Способы обеспечения законности деятельности органов исполнительной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы обеспечения законности деятельности органов исполнительной власти.



9. Законность и дисциплина в сфере деятельности органов исполнительной власти и способы их обеспечения.

Одним из важнейших принципов государственного управления является законность. Законность в государственном управлении можно определить как точное и единообразное понимание и исполнение Конституции Российской Федерации и законов всеми органами исполнительной власти и должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Законность выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в соответствии законодательству любых актов управления.
С принципом законности тесно связан принцип дисциплины. Вместе с тем дисциплина и законность различаются. Сущность дисциплины как принципа государственного управления состоит в исполнении должностными лицами органов исполнительной власти возложенных на них обязанностей, а также в исполнении актов управления и законных требований должностных лиц теми, к кому они адресованы.

В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности: государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.
Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.
Говоря о государственном контроле как способе обеспечения законности, важно отметить и то, что контрольные и подконтрольные органы, как правило, соподчинены. При этом контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда контрольные органы входят в ведомственную систему.
Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.
Надзор как способ обеспечения законности заключается в постоянном систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью государственных органов, должностных лиц и граждан с целью выявления нарушений законности.
При этом надзор отличается от контроля прежде всего тем, что органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях подчиненности (например, государственные инспекции, прокуратура). Кроме того, надзорные органы выявляют у поднадзорных только нарушения законности, но не целесообразности.
Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.
Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состоит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

3. Способы обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляют сущность законности.

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

· Это общеобязательность законов для всех без исключения граждан, предприятий, организаций, должностных лиц;

· Единством законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ.

· Недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких — либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесообразности.

· Неразрывная связь законности и правовой культуры населения.

· При любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью.

· Законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное действие.

Существует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Способы обеспечения законности: контроль и надзор.

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (закон.,исп,суд власти) и общ. орг., используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущен ли в деятельности подконтрольных органов исп.

Власти и их долж. лиц нарушения законности, устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности.

Контроль, как способ обеспечения законности характеризуется признаками:

· Между контролирующим органом и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности или подведомственности.

· Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую адм-хоз деят контролируемого.

· Контролирующий наделяется правом отменять решения контролируемого.

· Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные право нарушения.

Надзор — прокурорский и административный. При надзоре вмешательство в текущую адм.-хоз. деят. поднадзорного исполнительного органа не допускается.

Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (закон., исп, суд власти) и общ. орг., используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли деятельности подконтрольных органов исп.

Власти и их долж. лиц нарушения законности, устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности.

Контроль, как способ обеспечения законности характеризуется признаками:

· Между контролирующим органом и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности или подведомственности.

· Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую адм-хоз деят контролируемого.

· Контролирующий наделяется правом отменять решения контролируемого.

· Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные право нарушения.

Различают следующие виды контроля:

· президентский,

· контроль органов исполнительной власти,

· контроль органов законодательной власти, контроль органов судебной власти.

Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности гос. регулирования.

Его основные принципы:

· законность,

· объективность,

· независимость,

· гласность,

· экономичность,

· сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.33.119 (0.028 с.)