Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип действия и характерные черты модели, основанной на рыночной экономике

Поиск

Наиболее распространенным принципом экономической деятельности в обществах промышленных стран Запада является согласование отдельных экономических действий через систему рынков.

При координации в условиях рыночного хозяйства принятие решений относительно остроты потребности и способа ее удовлетворения предоставляется самим носителям потребности, т.е. консументам и носителям спроса на средства производства. Решения, касающиеся индивидуальных потребностей, принимаются в домашнем хозяйстве, а решения относительно общественных потребностей - соответствующим общественным органом, т. е. в Федеративной Республике Германии советом общины, земельным парламентом и Бундестагом. В пределах наличествующего дохода носители спроса в соответствии со своими потребностями свободно принимают решение о том, в каких количествах и с каким качеством они делают предмет своего спроса и собираются потребить (свобода потребления). Решения об удовлетворении спроса, т. е. о характере и объеме производства товаров, принимают руководители предприятий (свобода производства).

Планы потребления домашних хозяйств и планы получения прибыли предпринимателей, иначе говоря,- спрос и предложение, координируются за счет того, что предприятия обменивают на рынках предлагаемые ими товары или услуги на деньги, причем по ценам, которые устанавливаются свободно, в зависимости от соотношения спроса и предложения, т. е. в зависимости от степени ограниченности наличия товара. Взаимная координация планов происходит на жизнеспособных рынках следующим образом: цена предложения является для носителей спроса масштабом, на основании которого они могут в соответствии со своей потребностью и имеющимся доходом принять решение о требующемся количестве товара. Таким образом, структура цен предложения влияет на планы потребления. Если меняются цены на товары или качество товара, то консументы меняют свои решения, причем - в нормальной ситуации - при снижении цены они запрашивают больше, а при повышении цены - меньше товара. Если консументы ведут себя рационально и располагают хорошей информацией, то в условиях наличия нескольких видов товара, удовлетворяющего определенный спрос, или когда определенный товар предлагается несколькими оферентами, они выберут наиболее дешевое изделие. Такая конкуренция между различными товарами обнаруживает тенденцию к победе в соревновании более дешевого изделия, т. е. она ведет к лучшему снабжению консумента в отношении количества, качества товара и цены на него. Цены, которые может получить производитель, в сочетании с издержками производства представляют собой основу для принятия решение производителем. Чем выше при заданном уровне издержек производства устанавливается цена на изделие, т. е. чем выше прибыль на единицу продукции, тем выгоднее производить данный товар и увеличивать предложение. Таким образом осуществляется преимущественно производство тех товаров, которые в силу ограниченности их количества дают больше прибыли на единицу продукции (ориентация производства в направлении наиболее острой потребности). Когда можно получить прибыль, для существующих производителей есть смысл увеличивать производство, а для других производителей существует стимул также приступить к производству того изделия, которое приносит прибыль (функция регулирования предложения прибылью). Повышение спроса, приводящее вначале к повышению цен и прибылей, ведет в конечном итоге к увеличению предложения. Это приводит, однако, к снижению цены на товар. Если же (по причине падения цен или повышения издержек) прибыль на единицу продукции уменьшается или исчезает совсем, срабатывает тенденция к уменьшению объема производства. Поскольку снижение цен означает уменьшение степени ограниченности наличия изделия, а повышение издержек - относительное уменьшение стоимости средств производства, эта реакция является желательной с точки зрения оптимального использования производственных факторов.

Важными предпосылками жизнеспособности мероприятий по координации планов в условиях рыночного хозяйства являются не только свободное ценообразование, свобода потребления и свобода производства, но прежде всего свобода занятия промыслом и свобода конкуренции, чтобы там, где существует ограниченность наличия товара, о которой сигнализирует высокая прибыль, могла осуществляться и функция прибыли, выражающаяся в регулировании использования производственных факторов, расширении предложения и, в конечном итоге, - снижении цен.

Подобно тому, как осуществляется координация планов потребления и производства, в условиях рыночного хозяйства координируются также спрос и предложение на рынках производственных факторов. Решения, касающиеся предложения производственных факторов, принимаются собственниками по отношению к производственным факторам, т. е. работополучателями, землевладельцами и владельцами основного капитала. Спрос на производст­венные факторы является результатом рассмотренных выше решений предпринимателей относительно ведения производственного процесса.

Особенностью рыночного решения проблемы управления является то обстоятельство, что составление планов и принятие экономических решений являются прерогативой самостоятельных хозяйств. Эти индивидуальные планы координируются через ценообразование на рынке таким образом, что происходит согласование интересов самостоятельных хозяйств и их планов, причем первичное управление экономическим процессом осуществляется со стороны самостоятельного хозяйства. Итак, координация планов осуществляется через принятие решений субъектами хозяйственной деятельности путем свободного достижения договоренностей, а не через решения вышестоящих инстанций. Поэтому здесь можно говорить о самокоординации через осуществление взаимного согласования. "Рынки представляют собой... социальный институт, предназначенный для согласования принципиально противостоящих друг другу в отношении уровня цен оферентов и консументов. При этом каждый участник этих процессов (здесь следует добавить: если не учитывать неравенство доходов) является равноправным с другими, никто не имеет власти над другими и нет никакой вышестоящей инстанции, которая заботилась бы о согласовании интересов, не забывая при этом собственные интересы" (Штоббе, 1975, с. 289).

Экономическая и социальная эффективность свободных рынков как инструмента координации планов и принятия решений относительно объема, качества, техники и распределения продукции зависит от выполнения определенных предварительных условий: хозяйственные субъекты не должны подвергаться влиянию экономической власти или находиться под экономическим давлением, они должны (если исключить из рассмотрения "естественные" различия в способностях и склонностях) иметь одинаковые шансы в отношении экономической деятельности. Они должны быть в состоянии осуществлять или принимать участие в экономических процессах и обеспечивать собственным трудом достойный человека минимум, получать в свое распоряжение доход, гарантирующий возможность существования. Такая система управления именуется системой планирования, основанной на рыночном хозяйстве или рыночным хозяйством. Координация экономичес­кой деятельности через посредство рынка возможна, разумеется, лишь в тех случаях, когда речь идет о так называемых рыночных продуктах, т. е. о распространенных на рынке, являющихся предметом спроса или предложения, товарах или услугах. Существуют, однако, (и по мере развития экономики во все возрастающем количестве) нерыночные продукты, такие, например, как общественная безопасность, социальная обеспеченность, здравоохранение, возможности отдыха, получения образования и т. п., относительно производства и распределения которых, в частности, по социальным причинам не может приниматься решение, основанное на принципах рыночного хозяйства, а необходимо использовать органы, либо действующие на основе иерархического принципа, либо избранные демократическим путем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.019 с.)