Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение матери к воспитаниюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
<...> Есть у нас педагоги, достойные и почтенные во многих отношениях... Эти педагоги прямо объявляют, что их желание состоит в том, «чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости». Эти педагоги полагают, что женщине врождены не только способности учить и развивать свое дитя, но и стремление к этому. <...> Педагоги, подобно приведенным нами, смотрят чрезвычайно легко и поверхностно на дело воспитания детей. <...> Такой поверхностный взгляд на воспитание детей кажется поразительным тому, кто видит все стороны жизни, а не одну только свою специальность и кто сам наблюдал за развитием детей. <...> Вы видите, что среда для детей неудобная, что среду создать нельзя матери в семье, а вам говорят, что ничего нет легче воспитания детей, стоит только послушаться выписанному рецепту — и все пойдет на лад. <...> Главный недостаток нашего семейного воспитания (даже лучшего семейного воспитания, где за ребенком присматривает сама мать и занимает его сообразными детскими работами, даже работами детского сада) есть именно отсутствие разнообразного труда, могущего служить стимулом для подвижных игр дитяти, для игр, в которых ребенок воображал бы себя материалом, действующим и страдающим лицом. <...> Только близорукий человек может не заметить, что мать, получившая даже наилучшее образование, не всегда может достигнуть своего идеала в воспитании. Образованная мать, вполне преданная своему мальчику холерического темперамента и посвящающая ему много времени, все-таки в конце концов убеждается,,, что она не дает своему сыну надлежащего воспитания. (с. 231) Мальчик, нуждающийся в мастерских, ремеслах, которых теперь нет в семействах, и вследствие этого не направленный как следует, по отсутствию стимулов для его органов, начинает ломать, разрушать; мать занимает его работами детского сада и играми; но бумажки, деревяшки его не удовлетворяют; ему хочется (инстинктивно) работы, требующей физической силы. Мать отлично понимает, что ее сыну нужны огород, сад, где бы он мог работать заступом, ему нужны полевые работы, в которых он бы мог принять деятельное участие; ему нужны мастерские, где бы ковали, стучали, стругали, пилили и т.п. Только при этих условиях мальчик не мешал бы, не разрушал, не рвал, не приносил бы никому вреда, а напротив, другим приносил бы пользу, а себе, удовлетворение. Историческое развитие человека вполне доказывает справедливость требования мальчиком деятельности. <...>
Для того, чтобы женщина сделалась способною воспитывать своих детей, необходимо возвратить ее к труду. Труд — вот единственное условие для воспитания хорошего поколения. Разумеется, ее труд должен теперь специализироваться — т.е. он должен быть для жизни. Женщина должна работать непосредственно не для одной семьи, а для всех. Ее труд должен доставлять средства семье, но трудами должны пользоваться все. Но и в этом случае деятельность женщины была бы весьма односторонняя для того, чтобы всесторонне развить детей. Экономический прогресс вырвал воспитание из рук матерей, и трудно им дойти до прежнего своего положения. Разделение труда в деле производства породило и разделение труда в деле воспитания. И совершенно справедливо: большая часть производств требует внесемейной деятельности, делающей невозможным воспитание детей самою трудящеюся матерью дома. Должны возникать особые учреждения с мастерскими, садами, огородами и т.п., специально занимающиеся воспитанием малолетних детей. Для того, чтобы женщина могла быть воспитательницею и матерью своих детей, хотя бы только до 3 лет, необходимо ее к этому готовить, необходимо открыть ей те сведения, которые от нее до сих пор скрывались. Она должна знать свою собственную жизнь, жизнь ее ребенка, законы, на которых основывается прогрессивное его развитие; она должна готовиться в матери и воспитательницы. Это самые трудные должности, слепой случай никак не научит. Правда, женщина, имеющая много детей, получает со временем опытность, но не губит ли она своих первых детей для приобретения этой опытности; и не падает ли большинство наших детей жертвою именно того невежества женщины. Пока женщина не будет получать основательного воспитания, пока она не сделается всесторонне развитою и сведущею, пока она сама не сделается деятельностною — до тех пор женщина не должна воспитывать детей, ибо она не может. (с. 232)
Хождение и речь ребенка <...> Правильно развивающийся ребенок начинает ходить и говорить одновременно в начале 2-го года. Но часто встречаются дети, которые еще в 2 года не ходят и не говорят. На первый взгляд кажется, что такое позднее развитие не производит никакого вреда ребенку, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что от задерживания процессов хождения и речи страдает не только физическое, но и умственное, а следовательно, и нравственное здоровье детей. <...> Без сомнения, что ребенок, рано ходящий, скучает и капризничает гораздо меньше и пользуется лучшим здоровьем, потому что движенье само по себе развлекает его, а желудок хорошо переваривает и тело достаточно питается. Чем больше движется ребенок, тем энергичнее совершаются в нем все отправления тела и тем лучше идет его развитие и тем менее он подвергается болезням. Позднее развитие речи хотя менее вредно общему состоянию ребенка, но все-таки может легко породить в нем каприз, опять-таки вредящий здоровью. Ребенок научается говорить вследствие того, что слышит разговор взрослых. Дитя, с которым отчетливо и часто говорят, скорее научается говорить, нежели тот, с которым мало или дурно говорят. Для того, чтобы научить ребенка подражать звукам взрослых, должно ему их говорить отчетливо, ясно, небольшое количество звуков, но часто одни и те же звуки. <...> Взрослые, окружающие ребенка в это время, должны способствовать не только тому, чтоб ребенок вовремя научился говорить, но чтоб он также хорошо научился говорить. Интонация, манера говорить суть качества почти всегда семейные. Если с детьми в семействе говорят в нос, они также обыкновенно говорят в нос, если с ними говорят резко и отчетливо, они выражаются таким же образом. (Причины этого явления отчасти наследственные анатомические изменения органов, а отчасти здесь большую роль играет привычка). <...> Нельзя не согласиться с тем, что оттенок голоса, интонация остаются на всю жизнь; поэтому важно, чтоб ребенок в первые годы детства слышал ясную, отчетливую речь с верной, резкой интонацией. Особа, которая заикается или картавит, никак не должна учить детей говорить. Упомянем здесь об общепринятой привычке взрослых, задерживающей значительно правильное развитие речи у ребенка, говорить с детьми по-детски, лепетать или лучше картавить. (с. 233) Дети по недоразвитости их органов речи, не произносят совсем некоторых звуков, заменяют их в слышанном ими слове другими звуками, иногда перемещают слоги в словах, смотря по тому, какие слоги резче выделились из слова, которое им говорят или какое они лучше запомнили, а иногда вставляют совершенно чужие слоги, что изменяет совершенно все слово. Взрослые перенимают у детей их манеру говорить и, если хотят быть особенно ласковыми с ними, коверкают слова, лепечут с ними по-детски, думая быть приятнее этим ребенку или сделаться ему понятнее. Здесь выходит, что не взрослый учит ребенка говорить, а ребенок учит взрослого говорить по-своему. Вред очевиден. Ребенок долго лепечет, потому что с ним картавили, а когда в него вкоренилась привычка произносить слова известным образом, ему надоедают поправками и приказаниями произносить слова верно. Между тем, если всегда говорить с ребенком верно, называть вещи их настоящим названием, а не подставным, он мало-помалу усовершенствуется в своей речи, отбрасывает старые формы выражения и принимает те, которые слышит постоянно. <...>
Следует также обратить внимание на то, чтобы ребенок не слышал поверхностной, скороспешной речи, чтобы он не глотал слоги в средине или в конце слов. <...> Невнятность речи замечается больше у избалованных детей, которым стоит только рот раскрыть и процедить слова сквозь зубы, чтоб поклонники их поспешили исполнить их желание или повеление. А сколько в школах тратится дорогого времени на приказания: говорите внятнее, говорите громче, не спешите и т.д. <...> Дитя, поздно говорящее, не может выражать словом свои желания. Знаки его не всегда угадывают, потому что оно уже находится в таком возрасте, когда не пользуется полной, постоянной внимательностью взрослых. Оно неудовлетворенно, оно хнычет, плачет, — тогда только взрослые, спохватясь, спешат удовлетворить его, и вот начало каприза и упрямства. Дитя, которое говорит во время, пользуется лучшею памятью, ибо виденную вещь называет само много раз и уже знает ее навсегда; оно выражает словом все свои чувства, желания, мысли, вся его внутренняя жизнь раскрыта, и воспитатель может руководить ею во всякое время. <...>
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.011 с.) |