Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие № 14. Специфика анализа драматургического произведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Своеобразие драмы как рода литературы. Структура драматического произведения: аспект «завершения». Катастрофа и катарсис. – Выберите среди характеристик драмы как литературного рода такие, в которых, во-первых, речь идет о типической структуре произведения и, во-вторых, акцентирован аспект «зоны построения образа». Напомним, что последний термин обозначает определенным образом организованное соотношение (взаимодействие) двух миров – мира героя и действительности автора и читателя: а) тесный контакт этих миров; б) наличие дистанции – пространственной или психологической; в) сочетание того и другого в условиях одновременности (в настоящем действия и его восприятия)? – Сопоставьте Ваши итоговые (возникшие в результате ответа на предыдущий вопрос) суждения о природе драмы с теми мыслями о пространстве театра и о сценической речи, которые содержатся в приведенных фрагментах работ Г.Д.Гачева и В.В.Федорова. – Сравните различные определения катастрофы – ее сущности, места в развитии действия и роли в его завершении. Какие из определений свидетельствуют о связи между «катастрофой» и «зоной построения образа» в драме? – Как связаны друг с другом понятия «катастрофа» и «катарсис»? Отвечая на этот вопрос, учитывайте не только определения, имеющиеся в справочной литературе, но и фрагменты статей И-В.Гёте, Ф.Шиллера и книги Л.С.Выготского. Особое внимание обратите на мысли последнего автора о трагическом герое. 2. Мир драмы: поступок героя и его судьба. Завязка, развязка и перипетия. Сценический эпизод и композиция. – Сравните друг с другом различные характеристики драматического действия. Выделите повторяющиеся тезисы или положения. Какие из них указывают на специфические особенности сюжета в драме? Чем отличается гегелевская концепция драматического действия от положений, содержащихся в справочной литературе? – По каким признакам в драматическом сюжете выделяется завязка? Как она связана с экспозицией и какие между ними различия? Найдите среди приведенных определений такие, в которых: а) проводится четкое разграничение этих понятий; б) допускается их смешение. – Сопоставьте разные определения «перипетии», с одной стороны, и «кульминации» – с другой. Укажите как совпадающие моменты, так и различия в содержании и применении этих понятий. – Какое значение для исследования и истолкования драматических произведений имеют указания на нормативные требования к развязке и различия между жанрами в этом отношении? – Сравните суждения о драматической композиции П.Пави и В.Е.Хализева. Почему членение текста драмы на части, в отличие от того, что мы видели в области эпики, связывают с проблемой пространства-времени действия и пространства-времени восприятия? 3. Слово (речь) в драме: монолог, диалог, реплика; ремарка, вставной текст. – Какие из приведенных определений формы диалога в справочной и учебной литературе характеризуют эту форму: а) в ее противоположности монологу, но без учета специфики драмы; б) как специфичный для драмы способ осуществления (ведения) действия или развертывания событийного ряда (вне которого могут иногда оставаться монологические высказывания); в) стремясь соотнести особую речевую структуру и ее специфические художественные функции в драме? Как Вы думаете, почему третья цель оказывается столь трудно осуществимой? – Выделите среди определений монолога в справочной и учебной литературе такие, в которых эта форма отграничивается от диалога: а) по внешним условиям (обстановке, ситуации высказывания); б) по внутренней (психологической) установке говорящего; в) по структурным признакам, включая объем текста, стилистические и смысловые особенности. – Какие критерии различения реплики и монолога предлагаются в приведенных определениях этих форм речи? Какие из этих определений имеют целью уяснить в первую очередь специфическую природу монолога и его общие функции в драме и какие ставят прежде всего задачу классификации разновидностей этой формы? – Сравните различные определения ремарки. Как Вы думаете, чем отличается она по своему характеру и роли в произведении от аналогичных пояснений, комментариев и описаний в речи повествователя в эпическом произведении? Случайно ли то, что текст ремарки соотносят непосредственно с «автором», и насколько убедительно такое соотнесение? – Чем, с Вашей точки зрения, можно объяснить факт отсутствия в справочной литературе каких-либо замечаний о роли вставных текстов в драме, хотя это достаточно распространенное явление (вспомните, например, письмо, читаемое в «Ревизоре», песню Кудряша, стихи Беранже в «На дне» и т.п.)? 4. Герой в драме: драматический характер, тип, роль (амплуа). – Сравните различные определения понятий «тип», «роль» и «амплуа». Что общего между ними и существуют ли какие-либо различия? Принято считать, что по крайней мере одно из названных понятий – «тип» – имеет очень широкую сферу применения. Разъясняется ли в рассмотренных Вами определениях специфика «типа» в драме? – Все ли определения драматического характера четко отграничивают его от «типа» (роли, амплуа)? Все ли авторы настаивают на том, что характер в драме предполагает полное совпадение героя с его целью или страстью? Если такое совпадение не всегда возможно и необходимо, то чем драматический характер отличается от эпического?
5. Сопоставительный анализ драмы А.С.Пушкина «Русалка» и Заключительной сцены к пушкинской «Русалке» В.Набокова по указанным выше параметрам (см. пункт 1 – 4).
Основная литература · Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия/Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2001. · Литературная энциклопедия терминов и понятий: М., 2001. · Литературный энциклопедический словарь. М., 1987 (ЛЭС). · Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978 (КЛЭ). · Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986. · Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968. · Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. М., 1991.
Приложение
В.Набоков
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.01 с.) |