Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Живой аппарат для получения кислородаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Элодею можно использовать для получения кислорода. Возьмите стеклянную банку, налейте водой и положите в неё срезанные ветки элодеи срезами вверх. Накройте элодею воронкой, наполненной водой, с закрытым пробочкой концом. Посыпьте в воду немного двууглекислой соды, чтобы увеличить количество углекислого газа, нужного для питания элодеи и выделения кислорода. Этот прибор поставьте на яркий солнечный или электрический свет. Через некоторое время вы заметите, что в трубке воронки, под пробкой, накапливается воздух. Его становится всё больше и больше. Когда его наберётся порядочно, зажгите лучинку и после того, как образуется красный уголёк, потушите. Теперь выньте пробочку и быстро поднесите тлеющую лучинку. Она вспыхнет, так как из воронки выйдет кислород.
Чтобы кислород, выжимаемый напором воды снизу, выходил не так быстро, придержите воронку рукой. Можно накопить кислород и в пробирке. Для этого пробирку, наполненную водой, опрокиньте на воронку, зажимая отверстие большим пальцем. За день — два пробирка наполнится кислородом. Вот вам и аппарат для добывания кислорода путём использования активной деятельности маленьких листочков элодеи.
Путешествие под микроскопом У элодеи замечательный лист: он позволяет заглядывать внутрь и видеть его жизнь прямо через кожицу. Не нужно делать никаких срезов. Положите листик на стёклышко в каплю воды и смотрите на него в микроскоп. Действительно, кожица как стеклянная, — видно множество клеток, наполненных знакомыми нам хлорофилловыми зёрнами. Найдём самые крупные клетки и переведём объектив микроскопа на большое увеличение. Теперь посмотрите внимательнее. В клетке хлорофилловые зерна располагаются неравномерно, а больше по краям или иногда пересекая клетку. И странно — хлорофилловые зерна как будто медленно движутся. Да, как зелёные вагончики, друг за другом, будто сцепленные, они бегут в одну сторону по краям клетки и пересекая её. Мы неверно назвали хлорофилловые зерна вагончиками, так как не они бегут, а бегут — струятся прозрачные «рельсы». Это движется, струится замечательное живое вещество — протоплазма. Недаром она так называется. По‑гречески протос — первый, плазма — образующееся вещество — первичное вещество. Протоплазма вечно движется в живых клетках, то медленнее, то быстрее. В холодном помещении движение протоплазмы такое медленное, что незаметно для глаза, даже смотрящего в микроскоп. Если препарат слегка подогреть до 30, то движение будет довольно быстрое. При нагревании до 40 движение протоплазмы снова замедлится. При температуре 50 протоплазма свернётся и при понижении больше уже не будет двигаться. Жизнь протоплазмы и всего организма прекратится. На листочке элодеи под микроскопом можно наблюдать интересные изменения протоплазмы. Положите листик элодеи в каплю раствора соли или сахара. Раствор соли возьмите 10‑процентный, сахара — 30‑процентный (один грамм соли или три грамма сахара на десять кубических сантиметров воды). В таком растворе под микроскопом будет видно, как протоплазма начнёт отставать от стенок клетки и сжиматься в шар. Это не значит, что протоплазма начала умирать: это водя‑кистый клеточный сок, находящийся в середине клетки, начинает вытягиваться соляным раствором. Положите листочек в каплю чистой воды, и протоплазма начнёт снова растягиваться к стенкам. Даже без микроскопа видно, как листочек в соляном или сахарном растворе начинает морщиться и становится дряблым. В чистой воде его крепость опять восстанавливается. Вот почему нельзя класть очень много удобрений в горшок: раствор солей оттягивает из клеток воду и как бы иссушает растение. На листочке элодеи под микроскопом можно проверить образование крахмала хлорофилловыми зёрнами. Сорвём листочек с веточки элодеи, находившейся несколько часов на ярком солнечном свету, и положим в раствор иода на две‑три минуты. Затем листик отмоем от иода и посмотрим в микроскоп. На хлорофилловых зёрнах заметны темно‑синие маленькие пятнышки. Это окрасились иодом крахмальные зёрнышки, образованные хлорофиллом на солнечном свету из углекислого газа и воды. Это крупицы первичного органического вещества — пищи всего живого в мире.
Мы с вами заглянули ещё раз в замечательную лабораторию зелёного листа. Мы увидели сложное живое вещество его жизнь, его движение, его работу в каждой из бесчисленных клеточек, составляющих тело растения. Растения не только украшают наши комнаты они обогащают воздух кислородом, и мы учимся на них Растения создают органическое вещество, обеспечивая существование всего человечества, в том числе и нас с вами, читатель.
ПО ЗАВЕТАМ И. В. МИЧУРИНА
Более двухсот лет разводили на окнах растения тропиков и субтропиков. Но у многих оконных садовников была мечта приучить к жизни в комнатах наши плодовые и ягодные растения, некоторые овощные и красивые дикорастущие растения родных лесов и лугов. Это не легко, но вполне возможно. И юные мичуринцы, стремящиеся переделать растения, такую задачу могут поставить. Иван Владимирович Мичурин в своём письме «К коммунистическим детям» оставил им свои заветы: «Съедая яблоко, грушу, сливу, вишни, огурец, арбуз, дыню, не выбрасывать семена…», а собирать их и высеивать. «Выращивать свои дички яблонь, груш, слив и вишен, прививать их лучшими культурными сортами, производить отбор растений на выносливость и лучшее качество плодов и ягод…» «Изучать вопросы селекции (селекция — отбор)… и агротехники — правильно посеять, прищипнуть, обрезать, привить, полить, собрать урожай, бороться с вредителями…» «Обязательно наладить поиски новых растений для культуры. На земном шаре очень много растений — несколько сотен тысяч видов. Но человек использует их очень мало. Нам нужны растения для промышленности, питания, озеленения наших городов, для лекарственных целей. Наши леса, горы, степи и болота представляют собой неисчерпаемое богатство. Нужно окультивировать это богатство». Вы можете следовать заветам Ивана Владимировича, оаботая с комнатными растениями, а также с плодовыми, овощными и даже дикорастущими — и всё на своём окне. Можно развести на окнах плодовый сад из яблонь, груш, вишен, слив, абрикосов, персиков, винограда и даже из ягодных кустарников — крыжовника и смородины. Известно, что И. В. Мичурин при выведении сорта груши «бере зимняя» воспользовался для опыления дикой уссурийки пыльцой с груши «бере рояль», которая росла, цвела и плодоносила в комнате одного садовода‑любителя. Это было ещё в 1903 году. В комнатах культивируют плодовые трехлетние деревца, обычно кустовой формы, привитые на карликовых и слаборослых подвоях, приобретённые в питомниках.
Летом деревца выставляют на балкон или в сад у восточной или южной стены, зарывая кадки в ящики с землёй. Во время цветения обильно поливают деревья утром и вечером и для лучшего плодоношения делают искусственное опыление. Городские жители могут вырастить на каждом окне по Два плодовых деревца, а на балконе в полтора метра шесть деревцов и две лозы винограда. Однако плодовые растения нельзя отнести в полной мере к комнатным растениям, так как зимою их нужно держать в подвале при температуре в 2, а летом на балконе, веранде или в крайнем случае на открытом окне. Растения с опадающими зимой листьями в тёплой комнате начинают преждевременно расти и при недостатке света будут потреблять питательные вещества из корней и стеблей. Поэтому к весне они истощатся. Без нужной в зимнее время пониженной температуры они не развиваются нормально, не цветут и не плодоносят. Сохраняя деревца в течение зимы в подвале, необходимо два‑три раза смачивать землю и засыпать горшки песком, чтобы мыши не повредили корни. Надо следить, чтобы к горшкам был доступ воздуха, иначе растения заплесневеют. В середине февраля, обрезав ветки у дерева, ставят его в комнату на окно. При обрезке удаляют прямые побеги. Ветки обрезают так, чтобы получить боковые побеги, так как цветки образуются на ветках третьего порядка. С начала роста и в течение лета еженедельно поливают землю навозной жижей или минеральными удобрениями или смесью «фруктат».
Для кадочной культуры рекомендуют: летние сорта яблонь — астраханское красное, персиковое; осенние — апорт, боровинка; зимние — ренет, бельфлёр‑китайка, пепин‑китайка. Особенно интрекамии плодоносит на второй год после окоренения черенка. Красивые жёлтые плоды с медовым запахом весят до семидесяти пяти граммов и созревают в июле. При кадочной культуре груша сорта Вильямс, высотою в один метр, давала сорок два плода в под, а восьмилетняя «добрая Луиза» — восемьдесят плодов. Хороша для комнат и «бере зимняя» Мичурина. Для горшечной культуры прививают яблони на райке, груши — на айве, косточковые — на тёрне.
Легче всего из всех плодовых деревьев вырастить в горшечной культуре сливы и вишни.[23] Растёт в комнатах и плодоносящий виноград. Лучше всего достать из южных питомников двухлетнюю лозу из сортов, пригодных для комнат. Виноград удаётся вырастить из семечек не только из свежих виноградных ягод, но даже и из сушёного изюма. Но при семенном размножении виноград начинает плодоносить не ранее как на пятый год. Быстрее наступает плодоношение винограда, выращенного из черенков около одного сантиметра толщиною, с одной или двумя почками. Окоренение черенков требует тепла в 25. Винограду необходима известковая почва или поливка известковой водою. Летом выносят виноград на балкон или в сад, зимою же содержат в прохладном помещении с температурой 2. Лозы, длиннее полутора метров, подрезают. Для кадочной культуры пригодны сорта винограда самоопыляющиеся, скороспелые, слаборослые и сладкие. К таким сортам относятся: шасла, малегр ранний, жемчуг Сабо, алиготе. На окнах комнаты и на балконе успешно можно выращивать землянику (коралка, тимофеевка, комсомолка) и клубнику ремонтантную, дающую ягоды без перерыва с июля по сентябрь. Летом землянику надо посадить в горшки и поливать удобрениями, осенью выдержать в прохладном месте, а в декабре поставить под электрическое освещение. Земляника зацветёт и даст плоды. Ягоды смородины и крыжовника легко получить даже на ветках, срезанных и поставленных в воду в январе. Ветки следует брать подлиннее, до одного метра.
Зимою каждому любителю растений доставят большую радость зацветающие ветки вишни, яблони и даже вербы и ольхи. Не упустите зимнего времени, получите хотя бы на срезанных ветках смородины цветы и ягоды. В комнатах на окнах выращивают и другие плодовые растения. Существуют комнатные огурцы: «комнатный Рытова», «клинский». Огурцы получаются весом от двухсот до четырехсот граммов каждый. Над горшком делают лесенку, с которой они и свисают. Посев огурцов производят в конце февраля. Сбор плодов начинается с 1 мая. Для получения зимнего урожая их высеивают 1 августа. После появления второго настоящего листа, кроме семядолей, отщипывают у огурцов верхушечную почку, так как плоды огурцов появляются на боковых ветках. Цветы опыляют. В комнатах успешно можно содержать садовые растения: ирисы, зацветающие в марте; душистый табак, растущий всю зиму; львиный зев, лобелию, резеду, анютины глазки, цветущие осенью и весной. Выращивать садовые растения в комнатах можно тремя способами: посевом, черенкованием и пересадкой кустиков. Для осеннего цветения высеивают семена в горшки в июне. В июне или июле делают отводки и укореняют черенки.
Всю осень можно иметь в комнате цветущие кустики растений, пересаженные из грунта в горшки в июле или августе. Только не следует допускать их до цветения летом, для этого выщипывают все появляющиеся бутоны, а лобелию подстригают ножницами. Возможно, у кого‑нибудь из читателей есть желание развести в комнате зимний сад, а комнатных растений нет. И достать их не у кого, особенно в новых посёлках и городах новостройках.[24]Но из этого положения можно найти выход. В окружающей нас природе — в лесу и на лугах — много диких заменителей комнатных растений. Только надо начать собирать их с весны. Нужно помнить основное мичуринское правило — воспитывать растения в новых условиях необходимо в юном возрасте и лучше из семян. Весною, как только сойдёт снег, можно найти заменителей тюльпанов и гиацинтов. В лесах и рощах сначала распускаются жёлтые цветочки гусиного лука — гагеа лютеa (Gagea lutea). Его любят гуси, а муравьи разносят семена с маслянистым наростом. Пока цветёт гусиный лук, можно пересадить его с комом земли в горшок, сохранить до осени, а затем выращивать его так же, как и тюльпаны. В мае пересаживают и красиво цветущую купену, или соломонову печать (полигонатум официнале — Polygonatum officinale, — что означает: многоколенная лекарственная), и всеми любимый ароматный ландыш, аптечное название которого — конваллярня майялис (Convallaria majalis), а в переводе более поэтичное: лилия долин, цветущая в мае.
Заманчиво получить в январе цветущий ландыш. С этой целью весною, во время цветения ландышей, отмечают кустики хорошего роста и обильного цветения. В сентябре выкапывают корневища уже с сухими листьями. Корневища отбирают с низкими и толстыми цветочными почками. Чтобы научиться определять цветочные почки, нужно предварительно разрезать несколько почек и рассмотреть. Собранные корневища с целыми почками— связывают мочалом пучками по двадцать штук и кладут в ящик, засыпав сухими листьями. Ящик оставляют на воздухе, слегка прикопанным землёй или снегом до декабря. В декабре, выдержав корневища сутки в подвале, сажают их по десяти штук в горшки с землёю или торфяным мохом так, чтобы почки слегка виднелись, и ставят в тёплое место с температурой 25. Ростки ландышей необходимо поливать тёплой водой и опрыскивать. Когда ростки достигнут шести сантиметров высоты и выкинут цветочную стрелку, их переносят на светлое окно. В прохладном помещении ландыши дольше цветут. Хорошо бы приручить к дому и замечательную орхидею лесов, называемую: «венерин башмачок» (киприпедиум каль‑цеолюс — Cypripedium calceolus). Можно иметь цветущей в марте другую нашу дикую орхидею — ночную фиалку, или любку двулистную (Platan‑thera bifolia). Любка имеет сильный и приятный аромат, издаваемый маленькими, но очень красивыми цветочками. Пересаженную летом из леса в горшок, её держат до холодов в тенистом месте сада в закопанном в землю горшке, а затем до января — в прохладной комнате. Примулу китайскую вполне заменит родственная ей примула лекарственная (Primula officinalis) с зонтиками весёлых жёлтеньких цветов, напоминающих золотые ключи. Она цветёт ранней весной на лугах под кустами, отчего и называется первоцветом‑примулой.
Гусиный лук, купену, любку, ветреницу, первоцвет, мать‑и‑мачеху пересаживают летом в горшки и держат до декабря прикопанными в земле или в холодном подвале. В декабре вносят в прохладное помещение, где выдерживают дней десять, а затем ставят на окно и поливают тёплой водой.
Иметь цветущие в начале февраля ранние весенние растения очень приятно, хотя они и требуют некоторых хлопот с осени. На сухих холмах на опушке соснового бора вы встретите летом маленькие розетки толстых и сочных листьев молодила кровельного или семпервивум (S e m pervivum tectorum) — «всегда живущего». Это чрезвычайно выносливое растение. В средние века его считали громоотводом и разводили на крышах домов.
Ночная фиалка.
Можно развести луговой чай — лизи‑махию нумулярию (Lysimachia nummularia). Странное название этого растущего на сырой почве лугов растения с жёлтыми звёздочками‑цветочками почему‑то связано с именем Лизимаха, полководца Александра Великого (Нукус — медаль, монета). Медаль Лизимаха — ползучее растение; его веточки с округлыми, супротивно расположенными листочками очень напоминают традесканцию. Они дают белые корешки в пазухах листьев. Зимою поставленное под электрическую лампу это растение обильно цветёт жёлтыми звёздочками, свисающими гирляндами.
Луговой чая.
На полях и на дорогах часто встречаются растения с длинными, цепляющимися за землю побегами с округлыми городчатыми листьями, цветущие мелкими фиолетовыми цветками. Это растение называется: будра, или глехома хедерацеа (Glechoma hederacea), по‑древнегречески — мята плющевидная; её цветы действительно похожи на цветы мяты. Будра плющевидная, пересаженная в горшок, может заменить плющ. Многие любители комнатного садоводства пытаются приручить дикие растения.
Будра.
Летом даже в Ленинграде можно видеть в ящиках за окнами будру, полевой вьюнок, мяту. Они очень красиво разрастатся, образуя свешивающиеся гирлянды на каменных стенах домов. Посаженные в горшки густые ёлочки и кустики можжевельника тоже служат хорошим украшением окон. Они могут стоять и на подоконнике в комнате, и за окном на балконе. Зимою хорошо смотреть через морозное стекло и видеть за ним зелёные ёлочки и можжевёловые кустики, покрытые снежными шапочками.
Сарана — лилия узколистная.
Дикие растения нашей родной природы доставят нам в зимнее время радость своим развитием и цветением. Для жителей Восточной Сибири и Дальнего Востока можно порекомендовать для разведения дикие лилии. Лилию даурскую (Lilium dahuricum) с оранжево‑красным цветком в пурпурно‑чёрных крапинках; ярко‑красную лилию узколистную с приятным запахом (L. tenuifolium) и красоднев (Не‑merocallis). В Сибири называют эти лилии саранкой, или сараной.
Лилии соперница лесная, Снова расцветает сарана.
…………………….
Сарану весеннюю срывая. Я пройду по берегу реки, Где тропинка тянется кривая И шумят листвою тальники.
……………………. Так писал о саране тонко чувствующий природу наш замечательный советский поэт Пётр Комаров. В стихотворении «Сарана» поэт запечатлел и сибирскую легенду об этом цветке, выросшем из сердца русского казака, который погиб, защищая «русскую славу и честь».
И сейчас, если корень цветка, Положив на ладонь, рассмотреть, ‑ Будет сердце того казака На ладони сиять и гореть.
И ещё говорят старики: Кто хоть раз прикасался к цветку, — Ни ружья, ни меча из руки На своём не уронит веку.
Он пойдёт, не страшась никого, В бой за землю родную свою, И прибавится к силам его Сила прадедов в этом бою.
…………………….
Я видал не однажды и сам, Как бойцам, что идут на войну, Выносили ко всем поездам Полевые цветы — сарану.
Красивая легенда о саране ожила во время Великой Отечественной войны, воодушевляя на подвиги воина‑сибиряка. …………………….
Вспомнит он и друзей, и жену, И цветок пламенеющий тот, Что в Сибири в любую весну Из казацкого сердца растёт;
Что горит среди ясного дня, Отряхнув полевую росу. То — как жаркая вспышка огня, То — как чья‑то косынка в лесу.
Если воин готов ко всему, Пусть цветок на дорогу сорвёт ‑ Будет сердце казачье ему Освещать всю дорогу вперёд!
На культуру дикорастущих растений сейчас обращается большое внимание. В последнее время введены в культуру дикие виды тюльпанов, фитиллярий‑рябчиков, ирисов, лилий, шафранов. Наибольшее количество красиво цветущих «дикарей» встречается в горах СССР.
Альпийская фиалка.
Алтайская плодово‑ягодная опытная станция ввела в производство семьдесят четыре диких красиво цветущих растений. Как изменяются в новых условиях заботливого ухода дикие растения, видно на примере алтайской фиалки. В природных условиях алтайская фиалка давала три цветка синей или жёлтой окраски. За три года это растение изменилось до неузнаваемости. Кустик стал больше в пятьдесят раз, цветков на нём стало до двухсот и размер цветка увеличился в пять раз. Цветёт эта фиалка ранней весною и вторично осенью. Кроме жёлтых и синих, цветки стали темно‑фиолетовыми разных оттенков, чисто белыми и махровыми, бархатистыми, с глазками и с волнистыми лепестками. Листья также стали изменяться: появились матовые и глянцевитые. Выведено двадцать три сорта алтайской фиалки. За изменчивость форм прозвали алтайскую фиалку «наглядным пособием по дарвинизму». Ботаники‑растениеводы вводят на поля и сады дикорастущие растения; любители же домашних растений должны сами вводить в комнатную культуру не только дикие, но и красивые культурные и плодоносящие растения, ещё не известные на наших окнах. Вводя новые красивые растения в наши домашние сады, мы выполним завет И. В. Мичурина: «Просторы нашей страны располагают мировым разнообразием тюльпанов, лилий, изумительно красивых орхидей, роз, гиацинтов, гладиолусов… Все эти растения должны быть в рабочих столицах, а не в тайге! Наша страна должна быть самой красивой страной в мире!» «Знаете ли вы о том, — писал Иван Владимирович Мичурин, — что в этом (1934) году маленькая пионерская экспедиция на Алтай закончилась огромной победой? Дети смогли в течение двух месяцев в 500‑километровой зоне найти 13 разновидностей лука, 20 разновидностей крыжовника, 27 — красной смородины, 20 — чёрной смородины, 9 разновидностей малины, 2 разновидности совершенно сладкой черёмухи, ежевику, моховку, много чрезвычайно интересных декоративных растений. Это сделала горсточка детей!»
КАРТА МИРА НА ОКНЕ
Путешествие вокруг света вместе с нашими друзьями, домашними растениями, пришло к концу. Мы побывали в советских субтропиках, в пустынях Африки и Америки, в тропических лесах Индии, Явы, Бразилии, Конго. Мы заехали в Австралию, в Китай, в Японию. Мы как будто воспользовались фантастической машиной времени и заглянули в старые времена, на жизнь растений у древних египтян, греков и римлян, на жизнь их в европейских странах в разные века. Мы были в питомнике новых растений, в советских субтропиках, где наши учёные перевоспитывают переселенцев со всего мира и заставляют их служить на пользу нашему народу. Мы видели растения на их родине большими, цветущими, обильно плодоносящими, полными сил; там мы слышали правдивые истории, легенды, сказки и выдумки об их жизни. Каждый мог бы сказать, как русский путешественник Н. Я. Озерецковский: «Я путешествовал… чтобы чему‑нибудь научиться». Теперь мы сбежали по сходням с трехмачтового корабля, а может быть, сошли с аэроплана, с океанского парохода или с экспресса — как кому нравится. Мы дома. И спутники наших путешествий тут, с нами. Они стоят на наших окнах. Подойдём к ним. Вот представители главнейших форм растительности со всех концов мира. Если мы повесим на стене карту мира и от каждого горшка с растением протянем ленточку к тому месту, откуда родом это растение, то вся карта мира окажется на нашем окне. Европа представлена цикламеном, олеандром, плющом, иглицей, гиацинтом. Африка — финиковой пальмой, циперусом, пеларгонией, алоэ, аспарагусом, кливией, амариллисом,хлорофитумом бальзамином. Азия — фикусом, бегонией царственной, аралией, аспи‑дистрой, примулой, камелией, камнеломкой, эвонимусом, цитрусами, тюльпанами, розой. Америка — монстерой, фуксией, агавой, кактусами, бегонией вечноцветущей, элодеей, традесканцией. Австралия — эвкалиптом, циссусом… Попробуйте проверить свои познания на прилагаемой к книге карте. Узнаете ли вы по рисунку свои растения? Сможете ли вспомнить их названия? Определите ли их родину? СССР — вторая родина этих растений. Найдите на карте места, где они прижились и растут под открытым небом. Растения из далёких пустынь, тропиков и субтропиков давно стали нашими, родными и близкими. Столетиями растут они под нашим небом, под крышами наших домов. Бальзамины, фикусы, герани были хорошо известны нашим прапрабабушкам и прадедушкам, и наши родители и мы сами с раннего детства привыкли видеть эти растения в наших комнатах. Если бы мы с вами совершили путешествие по Советскому Союзу, то увидели бы, что во всех уголках нашей необъятной Родины — в больших городах и в затерянных среди лесов и полей сёлах — много любителей домашних Растений. О большом интересе и любви к комнатным растениям говорят сотни писем, которые присылают читатели. «Посмотрите на карту Кольского полуострова. На северной оконечности озера Имандры вы найдёте город Мончегорск. Шутники говорят, что здесь „двенадцать месяцев зима, а остальное — лето“. Впрочем шутка не совсем справедлива: здесь выращивают в открытом грунте не только капусту, но и картофель. Здесь много любителей цветов, в каждом доме на окнах стоят герани, бегонии, чайные деревца, особенно много драцен… „Когда за окном снег“... приятно видеть зелень на подоконнике, напоминающую о лете, особенно когда живёшь за Полярным кругом». А в Батуми, жемчужине советских субтропиков, на окнах старого любителя растений цветут и плодоносят кофейное дерево, ананас, фейхоа, хинное дерево, пассифлора и другие. Более ста пятидесяти разных растений. Летом эти тропические растения высаживают в садик. На юге любители‑садоводы выращивают обильно цветущие и приносящие вкусные плоды растения. Но им мало известны, хотя и вызывают у них большой интерес, столь распространённые на клумбах северных садов настурции, резеда, лёвкой и такое растение наших окон, как иглица. В городке Хаапсалу, Эстонской ССР, много красивых комнатных растений, но зимой юннаты с интересом выращивают на окнах разные дикие растения. В январе у них в школе цветут ландыши, а позднее — вишни и черёмуха. Они выращивают лимоны, кофейное, хинное и другие деревца, полученные из Батуми от старого любителя цветов. На крайнем Востоке нашей Родины, на омываемом водами Тихого океана острове Сахалине, в городе Южном Сахалинске, учатся советские школьники, некоторые из них никогда не были на материке и не видели многих наших растений. У них на окнах не стоят кактусы, монстеры, герани, об этих растениях они читают книги, делают доклады, знакомятся с ними по картинкам. Но некоторые растения есть и там. Одна Юннатка даже привила на фикусе розу. «Получилось очень смешно, но удивительно». Учительница‑пенсионерка в Лебедяни выращивает из семян лимоны, бальзамины и другие растения. Как когда‑то детей, с любовью и старанием воспитывает она нежные растеньица и меньше скучает по школе. В столице Марийской АССР Йошкар‑Ола юннаты во Дворце пионеров собрали коллекцию комнатных растений, поставили интересные опыты с ними, составили описание каждого растения, «издав» эти описания отдельными книжечками в красочных обложках, и устроили большую выставку, которую посетили почти все школьники города и даже их родители. В городе Ирмино, на родине стахановского движения, в домике шахтёра окна выходят на север, а шахтёр так любит кактусы, филодендроны, фикусы, розы, олеандры и фуксии. И он на дворе строит домик со стеклянной крышей для своих цветов. После работы под землёй он отдыхает в своём цветочном домике, в своём зимнем саду, поливая и подстригая растения. Особенное разнообразие комнатных растений в старинном русском городе Ростове Великом, как и во многих других старых русских городах. Здесь из каждого дома, даже из самого маленького окошечка, выглядывают прижавшиеся к стёклам листья и цветы. В небольших комнатах десятилетиями прекрасно растут неизвестные многим хозяевам растения, которым они дали свои названия: «калачики», «красный огонёк», «разбитое сердце», «букет невесты», «берёзка» и другие. Жители живо интересуются каждым новым растением и обмениваются черенками, луковичками, корневищами. В небольших городках, как например Демидов, Смоленской области, любители цветов собираются в центре культуры — районной библиотеке. Приходят домохозяйки, учащиеся школы, работницы. Каждую новую книгу о цветах они читают тут же, в библиотеке, вслух, чтобы не ждать, пока прочтёт её каждый любитель растений. Обсуждают, как выращивать и где достать описанные в книгах растения, пишут коллективные письма в садоводства и авторам книг. И в сёлах есть оконные садоводы. В селе Терском, Тамбовской области, прохожие останавливаются у одного окна здания МТС и «дивятся на цветущий куст фуксии». Юный любитель, вырастивший фуксию, установил на окнах образцовый порядок: на полочках стоят цветы, привезённые из пустынь, так как воздух наверху теплее. «Поливаю их вечером из чайника, — описывает он, — не делая ямки в почве. Через три дня цветы поворачиваю. Каждое воскресенье я их брызгаю речной или дождевой водой, которой и поливаю. На стене висит листок, который запрещает курить». Этому мальчику нравятся васильки, которых в окружающих МТС полях становится всё меньше и меньше. Он хочет собрать семена этих растений, продержав зимою в подвале, высеять их в горшки и воспитать василёк как комнатное растение. В сердце СССР, в Москве, много энтузиастов комнатного цветоводства. У некоторых любителей на окнах комнат уже не хватает для цветов места, а стремление собирать всё новые и новые растения и выращивать их до «гигантских» размеров велико. И они начинают озеленять обширные помещения, в которых работают, разводят на окнах целые сады. И удивляются посетители, придя в такое учреждение: не попали ли они случайно в Ботанический институт. Есть любители‑специалисты. Одна московская ученица занимается только кактусами. Юная кактусистка, как она себя называет, сначала имела семь видов кактусов, но через год у неё уже было собрано пятьдесят видов различных суккулентов. Она раздобыла семена опунций и соорудила для своих любимцев электрокамеру. В Ленинграде, где так мало бывает солнечных дней, любителей домашних растений, кажется, ещё больше. Среди них встречаются большие знатоки растений, и как ни странно, не ботаники, а инженеры, рабочие, музыканты, артисты, учителя, счетоводы. Эти любители собираются в оранжерее Университета, делают доклады о своих растениях, о редких книгах и новых статьях, делятся своим опытом. Однажды у писательницы для самых маленьких детей собрались люди разных профессий, любители растений. Они пришли полюбоваться амариллисом неизвестного сорта, расцветшим в необычное время. Словом, отпраздновали «рождение цветка». На Неве стоит герой Великой Октябрьской социалистической революции — крейсер «Аврора». На берегу напротив крейсера высится здание, построенное в петровском стиле. В нём, так же как и на крейсере «Аврора», учатся нахимовцы. Будущие моряки должны хорошо изучить растительность всего мира. Среди русских моряков было много учёных, сделавших замечательные открытия в разных частях земного шара. И нахимовцы стараются продолжать лучшие традиции русского флота. Они работают в оранжереях Ботанического сада Академии наук. Они и у себя в училище в двух комнатах с остеклённой стенкой устроили ботанический сад, освещаемый зимою искусственным солнцем, мощными электролампами. В одной комнате живого уголка — тропические растения, в другой — субтропические. Учащиеся ставят с растениями различные опыты. На сад похож и их биологический кабинет. У громадной карты на стене расставлены растения с указанием их происхождения. Описанное нами далеко не всё, что можно увидеть и узнать, путешествуя по окнам любителей цветов, читая их письма. Это только несколько штрихов громадной картины, протянувшейся во всю ширь нашей великой Родины — от побережья Балтийского моря до Тихого океана и от Ледовитого океана до Чёрного моря. Но и эти штрихи говорят о любви народов нашего Советского Союза к прекрасному, о стремлении украсить дома и улицы городов и посёлков цветами, о желании сделать жизнь ещё лучше. Почему люди любят домашние растения? В чём их польза? Домашние растения учат познавать мир, украшают наши дома и сады, делают жизнь красивее. Многие из них используются для получения ценных веществ. Наконец, на этих переселенцах из дальних стран можно научиться управлять растительными организмами, что многим из вас пригодится в будущем. Работая на полях и в садах, продвигая к северу южные культуры, выращивая новые культуры в советских субтропиках, вы сумеете лучше использовать мировые растительные богатства. Во время нашего «путешествия» вы познакомились с географией растений и с историей введения декоративных растений в культуру. Вы познакомились также с ботаническими открытиями, сделанными на комнатных растениях, узнали о достижениях советской агробиологической науки. Я уверен, что во время нашего путешествия вы уже обзавелись небольшой ботанической лабораторией на своём окне. Эта лаборатория замечательна: она всегда под рукою в вашей комнате. Круглый год, и в дождь и в сильный мороз, вы, не выходя из дому, можете работать, ставить опыты и производить наблюдения в своём домашнем саду.
Закономерности жизни для всех зелёных растений одни, и, научившись овладевать ими на комнатных растениях, вы своё умение легко перенесёте и на другие полезные растения, полевые и садовые. Я уверен, что, читая эту книгу, вы уже начали активно вмешиваться в жизнь растений вашего оконного сада, вы уже начали управлять своими домашними растениями… «При вмешательстве человека, — говорил И. В. Мичурин, — является возможным вынудить каждую форму животного и растения более быстро изменяться и при том в сторону, желательную человеку. Для человека открывается обширное поле самой полезной для него деятельности…»
Часть IV
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.015 с.) |