ТОП 10:

Отношение к родителям, родным, близким



...Мы считаем исключительно важным, чтобы в школе царил культ матери. Конечно, для гармоничного воспитания важно об­щее, совместное влияние на ребенка отца и матери как духовного содружества. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и мате­ри являются для ребенка наглядным примером, который вводит его в мир сложных человеческих отношений. Отец и мать как бы взаимно дополняют друг друга; ребенок по-настоящему видит своего отца, если у него есть хорошая дружба с матерью. (с. 247) Но все же первые истоки, первые тончайшие корни нравственного раз­вития ребенка — в разуме, чувствах, душевных порывах матери. Человек в своем нравственном развитии становится таким, како­ва у него мать, точнее, какова гармония любви и воли в ее духов­ном мире.

Мудрость материнской любви заключается в том, как воля уп­равляет любовью и подлинная человеческая любовь одухотворяет главный стимул воли — чувство ответственности за будущее че­ловека. <...>

Кое-кто считает, что «отцовская власть», «твердая рука» отца — это некие волшебные палочки, действующие уже в силу того, что с ребенком соприкасается существо мужского рода. Нельзя про­тивопоставлять женское — материнское влияние мужскому — от­цовскому влиянию. Это просто несуразица — считать, что от муж­чины якобы исходит более сильное, волевое влияние, и в этом заключается мужественность воспитательной силы мужчины-отца, а от женщины-матери — более нежное, тонкое, благородное вли­яние, чуть ли не расслабляющее человека. Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только что раскрывшегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема, непримирима к злу и беспо­щадна, как справедливый меч.

<...> Нельзя отрицать особенной роли и особенного места муж­чины-отца в воспитании детей, в том сложном оркестре, кото­рый называется духовными взаимоотношениями отца — матери, как единой силы, повелевающей и властвующей над молодым поколением. Роль мужчины-отца определяется его ответственно­стью.

Отец, умеющий быть ответственным, умеющий долженство­вать, — настоящий мужчина; его воля становится силой, способ­ной дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей. Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравствен­ная ответственность мужчины требует от него быть главным кор­мильцем детей и матери: обстоятельства могут складываться так, что в определенные периоды труд матери заключается только в воспитании детей. <...>

Если мы говорим о гражданском облике отца, о его способно­сти быть образцом для детей, то гражданственность мужчины оп­ределяется прежде всего его способностью быть долженствующим. Ответственность за человека, рожденного тобой, — это твоя шко­ла гражданского служения Отечеству. Тропинка к служению Оте­честву для настоящего мужчины проходит через семью, через дол­женствование в сфере отношений с женой и детьми, через ответ­ственность за человека. Только идя этой тропинкой, мужчина-отец способен подняться на вершину патриотического служения Родине. <...> (с. 248)

О воспитании своих детей

Надо избегать парадоксального явления, имеющего, к сожале­нию, место в жизни: учителю, воспитывающему чужих детей, нет времени для воспитания своих детей. Я бы хотел посоветовать учи­телю-отцу, учительнице-матери:

Не забывайте, что дома вы для своих детей не учитель, не классный руководитель, а прежде всего отец, мать. Не превра­щайте семью в миниатюрную школу, по возможности сделайте все, чтобы атмосфера школы оставалась за порогом вашего дома, чтобы вы и ваши дети были просто хорошей семьей.

Воспитание — это не какие-то специально, искусственно орга­низованные «мероприятия», это прежде всего образ жизни. В ру­ках педагога — сильный и в то же время небезопасный, требую­щий большой мудрости и осмотрительности инструмент — власть над человеком. Мудро и осмотрительно пользуясь этим инстру­ментом в школе, не переносите его в свой дом. Многие свои при­вычки, традиционные учительские приемы надо оставлять в сте­нах школы. Избегайте «педагогизации» своих детей — очень пло­хо, когда дети ваши осведомлены о всех деталях педагогической профессии, знают, что и к чему, что правильно и что неправиль­но, что учитель имеет право делать и что не имеет. Совершенно недопустимо в присутствии ваших детей нелицеприятные харак­теристики отдельных учеников, педагогов. <...> Никогда и абсо­лютно ничем не выделяйте собственных детей из среды других школьников.

Если есть возможность, определите своего ребенка в класс, где преподаете не вы, а ваши коллеги. Так будет лучше: вы будете несравненно ближе к своему сыну, к своей дочери как отец, как мать.

Хотя воспитывает каждый шаг в нашей жизни, но все же необ­ходимо время специально для воспитания. Найдите время еже­дневно поговорить, почитать со своим ребенком, побыть с ним среди природы. Особенно важно это для отца.

Не приносите из школы домой раздражения, нервозности, не­довольства той или иной стороной педагогического процесса, по­ведения школьников. Это очень плохой пример для ваших детей. Если с малых лет дети увидят, что школа причиняет отцу или ма­тери одни неприятности, у них постепенно сложится отвращение к педагогическому труду. Плохие последствия этого чувства — не только то, что вашим детям не захочется стать учителями. Это еще полбеды. Дело значительно сложнее: ученик, чувствующий отвра­щение к труду педагога, становится лицемером и болтуном. <...>

По самой своей природе труд педагога — образец благородства. Пусть ваш сын, ваша дочь чувствуют благородство вашего труда, ваших сердечных забот о судьбе других людей (с. 249)

 

Шевырев Степан Петрович (1806—1864),

литературный критик, исто­рик литературы,

поэт, академик Петербургской академии наук.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.004 с.)