Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умственное развитие и умственное воспитание детей
<...> Дитяти предстоят с первой минуты жизни две области знания или познания — внешний мир, который познается зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и мир внутренний, который познается путем самочувствия. Из этих двух корней уже очень рано возникает и обособляется, в виде обширнейшей ветви, дивный мир отвлеченной мысли. Таким образом, еще в нежно-детском возрасте в детском теле начинает расти и крепнуть крошечное деревцо человеческой души. В своем дальнейшем развитии мир мысли и чувств, желаний и хотений навсегда остается связанным со своими корнями, и человеческое слово подтверждает эту истину. <...> Этим общим всему живущему путем идет дитя в своем познании: оно начинает свое умственное развитие с наблюдения над своим телом, над внешним миром. Этому пути должно следовать и самое искусство воспитания: оно должно помогать дитяти идти по этому естественному пути, указываемому самой природой. <...> В первые три месяца жизни дитя обучается употреблять свои внешние органы чувств и внутренний орган общего чувства для целей познания, а затем от 4 — 10 месяцев... начинает захватывать, воспринимать и ощущать внешний и свой внутренний мир и, содержа все в памяти, строит из каждого впечатления, как из мозаики, свое мудреное здание, свой домик знания. Все, что хранится в памяти дитяти, становится исходной точкой его душевного богатства, его фантазии, его знания. <...> Главнейшая задача познания должна состоять в том, чтобы рассортировать впечатления в хранилищах памяти, уложить их правильно, в известном порядке, притом так, чтобы во всякое время их возможно было найти, как только они понадобятся. Тот, кто не может установить подобного порядка в своем уме, не может быть ни умным, ни развитым, как бы много у него ни было знаний. Даже и тот, кто не в состоянии сразу, по первому требованию, отыскать в памяти свои впечатления, кто лишен острой догадливости, не может быть также признан ни умным, ни развитым. <...> (с.216) Этот образцовый порядок, эту готовность нашего ума, способного к ответу каждую минуту, называют умственным развитием. Умственное развитие и должно составлять главную задачу воспитания ума. <...> Сама природа, т.е. самое строение мозга и первой системы, уже предрешает в значительной степени осуществление этой задачи. Но этому содействуют также качество и свойство впечатлений, полученных ребенком, и, наконец, самый способ упражнений умственных сил. Эти три фактора мы и рассмотрим подробно.
1. Предрасполагающие и предопределяющие условия умственного развития и даровитости. <...> Человек нередко идет против законов природы, и, подобно тому, как он часто расстраивает свое физическое здоровье, он способен и самое умственное развитие извратить, нарушить и отклонить от его идеальной правильности и тем умалить природную силу своих дарований. С другой стороны, естественное и разумное упражнение нервных механизмов вознаграждается сторицею. Это тот дар, тот талант, развитие которого не имеет границ, это горчичное зерно, из которого может вырасти большое дерево. Для правильного употребления умственных сил необходимо сообразоваться с законами действия и развития нервной системы и мозга. <...> Профессор Шарко... на основании сделанных наблюдений пришел... к следующим выводам. Одни люди в своем обычном умственном обиходе пользуются более всего воспоминаниями зрительных картин и образов, у других людей главную роль играют слуховые образы, у третьих — осязательные и двигательные; например, при слове колокол у людей первой категории в уме возникает представление формы колокола, у вторых вспоминается или умственно слышится звук этого колокола, а третьи воображают, что они пишут или произносят в уме слово «колокол». Наконец, существует четвертая категория людей, у которых с одинаковою легкостью возникают в уме всякого рода образы... назовем... [этот тип] всесторонним... Очевидно, что в деле умственного воспитания необходимо обратить особое внимание на развитие у ребенка всех видов мышления, всех форм воображения и представления. <...> Наблюдения, сделанные Бине (Binet) над детьми школьного периода, показали разницу их духовных организаций и выяснили, что существуют особенные черты, которыми выражается их индивидуальность. <...> Бине установил четыре психологических типа детей:
1) описательный, 2) наблюдательный, 3) эмоциональный, 4) формальный. Тип первый характеризуется способностью останавливаться объективно на внешней стороне предмета, не углубляясь в его внутренние свойства, смысл и значение. (с. 217) Тип второй характеризуется наклонностью и способностью вникать в смысл и значение наблюдаемых явлений и углубляться в сущность дела. Третий тип отличается субъективностью, лиризмом, способностью рядом с умственной работой испытывать связанное с нею и возбуждаемое ею эмоциональное состояние. Четвертый тип состоит из субъектов, увлекающихся фразой, у которых мысли вытекают не столько из объективного наблюдения или субъективного состояния, сколько навеваются словесными ассоциациями и игрой слов. Определивши принадлежность воспитанника к одному из указанных или иных индивидуальных типов, необходимо стараться развитием и упражнением дополнить и усилить недостающие или слабые черты, чтобы придать возможную цельность и полноту умственному и душевному складу. <...> Различия их [детей] духовных организаций заметны уже очень рано, с самого нежного возраста, и... особенности или недостатки, возникшие у них в раннем детстве, имеют существенное значение для всей последующей жизни. <...> Они легко впадают в односторонность и склонны в своих играх и забавах пользоваться или ограничиваться теми умственными операциями, которые им легче, доступнее, приятнее, лучше усвоены, но избегают других, менее привычных, приемов мысли. Таким образом, устанавливается умственная односторонность ребенка. <...> Можно утверждать с положительностью, что некоторые детские типы представляют собою плод воспитания, а вовсе не наследственности, и, следовательно, гораздо более подлежат педагогическому влиянию, чем в том случае, когда бы они были фактом прирожденным. <...> 2. Значение и роль внешних впечатлений в деле умственного развития ребенка. Впечатления, получаемые через внешние органы чувств, имеют чрезвычайно важное значение для умственного развития ребенка. <...> Зрение и слух являются особенно важными основами умственного развития в детстве. <...> Слух в раннем детстве имеет большее значение и более необходим ребенку, чем даже зрение. <...> Оглохшие дети гораздо тупее развиваются и более отстают в умственном отношении, чем дети слепые. <...> Хотя и потеря зрения отражается весьма вредно на развитии ребенка, но эта потеря, по крайней мере отчасти, вознаграждается усиленным изощрением осязания. Осязание, подобно зрению, дает условия для развития пространственных представлений. Только мир красок является недоступным слепому дитяти, но некоторое, хотя отдаленное понятие об этом мире дается тепловыми различиями цветных лучей и возможностью определять эти различия при изощрении чувствительности кожи. <...> Таким образом, слуху в раннем детстве должна быть приписана первенствующая роль в деле умственного развития дитяти. <...> (с.218) Звуки необходимы ребенку не только в ту пору, когда он начинает понимать колыбельную песню и ласковый тон речей и обращений к нему, но и гораздо раньше. Уже самые крошечные дети с первых недель своей жизни прислушиваются к звукам, вникают в них, воспринимают их. Эта работа уже в полном ходу у ребенка в первые три месяца жизни, когда еще он не вполне обучился управлять зрением и не может так отчетливо видеть и воспринимать зримые предметы, как он улавливает и воспринимает окружающие его звуки. <...> В первые месяцы своей жизни ребенок нуждается не... в громких и сильных звуках. <...> Ему необходима сравнительная тишина, среди которой масса мелких, тихих звуков и шумов беспрепятственно достигала бы его уха. <...> Не раньше второго полугодия ребенку необходимы звуки и более громкие. Но в раннюю пору громкие звуки были бы даже опасно утомительны для дитяти. <...>
Значение тонов ребенок начинает понимать не раньше второго полугодия или конца первого года. <...> Звуки человеческого голоса ребенок уже очень рано понимает, и говор окружающих, обращение к ребенку со звуками голоса и речами, а равно тихое пение, монотонные звуки убаюкивают и успокаивают ребенка: они ему так же приятны, как теплота, как теплая постель, как ванночка, как пища. В этом, вероятно, сказывается унаследованное, готовое понимание звуков голоса, какое свойственно и животным. <...> Со второго года жизни пение и мелодичные звуки приносят дитяти существенную пользу. Воспитательное значение музыки в дальнейшем возрасте не требует пояснений. После звуковых впечатлений важнейшее место в деле духовного развития принадлежит зрительным впечатлениям. Зрение и слух по справедливости считаются важнейшими внешними органами и важнейшими корнями психической жизни. <...> Начиная с четвертого месяца, зрительные впечатления и зрительная практика составляют одно из выдающихся занятий ребенка. <...> Чтобы удержать ребенка от этого одностороннего увлечения впечатлениями, мы находим очень полезным... оставлять по временам детей в полусвете и уединении, чтобы дать им случай быть свободными от зрительных впечатлений. Зрительные впечатления и вообще свет до чрезвычайности приятны детям; так же приятны и цвета, формы и движения предметов: все дети относятся с величайшим увлечением к восприятиям этих зрительных впечатлений. Грудные дети во время кормления часто смотрят в глаза матери или кормилицы, видимо поражаясь и любуясь контрастом глаз и лица. <...> Еще более, нежели краски, интересуют ребенка формы предметов, их движение, а также расстояние. Для ознакомления с формами полезно в качестве игрушек давать детям правильные фигуры, линейной, плоскостной и кубической формы. <...> Задача понимания зримых предметов совершается у дитяти при учас тии осязания. (с. 219) <...> Впоследствии... ребенок постепенно отвыкает от первоначального приема зрительно-осязательного исследования предмета. <...> Развитие зрительного и осязательного мышления долгое время идет рядом одно с другим. <...>
3. Значение упражнений в деле умственного развития. Если мы тщательно наблюдаем за ходом умственного развития ребенка, то можем не без удивления убедиться в том, что ребенок в своих умственных занятиях большею частью следует строгому плану и системе. Это выражается в систематическом переходе от простейшего к сложному и в постоянных, настойчивых повторениях одного и того же, пока не наступит для дитяти момент умственной ясности и понимания дела. Ребенок делает ежедневные умственные успехи! Идет ли дело об узнавании, можно с совершенною объективностью убедиться, что сегодня ребенок гораздо отчетливее и несомненнее выражает свое состояние, чем то было вчера; наблюдаем ли развитие речи, мы ежедневно замечаем новые слова и более отчетливый выговор прежних слов. <...> Но если дитя чем-либо расстроено, если приключилась болезнь, успехи приостанавливаются и даже кое-что может быть забыто, т.е. ребенок идет назад в деле своего развития. <...>
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.007 с.) |