ТОП 10:

Элементы семьи как органа воспитания



<...> Нам важно выделить только элементы, наиболее суще­ственные в педагогическом отношении, которые дали бы нам воз­можность понять то, что совершается в этом органе воспитания, и наметить пути жизненного решения этого вопроса. <...>

Прежде всего мы должны отметить в понятии семьи характер коллектива, хотя и сравнительно малого коллектива. Этот коллек­тив создался на естественной почве жизненной связи и объеди­нен прежде всего основной целью совместной борьбы за существо­вание. Цель эта, конечно, не единственная, но она — в особенно­сти для массовой семьи — является той подпочвой, на которой вырастают и иные цели. В этом заключается первая сторона семьи, существенная в педагогическом отношении. <...> Нет общества без индивида, но и индивид как человеческая личность мыслим вообще только в обществе и на почве общения. <...> Жизнь в кол­лективе, открывающем возможность нормального общения с дру­гими людьми, есть не только явление, вытекающее из инстинкта общественного животного, но и неотъемлемое условие всякого воспитания. ( с.195) Воспитание предполагает общение и взаимодействие по меньшей мере двух индивидов, воспитателя и воспитанника. Так как общество является основным средством воспитания, то вполне естественно, что в истории человечества везде, где воз­можно говорить о воспитании, эту миссию выполняла минималь­ная общественная ячейка, семья. <...>

Там, где выступает воспитатель, он является только замести­телем семьи и выступает по ее поручению. Это чрезвычайно важ­ная черта в семье как органе воспитания. В силу естественно уста­новившегося тесного сожительства и сплоченности интересов чле­нов семьи, она открыла широкую возможность воздействия на подрастающее поколение. Самое же главное, в форме семейных связей устанавливалась непрерывная живая связь отдельных поко­лений и открывалась возможность уберечь человека от необходи­мости начинать каждый раз свой жизненный опыт заново <...> и передавать от поколения к поколению все увеличивавшееся бо­гатство жизненного опыта и накоплявшихся жизненно необхо­димых сведений. Только эта экономия человеческих сил и могла открыть человеку возможность оторваться от уровня чисто жи­вотного существования. Семья являлась до сих пор основной орга­низацией для передачи жизненного опыта, и именно это и от­крывало ей широкую возможность воспитательного воздействия; это давало задачу и материал, а путь определялся сам собой есте­ственной формой семейного общения: это — путь подражания, воспитания живым примером, — тот путь, который и до сих пор остается основным, поскольку речь идет о воспитании в противо­положность обучению. Все иные формы жизни в сообществе, как общество, государство, товарищество, требуют уже до известной степени созревшего индивида, между тем как семья принимает его со всей его первоначальной беспомощностью. <...>

Не всякая группа лиц способна составить семью. <...> Даже не всякое спаривание или сожительство представителей двух полов создает семью. Это сожительство должно быть дополнено целым рядом других условий, чтобы получить то явление, которое мы в строгом смысле этого слова можем назвать семьей. В числе этих условий необходимо отметить прежде всего громадное значение жилищного объединения. <...> Семья, хотя по существу и духов­ное явление, нуждается при нормальных условиях в существова­нии внешнего объединения, как картина в раме. <...> Одним из симптомов разложения семьи или переживаемых ею внутренних неладов, как известно, и является стремление членов ее к раз­дельной жизни не только духовно, но и с внешней стороны: так расходятся друг с другом муж и жена и родители с детьми. При отсутствии этого внешнего объединяющего начала семья может, конечно, продолжать существовать, но жизнь уже утрачивает свою первоначальную непосредственную целостность. <...> (с. 196) Семья как семья только тогда сохраняет свой нормальный вид и возмож­ность полной нормальной жизни, когда она представляет закон­ченную... и цельную единицу, а для этого нужны не только ду­ховное сплочение, но как базис, как подпочва и соответствую­щие материальные условия, в числе их на первом месте — жили­ще, как бы внешнее «квартирное» объединение.

К этим элементам приступает условие, что это объединение осуществляется не только с внешней, но и с внутренней сторо­ны, что это — телесно-духовное объединение. <...> В основе всего лежит органическая связь всех членов, входящих в ее состав. Это прежде всего группа лиц, объединенная рождением и основан­ным на нем кровным родством. Это и есть тот фактор, который создает целую гамму чувств, крепко связующих входящих в нее отдельных членов семьи. В состав семьи входят прежде всего роди­тели. Это обстоятельство является педагогически чрезвычайно важ­ным, потому что оно говорит о необходимости для полной нор­мальной семьи сожительства отца и матери. Уклонение или исчез­новение одного из родителей обозначает уже более или менее су­щественное нарушение нормальной жизни семьи. <...> Забота о добывании средств к жизни или особый уклад жизни приводит к тому, что отец не является постоянным членом семьи и дети ра­стут вне всякого воздействия с его стороны. <...> Приходится под­черкнуть здесь, как важно присутствие в семье обоих родителей как постоянных элементов. Их жизнью в семье, характером их от­ношений определяется в значительной степени и характер жизни семьи и всех отношений внутри нее. Притом нет никакого сомне­ния, что их воспитательное воздействие далеко не одинаково и каждый из них, отец и мать, вносят наряду с одинаковыми еще свои совершенно особые незаменимые элементы. <...>

Матери должно быть отведено в семье более важное и органи­чески более необходимое место. Она по существу дела... является настоящей душой семьи. <...> Женщина-мать есть то солнце, ко­торое согревает семью; это она приводит в движение глубины че­ловеческой души, пробуждая в ней неразрывно связующие чув­ства родственной любви и кровных связей. Семья без отца ненор­мальна, но ее все-таки можно мыслить как жизненное явление, так или иначе способное пробить себе дорогу; семья без матери мыслима только как очень редкое исключение; она является в этом случае даже при самых благоприятных условиях тяжким со­циальным калекой. Жизнь ее налаживается на сносный лад, толь­ко если кому-нибудь из членов семьи (старшей дочери) удается взять на себя и удачно выполнить роль матери, т. е. заполнить этот важный пробел. Эта несравненно большая органическая связь женщины-матери с семьей лучше всего подтверждается той свя­зью, которая уже чисто физиологически устанавливается меж­ду матерью и ребенком. (с. 197) Отец долгое время не чувствует и не знает этой связи, он остается в полном неведении, когда мать уже живет единой жизнью с ребенком; эта связь для него устанавливает­ся только через мать,какой бы крепкой ни оказалась в дальней­шем эта связь между отцом и детьми. Отец может и не подозревать о том, что у пего есть ребенок; ведь тысячи так называемых неза­коннорожденных детей рождаются так, что отцы их не имеют об этом ни малейшего представления; у матери это абсолютно не­возможно: она вынашивает ребенка и девять месяцев неизменно живет с ним единой жизнью. <...>

В нормальную, безболезненно развивающуюся семью входят, кроме мужа и жены, еще и дети, т.е. в семье три участвующих стороны. <...> Дети... служат самым крепким цементом в семей­ной жизни. Желание и возможность иметь детей является основ­ным условием возникновенияпрочной жизнеспособной семьи. Этим объясняется и центральное положение женщины в семье, так как она более прочно и близко связана с детьми. <...> На... отношении родителей и детей зиждется как на своем основном устое великая культурная миссия семьи [—] возможность переда­чи накопленного опыта и человеческих завоеваний от поколения к поколению. <...>

В сущности, бездетное сожительство, даже при условии устой­чивых и прочных отношений между мужем и женой, получает характер семьи только в том случае, если оно носит не только устойчивый половой характер, но и является маленьким духовно-трудовым сообществом, обеспечивающим не только взаимную поддержку, но и возможность прокормления и воспитания детей. <...> Одни любовные отношения по существу не способны дать гарантии устойчивости семьи, потому что они вообще стоят вне всяких обязательств: любовь не подчиняется правилам и требова­ниям. <...> Бездетная семья оказывается наименее прочной и жиз­неспособной. <...> Договорная, обязательная сторона брака... возникла и имеет смысл именно как защита интересов детей [—] этого третьего элемента семьи. Этот элемент особенно важен как усиление того духовного единства, которое должно существовать во всякой нормальной семье. <...> Семья нуждается не только в жилищном, не только в инстинктивном, родственном отноше­нии, но она прежде всего явление духовного порядка. Она живет внутри себя более или менее объединенной, особой, цельной, духовной атмосферой. В этом смысле нормальная семья есть за­конченная целая духовная единица. <...>

Семья не только духовное единство, но она непременно долж­на быть духовно-нравственным сообществом. Этот свой характер семья обнаруживает даже тогда, когда жизнь ее, в целом направ­лена на голую борьбу за существование,потому что внутри ее, даже при пониженном уровне семьи, господствует забота о дру­гих сочленах семьи: муж-отец думает и заботится не только о пропитании самого себя, но также и о жизни своей жены и детей; мать-женщина живет заботой о муже и детях; дети, хоть отчасти, приучаются на примере родителей к мысли и сознанию, что в жизни нужно не все усилия затрачивать на себя, но много давать и другим людям, в особенности близким. (с.198) Чувство любви к матери и отцу и благодарности за заботу и защиту способно стать плодо­творным питомником целой гаммы альтруистических чувств. Вся эта сторона жизни зиждется на прочном фундаменте кровного родства и поддерживается таким могучим фактором, как роди­тельский инстинкт. У человека этот фактор становится тем более значительным, что он переносится в плоскость ясного одухотво­ренного претворения в нашем сознании, — это то, чего нет у животных. <...> Семья... вынуждена проявлять в своей жизни зна­чительную долю эгоизма; но эта сторона выявляется только во­вне, а центр внимания детей и педагогики переносится внутрь ее.

В этой внутренней своей жизни семья при нормальных услови­ях несет в себе очень важный альтруистический момент. На глазах детей протекает жизнь родителей, к которым каждый день жизни семьи предъявляет большие альтруистические требования, тре­бования известного самопожертвования, требования отдать свои силы другим существам, своим детям; отчасти те же требования, хотя и в несколько пониженном виде, предъявляются и к детям. Этот нравственный элемент очень важен для нормальной жизни семьи, и замена непосредственных деятелей, отца и матери, на­емными заместителями, боннами, нянями, гувернерами и т.д., способна внести большое разрушение в семью. <...> Основываясь на авторитарном принципе, семья предъявляет к своим членам требование необходимого подчинения, послушания, солидарно­сти и известных социальных привычек и воспитывает не только авторитетом, но и любовью, и взаимным доверием. <...> Даже тогда, когда семья как целое в своей внешней деятельности всту­пает на путь преступления, она обыкновенно внутри себя стре­мится сохранить и часто сохраняет альтруистические отношения. <...> В такой семье члены ее продолжают жить с сознанием своего права предъявлять друг к другу такие требования.

Только развивающаяся на этой почве сложная группа чувств и лежащая в основе семьи духовно-нравственная связь придают ей ту устойчивость и постоянство, без которых семья не семья. Поло­вая связь в чистом виде сама по себе ничем не гарантирует этих свойств; может быть, будет более правильно утверждать, что по­ловые влечения, предоставленные самим себе, скорее могут уве­сти в обратную сторону, именно в сторону непостоянства и даже быстрых смен. Это в особенности важно осознать, поскольку речь идет о семье как органе воспитания; только тот брак способен при­вести к образованию нормальной семьи и сделать ее способной выполнить роль органа воспитания, который устойчив и постоя­нен, (с.199) т.е. который является длительным союзом мужчины и жен­щины. <...> Свободный брак или свободная семья в сущности ни то ни другое, потому что он исключает всякую прочную связь. <...>

Семья должна предполагать как фундамент для воспитания детей известное постоянство жизненных условий. <...>

Как орган воспитания семья, сохраняющая характер естествен­ного трудового сообщества, сама собой становится хорошей ес­тественной подготовительной школой для формирования харак­тера. Этот элемент ее настолько положительно силен, что спосо­бен взять верх даже очень крупными недочетами семейной жиз­ни. Семья как только потребительская единица утрачивает не один, а несколько важных воспитательных факторов. <.,.> Только по­требление, сопровождающееся созиданием, производством, вос­питывает здоровым образом, потому что труд-созидание освяща­ет наше право на потребление и делает его человечески достой­ным явлением. В этом смысле семья как маленький трудовой союз, где дети изо дня в день созерцают производительный труд взрос­лых членов семьи и отчасти могут и сами, по мере сил, участво­вать в этом производственном процессе, а не только потреблять, сыграл в истории и воспитании человечества чрезвычайно круп­ную роль.

Наконец все эти элементы завершаются иногда существующей только в принципе — родительской властью... — которая возглав­ляет всю эту организацию и скрепляет ее своим авторитетом и чувством ответственности перед собой.,<,..>

Таким образом, рассматривая понятие семьи как органа вос­питания в целях выяснения элементов, делающих ее способной выполнить эту роль, мы пришли к следующему выводу: полная семья как орган воспитания это — духовно-нравственный, внутри себя альтруистический, производственно-трудовой союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, основанный на родительской влас­ти и ответственности, обладающий устойчивостью, постоянным характером и связанный в единство не только жилищем и экономи­ческой зависимостью, но и группою чувств, основанных на кровном родстве. В действительности, конечно, некоторые условия могут быть и не выполнены, например отсутствие детей, но это уже неполная семья. <...>







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.005 с.)