Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какой идол не выделял Ф. Бэкон.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
A. Рынка B. Пещеры C. Страха D. Рода 4. Согласно Локку субъективны: A. Вторичные качества B. И первичные, и вторичные качества C. Первичные качества D. И те и другие объективны 5. Работу "Этика" написал: A. Декарт B. Лейбниц C. Спиноза D. Локк 6. Онтологическое доказательство бытия Бога применялось: A. Локком B. Гоббсом C. Декартом D. Юмом 7. Принцип «существовать − значит быть воспринимаемым» был выдвинут: A. Беркли B. Гоббсом C. Декартом D. Юмом 8. Юм не выделяет следующий принцип ассоциации идей: A. Сходству B. Смежности C. Гармонии D. Причинности Тема 6. Философия Просвещения Семинар № 12. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) (3 часа) Вопросы для собеседования на семинаре: 1. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения. 2. Понимание Бога - деизм и атеизм (Руссо, Вольтер, Дидро). Критика религии, суеверий и невежества. 3. Понимание природы. Механистическая картина мира. Фатализм. 4. Просветительская трактовка человека как естественного существа, нуждающегося в воспитании. «Человек – машина» (Ламетри). 5. Учение о Дж. Локка о «гражданском обществе» и «разделении властей». Понятие прогресса. 6. Концепция «натурализации культуры» («Назад к природе!») Ж.- Ж. Руссо.
7. Роль общественного воспитания и образования в просветительской идеологии. Идея «Энциклопедии». Этика: теория «разумного эгоизма». Обязательная литература: 1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 7. Философия Просвещения. С.379-394. 2. Введение в философию. В 2-х ч. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - Ч.1, глава 5. 3.История философия, Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия Нового времени. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000. - 480 с. (3-е изд.) 4.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время (От Леонардо до Канта). Спб.: Петрополис, 1996. – главы 15-17. 5.Спиркин А.Г. Философия. 2-е изд. М.: Гардарики. 2006. глава 5. 6.История философии: учеб. пособие. Под ред. Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая Д.С. М., 2005. 7.Философия. Учебник для ВУЗов под общ. ред. В.В. Миронова М.: Норма, 2005. Раздел 1, глава 3. 8.Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. - М.: ИД «Форум» - Инфра-М, - 2008. 9.Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М.: ПЕРСЭ; Спб: Университетская книга, 2000. С. 305-316. 2. Новая философская энциклопедия. М., 2001. 3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное.— М.: «Проспект», 1997 (Составители: Алексеев П. В., Панин А. В.). Дополнительная литература: 1. Гайденко П. У истоков классической механики (и не только механики) //Знание – сила. – 1994, № 12. 2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М., - Канон, 2008. 3. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещённого абсолютизма к теориям гражданского общества). М., - 2006. 4. Кучеренко Г.С. Человек эпохи Просвещения», М., 1999. 5. Французское Просвещение и революция. М., 1989. 6. Вольтер Философские сочинения. М.: Наука, 1983. 7. Кант И. Что такое Просвещение? //Кант И. Сочинения в 8-ми томах. М.: 1994., Т.8. 8. Ламетри Ж.О. Человек-машина. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. 9. Руссо Ж.Ж. Сочинения. Калининград, 2001.
Ключевые понятия: Просвещение, идеалистическое понимание истории, деизм, атеизм, материализм, механицизм, вольтерианство, руссоизм, теория «естественного права», теория «общественного договора», теория «разумного эгоизма», эмпиризм, гражданское общество, неотчуждаемые права человека, сенсуализм, общественное воспитание. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Что означает девиз эпохи Просвещения – «Имей мужество жить собственным умом!»? (Sapare aude!) 2. Как связаны между собой понятия «суверенной, автономной личности», «естественного света разума» и «здравого смысла»? 3. Как вы можете охарактеризовать идеалы эпохи Просвещения? 4. Как связаны принципы личного интереса, свободолюбия индивида и «общественного договора»? 5. «Человек рождается свободным, а между тем повсюду он в оковах». Как эта идея Ж.Ж. Руссо связана с «естественным правом» и критикой им цивилизации? 6. Способствует ли прогресс знаний и культуры повышению нравственности человека? (Ж.Ж. Руссо). 7. Какова роль воспитания и образования в достижении задач просветительской идеологии? 8. Как связаны стремления просветителей к прямому диалогу с монархами и высказывание Вольтера «Мнения правят миром»? 9. Как связаны механистический материализм и фатализм просветителей? 10. О чём свидетельствует следующее высказывание: «…В вихре пыли, поднятом буйным ветром, каким бы хаотичным он ни казался, в ужаснейшем шторме,...нет ни одной молекулы пыли или воды, которая расположена случайно, не имеет достаточной причины, чтобы занимать то место, где она находится, и не действует именно тем способом, каким должна действовать» (И.Г. Гердер)? 11. Что образ Левиафана позволяет объяснить Т. Гоббсу? 12. Человек - продукт среды? Или среда – продукт деятельности человека? 13. Что вкладывали философы Просвещения в понятие «разумный эгоизм? Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия Просвещения». Тематика рефератов: 1. «Философский портрет» мыслителя Просвещения (Вольтер, Дидро, Гольбах, Джефферсон и др.) 2. Просветительская концепция воспитания. 3. Великие личности в истории. Роль просвещенного монарха. 4. Проблема суверенной человеческой личности (индивидуальности). 5. Принципы демократии и социального прогресса. 6. Идеи Просвещения в России. 7. Концепция «гражданского общества» у французских просветителей. 8. Влияние идеалов Просвещения на развитие европейской культуры. Вопросы для письменного контроля: 9. Какие изменения претерпевает понимание «природы человека» на пути от «Декларации прав и свобод человека и гражданина» (1789) ко «Всеобщей декларации прав человека» (1948)? 10. Как связаны успехи естественных наук и французский материализм XVIII века? 11. Какова роль личности в истории согласно теориям французских просветителей? 12. Значение проекта «Энциклопедия» для решения задач просветительской идеологии. 13. Как связан девиз и лозунг эпохи Просвещения – «Свобода, равенство, братство!» с пониманием природы человека? 14. Какое понимание природы человека утверждается современным естествознанием (Конрад Лоренц, Н. Тинберген и др.)? 15. Актуально ли в настоящее время выражение Ж.Ж. Руссо «Человек рождается свободным, а между тем повсюду он в оковах»? 16. Каковы различия французского и немецкого Просвещения? 17. Каковы причины критики церкви и религии деятелями эпохи Просвещения?
Вопросы для устного контроля: 1. Почему идея энциклопедии получила развитие именно в эпоху Просвещения? 2. Каковы основные черты философии эпохи Просвещения? 3. Каких представителей французского Просвещения вы знаете? 4. Как Ж.Ж. Руссо относился к прогрессу науки? 5. Как французские просветители понимают Бога? 6. С каких позиций просветители относятся к религии и церкви? 7. Существует ли взаимосвязь между принципом самодвижения материи и атеизмом в философских взглядах просветителей? 8. Объясните, как соотносятся теизм, пантеизм, деизм и атеизм? 9. Кому принадлежит лозунг «Назад к природе!» и что он означает? 10. С какими целями просветители вели переписку с монархами? Каковы политические идеалы просветителей? 11. Какое издание Вольтер назвал «великим памятником нации»? 12. Как вы понимаете выражение «педагогическая утопия»? Тестовые задания: 1.Т. Гоббс исходит из того, что человек: A. Изначально добр B. Изначально испорчен и зол C. Политическое животное D. Целостен E. Идеален 2. Ж.Ж. Руссо исходит из того, что человек: A. Изначально добр B. Смеющееся животное C. Изначально зол D. Политическая марионетка E. Экономическая марионетка 3. Теория «естественного права» утверждает: A. Право индивида на жизнь B. Право на достойную жизнь C. Право на жизнь и свободу D. Право на жизнь, свободу и собственность E. Право на жизнь, свободу и творчество 4. Теория «общественного договора» это: A. Невозможность договора с эгоистическим индивидом B. Возможность договора с разумным эгоистом C. Возможность достижения общего блага D. Невозможность всеобщего счастья E. Теория происхождения государства 5. Идеология Просвещения по своей направленности является: A. Олигархичной B. Аристократичной C. Буржуазной D. Монархической E.Демократической
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.009 с.) |