Программа курса по данному разделу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса по данному разделу



ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ПРОГРАММА КУРСА по данной части....................................................................................... 4

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................. 4

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ......................................................................................................................6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР...............................................................................................................7

Формы предприятий...................................................................................................................7

Координация в соответствии с принципами рыночного хозяйства........................................8

Принцип действия и характерные черты модели, основанной на рыночной экономике............................................................................................................................................................. 8

Признаки модели рыночного хозяйства............................................................................. 10

Оценка рыночного хозяйства.............................................................................................. 11

Конкуренция и ее виды............................................................................................................ 13

Совершенная и несовершенная конкуренция.................................................................... 14

Монополия: "за" и "против". Двойственная роль монополии......................................... 19

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство.................................................. 20

Роль государства в рыночной экономике............................................................................... 22

"Фиаско" рынка и необходимость государственного регулирования:

возможности и пределы................................................................................................................. 22

Государство в рыночной экономике........................................................................................ 25

Границы вмешательства государства в экономику........................................................... 25

Методы государственного регулирования экономики..................................................... 27

Общественные товары......................................................................................................... 30

Внешние эффекты................................................................................................................. 31

Неолиберализм: концепции и практика.................................................................................. 34

Доходы и политика доходов..................................................................................................... 35

Доходы и их виды................................................................................................................. 35

Доходы от неформальной (теневой) экономике................................................................ 37

Государственная политика доходов.................................................................................... 39

Политика доходов в условиях инфляции........................................................................... 41

Проблема дефференциации доходов.................................................................................. 44

Современные формы оплаты труда......................................................................................... 46

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ................................................................... 47

ТРЕНИНГ УМЕНИЙ..................................................................................................................... 49

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………………52

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ…………………………………………………………………………55


ПРОГРАММА КУРСА по данному разделу

Фирма и структура бизнеса. Основные типы рыночных структур. Сущность конкуренции. Методы конкурентной борьбы. Общие принципы поведения фирмы на конкурентном рынке. Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные элементы рыночного механизма совершенной конкуренции. Цена, спрос и предложение, их эластичность и конкуренция. Преимущества и недостатки механизма совершенной конкуренции. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции. Олигополия. Ценообразование при существова­нии олигополии. Монополия, ее экономическая природа, причины возникнове­ния. Ценовая дискриминация. Потери от несовершенной конкуренции. Монополия и ее место в конкурентной борьбе. Неценовая конкуренция.

Несовершенство рынка и роль правительства. Регулирование и дерегулирование. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Приватизация. Социальное рыночное хозяйство и его современные проблемы. Основные пути демонополизации экономики в современной России.

Доходы и благосостояние населения. Номинальные и реальные доходы. Неравенство доходов в рыночных условиях. Распределение доходов. Кривая Лоренца. Проблемы бедности в различных странах. Роль государства в перераспределении доходов. Доходы и инфляция.

ЛИТЕРАТУРА

Базовая

1. Е.Ф.Борисов. Экономическая теория. М., 1997.

Дополнительная

2. Бевентер Э. фон, Хампе И. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях: Пер. с нем. М., 1993. С. 74-98.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996. С. 119-161, 216-279, 292-302.

4. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М., 1997. С. 19-23, 264-298, 299-382.

5. Дихтель Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А.М. Макарова. Под. ред. И.С.Минко. М., 1995. С. 6-19.

*6. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / А.Я.Лившиц, И.Н.Никулина, О.А.Груздева и др. Под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. М., 1994. С. 74-98, 261-301.

7. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с датского А.Н.Чеканского, О.В.Рождественского. М., 1994. С. 117-137.

8. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. М., 1996. С. 3-34, 58-92.

*9. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). М., 1994. С. 49-62, 190-207.

10. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. М., 1997. С. 241-265, 507-527.

*11. Курс экономической теории / Под общ. ред. проф. М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. Киров, 1994. С. 153-195.

*12. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. С. 17-37, 45-56, 150-182.

13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М., 1992. Т.1. С. 94-112, Т.2. С. 65-89, 92-141, 200-237, 276-292.

*14. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М.Власовой. М., 1995. С. 99-118, 144-177.

15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для неэкон. спец. вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П.В.Савчен­ко. М., 1996. С. 26-82, 158-180.

16. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. Пер. с англ. М., 1994. С. 184-201, 226-242.

17. Самуэльсон П. Экономика. М., 1993. Т.1. С. 111-117, 150-164, Т.2. С. 88-93, 344-377.

18. Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех: Пер. с англ. Новосибирск, 1994. С. 197-257.

19. Хорвард К., Журавлева Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономике). М., 1995. С. 76-119, 197-233.

*20. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В.В.Радаева, А.В.Бузгалина. М., 1995. С. 345-375.

21. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я.Горфинкель, Е.М.Купряков, В.П.Просолова и др.; Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Е.М.Купрякова. М., 1996. С. 231-272.

22. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. М., 1995. С. 88-199,235-242.

*23. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С.Булатова. М., 1995. С.96-129, 216-292, 317-334.

 

 

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, выдержками из которых сформирован тематический обзор.


ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИИ

№ п/п Умения Алгоритм
1 Расчет индекса цен Jц, при предположении, что цены изменяются, а количество товаров неизменны Σ р1g0 Jцо = Σ р0g0     1.   2.   3. 4. Определение цен базисного периода на товары ро...рn, руб. Определение цен текущего периода на товары pi...рn, руб. Определение количества товаров gо...gn. Определение индекса цен Jц0.
2 Расчет индекса цен, при изменении цен и количества товаров   Σ р1g0 Jцо = Σ р0g0   1.   2.   3.   4.   5. Определение цен базисного периода на товары, ро- руб. Определение цен текущего периода на товары, p1 - руб. Определение количества товаров базисного периода qo. Определение количества товаров текущего периода q1. Определение индекса цеп Jц1.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Прежде всего предприятия подразделяются на два типа в зависимости от того, какая собственность преобладает: общественная или частная.

Первый тип. Государственные и муниципальные предприятия. Их совокупность представляет общественный сектор экономики.

Второй тип. Единоличное владение, товарищества, акционерные общества, смешанные предприятия, кооперативы. Они составляют частный сектор экономики.

Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.

Ответственность же бывает ограниченной и неограниченной.

Ограниченная ответственность означает, что лица, вложившие свои средства в предприятие, несут ответственность по обязательствам предприятия только в пределах своих вкладов.

Неограниченная ответственность означает, что лица, вложившие свои средства в предприятие, несут совместную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом.

Допустим, два человека вкладывают по 1 млн. дол. в совместное предприятие. Общий капитал предприятия составляет 2 млн. дол. Если предприятие обанкротится с обязательствами перед кредиторами в размере 3 млн. дол., то в случае ограниченной ответственности каждый из совладельцев должен будет погасить долговые обязательства на сумму не более 1 млн. дол., т.е. размера своего вклада. При неограниченной ответственности обоим владельцам придется расстаться с суммой 3 млн. дол. Если один сможет выплатить только 1 млн., то другому владельцу горе-предприятия придется оплатить 2 млн. дол.

Каковы организационные формы предприятий частного сектора?

Индивидуальное (семейное) частное предприятие основано на личной собственности граждан. Его владельцем является одна семья (одно лицо), получающая весь доход и несущая весь риск от результатов хозяйственной деятельности.

Преимущества: не возникает проблем с дележом прибыли, проще система налогообложения, возможны налоговые льготы.

Недостатки: небольшая величина стартового капитала, трудности с получением банковского кредита, сложно начать крупное дело.

Полное товарищество основано на долевой (паевой) собственности членов, не является юридическим лицом. Все члены товарищества несут полную ответственность всем своим личным имуществом по результатам хозяйственной деятельности. Прибыль, полученная товариществом по итогам финансового года, делится между участниками в соответствии с вкладами в уставный капитал.

Преимущества: возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки; мобильность в направлениях вложения средств, применение диверсификация - вложения средств в различные отрасли экономики.

Недостатки: трудности при дележе прибыли между участниками товарищества; отсутствие льгот в налогообложении.

Смешанное товарищество основано также на долевой собственности. Смешанное товарищество включает действительных членов, которые несут полную совместную ответственность по обязательствам, и членов-вкладчиков, несущих ответственность только в пределах своего вклада. Смешанное товарищество - юридическое лицо.

 

 

* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

Для справки. В международной практике такое товарищество называется коммандитный. Его действительные члены - это комплементарий, а члены-вкладчики- коммандисты. Коммандитное товарищество состоит как минимум из одного комплементария, являющегося руководителем, и одного коммандиста.

Преимущества: к участию могут быть привлечены все, желающие вложить свой капитал, но не желающие участвовать в управлении, например люди пенсионного возраста или занятые в других формах бизнеса.

Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) - его уставный капитал образуется только за счет вкладов учредителей. Каждый участник отвечает по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Вклад участника составляет его пай, доля пая в уставном капитале определяет долю участника в прибыли. Главной особенностью является запрещение продажи участниками своих паев на открытом рынке.

Акционерное общество открытого типа - это предприятие, денежные средства которого образуются путем объединения средств многих участников через выпуск и продажу акции. Владельцами акций могут быть как юридические лица - государство, предприятия, организации, так и отдельные граждане.

Финансово-экономическая ответственность акционеров (совладельцев предприятия) по обязательствам и убыткам предприятия ограничивается суммой их вкладов в капитал общества.

Направления и характер деятельности акционерного общества могут быть различными, общей является цель - получение прибыли.

Объединение предприятий, создаваемое предприятиями доброволь­но на основе договора (межфирменного соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотраслевых или территориальных объединений. Преимущества: сокращение объема капитальных затрат и риска, приобретение производственной базы или источников сырья, снижение издержек производства. Недостатки: появление бюрократической верхушки, потеря гибкости, противоречия внутренней структуры.

Предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовых коллективов. Это предприятие, являвшееся в прошлом государственным, которое заключило с вышестоящими органами управления договор аренды, платило арендную плату и накапливало собственную прибыль. В настоящее время такое предприятие имеет право выкупа имущества у государства и образования товарищества или акционерного общества.

Таковы основные организационно-правовые формы предприятий.

Оценка рыночного хозяйства

Порядок, основывающийся на рыночной экономике, соответствует по своей сути обществу, в котором в число общественных целей входит свобода экономического развития и экономическое самоопределение, в котором отдельные личности и социальные группы должны иметь максимальную свободу действия, защищенную от вмешательства государства, в котором ищется взвешенное равновесие различающихся между собой интересов общества и индивида, социальных групп и индивида, а политическая и экономическая власть должны быть рассредоточены. С точки зрения либеральной философии общества, преимущества такого порядка заключаются, во-первых, в ограничении экономической, и тем самым политической, власти государства по отношению к своим гражданам, во-вторых, высокой степени официальной и фактической свободы хозяйственных единиц (когда выполняются определенные условия, касающиеся стартовых шансов хозяйственных субъектов и распределения доходов), в-третьих, в обеспечении прав на политическую и личную свободу, таких как свобода печати, свобода волеизъявления, свобода перемещения, свобода отправления религиозных культов, и в-четвертых, в децентрализации экономической власти.

Экономическое преимущество модели, основывающейся на рыночном хозяйстве,- преимущество, которое доказано историей, заключается, в частности, в ее способности ориентировать экономическую деятельность в обществе на выполнение пожеланий консументов и одновременно макси­мально сокращать ограниченность наличия товаров за счет экономической рациональности хозяйственных процессов, т. е. за счет обеспечения высокой и все возрастающей производительности. Из многочисленных предпосылок этой способности здесь следует упомянуть следующие:

- система свободных цен до сих пор является самым точным из известных в настоящее время средств измерения степени ограниченности товаров, которые дают основу расчета такой комбинации средств производства, которая связана с минимальными издержками (дискуссия, постоянно ведущаяся среди экономистов восточноевропейских стран и Китая относительно "либерализа­ции" экономического порядка в этих странах и об улучшении системы управ­ления, показывает, что там отдают себе отчет в важности максимально точно функционирующего средства измерения степени ограниченности товаров);

- автономные, свободные в плане принятия решений предприниматели быстрее и с большей надежностью находят лучшие с качественной и технической точки зрения методы и средства производства, требующие наименьших издержек, и лучше осуществляют их экспериментальную проверку, чем чуждые предприятию и зависящие от неповоротливой бюрократии административные чиновники, которые не столь хорошо знают положение на предприятии и его экономическое окружение, чем руководители этого предприятия (дискуссия о "децентрализации" принятия экономических решений в административной экономике показывает, что там предпринимаются попытки воспользоваться преимуществами предоставления предпринимателям свободы принятая решений);

- модель рыночного хозяйства позволяет проявиться личной инициативе и работоспособности более непосредственно и свободно, чем модель админи­стративной экономики;

- наконец, при рыночном хозяйстве, в котором производители и средства производства не сковываются рамками обязательного к исполнению общехозяйственного плана, хозяйственные субъекты свободно располагают средствами производства и поэтому могут гибко приспосабливаться к положению на рынке и его изменениям.

Тем самым мы подошли к одной из причин эффективности рыночного хозяйства в области экономического и технического прогресса. Протекание прогресса и использование его результатов связаны с экспериментами, со знаниями и с передачей информации. Задача экономики, оптимально снабжаю­щей общество, состоит, как показал Хайек (1976, с. 103 и послед.), в первую очередь не в том, чтобы в максимальном объеме удовлетворить существующую потребность с помощью имеющихся для этого средств, а чтобы учитывать потребность в товарах и ее изменения, а также улучшать средства, имеющиеся для удовлетворения потребности и в первую очередь средства и методы производства. Таким образом, речь идет о том, чтобы накопить как можно больше знаний, получить новые знания и применить их. При решении этой проблемы следует исходить из того, что никто - никакой индивид, никакой предприниматель, никакое учреждение - не является всезнающим. Поэтому, как полагает Хайек, следует искать организацию общества, которая как можно дальше отодвигает границы человеческого знания. Это, однако, как показывает опыт, возможно скорее при системе, основывающейся на соревновании, свободе духа и свободе действия: в таком обществе каждая независимая экономическая единица представляет собой как бы экспериментатора, который всеми дозволенными средствами, не будучи скованным плановыми заданиями и не завися от выделенных средств производства, стремится к достижению максимального успеха. Экономическая единица, добивающаяся такого успеха, в состоянии проложить себе путь на рынке. Конкуренты стремятся приспосо­биться к такому положению. В рамках соревнования предприниматели стремят­ся к тому, чтобы обнаружить потребности клиентов. Тысячи инженеров и коммерсантов прилагают усилия, чтобы найти, опробовать и реализовать новые идеи. Однако решающим является не то обстоятельство, что они собирают знания, используют информацию, разрабатывают и пытаются осуществить идеи (это происходит и при административной экономике), а то, как они это делают, -а делают они это в децентрализованном порядке и свободно. Решающим является, во-первых, то, что при рыночной экономике реально существует свобода сбора знаний и информации, возможность реализовать свои замыслы и намерения в свободном соревновании может быть больше, чем при административной экономике, а во-вторых то, что соревнование является не только инструментом стимулирования прогресса, но и инструментом отбора идей. При административной экономике ограниченными являются как наличие средств для реализации самостоятельно поставленных исследовательских целей, так и свобода выбора исследовательских и экономических целей хозяйственными субъектами. Это ограничение наличных средств и свободы действия субъекта и является предпосылкой того, чтобы приблизительно выполнить план, заданный в централизованном порядке.

Эта аргументация не опровергается и достигнутыми при централизованно управляемых системах экономическими и техническими успехами, масштабы которых невозможно отрицать. Ибо многочисленные высочайшие достижения в отдельных областях, например, в технике производства вооружений или космической технике, которые обеспечиваются за счет концентрации государством средств на достижение определенных целей, не являются мерилом того, в каком объеме некое общество способно с прогрессу, поэтому что этот прогресс (по крайней мере в соответствии с масштабами изменения, принятыми в рамках западной культуры) должен, во-первых, распространяться на всю необъятную сферу экономики и техники, а во-вторых, затрагивать все сферы жизни, в том числе и частной жизни.

Децентрализация получения, сбора и использования информации и знаний имеет не только то преимущество, что более точная информация о мельчайших единицах общества (индивидах и семьях) характеризует потребности, которые потом легче могут быть удовлетворены, но и то, что децентрализованное получение и переработка экономической информации являются более дешевыми и точными, чем это имеет место в случае централизованного сбора и переработки информации.

Проблематика модели, основывающейся на рыночном хозяйстве, связана преимущественно с двум сферами: социальной и сферой управления системой в целом в плане обеспечения максимально уравновешенного, свободного от колебаний и характеризующегося уверенностью в будущем развитии экономики при полной загруженности производственных факторов. Поскольку социальные проблемы рассматриваются в отдельном разделе, здесь достаточно затронуть лишь проблематику глобального управления.

По причинам, вдаваться в которые здесь нет возможности, упомянем лишь невозможность снижения заработной платы и необходимость обеспечения работоспособности экономики за счет принятия новых и новых политических решений, например, в отношении инвестиций в инфраструктуру (в частности, в области образования и транспорта).

Управление системой в целом должно осуществляться методами экономической политики. В принципе такое управление, конечно, возможно. Однако управление рыночной экономикой является более трудным и требует неординарных политических способностей, чем управление административной экономикой, поскольку в первом случае политика, связанная с конъюнктурой, структурными аспектами и экономическим ростом, проводится прежде всего при помощи инструментов экономической политики, основывающихся на руководстве, поощрении инициативы и создание стимулов, а политический успех зависит от реакции членов общества, которая не контролируется со стороны государства. В рамках же административной экономики можно действовать путем отдачи обязательных к исполнению указаний и осуществления принуждения.

Наконец, в том разделе следует указать еще на одно уязвимое место модели, основывающейся на рыночном хозяйстве.

Экономический порядок, основывающийся на ярко выраженной рыночной системе, при котором характер поведения определяется неограниченным стремлением к получению прибыли, может привести к возникновению соци­ального климата, при котором теряются такие ценности, как взаимовыручка, способность прийти на помощь, понимание другого, чувство сопричастности и социальное мышление, обеспечение достойных человека условий труда и др. Поэтому рыночный принцип представляется приемлемым только тогда, когда конкуренция подчиняется определенным нормам, регулирующим ее качество, т. е. она не ведется недобросовестными средствами, не основыва­ется на обмане, не связана с дискриминацией и не приводит к разорению, и когда экономическое поведение в целом вписывается в рамки установленных обществом правовых норм, обеспечивающих гарантию достоинства личности и соблюдение социальной справедливости. Эта необходимость упорядочи­вания и регулирования свободы экономической деятельности касается прежде всего профессиональной и трудовой деятельности.

[8]

КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Изучив эту тему, Вы усвоите: во-первых, какие характеристики определяют структуру рынков; во-вторых, насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной и несовершенной конкуренции; в-третьих, что понимается под монополией как формой экономического поведения фирмы, каковы причины и результаты такого поведения; в-четвертых, как государство использует законодательство для создания гарантий конкуренции; в-пятых, в чем заключаются особенности монополизма в России.

3.1. Совершенная и несовершенная конкуренция

Экономическая конкуренция

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или, как говорят, за "доллар потребителя" в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым

и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других Экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

К истории вопроса

Примерно до середины XIX в. для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Со второй половины века картина меняется: крупные предприятия постепенно захватывают большую долю рынков (рынков отдельных товаров). Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX в. предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже Х1Х-ХХ вв. свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 г. 0,3% всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 г. на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий и 48% общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн. дол. составляли 0,9 % от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В 1909 г. таких предприятий насчитывалось уже 1,1 % от общего числа и на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны.

Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной, совершенной конкуренцией появились ее новые виды, и прежде всего конкуренция несовершенная.

Наиболее глубокий и полный анализ кардинально новых моментов в поведении экономических агентов на рынках и новой рыночной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах "Экономическая теория несовершенной конкуренции" Джоан Робинсон и "Теория монополистической конкуренции" Эдварда Чемберлина.

Рыночная структура

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации.

По сути дела, понятие "рыночная структура" шире категории "рынок". Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентное™ рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур (табл. 3-1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков. Остановимся более подробно на каждой из моделей рынка.

Таблица 3-1

    Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополис­тическая конкуренция Множество мелких фирм Разно­родная продукция Никаких за­труднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разно­родная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

 

Совершенная конкуренция

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна "соглашаться с ценой", принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут быть довольно интенсивными - сравните цену яблок в конце лета и весной. Но разница в цене - это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

Несовершенная конкуренция

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка:

производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Олигополия

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой - монополистической конкуренцией. Об этом свидетельствуют данные табл. 3-2, где показана также различная степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США.

Таблица 3-2

Степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США, 1989 г.

Отрасль Число продавцов Годовые поставки» четырех крупнейших компании, %
Алюминиевая    
Свинцовая    
Автомобильная    
Домашние холодильники    
Жареный кофе    
Жевательная резинка    
Кукурузный сахар    

 

Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших - величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью - взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил особое внимание основоположник теории олигополии французский экономист К.Курно: так как на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функцио­нального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это - автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представ­ляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продук­ции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.

Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике СССР и сохранилась в России, что отрицательно сказывается на осуществлении экономических реформ, на восстановлении хозяйственных связей. До сих пор, несмотря на деятельность антимонопольных государственных органов, олигополия выступает существенным фактором российского национального хозяйства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.074 с.)