Бытие, декада, гармония, небытие, апория, парадокс, движение, судьба, логос, архэ, закон, число, космос, количество, качество, атом, амера, нус, детерминизм, причина, противоположности, диалектика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бытие, декада, гармония, небытие, апория, парадокс, движение, судьба, логос, архэ, закон, число, космос, количество, качество, атом, амера, нус, детерминизм, причина, противоположности, диалектика.



 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какая школа противопоставила себя Гераклиту и на каком основании?

2. Что такое «судьба» в представлениях древних греков? Существует ли определенное сходство «судьбы» с «Логосом» Гераклита?

3. Как соотносятся между собой мир видимости и умопостигаемый мир?

4. Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского?

5. Каким образом пифагорейские представления о космосе влияли на древнегреческую медицину, культуру, религию и искусство? В чем пифагореизм и для нас сохраняет свое значение?

6. Решение проблемы единого и многого в философии Эмпедокла и Анаксагора.

7. Перечислите признаки умопостигаемого мира = подлинного бытия.

8. «Добро и зло – одно и то же. В самом деле, врачи всячески режущие и жгущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни». Как можно истолковать этот фрагмент Гераклита в связи с основными принципами его философии?

 

Семинар № 4. Афинская школа (4 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Антропологический поворот в развитии античной философии: его внутренние и внешние факторы.

2. Софисты. Протагор: человек есть мера всех вещей. Антропологизм, субъективизм и релятивизм философии софистов.

2. Жизнь и учение Сократа. Сократический идеал мудреца и философствования. Проблемы человека: «познай самого себя». Этический рационализм: «добро есть знание». Постановка проблемы единичного и общего. Сократический метод: «ирония», «майевтика», «даймон».

3. Философия Платона. Космос Платона. Учение о Мировой душе. Учение об идеях, о бессмертии души, о познании как припоминании. Учение о государстве. Искусство как «мимезис» (подражание).

4. Философия Аристотеля. Критика учения об идеях Платона. Учение о первичных и вторичных сущностях и четырех причинах вещей. Космология. Учение о душе. Этика. Политика.

 

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 3.4. Классическая античная философия. С.134-187.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. С. 46-55.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. С.124-300.

4. Аристотель. Метафизика. //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1976. (Книги 1, 4, 12).

5.Аристотель. Никомахова этика. Поэтика. //Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.63-68,191-197, 645-660.

6. Аристотель. О душе. – //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1.М.: Мысль,1976. С. 371-375,394-399.

7. История философии. Запад – Россия – Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья). М.: Греко-латинский кабинет,1995. С.111-135.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994.

9. Платон. Государство. //Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3. М.: Мысль,1971. С.224-242.

10. Платон. Пир. Теэтет. //Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. М.: Мысль,1970.

11. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М.,2001. С.33-74.

12. Спиркин А.Г. Философия. М.,2001. С. 46-66.

13. Телегина Н.В. Философское учение Платона в системе античной культуры. //Философия – культура – медицина: история и теория. М., 2009. С. 57- 65.

14. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей, 1995.

 

Дополнительная литература:

1.Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М.,1985.

3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ – СПб.: Университетская книга, 2000.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль,1979.

5. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. //Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.

6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.

8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Глава II.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994.

10. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт.

Т.2. - М.: Мысль, 1988.

12. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003.

13. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос, 1997.

14.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001.

 

Ключевые понятия:

Софистика, софизм, антропологизм, релятивизм, единичное и общее, философский метод, майевтика, ирония, даймон, рационализм, идея, бессмертие души, метампсихоз, философский диалог, мимезис, государство, сущность, форма, катарсис, энтелехия, благо, истина, красота, платонизм, перипатетики.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Что такое софизмы (например, «Лжец», «Лысый» и др.) и как они могут быть разрешимы?

2. Каким образом жизнь Сократа связана с его философией?

3. В чем сходство и различие между философией Сократа и философией софистов?

4. В чём смысл принципа иронии?

5. В чём смысл принципа «майевтики» у Сократа?

6. При помощи каких аргументов Платон доказывает бессмертие души («метампсихоз»)? (Диалог «Федон»).

7. В чем сходство и различие между «атомом» Демокрита и «идеей» Платона?

8. Имеет ли отношение «платоническая любовь» к Платону? Любовь как путь к истине, благу и красоте (диалог «Пир»).

9. Какое место в космологии Платона занимает «мировая душа»? (диалог «Тимей»).

10. Согласны ли Вы с концепцией Платона о знании как понимании благого назначения вещи и ее становления к благу? Объясните свое решение.

11. Можно ли найти в современной философии или психологии эквивалент античному представлению об «идеях»?

12. «Золотая середина Аристотеля». Сравните ее с «мерой» и «средним» у Платона. Объясните различие двух концепций

13. Какое место в космологической картине мира у Аристотеля занимает Ум- Перводвигатель?

14. В чем заключается природа движения по Аристотелю?

15. Что означает понятие «энтелехии» у Аристотеля?

16. Что означает высказывание Аристотеля о естественной необходимости рабства? Какой принцип определяет данную концепцию?

17. Аристотель и античная наука. (Логика, биология, психология, физика и др.).

18. Природа искусства, трагедии и трагического «катарсиса» (очищения) у Аристотеля. Медицинский и философский аспекты катарсиса.

Семинар № 5. Эллинистическая философия (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Развитие античной культуры и философии в эпоху эллинизма (вторая половина IV в. до н.э. –V в.н.э.) Философия Древнего Рима и ее этическая направленность.

2. Эпикуреизм: проблема свободы и счастья человека. А

3. томизм Эпикура.

4. Скептицизм: кризис античной рациональности. Эпохе и атараксия Пиррона. Этика здравого смысла в работах Секста Эмпирика.

5. Этика стоицизма: позднеантичный идеал мудреца. Римские стоики: Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет.

6. Философия неоплатонизма. Плотин об эманации и иерархии бытия. Идея мистического экстаза и гибель античной философии.

 

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 3.5. Эллинистическая философия. С.187-213.

2. Введение в философию. Ред. Фролов И.Т. М.: Республика, 2003. С.55-57.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. С. 300-396.

4. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С.237-340.

5. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2008. С. 156-200.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: АСТ,1994.

7. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2006. С. 275-364.

8. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2005. С.342-561.

Дополнительная литература:

1. Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991.

2. Антология кинизма. М., 1984.

3. Блонский П.П. Философия Плотина. Петроград, 1918.

4. Диллон Дж. Средние платоники. СПб., 2002.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

6. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003.

7. Лега В.П. История западной философии. Ч I Античность. Средневековье. Возрождение. СПб.: ПСТГУ, 2007.

8. Лосев А.Ф. История античной философии. Последние века. М., 1998.

9. Лукреций. О природе вещей Т. I-II М., 1946-1947.

10. Луций Аней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

11. Марк Аврелий Размышления. Л., 1985.

12. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.

13. Нахов И.М. Философия киников. М., 2010.

14. Плотин. Сочинения. СПб, 1995.

15. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2т. Т. I-II. М., 1975-1976.

16. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

17. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.. 1983.

18. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.,1979.

19. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

 

Ключевые понятия:

эллинизм, индивидуализм, космополитизм, Мусейон, школа, экзистенциальная терапия, кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, эпохе, атараксия, апатия, сомнение, пневма, имманентная божественная сила, наслаждение, счастье, гедонизм, эвдемонизм, свобода, смерть, долг, неоплатонизм, Единое и Благо, Ум, Душа, христианство, трансцендентность Бога, идея творения, эманация, ипостась, синкретизм, гностицизм, герметическая литература, озарение, божественные философы, теургия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чем сходство и различие (в этике, в мировоззрении) между христианством и стоицизмом?

2. Античная философия и русская культура.

3. Что нового внес Эпикур и эпикуреизм в античный атомизм?

4..Чем отличается этика классического периода (Сократа, Платона, Аристотеля) от этики эллинистического периода античности?

5. Понятия красоты и блага в неоплатонизме.

6. Платонизм и неоплатонизм

7. В чем заключался кризис античной культуры в начале новой эры?

8. Каковы, на Ваш взгляд, кардинальные новшества, внесенные Эпикуром в атомистическую картину мира, нарисованную Демокритом? Каковы источники и цели этих нововведений Эпикура?

9. Что, помимо хронологии объединяет, философские школы эллинистической эпохи?

10. Ф. Сейер писал о философе эллинистического периода: «Он потерял гражданство на родине и не приобрел его ни в Афинах, ни в Коринфе. Это был человек без родины. Он пользовался дурной славой из-за преступления, совершенного в юности, и его непреклонного поведения. Он был лишен человеческих привязанностей, друзей, дома, собственности, честолюбия, цели в жизни. Он не создал философской системы, но обладал хорошо подвешенным языком и серьезные дискуссии вел, должно быть, посредством острот и шуток. Доминирующая черта характера (философа) – лень». Назовите имя этого мыслителя. Дайте характеристику философскому направлению, к которому он принадлежал. Вы согласны с мнением автора об отсутствии честолюбия данного философа? Обоснуйте свою позицию.

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Античная философия»

Тематика рефератов:

1. Философия мифологии. Особенности мифического мышления.

2. Миф и мифология в современном мире: от мифа к логосу и от логоса к мифу.

3. Античная мифология о происхождении мира.

4. Античный полис: особенности и история развития.

5. Поиск архэ в ионийской философии.

6. Миф и символ.

7. Особенности медицины Древнего Рима. Гален.

8. Религия и философия: сходство и различие.

9. Проблема первобытного мышления.

10. «Осевое время» как время возникновения современного типа мышления.

11. Ф.Ницше о возникновении античной культуры: дионисизм и апполлонизм.

12. Особенности мифического сознания и древняя культура врачевания.

13. Миф и мифология.

14. Проблема человека в древнегреческой философии.

1. Учение Гераклита о Логосе как выражение идеи естественной необходимости.

2. Диалектические идеи натурфилософского периода античной философии.

3. Учение о бытии в философии досократиков.

4. Философские взгляды Эмпедокла.

5. Учение о «семенах вещей» и мировом Нусе Анаксагора.

6. Атомистическое учение в античной философии.

7. Учение Демокрита о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

8. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы медицины. Учение Гиппократа.

9. Афинская демократия.

10. Релятивизм философии софистов.

11. «Сократический поворот» в философии: постановка проблемы человека.

12. Космология Платона и Аристотеля.

13. Энциклопедический характер философии Аристотеля.

14. Понятие материи у Платона и Аристотеля.

15. Учение о душе и теория познания Аристотеля. Учение о пассивном и активном разуме.

16. Александрийский музей и библиотека - мировой центр научных исследований эллинистической эпохи.

17. Философия Диогена и деструктивная направленность александрийского кинизма.

18. Космологическое обоснование индивидуального самоопределения личности в философии Эпикура.

19. Римские стоики: Марк Туллий Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

20. Неоплатонизм – философия позднего эллинизма. Влияние неоплатонизма на арабскую философии.

Вопросы для письменного контроля:

1. Проблема возникновения античной философии.

2. Пифагорейское учение о числах как первооснове вещей.

3. Учение о первоначале (архе) в философии досократиков.

4. Объективный идеализм Платона.

5. Учение об эйдосах в философии Платона и Аристотеля.

6. Этика софистов и Сократа.

7. Симпатичен ли Вам скептический идеал мудреца? Охарактеризуйте пирроновского мудреца и обоснуйте свою позицию.

8. Как Вы думаете, почему киники выступали против философии Платона?

9. Раскройте смысл тезисов: «жить в согласии с естеством» и «живи незаметно».

10. Охарактеризуйте Космос как естественное государство, в котором правит вечный и неизменный Закон с позиции стоической этики.

11. В чем выразился монизм неоплатоников? Почему мы говорим о том, что неоплатонизм явился своеобразным итогом развития античной мысли?

Вопросы для устного контроля:

1. Какие проблемы были поставлены первыми античными философами?

2. Что такое «космос» в понимании античных мыслителей?

3. В чём принципиальное отличие философии Пифагора от прежней натурфилософии?

4. В чём сущность (принцип) вещей, по Гераклиту?

5. В чём состоял основной принцип философии элеатов?

6. Кто такие софисты и в чём суть софистики?

7. В чем смысл известной метафоры о «пещере» Платона?

8. Почему Аристотель не удовлетворяется одной сущность вещей и допускает вторую сущность вещей? В чем она заключается?

9. В чем сходство и различие между «идеей» Платона и «формой» Аристотеля?

10. Почему во всех школах эллинистического этапа античной философии отрицается наличие универсальных начал государства и в чем проявилась терапевтическая функция эллинистической философии?

11. Можем ли мы говорить о технологическом упадке античности и почему многие полезные изобретения эллинов нашли свое практическое применение только в «темные века»?

12. Кто явился основателем нового типа учебного заведения – школы и чем она отличалась от академии Платона и ликея Аристотеля?

13. Б. Рассел писал, что «скептицизм как философия является не просто сомнением, а тем, что можно назвать догматическим сомнением». Чем, по Вашему мнению, отличаются данные виды сомнения?

14. Кто впервые в истории мысли выступил против института рабства, утверждая достоинство всех людей, способных «возделывать» свою душу?

Тестовые задания:

1. Определите время возникновения философии:

A. середина III тысячелетия до н.э.

B. VII-VI вв. до н.э.

C. XVII-ХVIII вв.

D. V-XV вв.

2. Основная проблема милетской школы:

A. проблема познаваемости мира

B. проблема первичности материи или духа

C. проблема первоначала

D. проблема природы человеческой души

3. «Все из воды» - так считал:

A. Гераклит

B. Анаксимандр

C. Пифагор

D. Фалес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.169 (0.061 с.)