Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Философия эпохи ВозрожденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семинар №8. Мир и человек в эпоху Возрождения (6 часов) Вопросы для собеседования на семинаре: 1. Эпоха Ренессанса как переходная эпоха от Средневековья к Новому времени. Основные характеристики эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, универсализм, индивидуализм, титанизм. От теоцентризма средних веков к антропоцентризму Ренессанса. 2. Эстетизация мира и человека в эпоху Возрождения. Выдвижение искусства на первый план в культуре Ренессанса. Леонардо да Винчи о живописи и философии. Ренессансный культ красоты, творчества, любви и достоинства человека. 3. Особенности ренессанского типа философского и научного мышления. Пантеизм эпохи Возрождения. Роль Н.Кузанского, Дж.Бруно, Н.Коперника, Г.Галилея в формировании новой картины мира, основанной на принципе бесконечности и открытости. Скептицизм М.Монтеня. Место человека в новом бесконечном мире. 4. Модели идеальных обществ Т.Мора и Т.Кампанеллы. Политический реализм Н.Макиавелли. 5.Медицина в эпоху Возрождения. Парацельс о природе, магии и медицине. Вклад Андреаса Везалия в становление анатомии.
Обязательная литература: 1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 5. Философия эпохи Возрождения. С.255-284. 2. Введение в философию/ Под ред. И.Т.Фролова/ М., 2004, гл.4, с.71-77. 3. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга вторая. М.: Греко-латинский кабинат, 1996. 4. Спиркин А.Г. Философия. М., 2001, с. 101-107. 5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1989. 6. Мир философии в 2-х тт. М., 1991. 7. Букхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интеграда, 1996. 8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. т.2. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994. с.212-322. 9. Гайденко П.П. история новоевропейской философии в её связи с наукой. М.: ПЕРСЭ; СПб.; Университетская книга, 2000. с. 11-110. 10. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философиских идей, М.: Политиздат, 1991. 11. Рюмина М.Т. Философия и культура эпохи Возрождения. //Философия. Культура. Медицина. М., 2009, с.338-347. 12. Шумова Е.А. Космос Данте. //Философия. Культура. Медицина, М.,2009. Дополнительная литература: 1. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1997. 2. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Алетейя, 2001. 3. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. 4. Данте Алигъери. Божественная комедия. М.: Аст, 2001. 5. Джордано Бруно. Диалоги. М., 1934. 6. Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.: Вузовская книга, 1999. 7. Кампанелла Т. Город Солнца. //Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М., 1989. с.133-188. 8. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. М., 2000. 9. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. 10. Макиавелли Н. Государь //Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград: Янтарный сказ, 2000. с.8-85. 11. Мор Т. Золотая книга //Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. М., 1989. с.19-132. 12. Монтель М. Опыты. В 3-х кн. М., 1992. 13. Николай Кузанский. Об учёном незнании //Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М.: Мысль, 1979. С.53-60. 14. Роттердамский Э. Философские произведения. М.: Наука, 1986. 15. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М.: Высшая школа, 1984. С.8-183.
Ключевые понятия: Ренессанс, антропоцентризм, гуманизм, универсализм, индивидуализм, титанизм, «подражание природе», «обратная перспектива», «прямая перспектива», трагическое, комическое, скептицизм, макиавеллизм, пантеизм, гелиоцентризм, «ученое незнание», диалог, бесконечность мира.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. В чём заключается основание возрожденческого мировоззрения и образа жизни? 2. Философия и художественные образы «Божественной комедии» Данте. 3. Почему Леонардо да Винчи считал живопись философией и стоящей даже выше философии? 4. Какие основания были у Микеланджело сомневаться в боговдохновенности своего творчества и полагать его дьявольским навождением? 5. Как меняются смыслы любви в эпоху Возрождения? / Ф. Петрарка и др./ 6. Каким образом меняется смысл основного принципа ренессансного искусства – «подражание природе» - по сравнению с античным мимезисом Аристотеля? 7. Что значит в живописи Возрождения принцип «прямой перспективы»? Чем он отличается от принципа «обратной перспективы», характерного для средневекового искусства? 8. Почему в эпоху Возрождения в кругу учёных, художников возрастает интерес к магии, оккультным наукам, герметизму? Имела ли какое-либо значение магия в становлении науки Нового времени (если имела, то какое)? 9. Савонарола – «герой и мученик» эпохи Возрождения или «средневековый мракобес»? Жизнь и смерть Джироламо Савонаролы. 10. Является ли книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» литературным выражением жизнеутверждающей народной культуры Средневековья и Ренессанса (концепция М.Бахтина) или примером самокритики и саморазоблачения эстетического мировоззрения Ренессанса (А.Лосев)? 11. В чем заключается смысл вопроса Гамлета, заданного им себе самому: «Быть или не быть, вот в чём вопрос»? И как этот вопрос связан со смыслом всей трагедии «Гамлет»? Какие философские проблемы поднимал Шекспир в других своих трагедиях («Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Макбет). 12. Назовите основные эстетические принципы в художественной культуре Возрождения. 13. Принцип гармонии физического и духовного в гуманистической эстетике Ренессанса. 14. Жизненные ценности европейского Возрождения. 15. Диалектика религиозных и художественных ценностей в культуре Ренессанса. 16. Отражение секуляризации духовного мира человека в философии и социально-политических исканиях эпохи Возрождения. 17. Магия и астрология в культуре Возрождения. 18. Утопия Возрождения. 19. Почему эпоха Возрождения столь краткосрочна по сравнению с предшествующими? 20.Мировое значение искусства и философии эпохи Возрождения. 21. Дайте сравнительную характеристику ценностных ориентаций двух культурных эпох Средневековья и Ренессанса: какое место по значимости в ту и другую эпоху занимают религия, мораль, искусство, политика, право, наука. 22.Почему в эпоху Возрождения доминирует тенденция к секуляризации? 23.Как в литературе и искусстве Ренессанса совмещаются религиозное и светское мировоззрение? 24.Почему Н.Макиавелли, будучи республиканцем, написал апологию государственного деспотизма («Государь»)? Почему Н.Макиавелли приписывают тезис иезуита Эскобара: «Цель оправдывает средства»? 25.В эпоху Возрождения развивались идеи самоценности и самодостаточности человеческой личности: человек – дитя природы и центр мироздания. Повлияли ли эти идеи на авторов утопий Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу? Проявились ли в этих утопиях противоречия идеала и жизни, свойственные эпохе Возрождения? Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия эпохи Возрождения». Тематика рефератов: 1. Эпоха Возрождения как переходная эпоха от Средневековья к Новому времени. 2. Переосмысление средневекового идеала человека в культуре Возрождения. 3. Процессы секуляризации и развитие научного знания в культуре Возрождения. 4. Основные принципы гуманизма эпохи Возрождения. 5. Проблемы жизни и смерти в культуре Возрождения и её отражение в философии и искусстве. 6. Роль Н.Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилея в процессе формирования новой картины мира, основанной на принципах бесконечности и открытости. 7. Пантеистическая модель реальности в эпоху Возрождения. 8. Теософский натурализм Парацельса. Понятие природы как живого целого. 9. Влияние «Государя» Н.Макиавелли на последующее развитие социально-политической мысли в Европе. 10. Модели идеальных обществ Т.Мора и Т.Кампанеллы. 11. Скептическая философия М.Монтеня. Вопросы для письменного контроля: 1. Великие путешествия и открытия XIV-XVI веков. 2. Личность и общество в эпоху Возрождения. 3. Традиции Античности в Возрождении. 4. Возрожденческий тип человека как явление культуры: гуманизм, титанизм, индивидуализм и доблесть. 5. Противоречивость эпохи Возрождения и её основные причины. 6. Двойственность возрожденческой культуры: Бог и математика Н.Кузанского, свободомыслие и религиозная нетерпимость Дж. Савонаролы. 7. Пантеизм эпохи Возрождения Вопросы для устного контроля: 1. Кто является автором термина Возрождение? 2. Почему эпоха XIV-XVI веков в Западной и Центральной Европе именуется Возрождением? 3. Определите пространственные и временные границы Ренессанса. 4. Назовите основные этапы в развитии культуры эпохи Возрождения в Италии. 5. Назовите великих художников высокого Возрождения в Италии. 6. Назовите основные эстетические принципы в художественной культуре Возрождения. 7. Принцип гармонии физического и духовного в гуманистической эстетике Ренессанса. 8. Жизненные ценности европейского Возрождения. 9. Диалектика религиозных и художественных ценностей в культуре Ренессанса. 10. Отражение секуляризации духовного мира человека в философии и социально-политических исканиях эпохи Возрождения. 11. Магия и астрология в культуре Возрождения. 12. Утопия Возрождения. 13. Почему эпоха Возрождения столь краткосрочна по сравнению с предшествующими эпохами? 14. Мировое значение искусства и философии эпохи Возрождения. Тестовые задания: 1. Термин «гуманизм» означает: A. божественный; B. человеческий/человечный; C. природный. 2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в: A. Нидерландах; B. Италии; C. Германии. 3. Пико дела Мирандола в своей рели «О достоинстве человека» /1486 г./ высказал мысль о человеке как о: A. представителе небесного мира B. представителе ангельского мира C. особом микрокосме 4. Для Парацельса главной и универсальной наукой была: A. медицина B. философия C. алхимия 5. Термин «утопия» означает буквально: A. удалённый остров B. идеальное государство C. несуществующее место.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.23 (0.011 с.) |