Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
<...> Мы должны осознать возможность повлиять своим сознательным решением на жизнь, и тогда нам представится единственно правильное решение этого вопроса об органе воспитания в форме 1) соединения или взаимопополнения семейного и общественного воспитания и 2) насыщения общественного воспитания, поскольку оно необходимо, духом и укладом семейного воспитания. <...> Взятый по отдельности, каждый из них окажется не в силах одолеть жизненную задачу во всей ее полноте, но вместе они, взятые с известным ограничением, дадут то, что нужно, и поведут по тому пути, на который указывает жизнь. Семья одна как орган воспитания теперь уже недостаточна. <...> Жизнь настолько усложнилась и расширилась, что родительское чувство и семья как воспитательный фактор нуждаются в обществе и знании как в необходимых помощниках. <...> Таковы директивы, которые нам дают интересы прежде всего детей, но в том же направлении, как мы убеждены, ведут и интересы взрослых. Это решение диктуется и интересами женщины, наиболее заинтересованного в семье лица. При изменившихся условиях женщина ищет приобщения к человеческому труду. Этот труд нужен ей для поддержания и здоровья ее человеческой личности, он нужен и для семьи. Она хочет быть не только матерью, но и хочет жить как личность. Чтобы спасти ее от духовной гибели или упадка, ей нужно дать возможность сохранить семью и вместе с тем открыть возможность труда. <...> (с.209) Огромная часть воспитательных задач требует в наше время специальных знаний и умений, и эти задачи большей частью не могут быть выполнены родителями не только по суровым жизненным условиям или по нелюбви к роли воспитателя, но из-за неподготовленности. <...> Всеобщее обучение, при котором дети проводят большую часть дня вне семьи, если оно нормально поставлено, не уничтожает семьи, а, наоборот, способно идти рука об руку с ней, точно так же нужно требовать всеобщего дошкольного воспитания, воспитательного воздействия школы и ряда воспитательных послешкольных учреждений; но все это вполне мыслимо при сохранении семьи. <...> На это время семья будет свободна от тяжести забот о детях, и женщина, где это нужно и где она этого хочет, может взяться за внесемейный труд. Тогда и для родителей, и для детей семья, в которую они будут возвращаться — одни со своих работ, другие из своих детских домов и школ, — перестанет быть домашним адом. Общественное воспитание дополнит то, что не в силах дать семья при современных условиях, но в основе оно само будет питаться тем, что может дать только семья. <...>
Социальное законодательство должно не только провести дошкольное воспитание и учредить везде наряду со школой дошкольно-воспитательные учреждения, детские дома или сады, где дети будут проводить основную часть дня и возьмут все, что можно взять в дополнение к семейному воспитанию. <...> Женщине должно быть гарантировано посильное рабочее время путем установления нормы рабочего дня; тут открывается бесконечная (и педагогическая) важность защиты экономической устойчивости семьи, избавления ее от грубых экономических случайностей, нормальной оплаты труда, государственной защиты и обеспечения материнства, беременности и периода кормления ребенка, страхования на широких началах и т.д. <...> И в самой семье необходимо укрепить материальное положение матери и вывести ее из современного тяжкого положения материально-правовой зависимости от мужа. Положение матери должно и материально оцениваться достаточно высоко. На него необходимо взглянуть как на общественное служение. <...> Само собой разумеется, необходимо пойти дальше и в деле охраны детей от возможных злоупотреблений со стороны произвола родителей. Не без основания некоторые авторы требуют медицинского освидетельствования брачующихся. Эта мера должна ограждать женщину и детей по крайней мере от грубейшего нарушения их жизненных интересов. Детям должна быть гарантирована возможность здорового вырастания, нормального воспитания и развития их личности. Государство и общество не должно мириться с тем, что дети массой гибнут в чаду улицы, от недоедания и т.д. (с. 210) Оно должно прийти на помощь семье, материнству и детям. Здесь педагог должен протянуть в своих требованиях руку социальному политику. <...> Нельзя настаивать на необходимости семьи и в то же время ни в каком отношении не готовить к ней в школе, начиная с низшей и кончая высшей, — в школе, где учащиеся проводят огромную и важную часть своей жизни. Отсюда, в частности, и выясняется широта значения вопроса о совместном или раздельном обучении. <...> До тех пор, пока семья остается главным органом воспитания, нельзя взращивать и воспитывать детей так, что нашим питомцам ничто не напоминает об их будущей роли отцов и матерей, нельзя воспитывать бесполых существ, видящих в себе только будущих профессиональных деятелей.
Соответствующая подготовка к семье является насущной необходимостью. <...> Нельзя полагаться на один инстинкт, притом заглушённый и искаженный всякого рода ложными сторонами культурной жизни. <...> Необходимо обратить внимание на воспитание семейных склонностей, особенно материнских влечений у девочек, иначе судьба семьи, а с нею, может быть, и общества, будет решена в отрицательном смысле. Мы особенно подчеркиваем необходимость отражения этой идеи в воспитании девочек, потому что, по нашему глубокому убеждению, вопрос о том, какою будет семья, в очень большой, хотя и не исключительной степени, решается тем, какова будет женщина, потому что она, женщина-мать, нормально и наиболее целесообразно является центром и душой семьи; это верно хотя бы уже потому, что внутренний распорядок семейной жизни находится в ее руках, что дети всегда ближе к ней, чем к отцу. <...> Необходимо сознательно культивировать дух семейственности нашей молодежи.
Сикорский Иван Алексеевич (1842—1919), педагог, психолог, психиатр, доктор медицины. СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИЛА 1 Сикорский И. А. Семья как воспитательная сила // Педагогическая хрестоматия / Сост. К. Ельницкий. — 2-е. изд. - СПб., 1914. - С. 68.
За исключением небольшого числа талантливых детей, все остальные нуждаются в воспитательной помощи и воспитательном содействии для своего умственного развития. Такое содействие может быть дано семьей, правильно организованной. Эта самая естественная воспитательная среда. Все другие воспитательные учреждения — ясли, приюты, детские сады, школы — представляют только суррогаты семьи, и польза их... (взамен родителей) определяется тем, насколько они приближаются к семье. (с.211) В раннем детстве воспитательное воздействие семьи незаменимо. Важность семьи в деле воспитания вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность: детский сад, ясли, школа воспитывают среднего ребенка, среднюю, шаблонную душу, но не могут надлежащим образом вырастить индивидуальность. <...> Истинное развитие индивидуальности осуществимо только в семье. Дети представляют собою нервно-психическое продолжение родителей и предков в физиологическом значении этого слова и носят на себе отпечаток родовых семейных свойств. Особенные отличительные качества ребенка и оттенки душевных дарований ума и чувства, — другими словами, индивидуальность дитяти находит в родной семье свою естественную почву, вернее и лучше понимается ею и потому легче и правильнее культивируется. Родители более всех других людей способны понять индивидуальность своих детей, потому что она есть отражение их собственных свойств. Родители продолжают жить в детях —- это не метафора только, но реальность.
И. А. Сикорский ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИ Сикорский И.А, Значение матери // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. — М., 1990. — С. 284— 286. В течение первого года и вообще в первые годы жизни уход за ребенком представляет одну из самых важных сторон... воспитания. <...> Самым могущественным двигателем для развития чувства в этот период служит подражание. Наилучшая воспитательная среда для ребенка — постоянное общение с матерью, в том случае если мать остается для него кормилицей и няней. В развитии детского чувства имеют наибольшее значение два момента, анализ которых одинаково важен для нашей цели. Прежде всего у ребенка, который кормится грудью своей матери и пользуется ее материнскими заботами и уходом, устанавливается прочная ассоциация между образом матери и приятными чувствами, которые он испытывает, утоляя голод или избавляясь благодаря ее уходу от множества других неприятных ощущений. Весь акт кормления ребенка с его аксессуарами, с материнской лаской составляет один из самых высших источников детского наслаждения и один из сильнейших стимулов в деле развития начинающихся высших чувств... из этого физиологического источника сближения матери с ее ребенком вырастают будущие чувства человеческой солидарности и альтруизма. <...> (с. 212) Но в материнском уходе за ребенком есть и другая, гораздо более важная сторона. Как известно, материнство, даже у животных, пробуждает альтруистические чувства, которые в другое время животные вовсе не проявляют. В человеческом же существе материнство возбуждает все умственные и нравственные стороны и призывает к жизни все высшие качества, которыми одарена данная личность, <...> В отношении силы чувств из двух родителей женщина занимает первое место, потому что <...> отличается безусловно высшим развитием чувства, чем у мужчины. Это различие становится еще более заметным в период материнства; в эту пору человеколюбие и бескорыстие женщины поднимается на высоту, едва доступную для мужчины, И если только мать остается кормилицей и няней своего ребенка, то умственное и нравственное его развитие наиболее обеспечено в постоянном общении с таким высоким образцом. <...> Многие волевые движения ребенка суть движения подражательные... В развитии же чувства подражание играет наиболее важную роль и, быть может, составляет единственный внешний источник нравственного развития. Если для интеллектуального развития ребенок организует себе игры, то для развития сложных форм чувства ничего подобного не существует. <...> Все это показывает действительно важное значение присутствия у колыбели ребенка существа, которое охвачено высшими человеческими побуждениями и порывами и потому может служить наилучшим орудием развития чувства ребенка. <...> Таким образом, задача матери гораздо выше, чем обыкновенно понимают ее. <...> Если же принять во внимание важность и значение чувства в психическом прогрессе человека, то только тогда представится в надлежащем свете роль матери и роль женщины как представительницы материнства. И. А. Сикорский ОБ УМСТВЕННОМ И НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Сикорский И. Л. Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. — СПб., 1902. — Вып. XLIV-XLVI. - С. 3-32; 41-84. (с.213-228)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.008 с.) |