Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мирохозяйственных связей страныСодержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие платежного баланса. Принципы и методика составления платежного баланса. Источники информации о платежном балансе. Структура платежного баланса. Сбалансированность платежного баланса. Резервные активы платежного баланса. Понятие отрицательного и положительного сальдо. Платежный баланс России. Регулирование платежного баланса: принципы и методы. Открытая экономика. Автоматическая макроэкономическая корректировка открытой экономики. Кейнсианские модели: доходов и расходов, модель IS-LM-BP, модель AS-AD. Адаптация открытой экономики к экзогенным шокам. Шоки реального сектора и шоки денежного сектора. Целенаправленная макроэкономическая корректировка открытой экономики. Политика изменения и переключения расходов.
2. Планы семинарских занятий и МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ
Тема 1. Мировое хозяйство как система
План семинарского занятия 1. Понятие мирового хозяйства и основные этапы его развития. 2. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства. 3. Субъекты мирового хозяйства и формы международных экономических отношений. 4. Типология стран мира. Методические указания В первом вопросе важно уяснить, что понятия «мировая экономика», «мировое хозяйство», «всемирное хозяйство», «всемирная экономика», «международная экономика» рассматриваются как тождественные. Следует раск-рыть содержание понятия «мировая экономика» в широком смысле слова как сумму всех национальных экономик мира, а также в узком смысле как совокупность тех частей национальной экономики, которые взаимодействуют с внешним миром. Важно понимать, что мировое хозяйство – сложная система, характеризующаяся целостностью и различиями своих составных частей. Следует дать характеристику составных частей мирового хозяйства: национальные экономики, транснациональные корпорации, интеграционные объединения, международные экономические организации. Формирование мирового хозяйства можно определить как объективный процесс, что предполагает анализ этапов становления и развития мирового хозяйства, выявление специфики каждого этапа. Важно усвоить основные особенности современного мирового хозяйства: международное перемещение и применение факторов производства в результате миграции капитала, технологий, трудовых и информационных ресурсов; создание на международной основе производства в различных странах, в том числе ТНК; формирование и осуществление государственной и международной системы поддержки торговли товарами и услугами и перемещения факторов производства между странами; появление специализированных сфер экономики отк-рытого рыночного типа внутри отдельных стран и региональных интеграционных группировок. МРТ – основа развития мирового хозяйства, поэтому во втором вопросе следует дать определение МРТ, сущность которого состоит в специализации отдельных стран на производстве товаров и услуг, которыми они обмениваются между собой. Необходимо уяснить мотивы участия стран в МРТ и основные последствия международной специализации: увеличение производительности труда, усиление экономических связей между странами. Важно представить анализ факторов, влияющих на международное разделение труда: национальные, экологический, природно-климатические условия, обеспеченность конкретными ресурсами, демографическая ситуация, научно-технический прогресс. Следует показать, что указанные факторы способствуют углублению МРТ и развитию международной кооперации и обмена. Важное значение имеет классификация международного разделения труда по типам(логически и хронологически данная классификация отражает соответствующий этап развития производительных сил): МРТ общего, частного и единичного типа. Необходимо раскрыть формы международной специализации как конкретное проявление типов МРТ и исследовать формы кооперирования как часть процесса углубления МРТ. В третьем вопросе следует обозначить основных субъектов мирового хозяйства: национальные экономики, транснациональные корпорации, интеграционные объединения, международные экономические организации. В практике хозяйствования субъектами мирового рынка являются национальные фирмы, использующие международные стратегии; государства, которые проводят внешнеэкономическую политику; международные организации, которые регулируют единый порядок международной экономической деятельности; частные лица, чьи экономические интересы реализуются на мировом рынке. Важно уяснить, что любая международная сделка совершается между резидентами и нерезидентами страны, эти категории зафиксированы МВФ на основе стандартов системы национальных счетов. В рамках мирового хозяйства между странами складываются международные экономические отношения, т. е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами. Нужно рассмотреть объекты и субъекты международных экономических отношений. Необходимо определить основные признаки международных экономических отношений как сферы развитого рыночного хозяйства. Существует три группы стран (по методологии ООН): развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Четвертый вопрос предполагает выявление критериев, которые лежат в основе этой классификации: характер экономики, уровень экономического развития, сложность институциональной структуры, степень открытости экономики. При исследовании групп стран используются следующие показатели:ППС – паритет покупательной способности – соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т. е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг; отраслевая структура ВВП; уровень и качество жизни. Уровень и качество жизни определяются множеством показателей, но обобщающий показатель называется ИЧР (индекс человеческого развития), который определяется как среднее арифметическое число от суммы трех составляющих его индексов: индекс предстоящей продолжительности жизни, индекс охвата населения образования, индекс уровня жизни. Следует рассмотреть способы расчета указанных индексов. Необходимо определить, какое место каждая группа стран занимает в мировой экономике в соответствии с указанными показателями.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Почему страны включаются в международное разделение труда? 2. Назовите показатели участия стран в МРТ. 3. Каковы современные тенденции в развитии МРТ? 4. Назовите виды международной специализации и кооперирования. 5. Каковы последствия МРТ для отдельной страны и мирового хозяйства в целом? 6. Почему идея автаркии потеряла широкий круг активных сторонников? 7. Почему мировой рынок нельзя определять как сумму национальных рынков? 8. По каким признакам можно выявить этапы развития мирового хозяйства? 9. Существуют ли различия в понимании мирового хозяйства? Каковы они? 10. Определите основные критерии выделения подсистем, групп стран в мировой экономике. 11. Какова методология подсчета ВМП (валового мирового продукта)? 12. Есть ли противоречия в положении хозяйствующих субъектов мировой экономики? В чем они проявляются? 13. Что характерно для современного этапа развития мирового хозяйства? 14. На основе статистической информации дайте сравнительную характеристику групп стран мирового хозяйства: развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой. Темы докладов и презентаций 1. Показатели участия стран в МРТ. 2. Современные тенденции в развитии МРТ. 3. Развитые страны: динамика развития и роль в системе мирового хозяйства. 4. Развивающиеся страны: модели развития и специфика включения в мирохозяйственные связи. 5. Страны с переходной экономикой: проблемы интеграции в мировую экономику. Литература
[11, 14 – 18, 31, 33, 35, 36, ч. 1, 3].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.006 с.) |