Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития и основные направления статистической науки

Поиск

Считается, что впервые стат учёт был произведён в Китае 2000 лет до нашей эры: исчисление населения по полу и возрасту, а также инф-ция по состоянию сельского хоз-ва. Ссылки на стат методы есть в Библии. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан.

Эта инф-ция нужна для последующего налогообложения и призыва в армию. Гос-во подталкивало развитие этой науки.

В IX-XI вв. приводится данные по городским населённым пунктам, расположенным вдоль речных путей.

Ахенваль -- немецкий учёный, 1719-1772. Начал преподавать статистику в университете. Статистика была больше похожа на экономическую географию (или современную экономическую статистику).

Английская школа политических арифметиков: конец XVII -- начало XVIII.

Представители: Галей, Вильям Петти, Граунд.

Граунд и Галей разрабатывали демографическую статистику и применение полученных данных в страховании.

Об этих авторах упоминают потому, что они впервые перешли к статистическим подходам и объяснять некие закономерности при помощи закона больших чисел.

Втор. пол. XIX в. -- Кетлер, Пирсон, Гальтон.

Применение стат методов при исследовании народонаселения, применяли для экономического анализа. Будем изучать в курсе Общей теории статистики.

Российская статистика.

По характеру работ можно было отнести к описательной либо политически ориентированной статистики.

Описательная статистика: Радищев, Герцен, Оарёв; Ломоносов, Плещеев...

Полит стат: Крафт, Бернулли.

На эконом факе работал Боярский, Немчинов; Кондратьев -- директор института статистики ("Большие волны Кондратьева").

Китай -> две тысячи лет до нашей эры -> исчисления населения по полу и возрасту, сведения о состоянии промышленности и сельском хозяйстве. Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена.

Древний Рим -> статистика численности населения и имущественного положения граждан. Развитие торговых и международных товарно-денежных отношений явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики.

В конце IX в. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе.

На Руси -> летописи, IX-XI вв. упоминание о сборе различной информации (приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений).

В тот период статистические операции, как правило, проводились в исключительных случаях, в основном в военных и финансовых делах. Позднее потребность в статистических операциях возникла уже с необходимостью стимулирования роста народонаселения, производительных сил страны, регулирования потребления.

Обработка и анализ, т. е. зарождение статистики-науки -> вторая половина XVII в.

Профессор философии и права Г. Ахенваль (1719 -1772 гг.), который с 1749 г. Ввел в употребление термин статистика.

Во второй половине XVII столетия в Германии -> школа государствоведения. Основатель -> немецкий ученый Г. Конринг (1606 -1681 гг.). Дальнейшее развитие -> в работах Г. Ахенваля и А. Шлецера. Предмет и метод -> описательно-информационный материал, который впоследствии почти не анализировался. Описание «достопримечательностей» государства.

Английская школа политических арифметиков, возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположники -> Д. Граунт (1620 - 1674 гг.), Э. Галлей (1656 - 1742 гг.) и В. Петти (1623 - 1687 гг.). Два направления:

1. демографическое с преобладанием вопросов страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея. Д. Граунт на основе обработки бюллетеней о естественном движении населения Лондона впервые открыл некоторые закономерности массовых общественных явлений и показал, как обрабатывать и анализировать массовый первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения.

Э. Галлей -> идея закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

 

2. статистико-экономическое у В. Петти.

В. Петти -> стремление конкретно оценить то или иное явление в условиях явной нехватки числовых данных, создателем экономической статистики.

Первая половине XIX в. -> 3-е направление

3. статистико-математическое. Вклад -> бельгийский статистик А. Кетле (1796 - 1874 гг.). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира. Статистико-математическое направление -> основа статистики теория вероятности.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

В российской статистике нет четкого обособления школ, но можно выделить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные технологии в русской академической статистике.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789—1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Школа политических арифметиков. Представители В. Л. Крафт (1743- 1814гг), Д. Бернулли (1700 - 1782 гг.), И. Ф. Герман (1755 - 1815 гг.) и другие.

Экономическая и судебная статистика -> А. Н. Радищев (1749 - 1802 гг.), А. И. Герцен (1812 - 1870 гг.), Н. П. Огарев (1813 - 1874 гг.).

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.


 

Методы статистики

Как любая наука социально-экономическая статистика использует общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукцию и дедукцию, логику. Вместе с тем у нее есть и собственная методологическая база - это методы и принципы теории статистики.

Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

Большое значение в социально-экономической статистике имеет балансовый метод, метод мате­матической статистики.

В изучении и анализе социально-экономических процессов и явле­ний широко применяются математические методы, например при анализе баланса межотраслевых связей, выявлении влияния различных факторов на повышение эффективности производства и т.д.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выделяются приёмы (они же стадии) статистического исследования:

1. Статистическое наблюдение -- сбор первичных статистических данных;

2. Сводка и обработка данных, расчёт итогов;

3. Расчёт обобщающих показателей -- представление результатов в схемах, графиках, таблицах и т.д.;

4. Анализ статистических показателей и выводы.

Закон больших чисел проявляется при массовом явлении. Пример: в семье родился мальчик, а в другой -- девочка. Единичный случай никакого обобщения сделать не позволяет. Но если получить данные обо всех новорожденных, можно делать определённые выводы.

! Динамическая закономерность -- изменение свойств одной единице совокупности (например, сколько детей родилось);

! Статистическая зависимость (например, изменение ВВП за прошедшие 100 лет). Чаще всего такие зависимости проявляются в демографии, поскольку кол-во единиц наблюдения (людей) достаточно велико.

Длинные циклы Кондратьева -- это тоже статистическое наблюдение.

 

! Статистическим наблюдением называется планомерный, научно организованный сбор данных. Цель такого статистического наблюдения -- получение достоверной инф-ции. Достоверности уделяется масса внимания, используются различные методы проверки достоверности статистических наблюдений.

 

Методы статистических наблюдений:

1. Документарный метод -- сбор информации засчёт предоставляемой отчётности.

2. Специально организованные статистические обследования (наблюдения) (например, полевые исследования).

 

Методология статистических наблюдейний. ***

! Объект наблюдения -- статистическая совокупность изучаемых единиц.

При этом важно определить состав и границы совокупности. Предположим, решено изучить детские дошкольные заведения в г. Москва за такой-то период времени -- многое уже определено. Можно продолжать сужать совокупность: муниципальные или частные заведения и т.д.

Очень важно определеить единицу наблюдения. (Например, что нужно считать единицей для определения детской заболеваемости?)

Важным компонентом наблюдения является разработка программы наблюдения. Существует ряд принципов разработки программ наблюдения.

 

Правила Кетле:

1. В программу должны входить только те вопросы, к-ые необходимы для решения основной цели исследования;

2. Нельзя включать вопросы, достоверность ответа на к-ые будет сомнительна. (В последнее время понятие "престижность" рекомендуется избегать в маркетинговых исследованиях.)

3. В программу не должны включаться вопросы, в к-ых проявляется излишнее любопытство к личности респондента.

В настоящее время большинство респондентов считает вопрос о доходах вмешанием в личную жизнь. Подобные вопросы приходиться вуалировать: "Когда Вы в последний раз покупали машину, холодильник и т.д.?"

 

Признаки единиц учётной совокупности.

- Количественные признаки выражаются числом, а качественние (атрибутивные) признаки неким определённым качеством (например, вопрос: "Пол: муж/жен").

- Факторные признаки -- дополнительные признаки исследования, характеризующие условия определённого явления (например, опрос сельского или городского населения -- территориальный признак.)

- Результативные признаки (например, прибыль фирмы при факторном признаке "Кол-во инвестиций");

- Натуральные и стоимостные признаки.

 

Критерии выделения видов статистических наблюдений. ***

1. По характеру регистрации фактов, событий:

а) Непрерывное (текущее) наблюдение (например, явки/неявки на работу;

б) Прерывное (периодическое) наблюдение -- ограничено определённым промежутком времени либо оно вообще единовременно.

2. По степени полноты наблюдений и охвата единиц:

а) Сплошное наблюдение -- регистрируются все без исключения единицы (такие наблюдения удаётся провести, в основном, только при перепеси населения);

б) Несплошное наблюдение делится на 3 подгруппы:

- Способ (метод) основного массива: выбирается та часть совокупности, где явление имеет существенное значение, остальные случаи исключаются.

Пример: Если наблюдают изменение мужского и женского населения (изучение рождаемости), считается, что несущественным фактором рассмотрения мужские монастыри.

При изучении кол-ва рождаемости исключаются однополые семьи.

При изучении продаж определённого товара в к.-либо районе мелкие точки продаж не учитываются; учитываются только крупные специализированные точки продаж.

- Выборочное наблюдение -- выбор наиболее репрезентативной группы: исследуется только часть совокупности, потом данные по обследованной группе экстраполируются на всю совокупность.

Кол-во наблюдений обычно варьируется от 300 до 500 (чем больше, тем дороже, чем меньше, тем менее точна информация).

- Монографическое наблюдение -- подробное описание отдельных единиц совокупности (например, уровень доходов и расходов отдельно взятых семей или финансовая отчётность предприятия).

3. По способу регистрации:

а) Непосредственные наблюдения -- осуществляется лицами, производящими регистрацию путём _непосредственного_наблюдения (не со слов пользователей/потребителей).

Возможно при проверки наличествующих запасов товаров, сырья и проч.

б) Документальные наблюдения -- источник информации в данном случае документация;

в) Опрос -- предполагается, что респондент говорит правду (примеры с графой "Национальность" при переписи):

- Экспедиционный способ -- регистраторы занимаются именно опросом, на опрос выделяются специальные люди -- интервьюэры, к-ые иногда пытаются верифицировать поступающие данные;

- Анкетные наблюдения (Пример: "Пришлите к нам 3 обёртки от... заполнив предварительно купон, вырезанный из...");

- Корреспондентский способ -- предполагает организацию опроса на основе платности: респонденты отягощены некоей ответственностью за предоставление опросных данных;

- Саморегистрация -- предполагается, что работники статистических органов раздают бланки, объясняют, как их заполнять и т.д. (например, саморегистрация брака или рождения ребёнка).

 

Контроль материалов наблюдения. ***

1. Логический контроль -- при явной нестыковке данных;

2. Счётный (арифметический) контроль -- получение одних и тех же результатов разными путями.

 

Виды ошибок наблюдений:

1. Ошибки репрезентативности -- выбор неверной целевой группы;

2. Ошибки регистрации:

а) Случайные -- обычно связаны с неквалифицированностью интервьюэра или невнимательностью респондента;

б) Систематические -- если параметр приближается к к.-либо круглому числу, респондент пытается округлить.

Примечание: чтобы избежать подобных ошибок, параметр делят на группы, например, возраст 10-15 лет, 16-20 и т.д.

3. Преднамеренные ошибки -- достоверность данных в этом случае можно проверить только при наличии альтернативного источника.

 

 

Сводка или группировка.

а) Простая группировка не предполагает подразделения на группы;

б) Сложная сводка

Результаты сводки или группировки всегда систематизируются в виде таблиц.

Пример макроэкономической группировки: группировка данных по отраслям; группировка данных по формам собственности и т.д.

 

Задачи группировок:

а) Выделение качественно однородных групп. Обычно разрабатываются к.-то однотипные группировки (например, классификатор товаров и

услуг).

б) Определение структуры совокупности и структурных сдвигов;

в) Распределение единиц однородной совокупности по величине варьирующего признака.

 

Группировочные признаки (лежащие в основе группировки).

Правила группировочных признаков:

1. В качестве основания группировки должен выступать типичный существенный признак в соответствии с целями группировки;

2. При выборе признаков необходимо учитывать время и место наблюдения;

3. При изучении сложных общественных явлений рекомендуется производить группировки не по одному, а по нескольким признакам. (Хотя это и невсегда удаётся.)

Если в основе группировки лежат несколько признаков, группировка называется сложная или комплексная группировка.

4. Необходимо обращать внимание на интервалы обследования;

5. Необходимо установить минимальное и максимальное значение признака.

 

Правила группировок:

1. Базовый признак группировки должен быть чётко определён;

2. Нужно выбрать необходимый минимум группировок, в зависимости от целей исследования;

3. Социально-экономические системы целесообразно описывать через системы сложных группировок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.01 с.)