Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечение взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя-предметника: - Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал. - Определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий. - Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному учебному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона). - Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного учебного предмета, в учебном кабинете. В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи: - знакомство обучающихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон; - информирование обучающихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста; - формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, особенно к рабочим, в которых ощущается острая необходимость в регионе; - углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности; - формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.
Новые подходы к преподаванию учебного предмета «Технология» (технологическое образование)
Роль учебного предмета «Технология» (далее – «Технология») заключается в подготовке обучающихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. Этот предмет обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представлений о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию у обучающихся творческого мышления. Освоение основной образовательной программы по «Технологии» должно обеспечить: - развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; - активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий; - совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; - формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя, т.к. требования ФГОС состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения. Современный учитель «Технологии» должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной материально - технической базы по предмету, учитывая склонности, способности, потребности обучающихся; находить эффективные пути взаимодействия с обучающимся в рамках преподавания предмета. Следует оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках путем использования активных методов обучения. На уровне основного общего образования обучение школьников технологии должно строиться на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Обязательный минимум содержания (стандарт) основных образовательных программ по технологии для учащихся 5-8 классов изучается в рамках одного из трех направлений: - «Технология. Технический труд». - «Технология. Обслуживающий труд». - «Технология. Сельскохозяйственный труд». Каждое направление включает в себя базовую и обязательную дополнительную составляющие. В сельской школе традиционно изучаются технологии как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Для обучающихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, необходимо создавать комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и обязательные разделы по одному из направлений: «Технический труд» или «Обслуживающий труд». При освоении сельскохозяйственных технологий важное место в программах отведено сельскохозяйственным проектам социальной направленности, которые позволяют расширить учебно-материальную базу обучения и одновременно решать задачи социального воспитания обучающихся. На профильном уровне основным предназначением курса «Технология» должно стать: - продолжение формирования культуры труда; - развитие системы технологических знаний и трудовых умений; - воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности; - уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет обучающимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности. В обучении на индустриально-технологическом (агротехнологическом) профилях предусмотрена подготовка старшеклассников по основным направлениям технологической деятельности в выбранной отрасли. Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки должна включать в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную. Общетехнологическая подготовка подразделяется на следующие блоки: - Организация производства. - Инновации в профессиональной деятельности. - Профессиональное самоопределение и карьера. - Проектная деятельность. Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе профессионального образования. Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной подготовкой в выбранной обучающимся сфере профессиональной деятельности. Она включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный для изучаемых профессиональных сфер характер. Практическая деятельность обучающихся при овладении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем специальной технологической подготовки. Основной принцип реализации профильной программы — обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности обучающихся. Основными формами обучения являются лекционно-семинарско-зачетная система обучения, проектно-исследовательские, практические и лабораторно-практические работы, профориентационные экскурсии. Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору обучающихся в следующих направлениях (сферах, профилях) трудовой деятельности: в сфере промышленного производства: токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; роспись тканей; моделирование одежды и головных уборов и т.п.; в сфере сельскохозяйственного производства: овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования; в сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотницкие работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем; в сфере телекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; операторские работы в сфере телекоммуникаций; в сфере коммерции: продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции; в сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство; в сфере декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий. Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных организациях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров по желанию учащихся и их родителей и с учетом потребностей регионального рынка труда специальная технологическая подготовка может быть заменена профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям. При организации профессиональной подготовки обучающихся необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.08.2013, регистрационный N 29322). Специальная технологическая или профессиональная подготовка обучающихся может проводиться на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, а также, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 02.01.2016 № Пр-15ГС, на базе профессиональных образовательных организаций, имеющих соответствующую материально-техническую базу. Занятия по «Технологии» могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, приборов, станков и оборудования. Выполнение вышеуказанных положений позволит повысить качество преподавания «Технологии» в общеобразовательных организациях региона и эффективность технологической подготовки и профессиональной ориентации учащихся. Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования Профильное обучение на уровне среднего общего образования ставит своей целью помощь в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе. Научить учиться и мыслить, осознанно делать выбор и неуклонно двигаться в выбранном направлении – задача профильной школы. В 10–11-х классах каждый обучающийся выбирает «профиль-пакет», в который входят базовые и профильные учебные курсы. Формируется он на основании изучения образовательного запроса обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом возможностей общеобразовательной организации. Важно, чтобы в профильной школе активные формы образования (семинары, конференции, индивидуальные и командные практикумы, дискуссии и дебаты, взаимозачеты, мини-исследования, создание и защита учебных проектов) постепенно, но неуклонно вытесняли традиционную классно-урочную форму. Немаловажная задача активных форм образования – формирование у обучающихся навыков самоорганизации и рефлексии. Социальные и научно-исследовательские проекты, необходимые в профильной школе, призваны научить старшеклассников основам инновационного менеджмента и подлинно научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника проекта – стать первой ступенькой в профессиональной карьере. Естественно, реализация таких проектов требует серии обучающих семинаров, тренингов с привлечением специалистов из сферы науки, бизнеса, журналистики, управления и т.д. Миссия педагога в профильной школе включает несколько компонентов, без которых его деятельность лишается потенциала развития: - формирование культуры выбора; - создание ситуаций ответственного выбора; - позитивное стимулирование, поддержка инициатив; - обучение различным способам деятельности; - обучение жизненному проектированию; - организация учебного сотрудничества; - формирование потребности в рефлексии и самооценке. У обучающихся в профильных классах в результате должны быть сформированы следующие ключевые профильные компетенции: - специальные и профессиональные компетентности; - адаптивность; - способность к ответственному выбору (в том числе образовательных программ, способов представления учебных достижений, построение индивидуальных образовательных маршрутов и др.). В основе представления о результате профильного образования должен быть положен принцип продуктности: любая образовательная деятельность должна воплощаться в конкретном продукте. Это могут быть (в зависимости от содержания, методов, этапа работы): - портфолио; - презентации, творческие отчеты; - текущий мониторинг; - программно-методические разработки; - результаты проектно-исследовательской, творческой деятельности детей; - организация образовательных событий и др. Таким образом, предлагаемая модель профильной школы основана на нескольких важных принципах: мобильность и учет общественного запроса к системе образования, индивидуальный подход и признание равнозначности различных образовательных траекторий, практико-ориентированность и систематическое использование активных форм образования, открытость и готовность к социальному партнерству. Необходимо отметить, что развитая система дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения играет свою важнейшую роль в системе профориентации на всех возрастных этапах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.009 с.) |