ТОП 10:

Умственное развитие и умственное воспитание детей



<...> Дитяти предстоят с первой минуты жизни две области знания или познания — внешний мир, который познается зрени­ем, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и мир внутренний, который познается путем самочувствия. Из этих двух корней уже очень рано возникает и обособляется, в виде обширнейшей вет­ви, дивный мир отвлеченной мысли. Таким образом, еще в не­жно-детском возрасте в детском теле начинает расти и крепнуть крошечное деревцо человеческой души. В своем дальнейшем раз­витии мир мысли и чувств, желаний и хотений навсегда остается связанным со своими корнями, и человеческое слово подтверж­дает эту истину. <...> Этим общим всему живущему путем идет дитя в своем познании: оно начинает свое умственное развитие с наблюдения над своим телом, над внешним миром. Этому пути должно следовать и самое искусство воспитания: оно должно по­могать дитяти идти по этому естественному пути, указываемому самой природой. <...>

В первые три месяца жизни дитя обучается употреблять свои внешние органы чувств и внутренний орган общего чувства для целей познания, а затем от 4 — 10 месяцев... начинает захваты­вать, воспринимать и ощущать внешний и свой внутренний мир и, содержа все в памяти, строит из каждого впечатления, как из мозаики, свое мудреное здание, свой домик знания. Все, что хра­нится в памяти дитяти, становится исходной точкой его душев­ного богатства, его фантазии, его знания. <...>

Главнейшая задача познания должна состоять в том, чтобы рассортировать впечатления в хранилищах памяти, уложить их правильно, в известном порядке, притом так, чтобы во всякое время их возможно было найти, как только они понадобятся. Тот, кто не может установить подобного порядка в своем уме, не мо­жет быть ни умным, ни развитым, как бы много у него ни было знаний. Даже и тот, кто не в состоянии сразу, по первому требо­ванию, отыскать в памяти свои впечатления, кто лишен острой догадливости, не может быть также признан ни умным, ни разви­тым. <...> (с.216) Этот образцовый порядок, эту готовность нашего ума, способного к ответу каждую минуту, называют умственным разви­тием. Умственное развитие и должно составлять главную задачу воспитания ума. <...> Сама природа, т.е. самое строение мозга и первой системы, уже предрешает в значительной степени осуще­ствление этой задачи. Но этому содействуют также качество и свой­ство впечатлений, полученных ребенком, и, наконец, самый спо­соб упражнений умственных сил. Эти три фактора мы и рассмот­рим подробно.

1. Предрасполагающие и предопределяющие условия умствен­ного развития и даровитости.<...> Человек нередко идет против законов природы, и, подобно тому, как он часто расстраивает свое физическое здоровье, он способен и самое умственное раз­витие извратить, нарушить и отклонить от его идеальной пра­вильности и тем умалить природную силу своих дарований. С дру­гой стороны, естественное и разумное упражнение нервных меха­низмов вознаграждается сторицею. Это тот дар, тот талант, разви­тие которого не имеет границ, это горчичное зерно, из которого может вырасти большое дерево. Для правильного употребления умственных сил необходимо сообразоваться с законами действия и развития нервной системы и мозга. <...>

Профессор Шарко... на основании сделанных наблюдений при­шел... к следующим выводам. Одни люди в своем обычном ум­ственном обиходе пользуются более всего воспоминаниями зри­тельных картин и образов, у других людей главную роль играют слуховые образы, у третьих — осязательные и двигательные; на­пример, при слове колокол у людей первой категории в уме воз­никает представление формы колокола, у вторых вспоминается или умственно слышится звук этого колокола, а третьи вообра­жают, что они пишут или произносят в уме слово «колокол». На­конец, существует четвертая категория людей, у которых с оди­наковою легкостью возникают в уме всякого рода образы... назо­вем... [этот тип] всесторонним...

Очевидно, что в деле умственного воспитания необходимо об­ратить особое внимание на развитие у ребенка всех видов мышле­ния, всех форм воображения и представления. <...>

Наблюдения, сделанные Бине (Binet) над детьми школьного периода, показали разницу их духовных организаций и выясни­ли, что существуют особенные черты, которыми выражается их индивидуальность. <...> Бине установил четыре психологических типа детей:

1) описательный,

2) наблюдательный,

3) эмоциональный,

4) формальный.

Тип первый характеризуется способностью останавливаться объективно на внешней стороне предмета, не углубляясь в его внутренние свойства, смысл и значение. (с. 217) Тип второй характеризу­ется наклонностью и способностью вникать в смысл и значение наблюдаемых явлений и углубляться в сущность дела. Третий тип отличается субъективностью, лиризмом, способностью рядом с умственной работой испытывать связанное с нею и возбуждаемое ею эмоциональное состояние. Четвертый тип состоит из субъек­тов, увлекающихся фразой, у которых мысли вытекают не столько из объективного наблюдения или субъективного состояния, сколь­ко навеваются словесными ассоциациями и игрой слов.

Определивши принадлежность воспитанника к одному из ука­занных или иных индивидуальных типов, необходимо стараться развитием и упражнением дополнить и усилить недостающие или слабые черты, чтобы придать возможную цельность и полноту умственному и душевному складу. <...>

Различия их [детей] духовных организаций заметны уже очень рано, с самого нежного возраста, и... особенности или недо­статки, возникшие у них в раннем детстве, имеют существенное значение для всей последующей жизни. <...> Они легко впадают в односторонность и склонны в своих играх и забавах пользо­ваться или ограничиваться теми умственными операциями, ко­торые им легче, доступнее, приятнее, лучше усвоены, но избе­гают других, менее привычных, приемов мысли. Таким образом, устанавливается умственная односторонность ребенка. <...> Мож­но утверждать с положительностью, что некоторые детские типы представляют собою плод воспитания, а вовсе не наследствен­ности, и, следовательно, гораздо более подлежат педагогичес­кому влиянию, чем в том случае, когда бы они были фактом прирожденным. <...>

2. Значение и роль внешних впечатлений в деле умственного развития ребенка.Впечатления, получаемые через внешние орга­ны чувств, имеют чрезвычайно важное значение для умственного развития ребенка. <...> Зрение и слух являются особенно важны­ми основами умственного развития в детстве. <...> Слух в раннем детстве имеет большее значение и более необходим ребенку, чем даже зрение. <...> Оглохшие дети гораздо тупее развиваются и бо­лее отстают в умственном отношении, чем дети слепые. <...> Хотя и потеря зрения отражается весьма вредно на развитии ребенка, но эта потеря, по крайней мере отчасти, вознаграждается усилен­ным изощрением осязания. Осязание, подобно зрению, дает ус­ловия для развития пространственных представлений. Только мир красок является недоступным слепому дитяти, но некоторое, хотя отдаленное понятие об этом мире дается тепловыми различиями цветных лучей и возможностью определять эти различия при изощ­рении чувствительности кожи. <...> Таким образом, слуху в ран­нем детстве должна быть приписана первенствующая роль в деле умственного развития дитяти. <...> (с.218)

Звуки необходимы ребенку не только в ту пору, когда он начи­нает понимать колыбельную песню и ласковый тон речей и обра­щений к нему, но и гораздо раньше. Уже самые крошечные дети с первых недель своей жизни прислушиваются к звукам, вникают в них, воспринимают их. Эта работа уже в полном ходу у ребенка в первые три месяца жизни, когда еще он не вполне обучился управлять зрением и не может так отчетливо видеть и восприни­мать зримые предметы, как он улавливает и воспринимает окру­жающие его звуки. <...> В первые месяцы своей жизни ребенок нуждается не... в громких и сильных звуках. <...> Ему необходима сравнительная тишина, среди которой масса мелких, тихих зву­ков и шумов беспрепятственно достигала бы его уха. <...> Не раньше второго полугодия ребенку необходимы звуки и более громкие. Но в раннюю пору громкие звуки были бы даже опасно утоми­тельны для дитяти. <...>

Значение тонов ребенок начинает понимать не раньше второго полугодия или конца первого года. <...> Звуки человеческого голо­са ребенок уже очень рано понимает, и говор окружающих, обра­щение к ребенку со звуками голоса и речами, а равно тихое пение, монотонные звуки убаюкивают и успокаивают ребенка: они ему так же приятны, как теплота, как теплая постель, как ванночка, как пища. В этом, вероятно, сказывается унаследованное, готовое понимание звуков голоса, какое свойственно и животным. <...>

Со второго года жизни пение и мелодичные звуки приносят дитяти существенную пользу. Воспитательное значение музыки в даль­нейшемвозрасте не требует пояснений. После звуковых впечатлений важнейшее место в деле духовного развития принадлежит зритель­ным впечатлениям. Зрение и слух по справедливости считаются важ­нейшими внешними органами и важнейшими корнями психичес­кой жизни. <...> Начиная с четвертого месяца, зрительные впечат­ления и зрительная практика составляют одно из выдающихся заня­тий ребенка. <...> Чтобы удержать ребенка от этого одностороннего увлечения впечатлениями, мы находим очень полезным... оставлять по временам детей в полусвете и уединении, чтобы дать им случай быть свободными от зрительных впечатлений.

Зрительные впечатления и вообще свет до чрезвычайности при­ятны детям; так же приятны и цвета, формы и движения предме­тов: все дети относятся с величайшим увлечением к восприятиям этих зрительных впечатлений. Грудные дети во время кормления часто смотрят в глаза матери или кормилицы, видимо поражаясь и любуясь контрастом глаз и лица. <...>

Еще более, нежели краски, интересуют ребенка формы пред­метов, их движение, а также расстояние. Для ознакомления с формами полезно в качестве игрушек давать детям правильные фигуры, линейной, плоскостной и кубической формы. <...> Зада­ча понимания зримых предметов совершается у дитяти при учас тии осязания. (с. 219) <...> Впоследствии... ребенок постепенно отвыкает от первоначального приема зрительно-осязательного исследова­ния предмета. <...> Развитие зрительного и осязательного мышле­ния долгое время идет рядом одно с другим. <...>

3. Значение упражнений в деле умственного развития.Если мы тщательно наблюдаем за ходом умственного развития ребенка, то можем не без удивления убедиться в том, что ребенок в своих умственных занятиях большею частью следует строгому плану и системе. Это выражается в систематическом переходе от простей­шего к сложному и в постоянных, настойчивых повторениях од­ного и того же, пока не наступит для дитяти момент умственной ясности и понимания дела. Ребенок делает ежедневные умствен­ные успехи! Идет ли дело об узнавании, можно с совершенною объективностью убедиться, что сегодня ребенок гораздо отчетли­вее и несомненнее выражает свое состояние, чем то было вчера; наблюдаем ли развитие речи, мы ежедневно замечаем новые слова и более отчетливый выговор прежних слов. <...> Но если дитя чем-либо расстроено, если приключилась болезнь, успехи при­останавливаются и даже кое-что может быть забыто, т.е. ребенок идет назад в деле своего развития. <...>







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.005 с.)