Общая часть 1. Предмет и метод административного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая часть 1. Предмет и метод административного права.



ОБЩАЯ ЧАСТЬ 1. Предмет и метод административного права.

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права:

1) метод предписания, возложение на субъекты управленческой деятельности обязанностей совершать те или иные действия, определенные администаривно-правовыми нормами;

2) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

3) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Административно-правовое регулирование направлено на урегулирование преимущественно таких общественных отношений, в которых исключается юридическое равенство их участников, т.е. в них преобладает императивный метод (метод властных предписаний).

 

Способы реализации адм-правовых норм.

Реализация административно-правовых норм – это осуществление процесса практического претворения в жизнь субъектами административного права предписаний, выраженных в нормах. Различают четыре формы реализации административно-правовых норм:

– соблюдение – добровольное подчинение запретам, установленным в правовой норме, воздержание от запрещенных деяний;

– исполнение – активные правомерные действия по выполнению предписаний нормы, предписывающей совершение определенных действий;

– использование – осуществление предоставленной нормой возможности по своему усмотрению воспользоваться предоставленным субъективным правом или воздержаться от использования;

– применение – действие компетентного органа (должностного лица) по подведению конкретного факта (лица) под действие нормы административного права и принятию индивидуального государственного, властного акта (решения) о распространении действия нормы на данное лицо.

 

Правовое регулирование права на обращение.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

14. Система и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края).

 

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.

Дисциплинарно-правовое принуждение — один из видов государственного, и ему присущи все общие признаки этого метода осуществления исполнительной власти. В то же время оно обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет его качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельн

1. Меры дисциплинарно-правового принуждения применяются чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но могут быть использованы и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями (студентов, следователей, например).

2. Дисциплинарно-правовое принуждение является внесудебным, оно — разновидность исполнительно-распорядительной деятельности

3. Дисциплинарно-правовое принуждение осуществляют все работодатели, а значит, и органы негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан.. Они делают это на основе норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям. Процесс разгосударствления увеличил объем дисциплинарного принуждения, осуществляемого негосударственными органами и их должностными лицами.

4. Важнейший признак— оно может осуществляться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, служащих, военнослужащих, студентов, заключенных и т. д.). для которого характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).

6. Дисциплинарно-правовое принуждение осуществляется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. Исключения -военнослужащих начальнику и коменданту гарнизона, а также и некоторыми другими актами, действующими на транспорте.

А в целом носителями дисциплинарной власти являются очень многие субъекты, право осуществлять дисциплинарное принуждение предоставлено большому кругу органов и должностных лиц.

7. Дисциплинарное принуждение регламентировано многими отраслями права: трудовым, административным, кооперативным, уголовно-исполнительным. В основном оно регулируется законодательными актами, но в ряде случаев — правительственными постановлениями и даже ведомственными актами.

8. Если средства г ражданско-правового и административного принуждения могут применяться как к индивидуальным, так и коллективным субъектам права, то меры дисциплинарного и уголовного воздействия применяются только к физическим лицам. Дисциплинарное принуждение персонифицировано.

К тому же в его рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить особые санкции, применяемые к солдатам и офицерам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарно-правовое принуждение — это применение на основе юридических норм в процессе исполнительно-распорядительной деятельности субъектами дисциплинарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специальными нормами случаях и иных) правонарушений.

Дисциплинарно-правовое принуждение делится на виды в зависимости от того, какой отраслью права оно регламентировано.

Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов — членов административных коллективов:

• милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных работников милиции);

• обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

• лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники).

Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении военнослужащих и аттестованных работников органов внутренних дел являются дисциплинарные уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел и Закон о материальной ответственности военнослужащих. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п. 9 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По способу воздействия, непосредственной цели применения среди мер дисциплинарного принуждения можно различать взыскания, восстановительные и иные меры. Когда используются первые, наступает дисциплинарная ответственность; применение восстановительной меры — взыскания ущерба — есть не что иное, как материальная ответственность. К иным следует отнести все меры дисциплинарного воздействия, которые законодатель не включил в число дисциплинарных взысканий и которые не связаны с возмещением ущерба. (напр недопуск студента сокращение отпуска и др)

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в числе иных много мер дисциплинарного пресечения.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но достаточно самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

1) дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных

2) она состоит в применении карательных санкций •— дисциплинарных взысканий;

У) право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил, таможенной службы и рядом других административно-правовых документов.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок.. За него на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Виды и размер этой разновидности карательных санкций устанавливаются нормативными актамиПоскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД — это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижении в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутр Государственный служащий может подвергаться всем видам ответственности, предусмотренным действующим законодательством:

– уголовной;

– гражданско-правовой;

– дисциплинарной;

– административной.

Уголовная ответственность государственного служащего наступает при условии совершения им преступления, предусмотренного УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если его действиями или бездействиями гражданину или организации причинен имущественный или неимущественный ущерб (вред здоровью или моральный вред).

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

– замечание;

– выговор;

– предупреждение о неполном должностном соответствии;

– освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

– увольнение с гражданской службы по основаниям. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления, порядок их вступления в силу, изменения и отмены.

Основными требованиями, предъявляемыми к правовому акту управления, являются целесообразность (соответствие государственным интересам) и законность.

Акт управления также должен удовлетворять следующим требованиям:

– соответствовать законодательству и правовым актам вышестоящих органов исполнительной власти;

– издаваться в рамках компетенции органа исполнительной власти (должностного лица);

– издаваться с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания;

– не ограничивать и не нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих органов;

– не ограничивать и не нарушать права и законные интересы граждан и иных субъектов в сфере государственного управления.

Если акты не соответствуют требованиям законности, то их относят к ничтожным и оспоримым.

Акты признаются ничтожными, если:

– на то есть прямое указание закона,

– грубо нарушена подведомственность административных дел,

– нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта,

– нарушен срок давности,

– акт предписывает совершение преступления и т. д.

Оспоримые акты подлежат исполнению, но могут быть оспорены в установленном порядке.

 

29. Порядок издания и отмены правовых актов государственного управления.

I. физические лица

А) граждане

В составе граждан РФ выделяются весьма разнообразные категории лиц, призна­ваемых субъектами административного правонарушения с уче­том особенностей их правового положения, выполняемых про­фессиональных, социальных функций, состояния здоровья.

Таких лиц можно разделить на 2 группы:

1) категории лиц, для которых эти факторы обуславливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности:

должностные лица, во­дители транспортных средств и др. Так, должностные лица под­лежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполне­нием или ненадлежащим исполнением своих служебных обя­занностей. При этом должностные лица подлежат администра­тивной ответственности не только за собственные действия или бездействие, но и подчиненных работников, нарушающих со­ответствующие правила. За другие административные правона­рушения они несут ответственность на общих основаниях.

2) категории лиц, для которых эти факторы влекут ограничение применения мер административной ответственности:

относятся лица, которые за администра­тивные правонарушения несут ответственность в основном в со­ответствии с дисциплинарными уставами, специальными поло­жениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях — администра­тивную ответственность на общих основаниях (военнослужа­щие, сотрудники ОВД и др.).

К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к сержантам, старшинам, сол­датам и матросам, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа (ст. 2.5, 3.5 ч. 6, ст. 3.9 ч. 2).

 

КоАП РФ в общей форме определяет, что административной ответствен­ности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совер­шения административного правонарушения 16-летнего возрас­та (ст. 2.3, 2.8).

В общих положениях КоАП РФ граждане РФ не выделяют­ся в отдельную группу субъектов административной ответствен­ности, но это делается в статьях его Особенной части.

 

Б) иностранные лица и лица без гражданства

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностран­ные юридические лица подлежат административной ответствен­ности на общих основаниях за совершенные административные правонарушения:

а) на территории РФ;

б) континентальном шель­фе;

в) в исключительной экономической зоне РФ в случаях, пре­дусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17—8.20, частью 2 ст. 19.4 КоАП РФ. Например, за невыполнение капитаном судна, осуще­ствляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов, предусмотренных законодательством РФ обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него ис­каженных сведений; невыполнение законных требований долж­ностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об ос­тановке судна и др.

Однако субъектами определенных административных право­нарушений признаются только иностран­ные граждане и лица без гражданства, например, нарушений ре­жима пребывания на территории РФ.

 

II. юридические лица

По КоАП РФ юридические лица подлежат административ­ной ответственности за совершение административных право­нарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъ­ектов РФ.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установ­ленные данными статьями нормы применяются только к физи­ческому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы отно­сятся и могут быть применены только к физическому лицу (на­пример, самовольное оставление места отбывания администра­тивного ареста и т. п.).

Наложение административного наказания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответствен­ности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 

Отсутствует и понятие субъекта административного право­нарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и админист­ративного правонарушения. Не всегда субъект административно­го правонарушения подлежит административной ответственно­сти. Например, военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной от­ветственности. Следовательно, круг субъектов административ­ного правонарушения и круг субъектов административной от­ветственности не совпадают.

Субъективная сторона административного правонаруше­ния — психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последстви­ям.

Оно может быть выражено в форме умысла или неосторож­ности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездей­ствие, в указанных формах, при наличии других признаков со­става правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонару­шения предусмотрена ст. 2.1 КоАП РФ.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их до­пускало либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия или без­действия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рас­считывало на их предотвращение либо не предвидело возмож­ности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обо­значается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений пред­полагает, что оно может быть совершено только в форме умыс­ла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случа­ях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной сторо­ны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других — нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.

 

Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не мо­жет быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реали­зуется его уполномоченными должностными лицами (иногда — участниками), а фактическая деятельность осуществляется его работниками, то в конечном счете о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юри­дического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями са­мого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера. Как уже сказано, понятие вины юри­дического лица раскрывается в КоАП РФ (п. 2 ст. 2.1).

Только при наличии состава административного правона­рушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к ад­министративной ответственности. Конкретные виды админис­тративных правонарушений, кроме их общей систематизации в Особенной части КоАП РФ в зависимости от объектов пося­гательства, сфер их совершения, могут группироваться также

ü по характеру диспозиций материальных норм об административ­ных правонарушениях

правонарушения подразделя­ются на нормы с

а) простой (ст. 5.44, ст. 7.2 п. 1, ст. 11.18, 12.9 п. 1, 13.2 и др.),

б) описательной (ст. 8.20, 15.10, 14.9, 14.12, 17.4 и др.), ссылочной (ст. 6.10 п. 2, 8.31 п. 3, 18.1 п. 2 и др.),

в) в блан­кетной (ст. 5.27, 11.12, 12.28 и др.) диспозицией.

В конкретных статьях могут содержаться различные по характеру диспозиций нормы. Нередко статьи, именуемые как бланкетные, устанавли­вающие ответственность за нарушение правил, порядка, зако­нодательства в действительности содержат нормы с простыми или описательными диспозициями.

Соответствующие бланкетным диспозициям правила, сис­темы норм, за нарушение которых предусматривается админи­стративная ответственность, содержатся как в законах, так и под­законных актах, издаваемых чаще всего во исполнение законов. В законах довольно распространенными являются формулировки с указанием на то, что нарушение влечет, в частности, админи­стративную ответственность в соответствии с действующим за­конодательством.

Хотя ответственность за административные правонаруше­ния устанавливается законом, юридическое содержание ее ос­нований, т. е. административных правонарушений, формулиру­ется также нормативными правовыми актами органов исполни­тельной власти, издаваемыми в соответствии с их компетенцией. Наглядным примером этого могут служить Правила дорожного движения.

ü по субъектам правонарушения:

правонарушения, субъектами ко­торых признаются:

а) граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 6.3, 6.4, 6.5, 14.1 и др.);

б) должностные и юридические лица (ст. 13.12 п. 3 и 4, ст. 14.8 и др.);

в) юридические лица (ст. 14.17 п. 1 и 4, 14.24 п. 3 и др.);

г) граждане и юридические лица (ст. 7.28, 12.35 и др.);

д) граждане и должностные лица (ст. 15.6 ч. 19.1, 20.5 и др.);

е) должностные лица (ст. 7.16, 12.31, 12.32 и др.);

ж) граждане (ст. 19.16, 20.1, 21.5 и др.).

ü по видам наказаний за совершение административных правонарушений:

а) админист­ративные правонарушения

б) за которые предусмотрены только основные наказания, их подавляющее большинство;

в) основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.);

г) основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22).

Основные и дополнительные наказания не предусмотре­ны в качестве альтернативных. Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его при­менение за данное административное правонарушение (ст. 12.5, 18.10 ч. 2, 18.11, 20.8).

Предупреждение обычно устанавливается в качестве основ­ного наказания, альтернативного административному штрафу за некоторые административные правонарушения. В иных слу­чаях предупреждением не может быть заменен административ­ный штраф.

Административный штраф является универсальным нака­занием, предусмотренным за все административные правона­рушения. В этом качестве он не может быть принят за самосто­ятельный критерий классификации административных право­нарушений.

Административный арест, лишение специальных прав, дис­квалификация, административное приостановление деятельно­сти влекут существенные ограничения прав гражданина. Поэтому они предусмотрены за небольшое число наиболее серьезных ад­министративных правонарушений и назначаются судьей (Например, административная ответственность за публичное разме­щение, рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих де­нежные и иные обязательства (ст. 15.24 КоАП РФ), наступает, если эти дей­ствия не содержат уголовно наказуемого деяния.).

В тео­рии и на практике при выявлении и сущности квалификации пра­вонарушений часто возникает вопрос о его соотношении с пре­ступлением, дисциплинарным проступком.

Точки зрения относительно социально-правовой сущности административного правонару­шения:

а) адм. правонарушения являются общественно опасными, но по сво­ему характеру менее общественно опасны, чем преступления;

б) адм. правонарушения являются вредными для общества, но не общественно опасными;

в) одни административные правонарушения общественно опасны, дру­гие являются вредными, но не общественно опасными.

 

Основы законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик, а вслед за ними Кодекс РСФСР и КоАП РФ не содержат указания на обществен­ную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения ад­министративные правонарушения являются противоправными, не имеющими общественной опасности.

По существу административные правонарушения, как и пре­ступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности (пишет Алехин), так как:

1) оба этих вида правонарушений часто имеют об­щий объект посягательства;

2) общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью»,

3) обществен­ная опасность проявляется в самой их противоправности;

4) общественная опасность выражается во вредности пра­вонарушений. Поэтому противопоставление общественной опас­ности и вредности является необоснованным. В УК РФ обще­ственная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или го­сударству (см. ст. 14).

5) постоянно идет процесс декри­минализации и криминализации одних и тех же по своему ха­рактеру правонарушений, что подтверждает принципиальную со­циальную однородность соответствующих правонарушений;

6) если административные правонарушения не обще­ственно опасны, то обоснованна ли государственная репресси я за их совершение?

7) за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответствен­ности, чем за многие преступления;

8) !!! степень обще­ственной опасности лежит в основе разграничения преступле­ний и административных правонарушений вообще (внешне сход­ных), частично совпадающих преступлений и административ­ных правонарушений в особенности.

 

Особый вопрос — о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонару­шений.

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и ад­министративном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне соста­вов соответствующих правонарушений.

Например, закон опре­деляет, что

· субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста; административного право­нарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста;

· на­рушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжкого вреда здоро­вью человека, — преступление.

Поэтому для определения харак­тера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодатель­ства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисцип­линарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, государственными, служебными от­ношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязан­ностей одновременно признается административным правона­рушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых, слу­жебных функций.

В законодательстве и литературе нередко говорится о нару­шении налогового, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях — налоговых, экологических и т. п. как основаниях ответственности (например, экологичес­кой и т. д.). Однако в подобных случаях допускаются существен­ные неточности. Прежде всего, когда речь идет о нарушении того или иного законодательства, то имеется в виду нарушение его только определенных норм, регулирующих либо однородные от­ношения, либо в специфической сфере. Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее правонарушения, яв­ляющиеся основанием различных видов юридической ответ­ственности, — уголовной, административной, гражданско-пра­вовой, дисциплинарной. Следовательно, по юридической природе нарушения законодательства могут быть, соответственно, пре­ступными, административными и др. А это означает, что с юри­дической точки зрения нет оснований для выделения экологи­ческой, налоговой и т. д. ответственности.

Потерпевший.

Статья 25.2. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

 

Свидетель.

Статья 25.6. Свидетель

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

 

3. Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.104 с.)