Признаки модели рыночного хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки модели рыночного хозяйства



Необходимыми предпосылками, а потому признаками модели рыночной экономики, являются прежде всего существование частной собственности вообще, а конкретно - частной собственности на средства производства, а также существование основополагающих гарантий свободы, таких, как свобода заключения договоров, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода занятия промыслом, свобода производства, торговли и потребления. Инструменты управления, функционирующие одновременно и как механизм санкций - это, во-первых, разность между продажными ценами и издержками, т. е. наличие прибыли или убытка; во-вторых, доход от имущества или трудовой доход, получаемый за счет использования товаров и услуг, имеющих экономическое применение; в-третьих, покупательная способность производственных или потребляющих единиц, действующая через посредство спроса, и, в-четвертых, возможности роста или соображения социального престижа. Еще одним признаком порядка, основывающегося на рыночной экономике, является относительное экономическое воздержание государства: хозяйственная активность ограничивается в значительной степени предоставлением общественных благ или таким производством, которое (как например, когда речь идет о газе, воде и электричестве) не может осуществляться на основе конкуренции.

Качество рыночного хозяйства, особенно его способность регулировать производство в интересах граждан, в значительной степени зависит от того, что существуют рынки, характеризующиеся наличием конкуренции, т. е. во-первых, рынки, на которых оференты конкурируют между собой в условиях экономического равноправия, принимая самостоятельные экономические решения и пытаясь завоевать клиентуру, а консументы в свою очередь борются за то, чтобы реализовать покупательную способность; во-вторых, рынки, где условия обмена, в особенности цены, являются признаками наличия товара, могут свободно формироваться в своей функции как инструменты регулирования спроса и предложения; в-третьих, рынки, на которые имеется открытый доступ с тем, чтобы там, где получается прибыль, могли появиться новые оференты, которые, обеспечив дополнительное предложение на рынке, улучшают его в отношении количества, качества и уровня цен.

Оценка рыночного хозяйства

Порядок, основывающийся на рыночной экономике, соответствует по своей сути обществу, в котором в число общественных целей входит свобода экономического развития и экономическое самоопределение, в котором отдельные личности и социальные группы должны иметь максимальную свободу действия, защищенную от вмешательства государства, в котором ищется взвешенное равновесие различающихся между собой интересов общества и индивида, социальных групп и индивида, а политическая и экономическая власть должны быть рассредоточены. С точки зрения либеральной философии общества, преимущества такого порядка заключаются, во-первых, в ограничении экономической, и тем самым политической, власти государства по отношению к своим гражданам, во-вторых, высокой степени официальной и фактической свободы хозяйственных единиц (когда выполняются определенные условия, касающиеся стартовых шансов хозяйственных субъектов и распределения доходов), в-третьих, в обеспечении прав на политическую и личную свободу, таких как свобода печати, свобода волеизъявления, свобода перемещения, свобода отправления религиозных культов, и в-четвертых, в децентрализации экономической власти.

Экономическое преимущество модели, основывающейся на рыночном хозяйстве,- преимущество, которое доказано историей, заключается, в частности, в ее способности ориентировать экономическую деятельность в обществе на выполнение пожеланий консументов и одновременно макси­мально сокращать ограниченность наличия товаров за счет экономической рациональности хозяйственных процессов, т. е. за счет обеспечения высокой и все возрастающей производительности. Из многочисленных предпосылок этой способности здесь следует упомянуть следующие:

- система свободных цен до сих пор является самым точным из известных в настоящее время средств измерения степени ограниченности товаров, которые дают основу расчета такой комбинации средств производства, которая связана с минимальными издержками (дискуссия, постоянно ведущаяся среди экономистов восточноевропейских стран и Китая относительно "либерализа­ции" экономического порядка в этих странах и об улучшении системы управ­ления, показывает, что там отдают себе отчет в важности максимально точно функционирующего средства измерения степени ограниченности товаров);

- автономные, свободные в плане принятия решений предприниматели быстрее и с большей надежностью находят лучшие с качественной и технической точки зрения методы и средства производства, требующие наименьших издержек, и лучше осуществляют их экспериментальную проверку, чем чуждые предприятию и зависящие от неповоротливой бюрократии административные чиновники, которые не столь хорошо знают положение на предприятии и его экономическое окружение, чем руководители этого предприятия (дискуссия о "децентрализации" принятия экономических решений в административной экономике показывает, что там предпринимаются попытки воспользоваться преимуществами предоставления предпринимателям свободы принятая решений);

- модель рыночного хозяйства позволяет проявиться личной инициативе и работоспособности более непосредственно и свободно, чем модель админи­стративной экономики;

- наконец, при рыночном хозяйстве, в котором производители и средства производства не сковываются рамками обязательного к исполнению общехозяйственного плана, хозяйственные субъекты свободно располагают средствами производства и поэтому могут гибко приспосабливаться к положению на рынке и его изменениям.

Тем самым мы подошли к одной из причин эффективности рыночного хозяйства в области экономического и технического прогресса. Протекание прогресса и использование его результатов связаны с экспериментами, со знаниями и с передачей информации. Задача экономики, оптимально снабжаю­щей общество, состоит, как показал Хайек (1976, с. 103 и послед.), в первую очередь не в том, чтобы в максимальном объеме удовлетворить существующую потребность с помощью имеющихся для этого средств, а чтобы учитывать потребность в товарах и ее изменения, а также улучшать средства, имеющиеся для удовлетворения потребности и в первую очередь средства и методы производства. Таким образом, речь идет о том, чтобы накопить как можно больше знаний, получить новые знания и применить их. При решении этой проблемы следует исходить из того, что никто - никакой индивид, никакой предприниматель, никакое учреждение - не является всезнающим. Поэтому, как полагает Хайек, следует искать организацию общества, которая как можно дальше отодвигает границы человеческого знания. Это, однако, как показывает опыт, возможно скорее при системе, основывающейся на соревновании, свободе духа и свободе действия: в таком обществе каждая независимая экономическая единица представляет собой как бы экспериментатора, который всеми дозволенными средствами, не будучи скованным плановыми заданиями и не завися от выделенных средств производства, стремится к достижению максимального успеха. Экономическая единица, добивающаяся такого успеха, в состоянии проложить себе путь на рынке. Конкуренты стремятся приспосо­биться к такому положению. В рамках соревнования предприниматели стремят­ся к тому, чтобы обнаружить потребности клиентов. Тысячи инженеров и коммерсантов прилагают усилия, чтобы найти, опробовать и реализовать новые идеи. Однако решающим является не то обстоятельство, что они собирают знания, используют информацию, разрабатывают и пытаются осуществить идеи (это происходит и при административной экономике), а то, как они это делают, -а делают они это в децентрализованном порядке и свободно. Решающим является, во-первых, то, что при рыночной экономике реально существует свобода сбора знаний и информации, возможность реализовать свои замыслы и намерения в свободном соревновании может быть больше, чем при административной экономике, а во-вторых то, что соревнование является не только инструментом стимулирования прогресса, но и инструментом отбора идей. При административной экономике ограниченными являются как наличие средств для реализации самостоятельно поставленных исследовательских целей, так и свобода выбора исследовательских и экономических целей хозяйственными субъектами. Это ограничение наличных средств и свободы действия субъекта и является предпосылкой того, чтобы приблизительно выполнить план, заданный в централизованном порядке.

Эта аргументация не опровергается и достигнутыми при централизованно управляемых системах экономическими и техническими успехами, масштабы которых невозможно отрицать. Ибо многочисленные высочайшие достижения в отдельных областях, например, в технике производства вооружений или космической технике, которые обеспечиваются за счет концентрации государством средств на достижение определенных целей, не являются мерилом того, в каком объеме некое общество способно с прогрессу, поэтому что этот прогресс (по крайней мере в соответствии с масштабами изменения, принятыми в рамках западной культуры) должен, во-первых, распространяться на всю необъятную сферу экономики и техники, а во-вторых, затрагивать все сферы жизни, в том числе и частной жизни.

Децентрализация получения, сбора и использования информации и знаний имеет не только то преимущество, что более точная информация о мельчайших единицах общества (индивидах и семьях) характеризует потребности, которые потом легче могут быть удовлетворены, но и то, что децентрализованное получение и переработка экономической информации являются более дешевыми и точными, чем это имеет место в случае централизованного сбора и переработки информации.

Проблематика модели, основывающейся на рыночном хозяйстве, связана преимущественно с двум сферами: социальной и сферой управления системой в целом в плане обеспечения максимально уравновешенного, свободного от колебаний и характеризующегося уверенностью в будущем развитии экономики при полной загруженности производственных факторов. Поскольку социальные проблемы рассматриваются в отдельном разделе, здесь достаточно затронуть лишь проблематику глобального управления.

По причинам, вдаваться в которые здесь нет возможности, упомянем лишь невозможность снижения заработной платы и необходимость обеспечения работоспособности экономики за счет принятия новых и новых политических решений, например, в отношении инвестиций в инфраструктуру (в частности, в области образования и транспорта).

Управление системой в целом должно осуществляться методами экономической политики. В принципе такое управление, конечно, возможно. Однако управление рыночной экономикой является более трудным и требует неординарных политических способностей, чем управление административной экономикой, поскольку в первом случае политика, связанная с конъюнктурой, структурными аспектами и экономическим ростом, проводится прежде всего при помощи инструментов экономической политики, основывающихся на руководстве, поощрении инициативы и создание стимулов, а политический успех зависит от реакции членов общества, которая не контролируется со стороны государства. В рамках же административной экономики можно действовать путем отдачи обязательных к исполнению указаний и осуществления принуждения.

Наконец, в том разделе следует указать еще на одно уязвимое место модели, основывающейся на рыночном хозяйстве.

Экономический порядок, основывающийся на ярко выраженной рыночной системе, при котором характер поведения определяется неограниченным стремлением к получению прибыли, может привести к возникновению соци­ального климата, при котором теряются такие ценности, как взаимовыручка, способность прийти на помощь, понимание другого, чувство сопричастности и социальное мышление, обеспечение достойных человека условий труда и др. Поэтому рыночный принцип представляется приемлемым только тогда, когда конкуренция подчиняется определенным нормам, регулирующим ее качество, т. е. она не ведется недобросовестными средствами, не основыва­ется на обмане, не связана с дискриминацией и не приводит к разорению, и когда экономическое поведение в целом вписывается в рамки установленных обществом правовых норм, обеспечивающих гарантию достоинства личности и соблюдение социальной справедливости. Эта необходимость упорядочи­вания и регулирования свободы экономической деятельности касается прежде всего профессиональной и трудовой деятельности.

[8]

КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Изучив эту тему, Вы усвоите: во-первых, какие характеристики определяют структуру рынков; во-вторых, насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; в-третьих, что понимается под монополией как формой экономического поведения фирмы, каковы причины и результаты такого поведения; в-четвертых, как государство использует законодательство для создания гарантий конкуренции; в-пятых, в чем заключаются особенности монополизма в России.

3.1. Совершенная и несовершенная конкуренция

Экономическая конкуренция

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или, как говорят, за "доллар потребителя" в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым

и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других Экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

К истории вопроса

Примерно до середины XIX в. для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Со второй половины века картина меняется: крупные предприятия постепенно захватывают большую долю рынков (рынков отдельных товаров). Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX в. предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже Х1Х-ХХ вв. свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 г. 0,3% всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 г. на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий и 48% общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн. дол. составляли 0,9 % от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В 1909 г. таких предприятий насчитывалось уже 1,1 % от общего числа и на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны.

Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной, совершенной конкуренцией появились ее новые виды, и прежде всего конкуренция несовершенная.

Наиболее глубокий и полный анализ кардинально новых моментов в поведении экономических агентов на рынках и новой рыночной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах "Экономическая теория несовершенной конкуренции" Джоан Робинсон и "Теория монополистической конкуренции" Эдварда Чемберлина.

Рыночная структура

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.

По сути дела, понятие "рыночная структура" шире категории "рынок". Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентное™ рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур (табл. 3-1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков. Остановимся более подробно на каждой из моделей рынка.

Таблица 3-1

    Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополис­тическая конкуренция Множество мелких фирм Разно­родная продукция Никаких за­труднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разно­родная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

 

Совершенная конкуренция

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна "соглашаться с ценой", принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут быть довольно интенсивными - сравните цену яблок в конце лета и весной. Но разница в цене - это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

Несовершенная конкуренция

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка:

производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.029 с.)