Тема 5. Модели рыночной структуры. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Модели рыночной структуры. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции



Тема 5. Модели рыночной структуры. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции

Модели рыночной структуры:

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Различают совершенную и несовершенную конкуренцию

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Различают следующие модели несовершенной конкуренции:

· Монополия

· Монополистическая конкуренция

· Олигополия

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется следующими особенностями:

1) цена товара задается самим рынком и не зависит от объема производства каждого отдельного производителя, т. к. доля его в общем объеме продаж низка;

2) продаваемые на рынке товары абсолютно однородны. Например, пшеница по каждому сорту имеет единую сложившуюся цену;

3) отсутствие барьеров для входа в данную сферу производства и выхода из нее;

4) полная мобильность факторов производства и свободный доступ к экономической информации.

Особенности поведения производителя в условиях совершенной конкуренции:

· Конкурентная фирма может влиять на свой доход, только изменяя объем продаж.

· Средняя выручка (average revenue – АR) продавца – выручка, приходящаяся на единицу проданного товара. В условиях чистой конкуренции средняя выручка равна цене товара AR = = TR / Q = P.

· Предельная выручка продавца (marginal revenue – MR) – прирост выручки, получаемый продавцом при продаже дополнительной единицы товара. В условиях чистой конкуренции MR равна цене товара (МR = Р).

Правило максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции:

Прибыль = TR − TC,

где ТR – валовой доход; ТС – валовые издержки

Тема 6. Фирма в условиях чистой монополии. Естественная монополия и ее особенности

Монополия — это единоличное право на владение кем (чем)-либо, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного «хозяина» в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе. Монополия подразумевает под собой полное отсутствие конкуренции.

Виды монополий

Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

· Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

· Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).

· Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

· Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Особенности фирмы-монополиста:

· Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). (Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов.):

AR=TR/Q=PQ/Q=P,

AR(Q)=P(Q).

· Вследствие убывающего характера кривой спроса — AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом значении Q>0.

Рынок капитала

Капитал как фактор производства выражает совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, оборудование, инструменты, технологии, разработки, материалы, сырье, полуфабрикаты.

В экономической теории капитал подразделяется на 2 вида – реальный (физический), т.е. в материальной и интеллектуальной форме, и финансовый (денежный), т.е. в форме денег и ценных бумаг. Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал. Основной капитал = основные фонды.

Доход на капитал – это процент – цена, уплачиваемая за пользование деньгами в течение определенного времени. Ставка процента – это отношение дохода на капитал к величине капитала, умноженное на 100%. На ставку процента оказывает влияние множество факторов:

1) повышение предельной производительности капитала под влиянием НТП повышает спрос на капитал и процентную ставку;

2) изменение вкусов и предпочтений потребителей;

3) инфляция, повышение налогов снижают спрос на капитал, что отражается на процентной ставке;

4) фаза деловой активности.

Различают номинальную и реальную ставку процента. Номинальная – это денежная процентная ставка, которая характеризует получаемый доход в текущих ценах. Реальная – это процентная ставка характеризует доход в неизменных ценах.

Элементами рынка капитала являются спрос и предложение. Спрос на капитал зависит от его производительности и характеризуется обратной, отрицательной зависимостью от его стоимости, т. е. люди предъявляют все больший спрос на капитал при условии, что он выдается под низкий процент. Существуют факторы, влияющие на величину спроса капитала на рынке факторов производства, такие как:

1) разработка новых технологий и их внедрение в процесс производства и на рынок;

2) поиск новых способов добычи природных ресурсов.

Рынок капитала и дисконтирование.

Понятие «дисконтированная стоимость» используется для оценки инвестиционных проектов. Инвестор, отказываясь от использования капитала сегодня в личных целях, желает получить увеличение капитала в будущем.

Нынешняя стоимость 1 рубля, выплаченного через определенное время, называется текущей дисконтированной (приведенной) стоимостью (Present Discount Value) – PDV.

 

Если период равен 1 году, то PDV=1/(1+i).

 

Для n лет: PDV=1/(1+i)n.

 

Рынок природных ресурсов.

 

Земля как фактор производства представляет собой:

· земельную площадь, которая может быть использована под сельское хозяйство иные цели.

· водные ресурсы.

· полезные ископаемые.

· определённое географическое местоположение.

· жилые и нежилые помещения.

Земля обладает рядом особенностей:

1) земля не является результатом труда, поэтому не обладает стоимостью (подразумеваются земельные участки).

2) в процессе распределения и перераспределения создаваемого продукта земля превращается в объект купли-продажи, она приобретает цену и становиться объектом собственности.

3) земля является одновременно и объектом труда и предметом труда.

4) земля — это особенное, ничем не заменяемое средство производства.

5) другие средства труда по мере производства изнашиваются. Земля не только не утрачивает свои характеристики, но при правильном возделывании может их улучшить.

6) количество земли ограничено.

7) земля характеризуется качественной не однородностью, не перемещаемостью и постоянным расположением.

 

Раздел II. Макроэкономика

Тема 5. Модели рыночной структуры. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции

Модели рыночной структуры:

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Различают совершенную и несовершенную конкуренцию

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Различают следующие модели несовершенной конкуренции:

· Монополия

· Монополистическая конкуренция

· Олигополия

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется следующими особенностями:

1) цена товара задается самим рынком и не зависит от объема производства каждого отдельного производителя, т. к. доля его в общем объеме продаж низка;

2) продаваемые на рынке товары абсолютно однородны. Например, пшеница по каждому сорту имеет единую сложившуюся цену;

3) отсутствие барьеров для входа в данную сферу производства и выхода из нее;

4) полная мобильность факторов производства и свободный доступ к экономической информации.

Особенности поведения производителя в условиях совершенной конкуренции:

· Конкурентная фирма может влиять на свой доход, только изменяя объем продаж.

· Средняя выручка (average revenue – АR) продавца – выручка, приходящаяся на единицу проданного товара. В условиях чистой конкуренции средняя выручка равна цене товара AR = = TR / Q = P.

· Предельная выручка продавца (marginal revenue – MR) – прирост выручки, получаемый продавцом при продаже дополнительной единицы товара. В условиях чистой конкуренции MR равна цене товара (МR = Р).

Правило максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции:

Прибыль = TR − TC,

где ТR – валовой доход; ТС – валовые издержки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.014 с.)