А. С. Симонович, Я.М. Симонович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. С. Симонович, Я.М. Симонович



* Симонович Аделаида Семеновна (1844 — 1933) — одна из первых деятельниц общественного дошкольного воспитания в России. В 1866—1868 гг. совместно с му­жем Я.М.Симоновичем издавала в Санкт-Петербурге первый журнал по вопросам дошкольного воспитания.

ЛЮБОВЬ К НАШИМ ДЕТЯМ

Симонович А. С, Симонович Я. М. Любовь к нашим детям // Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей: Статьи. — СПб., 1874.-Т.1.-С. 63-186. (.с.228-237)

 

Чувство любви родителей к своим детям есть одно из самых закон­ных чувств человеческой природы. <...> Родительская любовь в отноше­нии к их детям обнаруживается следующим образом: родители, любя­щие своих детей, желают, чтобы последним было хорошо, чтоб они были счастливы не только в то время, когда они находятся под их руководством, но и после их детского возраста, когда они становятся взрослыми и самостоятельными. <...> Степень любви родителей к де­тям может измеряться поступками их относительно последних. Чем более поступки родителей лишены эгоистических целей, а имеют целью сча­стье детей, тем более родители любят своих детей. Чем больше родите­ли выносят лишений, страданий из-за детей, тем сильнее, возвышен­нее любовь их. Поэтому любовь родителей, отказывающих себе в куске хлеба ради своих детей, имеет несравненно большее значение, нежели любовь блаженствующих в роскоши и излишестве родителей, осыпаю­щих своих детей разными драгоценностями. <...> (с. 228) Тем не менее, вглядываясьв отношения родителей к детям, обнаруживается многое, совершенно не соответствующее слишком воспеваемой родитель­ской любви. Очень хорошие во всех остальных отношениях родители поступают иногда так в отношении к своим детям, что не только не содействуют их счастью и благосостоянию, но, напротив, делают их самыми несчастными существами. <...>

Наше обыкновенное, рутинное, воспитание, начиная с само­го рождения дитяти, таково, что ведет, как оказывается при вни­мательном наблюдении, не к благу и счастью воспитываемого ребенка, а к результатам совершенно противоположным. <...>

Ребенок начинает ходить. Он начинает карабкаться на разные возвышения, на стулья, лестницы и т.д. Нежные и предусмотри­тельные родители останавливают ребенка на каждом шагу: не ходи туда, упадешь! Как можно так карабкаться, ведь упадешь, больно будет! Ребенок только что и слышит предостережения от неведо­мой ему опасности и, оставленный на минуту один, действительно вкарабкается куда-нибудь и падает, нанося себе на самом деле зна­чительный вред, после чего, конечно, исчезнет всякое желание предпринимать столь отважные планы, и ребенок делается непово­ротливым, ленивым, неловким. <...>

Ребенок получает желание все трогать, осматривать. Тут обшир­ное поле действия любящим родителям. Всякая вещь в их глазах опасна для ребенка: самовар не трогай — обожжешься, ножницы не трогай — обрежешься, вилку не трогай — глаз выколешь, ста­кан не трогай — разобьешь и обрежешься, палку не трогай — уши­бешься, песок не трогай — глаза засыплешь и т.д. У ребенка все отнимают и суют ему в руки разные действительно безвредные игрушки. Он поневоле теряет свою первоначальную наблюдатель­ность, живость, любознательность, качества, развивающиеся в ре­бенке, не испорченном ложной любовью родителей. Ложная любовь последних доходит еще дальше. Ввиду блага и счастья своего питом­ца его сторожат аргусовыми (Аргус — в греческой мифологии многоглазый великан, стерегущий по приказу богини Геры возлюбленную Зевса Ио. Переносный смысл — бдитель­ный страж. (Примеч. сост.)) глазами и чуть только кашлянет — ему дают лекарство от кашля, он ляжет на живот — его лечат от животной боли... и тому подобные меры. От лекарств организм ребенка расслабляется, делается чувствителен до крайности.

Некоторые родители выражают свою любовь к детям еще курь­езнее: они доставляют им постоянное удовольствие есть разные, дорогие лакомства и из сущей любви делают их обжорами, единственный идеал которых — лакомые кушанья.

Любящие родители также начинают учить своих детей как можно раньше читать, писать, говорить наизусть басни и стихи, с целью, чтоб дать им прочное образование и сделать их способными и даровитыми людьми. (с. 229) Жаль только, что средство не соответствует цели, ибо раннее учение не только не способствует тому, чтоб производить даровитых детей, но, напротив, способствует тому, чтоб дети получили совершенное отвращение к обучению и обра­зованию, а иногда ребенок от раннего обучения просто тупеет; понятия его спутываются, он делается мрачным и кончает очень плачевно жизнь.

Любящие родители желают сделать своих детей нравственны­ми и с этой целью твердят им: будьте сострадательны! Дают им деньги для раздачи бедным или заставляют их отдавать свои не­нужные им вещи. Удивительное сострадание — отдавать другим ненужную вещь или чужие деньги, цена которых даже неизвестна ребенку. С целью развития нравственности же ему говорят, что все люди братья его, что всех нужно любить, а между тем позволяют ему обращаться грубо с прислугою и подают ему в этом достой­ный пример. С целью развития нравственности ему твердят также: будь прилежен, занимайся, между тем как показывают в этом отношении самый противоположный пример.

Что же выходит из детей, которых родители воспитывают, ру­ководствуясь своею ложной бессознательной, рутинной любовью: да выходит, что мы встречаем на каждом шагу — расслабленных, хилых детей и вследствие этого хилых и расслабленных людей. Что же иное может произвести воспитание, которое не применяет детей к окружающей среде, а именно претензию применять среду к де­тям и, следовательно, не готовить детей к борьбе с жизнью. Ма­леньких детей ставят под стеклянный колпак и ограждают от хо­лодного дуновения, от свежего потоку воздуха, от прикоснове­ния вещей, а так как рано или поздно они приходят в столкнове­ние с не согретым воздухом, они не выдерживают его и погибают. Точно так же и взрослых детей ставят под стеклянный колпак, ограждают от внешней жизни, показывают ее в ненастоящем, ложном свете, но так как рано или поздно не миновать столкно­вения с настоящей, неподкрашенной жизнью, столкновение не выдерживается, и молодые люди погибают физически или нрав­ственно.

Наблюдая жизнь, мы встретим самые поразительные примеры ложного, невежественного воспитания, примеры, доказывающие, что родители имели в виду счастье детей, а достигают противопо­ложных результатов. <...> В жизни не всегда бывает так, как зара­нее предположишь. Тысяча мелких случайностей нарушают обыч­ный ход жизни; и первые неудачи легко сразят слабых и неподго­товленных детей, бедных умственно и нравственно. <...>

Почему же родители, искренно желая счастья своих детей, чаще всего не достигают этого результата? Потому, что они сами были дурно воспитаны и не понимают сами настоящего значения жиз­ни, а воспитывают своих детей по принятым обычаям. (с.230) Лучшим доказательством, что они на самом деле воспитывают бессозна­тельно, служит то обстоятельство, что всякий нехороший посту­пок ребенка всегда крайне опечаливает и удивляет их, между тем как всякий разумный наблюдатель должен предвидеть и предска­зать неизбежное следствие известных причин. Можно ли удивлять­ся, что ребенок простуживается, если он живет в чрезмерно топ­ленных комнатах? Можно ли удивляться, что ребенок жаден, если он постоянно отдавал ненужные или чужие вещи? <...> Пока ро­дители будут руководствоваться в воспитании одною любовью к детям, не сопровождая истинным знанием того, что на самом деле может их сделать счастливыми, не руководствуясь последним словом науки, до тех пор дети будут воспитываться не для насто­ящей жизни, т.е. не для борьбы с жизнью, и, следовательно, не будут счастливыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.006 с.)