Про инфляцию (на всякий случай) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Про инфляцию (на всякий случай)



В условиях рыночной экономики в стране возможна инфляция - процесс непроизвольного повышения общего уровня цен и обесценивания денег, что вызвано разбалансированностью между денежной массой и товарным покрытием.

 

Индекс инфляции - это отношение общей мощности инфляционного сдвига к сумме имеющихся доходов в текущем году. Мощность инфляционного сдвига в расходах населения на товары и услуги представляет собой абсолютную стоимостную оценку снижения покупательной силы денег за счет инфляционного роста средних цен и тарифов, которая может быть вычислена как разность числителя и знаменателя индекса цен.

 

Открытая инфляция - это хронический рост цен на товары и услуги.

 

Придушенная инфляция характерна для экономики страны, где цены регулируются; это проявляется в товарном дефиците, снижении качества продукции, вынужденном нагромождении денег, развитии теневой экономики.

 

Ползущая инфляция проявляется в случаях, когда темпы развития инфляции составляют 10...20% в год.

 

Галопирующая инфляция - это развитие инфляции с переменными темпами от 10 к 300% в год.

 

Гиперинфляция характерна сверхвысокими темпами развития инфляции: свыше 1000% в год.

 

Индексы

Изменения цен и тарифов, как правило, исследуют посредством индексного метода. Могут быть использованы также специальные приемы анализа рядов динамики. В случае индексного метода для измерения динамики цен используются такие виды индексов: индивидуальные; общие в агрегатной форме; средние из индивидуальных индексов; индексы средних величин.

 

В случае исследования изменения цен на определенный вид товара используют индивидуальные индексы:

Ip=P1/P0

 

Где р1 р0 - цены на товар соответственно в отчетном (текущем) и базисном периодах.

 

Расчет индексов потребительских цен статистические органы проводят на основе данных выборочного исследования семейных бюджетов о ежемесячной регистрации цен набора товаров. При этом уровень средней цены определяется по формуле простой средней арифметической:

 

P1(0)=сумма цен/ количество единиц

 

При исследовании динамики цен на разные продукты (услуги) одного или несколько предприятий применяют общие индексы цен агрегатной формы. В зависимости от выбора соизмерителей базисного или текущего периодов (q() или q,) используют формулы (индекс Паше и индекс Ласпейреса):

 

 

В общем случае индекс цен Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в отчетном периоде, и применяется в статистической практике при изучении отчетных данных, когда целью анализа является оценка изменения товарооборота в результатах изменения цен в отчетном периоде. Индекс цен Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в базисном периоде, и применяется в прогнозировании объема товарооборота в связи с вероятным изменением цен на товары в будущем периоде.

Разность числителя и знаменателя общих индексов цен Пааше или Ласпейреса показывает экономию денежных расходов (со знаком «-») или дополнительные расходы (знак «+») средств за счет изменения уровня цен. На потребительском рынке индексы цен Пааше и Ласпейреса используют в форме средних из индивидуальных индексов.


Функциональные задачи статистики цен:

- регистрация цен, наблюдение за их изменением;

- анализ уровня цен, его дифференциации;

- характеристику структуры цен;

- изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной эластичности цен;

- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;

- региональный анализ цен;

- анализ и моделирование динамики цен;

- выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;

- прогнозирование цен.

 

Цели статистики цен с позиции государства:

1. изучение цены как фактора социально-экономической эффективности рынка

2. цены как фактор уровня жизни

3. влияние цен на рынок труда

4. расчет дефлятора ВВП

5. гос. Регистрация уровня цен

 

Цели статистики цен с позиции производителя:

1. Инструмент маркетинга

2. учет цен и качества товаров

 

Цели статистики цен с позиции покупателя:

изучение цен как фактор индексации доходов

формирование потребительской корзины, прожиточного минимума

влияние на уровень жизни

выявление соответствия цен качеству товаров и предпочтениям потребителя

 

 

Особенности:

1. Характеристика цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).

2. Характеристика цены как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3. Цены – как то, что регулируется государствам, для поддержания социальных показателей жизни общества (напр, уровня жизни населения).

 

Система показателей статистики цен:

Показатели уровня цен:

· Индивидуальный (моментная цена)

· Средний (средняя цена на период)

· Обобщающий (стоимость потребит.Корзины)

Показатели структуры цены:

· Себестоимость, наценки, налоги, скидки

Показатели соотношения цен:

· Коэффициенты соотношения цен регионов, товаров, субрынков

Показатель вариации цен:

· Колебания цен в пространстве и во времени

Показатели динамики цен (отдельных товаров, товаропроизводителей)

Показатели влияния качества на цену, динамику качества, цен

Показатели эластичности:

· Показатели зависимости цен от соц-эк. факторов, зависимости цен одних товаров от цен других

Коэффициент эластичности показывает, насколько изменяется фактор при изменении цен на 1 единицу. Кэ=DY/DP*`P/`Y

 

 

Способы классификации рыночных цен:

Ассортиментный

Территориальный

во времени

по социально-доходным группам

по различным субрынкам.

По товарным группам:

- розничные – цены реализации конечному потребителю

- закупочные - цены на с/х продукцию (гос.Закупки)

- цены на тарифы и услуги

ИНДЕКСЫ ЦЕН:

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу.

Индивидуальный (однотоварные) индекс цен = цены на товар в текущем периоде / цены на товар в базисном периоде.

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней:

базисного периода времени

Индекс цен Ласпейроса – берет базовую потребительскую корзину за предыдущий период

IL = åq0×p1/åq0×p0, где q – объем реализованной продукции либо потребительская корзина

Самая популярная в мире формула для расчета индекса потребительских цен. О да!

Показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним.

Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

 

- текущего периода времени

Индекс цен Пааше - дефлятор ВВП;

Индекс Пааше = ВВП номинальный/ ВВП реальный = ∑p1q1 / ∑p0q1

Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает)..

Наиболее удачным компромиссом между формулой Ласпейроса и формулой Пааше многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:

Iф = ÖIL×Iп

Этот индекс оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.

Индекс цен переменного состава:

I=Sp1* q1/Sq1 /Sp0* q0/Sq0


49. Статистика уровня жизни населения (показатели уровня и дифференциации доходов). Индекс развития человеческого потенциала.

 

Существенным показателем благосостояния общества в целом является не только уровень доходов населения, но и степень различия (дифференциация) доходов между различными группами.

 

Уровень доходов в целом —- результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием социальных и экономических факторов. Для ее вычисления используются следующие показатели:

  • доход на душу населения в месяц, который исчисляется делением годового объема денежных доходов на 12 и на численность населения;
  • среднедушевой доход семьи, т.е. месячный или годовой доход домохозяйства, деленный на число его членов.

 

Распределение населения по величине среднедушевых доходов характеризует дифференциацию населения по уровню благосостояния.

 

К основным показателям дифференциации доходов относятся следующие:

 

  • децильный коэффициент — показатель дифференциации доходов, характеризующий степень социального расслоения. Определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами (дециль — 10%). Этот показатель называется также коэффициентом дифференциации доходов.

 

  • кривая Лоренца — графическое представление доли совокупного дохода, приходящейся на каждую группу населения. Все домохозяйства ранжируют по уровню доходов от наименьших до наибольших и рассчитывают для каждых 20% долю их доходов в совокупном доходе всех домохозяйств. По горизонтальной оси откладывается процент количества домохозяйств, а по вертикальной — процент совокупного дохода. Так, кривая на графике показывает, что первые 20% домохозяйств получают 5% всех доходов, 40% — 15, 60% — 30, 80% — 50, и 100% домохозяйств — 100% доходов. Очевидно, что на последние 20% домохозяйств с наибольшими доходами приходится 50% всех доходов в стране, тогда как на первые 20% домохозяйств с наименьшим доходами — только 5%. Если бы все домохозяйства получали одинаковый доход, кривая Лоренца превратилась бы в прямую. Чем больше кривая отклоняется от прямой, тем больше неравенство доходов;

 

 

  • коэффициент Джини — показатель степени неравенства в распределении доходов. В российской статистике этот показатель называется индексом концентрации доходов. Вычисляется как доля площади между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства доходов от общей площади под прямой абсолютного равенства доходов. Величина коэффициента может изменяться от 0 до I. Если коэффициент близок к 0, в обществе существует равенство в распределении доходов; чем выше его значение, тем более неравномерно распределены доходы. В России коэффициент Джини составляет порядка 0,4. В развитых странах Запада он равен примерно 0,3. Характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения.

 

 

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

 

В 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — Human Development Index (HDI). Индекс развития человеческого потенциала позволяет (в какой-то мере) учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения.

 

ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех равнозначных компонентов:

  • дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения;
  • образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
  • долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Уровень жизни населения

(в широком смысле) - взаимосвязанный комплекс экономических, социальных, культурных, природных, экономических и других условий жизни людей.

Он характеризуется всей системой социально – экономической статистики.

Наиболее общий показатель: продолжительность жизни населения.

показатель жизненности населения

стабильность условий жизни (наличие резких спадов /подъемов, социальных потрясений)

 

(в узком смысле) - степень удовлетворения личных потребностей людей в условиях существования.

Он характеризуется обширной системой показателей, охватывающих ряд разделов: обобщающие показатели; доходы населения; расходы и потребление; сбережения, накопленное имущество и жилье; социальная дифференциация населения; положение малообеспеченных слоев населения.

 

Доходы населения

 

- Доходы от занятий (оплата труда) - ФОТ (отработанное и неотработанное время) Не входят: выплаты выходных пособий, стоимость льгот по проезду в общественном транспорте, компенсации женщинам на уход за ребенком.

- Доходы от личного подсобного хозяйства – денежные и натуральные доходы населения от деятельности на участке земли, арендованном или принадлежащем пользователю.

- Пенсии, пособия, стипендии, дотации

- Доходы от других источников – выигрыши, наследство, выплаты беженцам, подарки, страховые возмещения и т.д.

 

Располагаемый совокупный доход – общий объем денежных средств, материальных благ и услуг, которые население может использовать либо для конечного потребления, либо для накопления.

Располагаемый личный доход – отличаются от располагаемого совокупного дохода на стоимость услуг, полученных населением из общественных фондов потребления.

 

Эти показатели характеризуют реальную покупательную способностьразличных групп населения.

 

Реальные доходы населения определяются путем деления доходов населения в текущих ценах на соответствующие индексы цен потребительских товаров и услуг по формуле:

Sреальный = S1/Ip, где Ip = åq1p1/åq1p0

Расходы населения:

Если показатели доходов отражают потенциальные возможности удовлетворения потребностей в благах и услугах, то использование этих доходов на приобретение благ и услуг и сбережение – фактическое удовлетворение этих потребностей.

Текущие – затраты, связанные с удовлетворением текущих потребностей.

Капитальные – затраты на приобретение земли и материальных основных фондов, расходы на приобретение потребительских товаров длительного пользования.

По натурально-вещественной форме различаются расходы на приобретение материальных благ и оплату услуг.

Материальные блага

Продукты питания: мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, рыба и рыбопродукты, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и бахчевые, хлебные продукты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.04 с.)