Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Роль пейзажа в художественном произведении
Похожие статьи вашей тематики
Функции пейзажа
| Пример из художественного произведения
| Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении)
| " Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")
| Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)
| "Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожжали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")
| Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования)
| " Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"
| Символическая (выступает в роли образа-символа)
| По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух... И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. (А. А. Блок "Незнакомка")
|
Художественная деталь в литературном произведении
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
Функции детали
| Краткая характеристика
| Пример из худ. произведения
| Выделительная
| С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных
| "И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")
| Психологическая
| Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа
| "...Видали вы когда нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека"
| Фактографическая
| Деталь характеризует данный факт действительности
| " Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")
| Натуралистическая
| Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление
| "Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неествественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")
| Символическая
| Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни
| "Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")
| Импрессионическая
| Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение
| Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолнвы, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны, Под тобою - глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая, В бездне воздуха и света. (К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")
|
Эпизод
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.
Типы эпизодов
| Краткая характеристика
| Пример
| Сценический (повествовательно-диалогический)
| Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется.
| Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"
| Несценический ("панорамный", описательный)
| Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах
| Описание Москвы, опустейвшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
|
Стихосложение
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название системы стихосложения
| Краткая характеристика
| Пример
| Силлабическая
| Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма
| С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В. К. Тредиаковский)
| Силлабо-тоническая
| Система стихосложения, в основне которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках
| "Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья, в пляске круговой" (М. Ю. Лермонтов)
| Тоническая
| Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
| Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В. В. Маяковский
|
Стихотворные размеры
Категория: Теория литературы» Литература в таблицах
Название
| Краткая характеристика
| Пример
| Хорей
| Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения
| Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)
| Ямб
| Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения
| В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин)
| Дактиль
| Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения
| Кто бы ни звал - не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)
| Амфибрахий
| Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения
| Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
| Анапест
| Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения
| Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой срени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)
| Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры
Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.
Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - д актиль, значит ударение на первый слог, АМ - ам фибрахий на второй слог, четвертая буква А - а напест, значит ударение на третий.
|