Абрамовских Елена Валерьевна 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абрамовских Елена Валерьевна



ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическое пособие

для студентов филологического факультета,

Обучающихся по направлению

050100.62 Педагогическое образование

профиль подготовки– «Русский язык», «Литература»

(бакалавриат)

Самара – 2015

 


 

Е.В. Абрамовских

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки

педагогических кадров в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование

Самара – 2015

 


 

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

 

УДК

ББК

 

 

Ответственный редактор: доктор филологических наук, доктор педагогических наук профессор О.М.Буранок

Рецензенты:

кандидат филол. наук, доцент С.Е.Подлесова (ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»)

 

доктор филол. наук, доцент Т.Ф.Семьян (ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», Научно-исследовательский университет)

Абрамовских Е.В.

Теория литературы: учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета, обучающихся по направлению 0501000.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки – «Русский язык», «Литература» (бакалавриат). Изд. 2, испр. и доп. Самара: ООО «Издательство «АсГард», 2014.

ISBN

 

Учебно-методическое пособие «Теория литературы» содержит авторскую программу, конспект лекции по литературоведческим направлениям и школам, планы практических занятий, материалы для самостоятельной работы, тематику письменных работ и методические рекомендации для студентов, обучающихся на филологическом факультете по направлению 0501000.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки – «Русский язык», «Литература» (бакалавриат).

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ПРОГРАММА КУРСА.. 9

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ». 27

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.. 47

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 64

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 66

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.. 72

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 83

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели и задачи дисциплины: сформировать у студентов представления о проблемном поле и исследовательском аппарате литературоведения с учетом истории и современного состояния дисциплины в отечественной и зарубежной науке, понимание специфики литературы как предмета научного исследования, место литературоведения в системе других гуманитарных дисциплин; владение основными понятиями и категориями, позволяющими анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами, а также сформировать общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла.

Дисциплина читается на 1 и 2 семестре 1 курса, поэтому знания умения и навыки для освоения дисциплины у студентов не сформированы предшествующими вузовскими дисциплинами. Используются остаточные знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения школьного курса «Литературы», как-то: знания о родах и жанрах литературы, некоторых категориях поэтики (сюжет, композиция, понятие о тропах и фигурах), входящих в школьную программу. Для освоения дисциплины должны быть установлены межпредметные связи со следующими дисциплинами: «Античная литература», «Древнерусская литература», «Фольклор».

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, которые характеризуются:

а) общекультурные (ОК):

– способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

б) профессиональные (ПК):

– способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

в) специальные (СК)

– владением знаниями в области фольклора, истории и теории литературы и современного литературного процесса, знаниями о художественном своеобразии литературного произведения и творчества отдельных писателей (СК-1);

– способностью применять знания в области русского языка, теории и истории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста в своей педагогической и научно-исследовательской деятельности (СК-4);

– способностью отбирать учебно-методические материалы для преподавания русского языка и литературы в учебных заведениях разного типа, проводить занятия и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе на основе общепринятых и авторских программ (методик) (СК-6).

 

Образовательные результаты:

а) общекультурные, ОК-3:

умеет:

– собирать, структурировать и излагать материал по проблемам теории литературы: письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности;

ОК-9:

знает:

– новейшие электронные ресурсы, подготовленные работниками высших учебных заведений, научно-исследовательских центров;

б) профессиональные, ПК-1:

знает:

– понятийный аппарат теории литературы, принципы анализа текста;

умеет:

– использовать знания по теории литературы в преподавании базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

в) специальные, СК-1, СК-4, СК-6:

знает:

–проблемное поле и исследовательский аппарат литературоведения с учетом истории и современного состояния дисциплины в отечественной и зарубежной науке;

– специфику литературы как предмета научного исследования, место теории литературы в системе других гуманитарных дисциплин;

– понятийный аппарат теории литературы, позволяющий филологически профессионально разбираться в научных направлениях и школах современного литературоведения, анализировать художественные произведения различных жанров и форм;

умеет:

ориентироваться в закономерностях родов и жанров, в смысле и структуре отдельных произведений;

– применить весь спектр знаний и навыков в области освоения теории литературы в дисциплинах, связанных с методикой преподавания литературы в школе, а также в ходе педагогической практики;

владеет:

основными понятиями и категориями, позволяющими анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами;

– навыками использовать полученные знания и умения в области освоения теории литературы при подготовке квалификационной работы на степень бакалавра.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц. Всего 180 часов. Аудиторные занятия 68 часов. Самостоятельная работа 76 часов.

 

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудит. раб. Самост. раб.
Лекции Практ. Лабор.  
1. Раздел 1. Литература как вид искусства. Темы: Тема 1. Литература и другие виды искусства. Слово как материал художественного произведения. Тема 2. Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности. Тема 3. Поэзия и проза. Принципы разграничения.       -  
2. Раздел 2.Художественный мир произведения. Темы: Тема 1. Литературное произведение как художественное целое. Тема 2. Основные понятия «сюжетологии». Сюжет и мотив. Сюжет и фабула. Тема 3. Художественное время и пространство. Тема 4. Композиция текста. Тема 5. Субъектные и внесубъектные формы авторского присутствия в тексте. Проблема повествования. Повествователь и рассказчик. Тема 6. Герой, персонаж, характер и тип. Тема 7. Понятие «вещи» в художественном произведении.       10 (5 тем) -  
3. Раздел 3.Родовая специфика литературы Темы: Тема 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения. Тема 2. Мир лирического произведения. Тема 3. Теория драмы.         -  
4. Раздел 4. Категория литературного жанра Темы: Тема 1. «Твердые» и «свободные» жанровые варианты эпической формы. Тема 2. Проблемы развития лирических жанров. Тема 3. Классическая и неклассическая драма.       -  
5. Раздел 5. Стиль литературного произведения Темы: Тема 1. Автор и традиция. Тема 2. Чужой стиль в литературном произведении (стилизация, подражание, пародия)         -  
  Раздел 6. Интертекстуальные отношения в литературе. Литературная эволюция и её модели.          
Итого            
4 з.е.      

ПРОГРАММА КУРСА

«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел 1. Литература как вид искусства

Введение

Научный статус литературоведения.Предпосылки литературоведения как науки. Теория литературы – наука о специфике художественной литературы как искусства, закономерностях её развития, о принципах анализа отдельных художественных произведений, творчества писателей и литературного процесса в целом. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины (история литературы, литературная критика). Связь теории литературы с науками вспомогательными (историография, текстология, библиография). Литературоведение и смежные научные дисциплины (лингвистика, история, психоанализ, эстетика, семиотика, типология культуры). Разделы теории литературы. Поэтика и история литературы.

Тема 1. Литература и другие виды искусства. Слово как материал художественного произведения.

Специфика искусства. Искусство как познание (теория образа). Искусство как «язык» (семиотическая природа литературы). Искусство как творчество.

Споры о специфике и сути искусства в античности. Учения Аристотеля (теория подражания) и Платона (теория символизации) и их трансформации в последующих этапах развития искусства. Понятие о знаковости искусства. Литература как вторичная знаковая система. Эстетическая и коммуникативная природа литературы. Образ художественный как выражение специфики художественной литературы. Проблема художественной условности. Структурные и функциональные определения литературы. Литература и литературность. Происхождение литературы; литература и фольклор. Литературный факт; соотношение литературы с «бытом». Понятие текста.

Тема 2. Понятие о литературном процессе. Парадигмы художественности.

Этапы литературного процесса. Понятие художественный метод. Художественный метод как совокупность основных творческих принципов. Связь художественного метода и литературного направления, течения и стиля. Понятие литературного направления и течения. Литературное направление как конкретно-историческая категория литературного процесса. Литературное течение – вид, частная форма воплощения, фиксации литературного направления, объединённых общностью мировоззрения и эстетических принципов.

Классицизм, сентиментализм, романтизм. Реализм, символизм, авангард, соцреализм, постмодернизм – общие характеристики и проблемы определений. Специфика художественных методов XX века.

Современные подходы к изучению литературного процесса: рефлективный традиционализм, креативизм, модернизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.005 с.)