Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка масштабов теневой экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для оценки масштабов теневой экономики разработало несколько подходов. Монетаристский исходит из допущения, что в неформальной экономике оплата и расчеты ведутся наличными. Поэтому главное внимание уделяется соотношению между объемами наличных денег и банковскими вкладами до востребования, удельному весу банкнот с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения, а также сдвигами в доле наличных денег в обращении, что должно свидетельствовать о росте формы оплаты труда "из рук в руки". Подход "Палермо" основан на межрегиональных сравнениях фактического потребления с величиной заявленного дохода. Сравнивая величину разрыва между этими показателями в "Палермо" (любое место с наибольшим распространением теневой экономики) с его величиной в более "честных" районах, получают приблизительную оценку дохода от теневой экономики. Отраслевой подход исходит из гипотезы, что вклад некоторых отраслей в теневую экономику (строительство, ремонт, подпольное производство алкогольных напитков и т.д.) значительно выше, чем у всех остальных. Предлагается оценивать только их и, добавив приблизительный остаток, приходящийся на другие отрасли, определить размер "черной" прибыли. Ввиду весьма значительного распространения неформальной экономики в странах со сложившимися рыночными механизмами, в переходящих к рынку постсоциалистических странах следует ожидать не столько ликвидации теневого бизнеса, сколько постепенного изменения его форм. Во время перехода к рынку те элементы неформальной экономики, которые прежде считались незаконными именно по причине своего рыночного происхождения (например, торгово-посредническая деятельность), легализуются. Следовательно, становятся законными и соответствующие доходы. Государственная политика дохода Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы Регулирование доходов Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития. Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной к рынку экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер, государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах. В государственном секторе, особенно в тех его отраслях, которые целиком находятся на бюджетных дотациях, эти "допустимые пределы" соблюдаются достаточно жестко в качестве одного из средств борьбы с бюджетными дефицитами. Так, в Великобритании работники бюджетной сферы получили в 1993/94 финансовом году прибавку к заработной плате не более 1,5%, а высокооплачиваемые категории могут рассчитывать на повышение окладов только на 1%. Правда, поскольку во многих странах Западной Европы место государственного служащего практически гарантировано до выхода на пенсию, то считается, что этим компенсируется некоторое реальное снижение уровня оплаты в период замедления экономического роста. В частном же секторе крупные корпорации нередко не считаются с правительственными ограничениями и устанавливают свои правила оплаты труда. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации, причем традиционные тарифные разряды в последние годы утрачивают свое значение. Размер минимальной заработной платы продолжает сохранять первостепенное значение для малоквалифицированных категорий работников, молодежи, женщин, а также для иммигрантов. В целях ограничения общего роста заработной платы во многих промышленно развитых странах применялись меры, направленные на сдерживание роста минимальных ставок. Они предусматривали ограничение и даже отмену индексации. В принятой правительством России в июле 1992 г. Программе углубления экономических реформ были сформулированы такие направления политики в области регулирования доходов, как противодействие их нерациональной дифференциации, сохранение государственных гарантий минимальной заработной платы и т.д. Социальное партнерство Идея социального партнерства, разработанная в 50-е гг. Л. Эрхардом, Т. Балотом и др., исходит из необходимости согласования и общественных интересов, представленных, с одной стороны, профсоюзами наемных работников и, с другой стороны, объединениями предпринимателей, ради успешного экономического развития страны. Социальное партнерство предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами "общественного договора" в области экономической и социальной политики. Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться "согласованные акции", в рамках которых при непосредственном участии правительства представители организаций предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны. Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов (в России такая комиссия действует с 1992 г.), которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Правда, деятельность российской комиссии по социальному партнерству пока заметно отличается от работы аналогичных органов в странах с рыночной экономикой. Интересы работодателей представляют в основном такие категории предпринимателей, как биржевики, банкиры, посредники. Профсоюзы же в качестве работодателя рассматривают преимущественно органы государственного управления. При этом и предприниматели, и профсоюзы используют для реализации своих интересов в основном формы внешнего давления на правительство (забастовки, демонстрации) вместо поиска компромиссного решения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.39 (0.008 с.) |