Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За предпринимательской деятельностью

Поиск

 

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности

представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Контроль является одним из средств государственного регулирования

экономики и предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется:

1) на общий надзор, который осуществляет прокуратура за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;

2) административный надзор.

Контроль от надзора отличается тем, что:

1) органы надзора выполняют свои функции и полномочия в отношении объектов, которые им организационно не подчинены, а органы контроля в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

2) при контроле в отношении виновных лиц применяются меры дисциплинарного воздействия, а при административном надзоре к физическим и юридическим лицам применяются меры административного

воздействия;

3) органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов, а органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Различают следующие виды контроля:

1) в зависимости от объема проверяемой деятельности:

а) общий контроль;

6) специальный контроль;

2) в зависимости от стадии контроля и цели проверки:

а) предварительный - предупреждение и профилактика соблюдения параметров предпринимательской деятельности;

6) текущий - оценка реально осуществляемой предпринимательской деятельности;

в) последующий - проверка исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов;

3) в зависимости от того, кем осуществляется контроль и каков характер

полномочий контролирующих органов:

а) контроль Президента РФ;

6) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) контроль органов судебной власти;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) бюджетный контроль;

7) банковский и страховой надзор;

8) транспортный контроль;

9) государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях портов;

10) государственный контроль (надзор), осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

11) таможенный контроль;

12) иммиграционный контроль;

13) лицензионный контроль;

14) контроль безопасности при использовании атомной энергии;

15) контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

16) санитарно - карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в переходах Государственной границы Российской Федерации;

17) контроль объектов, которые признаются в соответствии с законодательством опасными, а также особо важных и режимных объектов;

18) контроль оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, правосудия, прокурорский надзор;

19) государственный метрологический контроль (надзор).

Принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

1) презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов;

3) установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

4) соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

5) ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ и др.

При проведении государственного контроля защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в административном и (или) судебном порядке.

Заявления об обжаловании действий (6ездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в установленном порядке.

 

КОНКУРЕНЦИЯ

 

Конкуренция является важным условием эффективного осуществления предпринимательской деятельности и представляет собой состязательность возникающую в связи с производством и обменом материальных прав между участниками предпринимательской деятельности.

Конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством. Поддержка государством конкуренции осуществляется посредством предусмотренных законодательством правовых способов.

Законодательство, регулирующее конкуренцию, включает в себя:

1) акты антимонопольного законодательства - нормативно-правовые акты, направленные на ограничение монополизации путем государственного контроля за положением субъектов предпринимательства, капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждения и преследования монополистической деятельности;

2) законодательство о недобросовестной конкуренции – совокупность нормативных правовых актов, направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.

Различают конкуренцию:

1) на товарных рынках - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке;

2) на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке.

Признаками конкуренции являются:

1) самостоятельные действия;

2) конкурирующие субъекты;

3) существование определенных экономико-правовых сфер предпринимательской деятельности, именуемых рынками.

Особыми методами осуществления предпринимательской деятельности являются конкурентные действия, которые направлены на приобретение субъектами предпринимательства преимуществ в своей деятельности, направленных на получение прибыли путем привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей.

Различаются следующие конкурентные действия:

1) ценовые действия - субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара, работы, услуги, привлекая к себе покупателей (потребителей);

2) неценовые действия - другие конкурентные действия, не связанные непосредственно с установлением или снижением цен и выражающие свободный доступ на рынок для осуществления сходной предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей.

Свобода совершения конкурентных действий имеет ограничения в отношении:

1) содержания конкурентных действий;

2) субъектов конкурентных действий;

3) сфер предпринимательской деятельности.

Ограничения и запреты конкурентных действий касаются экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребления положением на рынке.

Субъектами конкуренции (конкурентами) признаются лица, имеющие право осуществлять конкурентные действия в виде:

1) хозяйствующих субъектов - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, кроме не занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели;

2) финансовых организаций - юридическое лицо, которое осуществляет на основании лицензии банковские операции и сделки либо предоставляет услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера.

Конкурентами не могут быть признаны участники имущественного оборота, не являющиеся субъектами предпринимательства, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Право на конкуренцию имеет пределы осуществления, в соответствии, с которым управомоченное лицо обязано не злоупотреблять своим правом на конкуренцию. Субъект конкуренции вправе требовать от других предпринимателей, органов государственной власти, органов местного само-

управления и их должностных лиц и т. д., чтобы они не нарушали его права на осуществление конкурентных действий. Субъект предпринимательства имеет право и на защиту путем самозащиты, применения к правонарушению мер государственно-принудительного воздействия на основании норм гражданского, административного и уголовного законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.006 с.)