Тема 4. Конфликт интересов в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Конфликт интересов в организации



В процессе корпоративного управления возникает столкновение интересов разных групп акционеров (участников) - явление, известное как «конфликт интересов». В широком смысле конфликт интересов – это ситуация, когда агент (менеджер) при выполнении определенного поручения принципала (заинтересованного лица)) имеет конкурирующие профессиональные или личные обязательства, денежный или не денежный интерес, которые затрудняют объективное исполнение поручения. Конфликтующие интересы могут быть либо следствием действий или характеристик личности агента, либо следствием действий или особенностей организации принципала. Основной причиной корпоративных конфликтов считается превышение полномочий и роли тех или иных заинтересованных групп в корпоративном управлении, или иначе, оппортунистическое поведение. По определению О.Уильямсона, оно означает «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства». Злоупотребление властью со стороны одной из заинтересованных сторон или группы приводит к организационным патологиям и низкой активности заинтересованных лиц в развитии партнерских отношений.

Корпоративный конфликт интересов — это ситуация морального выбора между интересами корпорации в целом и интересом отдельной группы субъектов, участвующих в корпоративных отношениях. Суть «конфликта интереса», которая не всегда правильно понимается руководителями и работниками предприятия, состоит не в самом факте нарушения «корпоративного интереса» в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации, когда встает вопрос выбора между интересом корпорации в целом и иным интересом. Во избежание такого «конфликта» задача корпоративного управления состоит в том, чтобы управленческими, технологическими, организационными средствами предотвратить вероятность изменения иерархии интересов и целевых функций участников деятельности корпорации.

Выделяют следующие типы конфликтов интересов, способных оказывать негативное влияние на деятельность корпорации:

1) конфликты, связанные с действиями управленцев компаний;

2) конфликты между владельцами крупных (контрольных) пакетов акций и миноритарными акционерами;

3) конфликты между работодателями и работниками;

4) конфликты с кредиторами компании;

5) конфликты между менеджментом и представителями государственной власти, общественных и профессиональных организаций.

Личный конфликт, связанный с действиями управленцев компаний, нарушающий права акционеров, называется агентской проблемой. Она возникает тогда, когда у менеджеров возникает мотив принимать такие решения, которые соответствуют больше его собственным интересам, чем интересам собственников. Это связано с тем, что в акционерных обществах акционеры уступают свои права по управлению компаний управленцам. Они передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Таким образом, происходит разделение функций владения и управления. Разделение функций владения и управления компаниями и порождает проблему агентских издержек (М. Фридмен, Йесен, Меклинг), так как интересы владельцев и управляющих (менеджеров) явно не совпадают. Менеджмент – высшее управленческое звено, выполняющие функции стратегического управления предприятиями компании. Он заинтересован в получении гарантированной заработной платы, прочности своего положения, в устойчивости компании и снижении рисков от воздействия непредвиденных обстоятельств, а также в продлении своих трудовых контрактов; взаимодействуют с большим числом заинтересованных групп.

Личный конфликт интересов возникает в следующих случаях:

• разрешение дел, касающихся близких ему людей (родственников или друзей);

• разрешение дел, касающихся поддерживаемых им организаций-поставщиков и деловых партнеров;

• возможность получения взятки за определенное принятие решения;

• возможность трудоустройства менеджера после ухода из данной компании в другую компанию, которой могут быть переданы сведения конкурентах;

• интересы, которые возникают в связи с работой по совместительству;

• получение подарков от частных лиц и организаций.

Во-вторых, к наиболее распространенным корпоративным конфликтам можно отнести конфликты между владельцами крупных (контрольных) пакетов акций и миноритарными акционерами. Первые, действуя исключительно в своих интересах, могут принимать решения, о совершении сделок, противоречащих интересам общества (о выводе активов общества), о невыплате дивидендов, о проведении дополнительной эмиссии в целях размывания доли мелких акционеров и т.д. 1) Выполнение требований владельцев и акционеров, безусловно, является одним из важнейших из-за угрозы слияний и поглощений и вероятности резкого падения курсовой стоимости акций вследствие нарушений в ожиданиях акционеров. Акционеры заинтересованы в высоких прибылях и высоком курсе акций компании; склонны к поддержке управленческих решений, которые ведут к получению высоких прибылей, но сопряженных с высоким уровнем риска. При отсутствии эффективных механизмов защиты прав миноритарных акционеров предприятие теряет возможность привлечения капитала за счет дополнительных эмиссий.

В-третьих, это конфликты между работодателями и работниками, которые, как правило, имели негативные последствия для корпораций, в которых человеческий капитал является основными нематериальными активами.

В-четвертых, это конфликты с кредиторами компании. Система корпоративного управления должна создать создает механизм защиты интересов всех экономических агентов, в том числе кредиторов. Очевидно, что такие негативные последствия несовершенной системы корпоративного управления как «выкачивание активов» или денежных потоков предприятия менеджерами, отдельными акционерами, например, путем заключения нерыночных сделок, представляют собой прямое нарушение прав кредиторов, следовательно, снижают кредитоспособность компании.

Наконец, достаточно распространенными являются конфликты между менеджментом и представителями государственной власти, общественных и профессиональных организаций. Чрезмерное вмешательство государства во многих странах вызвало серьезные организационные патологии. В тех государственных компаниях, где политические партии и профессиональные организации становились заинтересованными сторонами «внутреннего круга», менеджмент часто становился полностью им подконтрольным. В результате этих перекосов в балансе власти крупные компании теряли рыночную ориентацию на потребности рынка и потребителей, а производительность труда явно не соответствовала доходам работников благодаря поддержке профсоюзов.

Для решения проблемы конфликта интересов могут быть использованы следующие меры.

Во-первых, это повышение информационной открытости органов корпоративного управления, что тесно связано с проблематикой (электронного) отчетности и аудита. Многие конфликты интересов не смогут реализовать в коррупционные действия в случае наличия механизмов оперативного общественного и внутригосударственного контроля над совершаемыми должностными лицами действиями.

Во-вторых, необходимо создание системы управленческих регламентов, например, кодекса корпоративного поведения, кодекса этики и культуры и т.п., используя которые можно будет судить о правомерности действий менеджмента с точки зрения закона и морали. Без наличия таких регламентов информационная открытость и отчетность будут малоэффективны.

В-третьих, введение процедур обязательного декларирования о конфликте интересов, который возникает у должностного лица при разрешении того или иного дела. Эта мера должна быть дополнена специальными управленческими регламентами, описывающими порядок действий в такой ситуации и санкции за непредставление соответствующей декларации.

В-четвертых, наложить ограничения на занятость в конкурирующих компаниях.

 

 

2. Одним из самых негативных последствий конфликта интересов считается коррупция, проявляющаяся в использовании агентом полномочий для достижения не предусмотренных поручением целей. Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. При исследовании проблемы коррупции и злоупотреблений в корпоративном управлении агентская модель рассматривает ситуацию, когда поручитель («принципал») не обладает всей полнотой информации о действиях исполнителей («агентов»). Поэтому он заключает с ними договор, содержащий выгодные для агентов условия, которые мотивируют их к поведению в интересах принципала.

Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В частных коммерческих предприятиях управляющие используют свою дискреционную власть при заключении контрактов, найме новых работников, надзоре над подчинёнными и т. д. Это открывает возможности для действий с целью получения личной выгоды, которые при этом могут наносить экономический ущерб владельцам или акционерам компании. Взятки в частном секторе принято называть «подкупом». Деловая коррупция, наряду с бытовой коррупцией и коррупцией верховной власти, является одним из разновидностей коррупции.

Наиболее часто термин коррупция применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Деловая же коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. В рейтинге состояния коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 — отсутствие коррупции).

В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна Однако персона или группа, обладающая властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает управленцев, которых она наделяет требуемыми полномочиями, в распоряжение которых она передаёт необходимые ресурсы, для которых она устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. Однако в практике управления инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия, поэтому они позволяют менеджменту действовать по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реальной ситуации способно полностью парализовать деятельность компании. Однако это означает, что критической ситуации управленец может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой. Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.

Дисциплинарно-правовое принуждение — один из видов государственного, и ему присущи все общие признаки этого метода осуществления исполнительной власти. В то же время оно обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет его качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельн

1. Меры дисциплинарно-правового принуждения применяются чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но могут быть использованы и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями (студентов, следователей, например).

2. Дисциплинарно-правовое принуждение является внесудебным, оно — разновидность исполнительно-распорядительной деятельности

3. Дисциплинарно-правовое принуждение осуществляют все работодатели, а значит, и органы негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан.. Они делают это на основе норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям. Процесс разгосударствления увеличил объем дисциплинарного принуждения, осуществляемого негосударственными органами и их должностными лицами.

4. Важнейший признак— оно может осуществляться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, служащих, военнослужащих, студентов, заключенных и т. д.). для которого характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).

6. Дисциплинарно-правовое принуждение осуществляется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. Исключения -военнослужащих начальнику и коменданту гарнизона, а также и некоторыми другими актами, действующими на транспорте.

А в целом носителями дисциплинарной власти являются очень многие субъекты, право осуществлять дисциплинарное принуждение предоставлено большому кругу органов и должностных лиц.

7. Дисциплинарное принуждение регламентировано многими отраслями права: трудовым, административным, кооперативным, уголовно-исполнительным. В основном оно регулируется законодательными актами, но в ряде случаев — правительственными постановлениями и даже ведомственными актами.

8. Если средства г ражданско-правового и административного принуждения могут применяться как к индивидуальным, так и коллективным субъектам права, то меры дисциплинарного и уголовного воздействия применяются только к физическим лицам. Дисциплинарное принуждение персонифицировано.

К тому же в его рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить особые санкции, применяемые к солдатам и офицерам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарно-правовое принуждение — это применение на основе юридических норм в процессе исполнительно-распорядительной деятельности субъектами дисциплинарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специальными нормами случаях и иных) правонарушений.

Дисциплинарно-правовое принуждение делится на виды в зависимости от того, какой отраслью права оно регламентировано.

Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов — членов административных коллективов:

• милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных работников милиции);

• обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

• лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники).

Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении военнослужащих и аттестованных работников органов внутренних дел являются дисциплинарные уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел и Закон о материальной ответственности военнослужащих. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п. 9 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По способу воздействия, непосредственной цели применения среди мер дисциплинарного принуждения можно различать взыскания, восстановительные и иные меры. Когда используются первые, наступает дисциплинарная ответственность; применение восстановительной меры — взыскания ущерба — есть не что иное, как материальная ответственность. К иным следует отнести все меры дисциплинарного воздействия, которые законодатель не включил в число дисциплинарных взысканий и которые не связаны с возмещением ущерба. (напр недопуск студента сокращение отпуска и др)

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в числе иных много мер дисциплинарного пресечения.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но достаточно самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

1) дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных

2) она состоит в применении карательных санкций •— дисциплинарных взысканий;

У) право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил, таможенной службы и рядом других административно-правовых документов.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок.. За него на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Виды и размер этой разновидности карательных санкций устанавливаются нормативными актамиПоскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД — это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижении в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутр Государственный служащий может подвергаться всем видам ответственности, предусмотренным действующим законодательством:

– уголовной;

– гражданско-правовой;

– дисциплинарной;

– административной.

Уголовная ответственность государственного служащего наступает при условии совершения им преступления, предусмотренного УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если его действиями или бездействиями гражданину или организации причинен имущественный или неимущественный ущерб (вред здоровью или моральный вред).

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

– замечание;

– выговор;

– предупреждение о неполном должностном соответствии;

– освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

– увольнение с гражданской службы по основаниям. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.036 с.)