Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тематика лирических произведений
Похожие статьи вашей тематики
Роды литературы
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Предмет изображения:
Эпос ↔ Драма
↓
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
↓
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры:
Эпос
▼
Повествование
о событиях
| Драма
▼
Разговор дей-
ствующих лиц
(диалог, монолог)
| Лирика
▼
Выражение
чувств, эмоций
| Способы организации художественного времени и пространства:
Эпос ↔ Драма
События, происходящие
во времени и пространстве
| Лирика
Вне времени
и пространства
| Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем. Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни. Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
Жанры литературы
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора)
| Название
| Краткая характеристика
| Пример
| Сказка
| Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов
| "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
| Былина
| Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы
| "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
| Песнь
| Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека
| Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
| Малые жанры фольклора
| Загадка
| Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью
| "Висит сито, не руками свито" (паутина)
| Пословица
| Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии
| "Семеро одного не ждут"
| Поговорка
| Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли
| "Легок на помине"
| Скороговорка
| Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов
| "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап"
| Частушка
| Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера
| "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
|
Жанры древнерусской литературы
| Название
| Краткая характеристика
| Пример
художественного
произведения
| Житие
| Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью
| "Житие Александра Невского"
| Хожение
| Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие
| "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
| Поучение
| Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление
| "Поучение Владимира Мономаха"
| Воинская повесть
| Повествование о военном походе
| "Сказание о Мамаевом побоище"
| Летопись
| Историческое произведение, в котором повествование велось по годам
| "Повесть временных лет"
| Слово
| Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера
| "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона
|
Эпические жанры
| Роман
| Определение
Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии:
– большой объем – несколько сюжетных линий – судьба нескольких персонажей во взаимосвязи
Разновидности
Разновидности романа по тематике и содержанию:
– рыцарскй (жанр средневековой куртуазной литературы XII - XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией); – пасторальный (судьбы людей, близких природе); – плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы); – роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей); – исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода); – семейно-бытовой (в центре – перепитии семейных взаимоотношений); – приключенческий (в центре – повествование о приключениях персонажей); – психологический (исследование внутреннего мира персонажей); – социальный (исследование социальных проблем); – философский (размышления героя над основными вопросами бытия); – роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).
| Повесть
| Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
| Рассказ
| Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
| Новелла
| Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
| Очерк
| Жанр малой формы эпической литерататуры, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
| Басня
| Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
| Лирические жанры
| Стихотворение
| Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
| Элегия
| Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
| Эпиграмма
| Небольшое по объму сатирическое стихотворение
| Сонет
| Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
| Эпитафия
| Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
| Песня
| Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
| Гимн
| Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
| Ода
| Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
| Послание
| Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
| Романс
| Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
| Лиро-эпические жанры
| Баллада
| Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
| Поэма
| Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
| Драматические жанры
| Трагедия
| Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
| Комедия
| Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
| Драма
| Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
| Водевиль
| Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
| Интермедия
| Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в
|
Литературные направления
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
▼
Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяюшаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
|
Литературные направления
| Основные признаки
литературного направления
| Представители
литературы
| Классицизм - XVIII - начало XIX века
| 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.
| П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)
| Сентименатализм - XVIII - начало XIX века
| 1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема - тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
| Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
| Романтизм - конец XVIII - XIX век
| 1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
| Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
| Реализм - XIX - XX век
| 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
| Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
| Натурализм- последняя треть XIX века
| 1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
| Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов "Петербургские углы",
В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
| Модернизм делится на:
-
- Импрессионизм
- Символизм
- Акмеизм
- Экспрессионизм
- Футуризм
| Символизм - 1870 - 1910 годы
| 1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
| Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
| Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
| 1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты)
| Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
| Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
| 1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
| И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
(Россия)
| Импрессионизм - последняя треть XIX - начала ХХ века.
| 1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
| Ги де Мопассан, П. Верлен,
М. Пруст (Франция)
| Экспрессионизм - 1910 - 1920-е годы (Германия)
| 1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
| Черты экспрессионизма - в тв-ве
Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,
А. Белого (Россия)
| Экзистенциализм - середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны)
| 1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе
| Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)
| Таблица всех основных литературных направлений (При копировании
Сатира и юмор
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.
Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.
Эпизод
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.
Типы эпизодов
| Краткая характеристика
| Пример
| Сценический (повествовательно-диалогический)
| Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется.
| Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"
| Несценический ("панорамный", описательный)
| Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах
| Описание Москвы, опустейвшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
|
Стихосложение
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название системы стихосложения
| Краткая характеристика
| Пример
| Силлабическая
| Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма
| С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В. К. Тредиаковский)
| Силлабо-тоническая
| Система стихосложения, в основне которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках
| "Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья, в пляске круговой" (М. Ю. Лермонтов)
| Тоническая
| Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
| Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В. В. Маяковский
|
Стихотворные размеры
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название
| Краткая характеристика
| Пример
| Хорей
| Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения
| Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
| Ямб
| Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения
| В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин)
| Дактиль
| Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения
| Кто бы ни звал - не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
| Амфибрахий
| Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения
| Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
| Анапест
| Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения
| Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой срени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)
| Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - д актиль, значит ударение на первый слог, АМ - ам фибрахий на второй слог, четвертая буква А - а напест, значит ударение на третий.
Примеры строф и их разновидности
Виды рифм
Поэтический синтаксис
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название синтаксической фигуры
| Краткая характеристика
| Пример из поэтического текста
| Риторический вопрос
| Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа
| Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак)
| Риторическое восклицание
| Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому
| ...И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный; "Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов)
| Риторическое обращение
| Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата
| Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин)
| Повтор
| Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений
| Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов)
| Градация
| Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ
| "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться ". (Н. В. Гоголь)
| Антитеза
| Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов
| Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)
| Инверсия
| Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи
| " Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин)
| Плеоназм
| Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста
| Горьким смехом моим посмеюся " (Н. В. Гоголь)
| Алогизм
| Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении
| Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)
| Анаколуф
| Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах
| А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов)
| Более подробно о поэтическом синтаксисе (+ дополнительные примеры из художественных произведений)
Поэтическая фонетика
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название фонетического приема
| Краткая характеристика
| Пример
| Звукопись
| Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи
| Я вздр агивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я с делал сейча с п р е д ложенье, Но по зд но, я сдр ейфил, и вот мне - отка з. Как жаль ее с ле з! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)
| Анафора
| Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк
| Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин)
| Эпифора
| Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк
| Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий)
| Аллитерация
| Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе
| " П ора, п еро п окоя п росит..." (А. С. Пушкин)
| Ассонанс
| Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки
| Баг ро в о е взметнулось полымя Над ро к о т о м аэ ро д ро ма, А г о луби, как будто г о лые, Неслись на сиз о м ф о не г ро ма. (Л.Н. Мартынов)
| Как лучше запомнить эти понятия:
В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, тоесть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга.
Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А (первая буква, начало) - а нафора (повтор в начале), Э (последняя буква, конец) - э пифора (повтор в конце). С этим разобрались.
Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонан с кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитераци я кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных.
Может кому-то последний пример того, как запомнить эти термины покажется странным, но он по крайне мере у вашего любимого админа работает. И еще, пожалуйста, не забывайте, что в слове а лл итерация и а сс онанс две двойные согласные, каждая из которых уходит на свой слог (первый и второй).
Схема анализа стихотворения
Категория: Теория литературы
Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.
Статья большая, поэтому читаем по ссылке
Анализ литературного образа
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
1. Тип литературного героя:
2. Место героя в системе образов и его роль в раскрытии авторского замысла.
3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.
4. Характеристика литературного героя.
5. Средства создания литературного персонажа
6. Авторское отношение к данному литературному герою.
Этапы работы над сочинением
Категория: Теория литературы
1. определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).
2. Учитесь задвать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?
3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).
4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.
5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет мматериалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).
6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.
7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего ода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).
8. И еще несколько советов:
- никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
- не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
- не уничйте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;
- пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.
Жуковский «Светлана»
Начало баллады
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок
Сняв с ноги, бросали…»
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье»
Фонвизин «Недоросль»
Стародум «В большом свете водятся премелкие души»
«Унижать рабством себе подобных беззаконно»
Простаков
«Без вины виноват»
«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежественного дворянства
«Уж четыре года как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)
Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день»
Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?»
Грибоедов «Горе от ума»
Современники о комедии:
Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов»
Катенин «Ума и соли тьма»
Софья «Счастливые часов не наблюдают»
«Он не в своем уме» (о Чацком) - первая распускает слух.
Фамусов «Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой»
«Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца» (Софье)
«Кто беден, тот тебе не пара» (Софье)
«Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)
Молчалин: «В мои года не должно сметь
Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие)
Завет отца Молчалину – «угождать всем людям без изъятья»
«Злые языки страшнее пистолета»
Чацкий «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться»
«Дома новы, но предрассудки стары»
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
«Молчалины блаженствуют на свете!»
«А врочем, он дойдет до степеней известных
Ведь нынче любят бессловесных» (о Молчалине)
Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги платье снову, а честь смолоду» - эпиграф, завет отца Гриневу
«Я приехала просить милости, а не правосудия» - Маша Миронова Екатерине II
Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»
«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» - Гринев Пугачеву.
«Евгений Онегин»
«Неужто ты влюблен в меньшую?
-А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт»
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила» (Ольга)
«Он с лирой странствовал на свете:
Под небом Шилера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем» (Ленский)
«Ни красотой сестры своей,
ни прелестью ее румяной,
Не привлекла она б очей» (Татьяна)
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой»(Татьяна)
«Я вас люблю(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна» (последнее объяснение Татьяны с Онегиным)
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины» (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)
«Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил»(об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)
«Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)
«С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом? (Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгени
|