Соединение семейного и общественного воспитания как ответ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соединение семейного и общественного воспитания как ответ



<...> Мы должны осознать возможность повлиять своим созна­тельным решением на жизнь, и тогда нам представится един­ственно правильное решение этого вопроса об органе воспитания в форме 1) соединения или взаимопополнения семейного и обществен­ного воспитания и 2) насыщения общественного воспитания, посколь­ку оно необходимо, духом и укладом семейного воспитания. <...> Взятый по отдельности, каждый из них окажется не в силах одо­леть жизненную задачу во всей ее полноте, но вместе они, взятые с известным ограничением, дадут то, что нужно, и поведут по тому пути, на который указывает жизнь.

Семья одна как орган воспитания теперь уже недостаточна. <...> Жизнь настолько усложнилась и расширилась, что родительское чувство и семья как воспитательный фактор нуждаются в обществе и знании как в необходимых помощниках. <...> Таковы директивы, которые нам дают интересы прежде всего детей, но в том же на­правлении, как мы убеждены, ведут и интересы взрослых.

Это решение диктуется и интересами женщины, наиболее за­интересованного в семье лица. При изменившихся условиях жен­щина ищет приобщения к человеческому труду. Этот труд нужен ей для поддержания и здоровья ее человеческой личности, он нужен и для семьи. Она хочет быть не только матерью, но и хочет жить как личность. Чтобы спасти ее от духовной гибели или упад­ка, ей нужно дать возможность сохранить семью и вместе с тем открыть возможность труда. <...> (с.209)

Огромная часть воспитательных задач требует в наше время специальных знаний и умений, и эти задачи большей частью не могут быть выполнены родителями не только по суровым жиз­ненным условиям или по нелюбви к роли воспитателя, но из-за неподготовленности. <...> Всеобщее обучение, при котором дети проводят большую часть дня вне семьи, если оно нормально по­ставлено, не уничтожает семьи, а, наоборот, способно идти рука об руку с ней, точно так же нужно требовать всеобщего дошкольно­го воспитания, воспитательного воздействия школы и ряда воспи­тательных послешкольных учреждений; но все это вполне мыслимо при сохранении семьи. <...> На это время семья будет свободна от тяжести забот о детях, и женщина, где это нужно и где она этого хочет, может взяться за внесемейный труд. Тогда и для роди­телей, и для детей семья, в которую они будут возвращаться — одни со своих работ, другие из своих детских домов и школ, — перестанет быть домашним адом. Общественное воспитание до­полнит то, что не в силах дать семья при современных условиях, но в основе оно само будет питаться тем, что может дать только семья. <...>

Социальное законодательство должно не только провести до­школьное воспитание и учредить везде наряду со школой дошкольно-воспитательные учреждения, детские дома или сады, где дети будут проводить основную часть дня и возьмут все, что мож­но взять в дополнение к семейному воспитанию. <...> Женщине должно быть гарантировано посильное рабочее время путем ус­тановления нормы рабочего дня; тут открывается бесконечная (и педагогическая) важность защиты экономической устойчиво­сти семьи, избавления ее от грубых экономических случайностей, нормальной оплаты труда, государственной защиты и обеспече­ния материнства, беременности и периода кормления ребенка, страхования на широких началах и т.д. <...> И в самой семье необ­ходимо укрепить материальное положение матери и вывести ее из современного тяжкого положения материально-правовой зависи­мости от мужа. Положение матери должно и материально оцени­ваться достаточно высоко. На него необходимо взглянуть как на общественное служение. <...>

Само собой разумеется, необходимо пойти дальше и в деле охраны детей от возможных злоупотреблений со стороны произ­вола родителей. Не без основания некоторые авторы требуют ме­дицинского освидетельствования брачующихся. Эта мера должна ограждать женщину и детей по крайней мере от грубейшего нару­шения их жизненных интересов.

Детям должна быть гарантирована возможность здорового вы­растания, нормального воспитания и развития их личности. Госу­дарство и общество не должно мириться с тем, что дети массой гибнут в чаду улицы, от недоедания и т.д. (с. 210) Оно должно прийти на помощь семье, материнству и детям. Здесь педагог должен протя­нуть в своих требованиях руку социальному политику. <...>

Нельзя настаивать на необходимости семьи и в то же время ни в каком отношении не готовить к ней в школе, начиная с низшей и кончая высшей, — в школе, где учащиеся проводят огромную и важную часть своей жизни. Отсюда, в частности, и выясняется широта значения вопроса о совместном или раздельном обучении. <...> До тех пор, пока семья остается главным органом воспита­ния, нельзя взращивать и воспитывать детей так, что нашим пи­томцам ничто не напоминает об их будущей роли отцов и мате­рей, нельзя воспитывать бесполых существ, видящих в себе толь­ко будущих профессиональных деятелей.

Соответствующая подготовка к семье является насущной не­обходимостью. <...> Нельзя полагаться на один инстинкт, притом заглушённый и искаженный всякого рода ложными сторонами культурной жизни. <...> Необходимо обратить внимание на вос­питание семейных склонностей, особенно материнских влечений у девочек, иначе судьба семьи, а с нею, может быть, и общества, будет решена в отрицательном смысле. Мы особенно подчеркива­ем необходимость отражения этой идеи в воспитании девочек, потому что, по нашему глубокому убеждению, вопрос о том, ка­кою будет семья, в очень большой, хотя и не исключительной степени, решается тем, какова будет женщина, потому что она, женщина-мать, нормально и наиболее целесообразно является центром и душой семьи; это верно хотя бы уже потому, что внут­ренний распорядок семейной жизни находится в ее руках, что дети всегда ближе к ней, чем к отцу. <...>

Необходимо сознательно культивировать дух семейственности нашей молодежи.

 

Сикорский Иван Алексеевич (1842—1919),

педагог, психолог, психи­атр, доктор медицины.

СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИЛА

1 Сикорский И. А. Семья как воспитательная сила // Педагогическая хрестома­тия / Сост. К. Ельницкий. — 2-е. изд. - СПб., 1914. - С. 68.

 

За исключением небольшого числа талантливых детей, все ос­тальные нуждаются в воспитательной помощи и воспитательном содействии для своего умственного развития. Такое содействие может быть дано семьей, правильно организованной. Эта самая естественная воспитательная среда. Все другие воспитательные учреждения — ясли, приюты, детские сады, школы — представляют только суррогаты семьи, и польза их... (взамен родителей) оп­ределяется тем, насколько они приближаются к семье. (с.211) В раннем детстве воспитательное воздействие семьи незаменимо. Важность семьи в деле воспитания вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность: детский сад, ясли, школа воспитывают сред­него ребенка, среднюю, шаблонную душу, но не могут надлежа­щим образом вырастить индивидуальность. <...> Истинное разви­тие индивидуальности осуществимо только в семье.

Дети представляют собою нервно-психическое продолжение ро­дителей и предков в физиологическом значении этого слова и носят на себе отпечаток родовых семейных свойств. Особенные отличи­тельные качества ребенка и оттенки душевных дарований ума и чув­ства, — другими словами, индивидуальность дитяти находит в род­ной семье свою естественную почву, вернее и лучше понимается ею и потому легче и правильнее культивируется. Родители более всех других людей способны понять индивидуальность своих детей, пото­му что она есть отражение их собственных свойств. Родители продол­жают жить в детях —- это не метафора только, но реальность.

И. А. Сикорский

ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИ

Сикорский И.А, Значение матери // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. — М., 1990. — С. 284— 286.

В течение первого года и вообще в первые годы жизни уход за ребенком представляет одну из самых важных сторон... воспита­ния. <...> Самым могущественным двигателем для развития чув­ства в этот период служит подражание. Наилучшая воспитатель­ная среда для ребенка — постоянное общение с матерью, в том случае если мать остается для него кормилицей и няней.

В развитии детского чувства имеют наибольшее значение два момента, анализ которых одинаково важен для нашей цели. Прежде всего у ребенка, который кормится грудью своей матери и пользу­ется ее материнскими заботами и уходом, устанавливается проч­ная ассоциация между образом матери и приятными чувствами, которые он испытывает, утоляя голод или избавляясь благодаря ее уходу от множества других неприятных ощущений. Весь акт корм­ления ребенка с его аксессуарами, с материнской лаской состав­ляет один из самых высших источников детского наслаждения и один из сильнейших стимулов в деле развития начинающихся высших чувств... из этого физиологического источника сближения матери с ее ребенком вырастают будущие чувства человеческой солидарности и альтруизма. <...> (с. 212) Но в материнском уходе за ребенком есть и другая, гораздо более важная сторона. Как извест­но, материнство, даже у животных, пробуждает альтруистичес­кие чувства, которые в другое время животные вовсе не проявля­ют. В человеческом же существе материнство возбуждает все ум­ственные и нравственные стороны и призывает к жизни все выс­шие качества, которыми одарена данная личность, <...> В отноше­нии силы чувств из двух родителей женщина занимает первое ме­сто, потому что <...> отличается безусловно высшим развитием чувства, чем у мужчины. Это различие становится еще более замет­ным в период материнства; в эту пору человеколюбие и бескорыс­тие женщины поднимается на высоту, едва доступную для мужчи­ны, И если только мать остается кормилицей и няней своего ребен­ка, то умственное и нравственное его развитие наиболее обеспече­но в постоянном общении с таким высоким образцом. <...>

Многие волевые движения ребенка суть движения подражатель­ные... В развитии же чувства подражание играет наиболее важную роль и, быть может, составляет единственный внешний источник нравственного развития. Если для интеллектуального развития ре­бенок организует себе игры, то для развития сложных форм чув­ства ничего подобного не существует. <...> Все это показывает действительно важное значение присутствия у колыбели ребенка существа, которое охвачено высшими человеческими побужде­ниями и порывами и потому может служить наилучшим орудием развития чувства ребенка. <...> Таким образом, задача матери го­раздо выше, чем обыкновенно понимают ее. <...> Если же при­нять во внимание важность и значение чувства в психическом прогрессе человека, то только тогда представится в надлежащем свете роль матери и роль женщины как представительницы мате­ринства.

И. А. Сикорский

ОБ УМСТВЕННОМ И НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Сикорский И. Л. Об умственном и нравственном развитии и воспитании де­тей // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. — СПб., 1902. — Вып. XLIV-XLVI. - С. 3-32; 41-84. (с.213-228)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.008 с.)