устанавливаются и такие признаки несостоятельности (6анкротства), как наличие денежного долгового характера обязательств должника и официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

 

При несостоятельности (6анкротстве) предприниматель должен пройти ряд процедур, которые представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию. К процедурам несостоятельности (6анкротства) относятся:

1) восстановительные процедуры - меры по предупреждению банкротства. Они не представляют собой самостоятельную процедуру банкротства. Эти меры делятся:

а) на досудебную санацию - оказание финансовой помощи в достаточном для восстановления платежеспособности, погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам размере;

6) судебную санацию - проведение восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда в рамках возбужденного дела о банкротстве;

2) наблюдение - процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника. При наблюдении проводится анализ финансового состояния должника, составляется реестр требований кредиторов и проводится первое собрание кредиторов.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом требований заявителя. Арбитражным судом назначается временный управляющий.

При наблюдении органы управления должника не вправе принимать решения:

а) о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

6) создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

в) создании филиалов и представительств;

г) выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

д) размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

е) выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

х) участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

з) заключении договоров простого товарищества,

За десять дней до даты окончания наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое должно решить вопросы о введении других процедур банкротства, об образовании комитета кредиторов, о требованиях, предъявляемых к кандидатурам административного, внешнего, конкурсного управляющего, о выборе реестродержателя и иные вопросы.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд:

а) выносит определение о введении финансового оздоровления или, внешнего управления;

б) принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

в) утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве;

3) финансовое оздоровление - процедура банкротства, кoтopaя применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Должник может сам на основании решения своих учредителей обратиться к первому собранию кредиторов либо к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления, Это решение должно содержать сведения об обеспечении исполнения обязательств, сроке их исполнения, К решению должны прилагаться:

а) план финансового оздоровления;

6) график погашения задолженности;

в) протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;

г) перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;

д) сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);

е) иные предусмотренные Федеральным законом документы.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов одновременно с утверждением административного управляющего.

При погашении должником всех требований кредиторов предоставляется отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. По итогам рассмотрения результатов и жалоб кредиторов арбитражный суд выносит вступающее в силу немедленно и подлежащее обжалованию одно из определений:

а) о прекращении производства по делу о банкротстве – отсутствует непогашенная задолженность и жалобы кредиторов необоснованны;

6) об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве - выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов обоснованны.

Финансовое оздоровление может быть oкoнчeнo досрочно. При этом административный управляющий обязан созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления, а должник обязан представить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления при его наличии.

По итогам рассмотрения отчета и заключения собрание кредиторов

может принять решение о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом с открытием конкурсного производства.

На основании ходатайства арбитражный суд принимает:

а) определение об отказе в удовлетворении ходатайства, если в суде6ном заседании выявлено исполнение должником требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

6) определение о введении внешнего управления, если есть возможность восстановить платежеспособность должника;

в) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если отсутствуют основания для введения внешнего управления и имеются признаки банкротства.

По окончании этой процедуры должник обязан представить отчет

о результатах проведения финансового оздоровления;

4) внешнее управление – процедура 6анкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Она вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, либо в предусмотренном законодательством порядке. Одновременно утверждается внешний управляющий, который должен разработать и представить собранию кредиторов план внешнего управления.

При внешнем управлении устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов на денежные обязательств и обязательные платежи, за исключением текущих платежей.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

В предусмотренных планом случаях после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий может приступить к продаже имущества должника на открытых торгах. В целях восстановления платежеспособности может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника путем размещения дополнительных и обыкновенных акций.

Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет, который он представляет для ознакомления кредиторам. После ознакомления отчет утверждается арбитражным судом.

По результатам рассмотрения арбитражным судом отчета внешнего управляющего выносится определение:

а) о прекращении производства по делу о банкротстве при удовлетворении всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;

б) о переходе к расчетам с кредиторами, если удовлетворены ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

в) о продлении срока внешнего управления, если удовлетворены ходатайства о продлении срока;

г) об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены установленные законом препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего обстоятельства;

5) конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Оно отрывается с принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев, но оно может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Одновременно с принятием решения об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.

Имущество должника на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе составляет конкурсную массу. Все денежные средства, поступающие в этот период зачисляются на основной счет должника, с которого и осуществляются выплаты

кредиторам.

Очередность погашения требований кредиторов:

а) в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

6) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в) в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

В ходе конкурсного производства возможен переход к внешнему

управлению.

После завершения расчетов с кредиторами при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.

Если после завёршения расчетов с кредиторами ocтается имущество, то конкурсный управляющий уведомляет об этом имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника, которые не позднее чем через тридцать дней с даты получения уведомления принимают имущество на баланс и несут все расходы на его содержание

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов - определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

6) мировое соглашение - договоренность сторон о прекращении суде6ного спора на основе взаимных уступок. При заключении мирового соглашения сторонами может быть предусмотрен порядок распределения судебных расходов, расходов на оплату помощи адвокатов.

Мировое соглашение может быть заключено:

а) в процессе подготовки дела к судебному разбирательству;

6) во время судебного разбирательства;

в) при рассмотрении дела кассационной инстанцией;

г) во время исполнения судебного решения.

Суд осуществляет контроль за законностью мирового соглашения.

Он утверждает мировое соглашение если оно не противоречит закону или не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы.

Во время судебного разбирательства изложенные сторонами устно условия мирового соглашения заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами. При представлении в письменном виде условия мирового соглашения приобщаются к делу.

Если мировое соглашение утверждается, то суд выносит определение о прекращении производства по делу, в котором указываются условия данного соглашения

Утверждение судом мирового соглашения влечет невозможность вторичного рассмотрения судом того же иска либо принудительное исполнение мирового соглашения, если какая-либо из сторон просит об этом;

7) упрощенные процедуры банкротства - используют в целях более быстрого прохождения банкротства предпринимателями, которые могут восстановить свою платежеспособность, и предпринимателями, находящимися в стадии ликвидации.

Эти процедуры применяются в отношении ликвидируемого или отсутствующего должника. Для этого создается ликвидационная комиссия, которая обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Заявление о признании ликвидируемого должника банкротом в арбитражный суд должно быть подано ликвидационной комиссией и собственником имущества должника. Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании должника банкротом.

Если должник фактически прекратил свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, то заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от paзмepa кредиторской задолженности только при наличии необходимых для финансирования процедур банкротства средств.

При банкротстве отсутствующего или ликвидируемого должника не применяются наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление.

По рассмотрении заявлений арбитражный суд принимает решение:

1) о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства с утверждением конкурсного управляющего;

2) о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

КОНКУРЕНЦИЯ

 

Конкуренция является важным условием эффективного осуществления предпринимательской деятельности и представляет собой состязательность возникающую в связи с производством и обменом материальных прав между участниками предпринимательской деятельности.

Конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством. Поддержка государством конкуренции осуществляется посредством предусмотренных законодательством правовых способов.

Законодательство, регулирующее конкуренцию, включает в себя:

1) акты антимонопольного законодательства - нормативно-правовые акты, направленные на ограничение монополизации путем государственного контроля за положением субъектов предпринимательства, капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждения и преследования монополистической деятельности;

2) законодательство о недобросовестной конкуренции – совокупность нормативных правовых актов, направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.

Различают конкуренцию:

1) на товарных рынках - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке;

2) на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке.

Признаками конкуренции являются:

1) самостоятельные действия;

2) конкурирующие субъекты;

3) существование определенных экономико-правовых сфер предпринимательской деятельности, именуемых рынками.

Особыми методами осуществления предпринимательской деятельности являются конкурентные действия, которые направлены на приобретение субъектами предпринимательства преимуществ в своей деятельности, направленных на получение прибыли путем привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей.

Различаются следующие конкурентные действия:

1) ценовые действия - субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара, работы, услуги, привлекая к себе покупателей (потребителей);

2) неценовые действия - другие конкурентные действия, не связанные непосредственно с установлением или снижением цен и выражающие свободный доступ на рынок для осуществления сходной предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей.

Свобода совершения конкурентных действий имеет ограничения в отношении:

1) содержания конкурентных действий;

2) субъектов конкурентных действий;

3) сфер предпринимательской деятельности.

Ограничения и запреты конкурентных действий касаются экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребления положением на рынке.

Субъектами конкуренции (конкурентами) признаются лица, имеющие право осуществлять конкурентные действия в виде:

1) хозяйствующих субъектов - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, кроме не занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели;

2) финансовых организаций - юридическое лицо, которое осуществляет на основании лицензии банковские операции и сделки либо предоставляет услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера.

Конкурентами не могут быть признаны участники имущественного оборота, не являющиеся субъектами предпринимательства, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Право на конкуренцию имеет пределы осуществления, в соответствии, с которым управомоченное лицо обязано не злоупотреблять своим правом на конкуренцию. Субъект конкуренции вправе требовать от других предпринимателей, органов государственной власти, органов местного само-

управления и их должностных лиц и т. д., чтобы они не нарушали его права на осуществление конкурентных действий. Субъект предпринимательства имеет право и на защиту путем самозащиты, применения к правонарушению мер государственно-принудительного воздействия на основании норм гражданского, административного и уголовного законодательства.

 

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и связанные с ними некоммерческие отношения. Предпринимательские и некоммерческие отношения образуют хозяйственно-правовые отношения и единый хозяйственно-правовой оборот.

Предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру. Различают четыре группы предпринимательских отношений:

1) связанные с организацией предпринимательской деятельности;

2) непосредственно предпринимательская деятельность, в ходе которой достигается получение прибыли;

3) по государственному регулированию предпринимательства;

4) внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения, которые возникают в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур,

Некоммерческие отношения, входящие в предмет предпринимательского права, тесно связаны с предпринимательскими отношениями. К некоммерческим относятся отношения:

1) связанные с образованием предприятия, лицензированием;

2) по государственному регулированию;

3) по поддержке конкуренции;

4) по ограничению монополистической деятельности;

5) правового регулирования качества продукции, товаров и услуг;

6) правового регулирования ценообразования и т. д.

Предпринимательское право определяется как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Это определение включает в себя правовую концепцию, нормы права и правоотношения. К правовой концепции относятся правовые идеи, доктрины. Нормы предпринимательского права устанавливают правила деятельности субъекта. Правоотношения являются формой существования предпринимательского права.

Предмет предпринимательского права предполагает применение методов. Под методом понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

К методам предпринимательского права относят методы:

1) обязательных предписаний (устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений);

2) автономных решений, автономии воли сторон правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними);

3) рекомендаций (предложение одной стороны другой определенного варианта поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях и установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей);

4) согласования (субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение - по согласованию с другим его участником);

5) обязательных предписаний (одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения);

6) запретов.

Методы характеризуются следующими чертами:

1) положением участников правоотношения;

2) особенностью содержания правоотношений;

3) особенностью состава юридических фактов;

4) спецификой ответственности.

Предпринимательское право РФ представляет собой совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм, которые группируются по институтам, объединяющим ряд связанных между собой правоотношений. В связи с этим под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Система предпринимательского права характеризует его структуру, отрасли законодательства, научную и учебную дисциплины.

ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

Принципы предпринимательского права - это основополагающие начала

для правовых норм предпринимательского права. К принципам предпринимательского права относятся:

1) общие принципы права:

а) справедливости;

6) пропорциональности и соразмерности при ограничении субъективных прав;

в) юридической безопасности;

г) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами;

2) общие принципы рыночной экономики:

а) правового государства;

6) демократии;

в) разделения властей;

г) равенства перед законом и судом;

д) социальной рыночной экономики;

3) специальные принципы рыночной экономики:

а) общедозволительности;

6) свободы и единства экономической деятельности, включая право на свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, на обладание имуществом в собственности, на владение, пользование и распоряжение им, на свободу договора

и т. д.;

в) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

г) признания и защиты равным образом различных форм собственности;

д) неприкосновенности частной собственности;

е) поддержки конкуренции.

Основными принципами предпринимательского права являются:

1) принцип свободы предпринимательской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.173 с.)