Российский национальный исследовательский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский национальный исследовательский



Министерство здравоохранения Российской Федерации

Российский национальный исследовательский

медицинский университет им. Н.И. Пирогова

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Методические рекомендации

По философии

для студентов РНИМУ

Выпуск 10.

Москва

 

Методические рекомендации по философии для студентов РНИМУ. Выпуск10. М., 2013. (Под ред. проф. И.З. Шишкова)

Редакционная коллегия:

проф. И.З. Шишков (председатель)

проф. М.Т. Рюмина

доц. Л.М. Абдулова

доц. Е.А. Шумова

ст. препод. О.М. Коськина

 

Авторский коллектив: проф. И.З. Шишков, проф. М.Т. Рюмина, доц. Л.М. Абдулова, доц. Г.М. Газина, доц. Т.Ф.Кораблева, доц. Г.В. Моисеенко, доц. Н. В. Телегина, доц. Е.А. Шумова, ст. препод. П.Д.Абрамов, ст. препод. А.М.Беляева, ст. препод. Е.В.Ввведенская, ст. препод. О.М. Коськина.

Рецензенты: Моисеев В.И. - заведующий кафедрой философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук МГМСУ доктор философских наук, профессор;

Ковтюх Г.С. - заведующая кафедрой истории, политологии и экономики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессор.

Рекомендовано в качестве учебного пособия на заседании ЦКМС

2012 г. для студентов РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Методические рекомендации по философии для студентов РНИМУ им. Н.И. Пирогова составлены в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта ФГОС-3 по учебной дисциплине «Философия». Они включают в себя вопросы и литературу к семинарским занятиям по основным темам программы по философии для высших учебных заведений. Деление рекомендованной литературы на обязательную и дополнительную позволяет представить весь значительный спектр современных публикаций на предложенную тему и дать студенту возможность выбора как учебного пособия, так и специальных монографий. В методические указания входят также «Вопросы для самостоятельной работы» и «Собеседования на семинаре», которые могут служить ориентировочными темами для рефератов. Их целью является более глубокое усвоение вопросов основного цикла семинарских занятий. Раздел «Ключевые понятия», выделенный в отдельную рубрику в конце каждого семинара, позволяет определить некоторый «минимум» информации, владение которой необходимо по данной теме. Методические рекомендации включают в себя также «Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля», «Вопросы к программе экзамена и зачета по философии».

© Кафедра философии РНИМУ, 2013.

 


 

 

Оглавление

Тема 1. Предмет философии. 5

Семинар № 1. Философия и медицина (3 часа). 5

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме: «Предмет философии» 7

Тема 2. Античная философия. 10

Семинар № 2. От мифа к логосу. Возникновение философии (3 часа). 10

Семинар № 3. Космологизм античной философии. (3 часа). 12

Семинар № 4. Афинская школа (6 часов). 15

Семинар № 5. Эллинистическая философия (3 часа). 18

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Античная философия» 20

Тема 3. Средневековая философия. 28

Семинар № 6. Философия патристики (3 часа). 28

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 30

Семинар № 7. Схоластика и философия позднего средневековья (3 часа). 31

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Средневековая философия» 34

Тема 4. Философия эпохи Возрождения. 36

Семинар №8. Мир и человек в эпоху Возрождения (6 часов). 36

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия эпохи Возрождения». 40

Тема5. Философия Нового времени. 42

Семинар № 9. Формирование философии и науки Нового времени (3 часа). 42

Семинар № 10. Рационалистическая традиция философии Нового времени (3 часа). 44

Семинар № 11. Становление эмпирической философии Нового времени (3 часа). 46

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия Нового времени» 48

Тема 6. Философия Просвещения. 51

Семинар № 12. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) (3 часа). 51

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия Просвещения». 54

Тема 7. Немецкая классическая философия. 56

Семинар № 13. Немецкая классическая философия. Философия И.Канта (3 часа). 56

Семинар № 14. Немецкая классическая философия. Послекантовский немецкий идеализм и принцип историзма (6 часов). 59

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Немецкая классическая философия» 62

Тема 8. Философия марксизма. 64

Семинар № 15. Философия марксизма (3 часа). 64

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия марксизма» 68

Тема 9. Современная западная философия. 71

Семинар № 16. Метафизика воли и философия жизни в неклассической западной философии (3 часа) 71

Семинар № 17. Философия психоанализа (3 часа). 74

Семинар № 18. Философия как методология науки. Сциентистская традиция в современной западной философии (6 часов). 77

Семинар № 19. Антропологический поворот: человек в мире и мир человека. Антисциентистская направленность современной западной философии (3 часа). 81

Вопросы и задания для промежуточного контроля к теме «Современная западная философия». 84

Тема 10. Русская философия. 91

Семинар № 20. Своеобразие древнерусской философской мысли и. 91

поиски оригинального способа русского философствования (3 часа). 91

Семинар № 21. Россия между Востоком и Западом. Поиски оригинального пути русской философии (3 часа) 94

Семинар № 22. «Серебряный век» русской философии (6 часов). 98

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Русская философия» 102

Вопросы к программе экзамена по философии: 110

Вопросы к программе зачета по философии: 113

 


Тема 1. Предмет философии

Семинар № 1. Философия и медицина (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Любовь к мудрости – ключ к тайне природы и сущности философии.

2. Природа философского знания. Философия как наука о всеобщем, самосознание культуры и мировоззрение.

3. Философия и наука: проблема их соотношения.

4. История философии как школа мысли. Основные этапы развития философской мысли.

5. Философия и медицина. Философия как методологическая основа медицины.

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 1. Как возможна философия? С.12-33.

2. Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Фролова И.Г./ М.: Республика, 2004, С. 7–36.

3. Новая философская энциклопедия в 4–х тт. М., 2001. Статьи: «Философия»,

«Наука», «Религия», «Мировоззрение», «Рефлексия», «Культура».

4. Лосев А.Ф. История философии как школа мысли. //Лосев А.Ф. Философия.

Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 493–508.

5. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.11–20.

6. Канке В.А. Философия. М., Логос, 2000, Введение. С. 4.

7. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С. 4–15.

8. Михайлов Ф.Т. О логике. О душе. О культуре. О медицине. Об образовании. // Ф.Т.Михайлов. Избранное. М. Индрик, 2001. С. 139–620.

9. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. М., Индрик, 2003.

10. Михайлов Ф.Т. О медицине. //Философия. Культура. Медицина. Лекции по философии и культурологии. М., 2009. С. 7–34.

11. Блок А.М. Философские проблемы медицины. //Философские проблемы медицины. М., 2004.

12. Рюмина М.Т. Предмет философии. //Философия. Культура. Медицина. М., 2009. С. 35–44.

13. Шишков И.З. Как возможна философия. //Философия. Культура. Медицина. М., 2009. С. 44–72.

Дополнительная литература:

1. Рассел Б. Проблемы философии. М. 2000.

2. Дильтей В. Сущность философии. М. Интрада, 2001.

3. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. М., Изд. МГУ, 1981.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

5. Поппер К.Р. Как я понимаю философию //Поппер К.Р. Все люди – философы. 4-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2007.

6. Ясперс К. Введение в философию. Минск: Пропилеи, 2000.

Ключевые понятия:

Мировоззрение, философия, культура, наука, онтология, гносеология, логика, антропология, этика, эстетика, социальная философия, философия истории, философия науки и техники, аксиология, бытие, смысл жизни, смерть, добро, зло, здоровье, болезнь, норма, патология.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какова связь философии и культуры?

2. Как можно истолковать мысль Сократа о том, что условием философствования является человеческое незнание?

3. В чём принципиальное отличие философии от науки?

4. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание, познание и его виды, ценностное отношение человека к миру, свобода и смысл жизни, человеческая жизнь как «бытие к смерти», что такое зло, почему человек должен быть добрым и др.

5. Как истолковать суждение Гиппократа о том, что «врач-философ подобен Богу»?

6. Медицина является наукой или искусством?

7. Как можно понять высказывание Платона о том, что «философия – это искусство умирать»?

 

 

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме: «Предмет философии»

Тематика рефератов:

1. Мировоззрение и его типы.

2. Предмет философии и его изменение в истории философии.

3. Понятие культуры. Культура и цивилизация.

4. Место философии в системе культуры. Философия как рефлексия культуры.

5. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Отличие философии от

мифологического и религиозного мировоззрений.

6. Фундаментализм и критицизм в истории философии.

7. Философия и медицина. Человек как субъект и предмет медицины.

 

Вопросы для письменного контроля:

1. Предмет философии, функции философии. Место философии в системе культуры.

2. Культура как способ деятельного существования индивида и общества. Структура и функции культуры.

3. История культуры и история философии.

4. Медицина и философия. Человек как субъект и предмет медицины.

Вопросы для устного контроля:

1. Какой мыслитель впервые употребил термин «философия»?

2. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии.

3. Сходство и различие философии и религии.

4. Особенности религиозного сознания. Значение религии в жизни общества.

5. Что означает термин «антропология»?

6. Что означает термин «аксиология»?

7. В чем заключается основной вопрос философии? В чём его значение для истории философии?

8. Что означают понятия «материализм», «идеализм», «дуализм»?

9. Что такое «агностицизм»?

10. Какое значение философы придают понятию «свобода»?

11. Сходство и различие философии и науки.

12. Сходство и различие философии и искусства.

13. Какая связь между сменой парадигм в философии и медициной?

Тестовые задания:

1. Мировоззрение – это:

A. совокупность ощущений

B. система взглядов на мир

C. совокупность научных результатов

D. система адекватных предпочтений зрелой личности.

Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции». О каком историческом типе мировоззрения идёт речь?

A. науке

B. философии

C. мифологии

D. религии

3. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

A. философия

B. онтология

C. гносеология

D. этика

Тема 2. Античная философия

Семинар № 2. От мифа к логосу. Возникновение философии (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Мифология как форма мировоззрения. Миф и особенности мифического типа мышления. Роль древних верований (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия и др.) в жизни первобытной общины. Миф и символ.

2. Формирование философии как нового типа мышления и мировоззрения в VII-VI вв. до н.э. в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. Возникновение нового типа цивилизации и феномен «осевого времени» (К.Ясперс).

3. Разложение родового общества и формирование древнегреческого полиса, города-государства. Афины и Спарта как основные типы древнегреческого полиса. Социально-экономические предпосылки появления в конце VII- начале VI века до н.э. нового типа мудрости – философии.

4. Возникновение философии в Древней Греции как теоретической формы мышления. Переход от мифа к логосу и рождение философии и науки как рациональной формы мышления.

5. Ионийская философия. Первая философская школа в Древней Греции – милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Постановка проблемы архэ.

6. Гераклит и античная диалектика. Логос.

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Учебное пособие для вузов. Глав 2. Возникновение философии. С.34-73.

2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. М.: Республика, 2003. С. 43-55., Глава 3.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. С.7-14.

4. История философии. Запад – Россия – Восток (книга первая. Философия древности и средневековья. М.: Греко-латинский кабинет, 1995. С.3-51.

5. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей, 1995.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. С.-Пб.: Петрополис, 1994.

7. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.22-29.

8. Телегина Н.В. Возникновение философии. //Философия – культура – медицина: история и теория. М.,1999.

9. Фрагменты ранних греческих философов. В 2-х тт. Т. 1. М.: Наука, 1989.

10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001.

 

Дополнительная литература:

1. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Высшая школа, 1985.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. М.,1992.

4. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ, - СПб.: Университетская книга, 2000.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир,1994.

8. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

9. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – //Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.

10. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Главы I, II.

11. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. //Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М.: Мысль, 1983.

12. Чанышев А.Н. Начало философии. М.: Изд-во Московского университета, 1982.

13. Досократики. – Мн.: Харвест, 1999.

14. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003 г.

15. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос, 1997.

 

Ключевые понятия:

Софистика, софизм, антропологизм, релятивизм, единичное и общее, философский метод, майевтика, ирония, даймон, рационализм, идея, бессмертие души, метампсихоз, философский диалог, мимезис, государство, сущность, форма, катарсис, энтелехия, благо, истина, красота, платонизм, перипатетики.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Что такое софизмы (например, «Лжец», «Лысый» и др.) и как они могут быть разрешимы?

2. Каким образом жизнь Сократа связана с его философией?

3. В чем сходство и различие между философией Сократа и философией софистов?

4. В чём смысл принципа иронии?

5. В чём смысл принципа «майевтики» у Сократа?

6. При помощи каких аргументов Платон доказывает бессмертие души («метампсихоз»)? (Диалог «Федон»).

7. В чем сходство и различие между «атомом» Демокрита и «идеей» Платона?

8. Имеет ли отношение «платоническая любовь» к Платону? Любовь как путь к истине, благу и красоте (диалог «Пир»).

9. Какое место в космологии Платона занимает «мировая душа»? (диалог «Тимей»).

10. Согласны ли Вы с концепцией Платона о знании как понимании благого назначения вещи и ее становления к благу? Объясните свое решение.

11. Можно ли найти в современной философии или психологии эквивалент античному представлению об «идеях»?

12. «Золотая середина Аристотеля». Сравните ее с «мерой» и «средним» у Платона. Объясните различие двух концепций

13. Какое место в космологической картине мира у Аристотеля занимает Ум- Перводвигатель?

14. В чем заключается природа движения по Аристотелю?

15. Что означает понятие «энтелехии» у Аристотеля?

16. Что означает высказывание Аристотеля о естественной необходимости рабства? Какой принцип определяет данную концепцию?

17. Аристотель и античная наука. (Логика, биология, психология, физика и др.).

18. Природа искусства, трагедии и трагического «катарсиса» (очищения) у Аристотеля. Медицинский и философский аспекты катарсиса.

Семинар № 5. Эллинистическая философия (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Развитие античной культуры и философии в эпоху эллинизма (вторая половина IV в. до н.э. –V в.н.э.) Философия Древнего Рима и ее этическая направленность.

2. Эпикуреизм: проблема свободы и счастья человека. А

3. томизм Эпикура.

4. Скептицизм: кризис античной рациональности. Эпохе и атараксия Пиррона. Этика здравого смысла в работах Секста Эмпирика.

5. Этика стоицизма: позднеантичный идеал мудреца. Римские стоики: Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет.

6. Философия неоплатонизма. Плотин об эманации и иерархии бытия. Идея мистического экстаза и гибель античной философии.

 

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 3.5. Эллинистическая философия. С.187-213.

2. Введение в философию. Ред. Фролов И.Т. М.: Республика, 2003. С.55-57.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. С. 300-396.

4. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С.237-340.

5. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2008. С. 156-200.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: АСТ,1994.

7. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2006. С. 275-364.

8. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2005. С.342-561.

Дополнительная литература:

1. Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991.

2. Антология кинизма. М., 1984.

3. Блонский П.П. Философия Плотина. Петроград, 1918.

4. Диллон Дж. Средние платоники. СПб., 2002.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

6. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003.

7. Лега В.П. История западной философии. Ч I Античность. Средневековье. Возрождение. СПб.: ПСТГУ, 2007.

8. Лосев А.Ф. История античной философии. Последние века. М., 1998.

9. Лукреций. О природе вещей Т. I-II М., 1946-1947.

10. Луций Аней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

11. Марк Аврелий Размышления. Л., 1985.

12. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.

13. Нахов И.М. Философия киников. М., 2010.

14. Плотин. Сочинения. СПб, 1995.

15. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2т. Т. I-II. М., 1975-1976.

16. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

17. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.. 1983.

18. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.,1979.

19. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

 

Ключевые понятия:

эллинизм, индивидуализм, космополитизм, Мусейон, школа, экзистенциальная терапия, кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, эпохе, атараксия, апатия, сомнение, пневма, имманентная божественная сила, наслаждение, счастье, гедонизм, эвдемонизм, свобода, смерть, долг, неоплатонизм, Единое и Благо, Ум, Душа, христианство, трансцендентность Бога, идея творения, эманация, ипостась, синкретизм, гностицизм, герметическая литература, озарение, божественные философы, теургия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чем сходство и различие (в этике, в мировоззрении) между христианством и стоицизмом?

2. Античная философия и русская культура.

3. Что нового внес Эпикур и эпикуреизм в античный атомизм?

4..Чем отличается этика классического периода (Сократа, Платона, Аристотеля) от этики эллинистического периода античности?

5. Понятия красоты и блага в неоплатонизме.

6. Платонизм и неоплатонизм

7. В чем заключался кризис античной культуры в начале новой эры?

8. Каковы, на Ваш взгляд, кардинальные новшества, внесенные Эпикуром в атомистическую картину мира, нарисованную Демокритом? Каковы источники и цели этих нововведений Эпикура?

9. Что, помимо хронологии объединяет, философские школы эллинистической эпохи?

10. Ф. Сейер писал о философе эллинистического периода: «Он потерял гражданство на родине и не приобрел его ни в Афинах, ни в Коринфе. Это был человек без родины. Он пользовался дурной славой из-за преступления, совершенного в юности, и его непреклонного поведения. Он был лишен человеческих привязанностей, друзей, дома, собственности, честолюбия, цели в жизни. Он не создал философской системы, но обладал хорошо подвешенным языком и серьезные дискуссии вел, должно быть, посредством острот и шуток. Доминирующая черта характера (философа) – лень». Назовите имя этого мыслителя. Дайте характеристику философскому направлению, к которому он принадлежал. Вы согласны с мнением автора об отсутствии честолюбия данного философа? Обоснуйте свою позицию.

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Античная философия»

Тематика рефератов:

1. Философия мифологии. Особенности мифического мышления.

2. Миф и мифология в современном мире: от мифа к логосу и от логоса к мифу.

3. Античная мифология о происхождении мира.

4. Античный полис: особенности и история развития.

5. Поиск архэ в ионийской философии.

6. Миф и символ.

7. Особенности медицины Древнего Рима. Гален.

8. Религия и философия: сходство и различие.

9. Проблема первобытного мышления.

10. «Осевое время» как время возникновения современного типа мышления.

11. Ф.Ницше о возникновении античной культуры: дионисизм и апполлонизм.

12. Особенности мифического сознания и древняя культура врачевания.

13. Миф и мифология.

14. Проблема человека в древнегреческой философии.

1. Учение Гераклита о Логосе как выражение идеи естественной необходимости.

2. Диалектические идеи натурфилософского периода античной философии.

3. Учение о бытии в философии досократиков.

4. Философские взгляды Эмпедокла.

5. Учение о «семенах вещей» и мировом Нусе Анаксагора.

6. Атомистическое учение в античной философии.

7. Учение Демокрита о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

8. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы медицины. Учение Гиппократа.

9. Афинская демократия.

10. Релятивизм философии софистов.

11. «Сократический поворот» в философии: постановка проблемы человека.

12. Космология Платона и Аристотеля.

13. Энциклопедический характер философии Аристотеля.

14. Понятие материи у Платона и Аристотеля.

15. Учение о душе и теория познания Аристотеля. Учение о пассивном и активном разуме.

16. Александрийский музей и библиотека - мировой центр научных исследований эллинистической эпохи.

17. Философия Диогена и деструктивная направленность александрийского кинизма.

18. Космологическое обоснование индивидуального самоопределения личности в философии Эпикура.

19. Римские стоики: Марк Туллий Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

20. Неоплатонизм – философия позднего эллинизма. Влияние неоплатонизма на арабскую философии.

Вопросы для письменного контроля:

1. Проблема возникновения античной философии.

2. Пифагорейское учение о числах как первооснове вещей.

3. Учение о первоначале (архе) в философии досократиков.

4. Объективный идеализм Платона.

5. Учение об эйдосах в философии Платона и Аристотеля.

6. Этика софистов и Сократа.

7. Симпатичен ли Вам скептический идеал мудреца? Охарактеризуйте пирроновского мудреца и обоснуйте свою позицию.

8. Как Вы думаете, почему киники выступали против философии Платона?

9. Раскройте смысл тезисов: «жить в согласии с естеством» и «живи незаметно».

10. Охарактеризуйте Космос как естественное государство, в котором правит вечный и неизменный Закон с позиции стоической этики.

11. В чем выразился монизм неоплатоников? Почему мы говорим о том, что неоплатонизм явился своеобразным итогом развития античной мысли?

Вопросы для устного контроля:

1. Какие проблемы были поставлены первыми античными философами?

2. Что такое «космос» в понимании античных мыслителей?

3. В чём принципиальное отличие философии Пифагора от прежней натурфилософии?

4. В чём сущность (принцип) вещей, по Гераклиту?

5. В чём состоял основной принцип философии элеатов?

6. Кто такие софисты и в чём суть софистики?

7. В чем смысл известной метафоры о «пещере» Платона?

8. Почему Аристотель не удовлетворяется одной сущность вещей и допускает вторую сущность вещей? В чем она заключается?

9. В чем сходство и различие между «идеей» Платона и «формой» Аристотеля?

10. Почему во всех школах эллинистического этапа античной философии отрицается наличие универсальных начал государства и в чем проявилась терапевтическая функция эллинистической философии?

11. Можем ли мы говорить о технологическом упадке античности и почему многие полезные изобретения эллинов нашли свое практическое применение только в «темные века»?

12. Кто явился основателем нового типа учебного заведения – школы и чем она отличалась от академии Платона и ликея Аристотеля?

13. Б. Рассел писал, что «скептицизм как философия является не просто сомнением, а тем, что можно назвать догматическим сомнением». Чем, по Вашему мнению, отличаются данные виды сомнения?

14. Кто впервые в истории мысли выступил против института рабства, утверждая достоинство всех людей, способных «возделывать» свою душу?

Тестовые задания:

1. Определите время возникновения философии:

A. середина III тысячелетия до н.э.

B. VII-VI вв. до н.э.

C. XVII-ХVIII вв.

D. V-XV вв.

2. Основная проблема милетской школы:

A. проблема познаваемости мира

B. проблема первичности материи или духа

C. проблема первоначала

D. проблема природы человеческой души

3. «Все из воды» - так считал:

A. Гераклит

B. Анаксимандр

C. Пифагор

D. Фалес

Анаксимен относится к

A. Школе Платона

B. Пифагорейской школе

C. Милетской школе

D. Школе элеатов

6. Философ, с точки зрения которого в основе мира лежит «апейрон»:

A. Демокрит

B. Фалес

C. Анаксимандр

D. Гераклит

7.Основным принципом философии досократиков был:

A. эмпиризм

B. теоцентризм

C. космоцентризм

D. антропоцентризм

9. Впервые своих учеников называл философами:

A. Демокрит

B. Парменид

C. Пифагор

D. Фалес

10. Невозможность помыслить движение доказывал:

A. Гераклит

B. Пифагор

C. Парменид

D. Демокрит

11. Всеобщей первоосновой у Гераклита является:

A. Апейрон

B. Воздух

C. Огонь

D. Вода

12. Впервые проблема соотношения «бытия» и «небытия» была поставлена:

A. Эмпедоклом

B. Демокритом

C. Сократом

D. Парменидом

Христианство, вера, средневековье, догматы, грехопадение, первородный грех, спасение, историософия, эсхатология, аскетизм, теоцентризм, монотеизм, креационизм, откровение, теология, богословие, свобода, бессмертие человека, икона, Вселенский Собор, патристика, ересь, Божественное провидение, свободная воля, арианство, иконоборчество, иконопочитание, красота.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Вера в структуре человеческого сознания.

2. Жизнь Иисуса Христа как предмет философских, литературных и исторических исследований.

3. Библия как Откровение и исторический документ. Содержание и структура Библии. Ветхий Завет и Новый Завет.

4. Христианская историософия. Грехопадение как начало человеческой истории, бытия во времени.

5. Как можно понять высказывание св. Григория Нисского о человеке, что «человек без души – труп, а душа без разума – скот»?

6. Связь христианской антропологии с представлением о Боге как о Живом и Личном.

7. В чем сходство и различие между этикой ветхозаветной и этикой новозаветной?

8. Христианский аскетизм: исторические типы и формы.

9. Отношение к телу в христианстве и в платонизме.

10. Христианство и медицинская практика.

11. Влияние христианства на средневековое искусство.

12. Совместимы ли «Афины» и «Иерусалим»?

13. Чем отличается античная мистика (Плотин) от христианской?

14. Исток злой воли в доктрине Августина.

15. Идея священной истории и «Града Божьего» в философии Августина.

Семинар № 7. Схоластика и философия позднего средневековья (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Философия латинской патристики: Северин Боэций.

2. Философия схоластики. Средневековые университеты. Схоластика и рационализм. Теория «двойственной истины».

3. Спор о природе универсалий в средневековой схоластике. Номинализм и реализм. Номинализм Оккама и Дунса Скота.

4. Философия Фомы Аквинского. Понятие бытия и его иерархия. Проблема сущности и существования. Доказательства бытия Божия.

5. Арабская средневековая философия и медицина. Аверроэс (Ибн-Рушд) и Ибн-Сина (Авиценна).

 

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 4. Средневековая философия. С.232-254.

2. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2002.

3.История философии. Запад – Россия – Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. М.: «Греко-латинский кабинет»,

1995. С.245-280.

4.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. С.-Пб.: Пневма, 2012.

5.Спиркин А.Г. Философия. М.: Юрайт, 2012.

6.Соколов В.В. Средневековая философия. М.: УРСС, 2010.

7.История средневековой философии. В 2-х частях. Ч.1. Патристика.

Минск, ЕГУ, 2002.

8.Рюмина М.Т. Христианская средневековая философия. //Философия – культура – медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. М.,2009. С.302-337.

Дополнительная литература:

1. Боэций Северин. Утешение Философией. М.: Наука, 1988.

2. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.:

Канон, 1996.

3. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995.

4. Фома Аквинский. Сочинения. М.: УРСС, 2002.

5. Фома Аквинский. Сумма теологии. Пер.А.В.Апполонова.т.1-3.М.: Сигнум

Веритатис, 2006-2008.

6. Авиценна. Канон врачебной науки. Минск: Поппури,2000.

7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви.

М.,1991.

9. Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Восточная литература, 1997.

10. Зудгоф К. Медицина средних веков и эпохи Возрождения. М.:

Вузовская книга, 1999.

11. Абеляр П. Теологические трактаты. М.: Прогресс, Гнозис,1995.

12. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.

13. Жак ле Гофф. Средневековая цивилизация Запада. М.,1992.

Ключевые понятия:

Ренессанс, антропоцентризм, гуманизм, универсализм, индивидуализм, титанизм, «подражание природе», «обратная перспектива», «прямая перспектива», трагическое, комическое, скептицизм, макиавеллизм, пантеизм, гелиоцентризм, «ученое незнание», диалог, бесконечность мира.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чём заключается основание возрожденческого мировоззрения и образа жизни?

2. Философия и художественные образы «Божественной комедии» Данте.

3. Почему Леонардо да Винчи считал живопись философией и стоящей даже выше философии?

4. Какие основания были у Микеланджело сомневаться в боговдохновенности своего творчества и полагать его дьявольским навождением?

5. Как меняются смыслы любви в эпоху Возрождения? / Ф. Петрарка и др./

6. Каким образом меняется смысл основного принципа ренессансного искусства – «подражание природе» - по сравнению с античным мимезисом Аристотеля?

7. Что значит в живописи Возрождения принцип «прямой перспективы»? Чем он отличается от принципа «обратной перспективы», характерного для средневекового искусства?

8. Почему в эпоху Возрождения в кругу учёных, художников возрастает интерес к магии, оккультным наукам, герметизму? Имела ли какое-либо значение магия в становлении науки Нового времени (если имела, то какое)?

9. Савонарола – «герой и мученик» эпохи Возрождения или «средневековый мракобес»? Жизнь и смерть Джироламо Савонаролы.

10. Является ли книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» литературным выражением жизнеутверждающей народной культуры Средневековья и Ренессанса (концепция М.Бахтина) или примером самокритики и саморазоблачения эстетического мировоззрения Ренессанса (А.Лосев)?

11. В чем заключается смысл вопроса Гамлета, заданного им себе самому: «Быть или не быть, вот в чём вопрос»? И как этот вопрос связан со смыслом всей трагедии «Гамлет»? Какие философские проблемы поднимал Шекспир в других своих трагедиях («Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», «Макбет).

12. Назовите основные эстетические принципы в художественной культуре Возрождения.

13. Принцип гармонии физического и духовного в гуманистической эстетике Ренессанса.

14. Жизненные ценности европейского Возрождения.

15. Диалектика религиозных и художественных ценностей в культуре Ренессанса.

16. Отражение секуляризации духовного мира человека в философии и социально-политических исканиях эпохи Возрождения.

17. Магия и астрология в культуре Возрождения.

18. Утопия Возрождения.

19. Почему эпоха Возрождения столь краткосрочна по сравнению с предшествующими?

20.Мировое значение искусства и философии эпохи Возрождения.

21. Дайте сравнительную характеристику ценностных ориентаций двух культурных эпох Средневековья и Ренессанса: какое место по значимости в ту и другую эпоху занимают религия, мораль, искусство, политика, право, наука.

22.Почему в эпоху Возрождения доминирует тенденция к секуляризации?

23.Как в литературе и искусстве Ренессанса совмещаются религиозное и светское мировоззрение?

24.Почему Н.Макиавелли, будучи республиканцем, написал апологию государственного деспотизма («Государь»)? Почему Н.Макиавелли приписывают тезис иезуита Эскобара: «Цель оправдывает средства»?

25.В эпоху Возрождения развивались идеи самоценности и самодостаточности человеческой личности: человек – дитя природы и центр мироздания. Повлияли ли эти идеи на авторов утопий Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу? Проявились ли в этих утопиях противоречия идеала и жизни, свойственные эпохе Возрождения?

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия эпохи Возрождения».

Тематика рефератов:

1. Эпоха Возрождения как переходная эпоха от Средневековья к Новому времени.

2. Переосмысление средневекового идеала человека в культуре Возрождения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.298 с.)