Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие 9-10. Уровневый анализ лирического текста.
1. Понятие лирического произведения. Жанры лирики. 2. Понятие лирического субъекта. Соотношение с понятием лирический герой. 3. Концепция анализа лирического произведения Ю.М. Лотмана. 4. Сравнительный анализ стихотворений «Я вас любил» А.С.Пушкина и «Я вас любил» Й.Бродского по основным уровням: – Тема и идея стихотворения; – Жанровые особенности; – Сюжет и композиция; – Лирический субъект и образная система; – Средства художественной выразительности (по уровням: фонетический (ассонансы, аллитерации), морфологический, лексический, тропы (простые (сравнение, эпитет, ирония); сложные (символ, аллегория, гипербола, литота, метафора, олицетворение), метонимия, синекдоха, эвфемизм); синтаксический и т.д.)); – Формальные особенности стихотворения (метрика, рифма, строфика); – Внетекстовое поле стихотворения (факты биографии, общекультурная среда; направление; герменевтический подход к объяснению «темных мест» в произведении).
Основная литература · Анализ художественного текста. Лирическое произведение: Хрестоматия / Сост. и примеч. Д.М. Магомедовой, С.Н.Бройтмана. М.:РГГУ, 2005. · Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. · Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972. · Лотман Ю М. О проблеме значений во вторичных моделирующих системах // Труды по знаковым системам. Тарту, 1965b. Т. II. · Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996.
Дополнительная · Тодоров Цв. Семиотика литературы / пер. с фр. Г. К. Косикова // Семиотика. М., 1983.
Справочная литература · Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия/Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2001. · Литературная энциклопедия терминов и понятий: М., 2001. · Литературный энциклопедический словарь. М., 1987 (ЛЭС). · Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978 (КЛЭ). · Квятковский А. Школьный поэтический словарь. М., 1996.
Приложение. Тексты стихотворений для анализа. А. С. Пушкин Я вас любил… Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.
1826 – 1830
И. Бродский Я вас любил. Любовь еще (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги, Все разлетелось к черту, на куски. Я застрелиться пробовал, но сложно с оружием. И далее, виски: в который вдарить? Портила не дрожь, но задумчивость. Черт! все не по-людски! Я Вас любил так сильно, безнадежно, как дай Вам бог другими -- -- -- но не даст! Он, будучи на многое горазд, не сотворит -- по Пармениду -- дважды сей жар в груди, ширококостный хруст, чтоб пломбы в пасти плавились от жажды коснуться -- "бюст" зачеркиваю -- уст! 1974
Практическое занятие 11-12. Различные литературоведческие подходы к анализу лирического произведения
1. Анализ ритма и эвфонии (К.Ф.Тарановский, Б.М.Эйхенбаум, Е.Г.Эткинд и др.). 2. Анализ стиля (Р.О.Якобсон). 3. Поэтическая лексика (Ю.И.Левин). 4. Словесный образ (В.М.Жирмунский, Д.Е.Максимов). 5. Анализ композиции (М.Л.Гаспаров). 6. Выберете одно из направлений исследования и примените его к анализу стихотворения Б.Пастернака «Пиры».
Основная литература
· Анализ художественного текста (лирическое произведение): Хрестоматия / Сост. Д.М.Магомедова, С.Н.Бройтман. М.: РГГУ, 2004. · Анализ одного стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Ф.И.Тютчева: Сб. науч. трудов. Тверь, 2001. Приложение Б.Пастернак Пиры Пью горечь тубероз, небес осенних горечь И в них твоих измен горящую струю. Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ, Рыдающей строфы сырую горечь пью.
Исчадья мастерских, мы трезвости не терпим. Надежному куску объявлена вражда. Тревожный ветр ночей – тех здравиц виночерпьем, Которым, может быть, не сбыться никогда.
Наследственность и смерть – застольцы наших трапез И тихою зарей – верхи дерев горят – В сухарнице, как мышь, копается анапест, И Золушка, спеша, меняет свой наряд.
Полы подметены, на скатерти – ни крошки, Как детский поцелуй, спокойно дышит стих, И Золушка бежит – во дни удач на дрожках, А сдан последний грош, – и на своих двоих.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.009 с.) |