Современное учебное занятие.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное учебное занятие.



Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирет действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такойподход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока - Деятельностный аспект

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

  • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
  • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
  • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструкт урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

  • Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
  • Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
  • Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
  • Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
  • На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
  • Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности. )

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех учащихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

На СУ подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так :Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол.Выполняя такие задания учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

В качестве примера рассмотрим несколько видов заголовков:

2. Вопросительная форма заголовка используется на уроках со сложным теоретическим содержанием, чтобы помочь ученикам выделить в содержании темы главное, проанализировать факты и сделать самостоятельный вывод.

Например: «Как изменилась жизнь восточных славян в VI-VIIIвеках?»

«Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?»

«Нужны ли Ивану Грозному и Российскому государству завоевательные войны?»

Заголовки такого типа предполагают рефлЕксию (т.е. процесс анализа индивидом своей мыслительной деятельности) после изучения темы.

3. Заголовок, заимствованныйиз известных художественных и исторических текстов подходят для урока по анализу исторических документов, летописей.

4. Заголовки, содержащие прием отстранения,освещения знакомого факта под новым углом зрения удобны для установления межпредметных связей и проведении интегрированных уроков.

5. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создающие проблемные ситуации помогают ученикам задуматься о глубинных причинах событий, на уроках истории такие заголовки помогают увидеть возможность альтернативного развития страны. Они лаконично сочетаются с нетрадиционными формами урока.

6. С помощью озаглавливания темы урока можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Для этого в заголовке урока остаются недописанными ключевые слова, а школьники самостоятельно подбирают их в ходе урока.

Итак, использование учителем различных видов заголовков выводят урок на новый, современный уровень; позволяют реализовать системно-деятельностный подход к обучению, применять проблемное обучение.

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Я применяю такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

ИТАК,

  • СУ направлен на формирование и развитие УУД,
  • на достижение личностных результатов;
  • Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
  • Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
  • Проектировать пути их реализации;
  • Контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

11. Ступени высшего профессионального образования (бакалавриат, специалист, магистратура), сроки и формы его получения. Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная форма обучения, экстернат

Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования, принятой в частности в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью.

Высшее образование можно получить в:

  • очной,
  • заочной,
  • очно-заочной или вечерней,
  • свободной формах обучения или в форме экстерната.

Очная форма обучения– это комплекс фундаментальных знаний на различных факультетах и курсах, очная форма, как принято, носит первый круг специального образования. Очная форма – это не только длительный и детальный процесс обучения, при котором вы непосредственно общаетесь и контактируете с преподавателями и сверстниками, сокурсниками, участвуете в жизни учебного заведения и общежитии. При очной форме обучения вы каждый день, на протяжении определенного срока обучения посещаете занятия и лекции, семинары и библиотеки, конференции, участвуете в олимпиадах и учебных соревнованиях.

Заочная форма обучения– это комплекс вторичных знаний, где вы получаете упор на предметы специального подбора, которые необходимы вам в дальнейшем. При заочной форме обучения уроки и лекции проходят в значительно сжатые сроки, вам выдают лишь основной материал, которые требует не посредственного повтора, остальной же материал вы получаете на самостоятельное изучение и закрепление. Заочная форма обучения проходит в несколько этапов, и отличается от очной тем что здесь ученики проходят обучение в определенное время и строго определенные часы. Заочная форма обучения – это отличное решение для тех, кто совмещает работу с учебой, для тех, кто желает повысить уровень своего образования без отрыва от семьи или производства и для тех, кто желает повысить уровень своего профессионализма.

Вечерняя форма обучения– это смешанный тип обучения при котором вы проходите вроде бы очное обучение но по графику заочного, допустим занятия идут 3-4 раза в неделю в вечернее или дневное время. При вечерней форме обучения вы так же успешно совмещаете работу и учебный процесс, или очное обучение на одном курсе с обучением на другом курсе. Вечерняя форма обучения так же предполагает получение первого специального образования или вторичного, при этом вы посещаете лекции и знания в полном объеме, получаете материалы для написания курсовых и контрольных работ.

Экстернат -это свободная форма обучения, которая позволяет учится по индивидуальному чебному плану. Экстернат позволяет значительно ускорить обучения и изучить материал за один год, вместо двух лет, к примеру. Обучение на основе экстерната подразумевает промежуточную аттестацию, а также защиту диплома и сдачу гос экзаменов.

Кроме этих форм получения высшего образования существуют еще такие разновидности, как дистанционное и электронное обучение. Они являются модернизированными аналогами заочного обучения.

Существует практика по которой, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, объема изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д. происходит диверсификация студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

Что касается Российского высшего образования, то его формы и сроки получения регламентируются федеральным законом "О высшем и после дипломном образовании", статьей 6, главы второй. Текст стать приведен ниже.

 

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

3. Абзац утратил силу.

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;

для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

6. Утратил силу.

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

 

 

12. Методика преподавания юриспруденции как учебная дисциплина.

 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденция» (магистратура), утвержденным приказом Минобразования РФ от 27 марта 2000 г., одной из основных областей профессиональной деятельности магистра является образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях). Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.

Для достижения целей подготовки к профессиональной деятельности в сфере образования организуется научно-педагогическая практика магистрантов. Она осуществляется на профильной кафедре вуза в объеме 378 часов в расчете на 7 календарных недель. В ходе практики магистрант должен уметь определить цели и задачи преподаваемого курса (специального курса, специального семинара), изложить их содержание, исходя из различных требований и ожиданий аудитории слушателей – профессиональных, возрастных и т.д.

Таким образом, курс «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» преследует цельподготовки магистранта к профессиональной деятельности в области образования. Данная дисциплина включены в национально-региональный компонент дисциплин направления и названа в ГОСе. Задачи изучения дисциплины сводятся к следующему:

1) приобретение знаний о современной системе образования в РФ и ее функционировании с точки зрения образовательного законодательства;
2) формирование умений и навыков разработки юридических дисциплин, определения их места в учебных планах по различным образовательным программам и их связи с другими учебными дисциплинами;
3) формирование умений и навыков методической работы (подготовка программ учебных дисциплин, подготовка лекций и семинарских занятий, разработка заданий к практическим занятиям, подготовка к оценке знаний обучающихся в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля и т.д.);
4) подготовка к научно-педагогической практике.

 

13. Международное сотрудничество в сфере высшего и послевузовского образования. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском образовании и об ученых званиях.

Современное высшее и послевузовское образование невозможно представить без международного сотрудничества – стажировок в иностранных университетах, совместных программ, разработанных вузами разных стран. Еще в 1999 году сотрудничество между университетами было признано одним из приоритетов развития единой Европы – на саммите в Болонье министры образования европейских государств подписали декларацию о взаимном признании документов об образовании и периодов обучения. Осенью 2003 года к ней присоединилась и Россия.

Впрочем, идеи Болонской декларации начали воплощаться в жизнь задолго до ее принятия. В России первые совместные программы с университетами западных стран появились в конце 80-х – начале 90-х годов. В 1988 году Московская международная высшая школа бизнеса"МИРБИС" открыла первую программу MBA (Master of Business Administration – магистр управления бизнесом, в переводе на российский официальный –"мастер делового администрирования"), разработанную вместе с международными партнерами для переподготовки руководителей российских предприятий. А первая совместная программа высшего образования появилась в 1993 году в Школе международного бизнеса МГИМО (сейчас это Институт бизнеса и делового администрирования при Академии народного хозяйства). Студенты два года учились в России, затем два года – в Голландии, после чего получали два диплома – МГИМО и Роттердамского университета.

Два в одном

Самая простая форма сотрудничества с зарубежными университетами –"вкрапления" в российскую программу. В школе бизнеса"МИРБИС" в учебный план для будущих бакалавров"встраивают" курсы, разработанные в Великобритании, – например, в учебном плане по специальности"управление туризмом и гостеприимством" шесть обязательных курсов британского Института коммерческого менеджмента. Студенты, успешно сдавшие экзамены, получают сертификаты этого института. Примечательно, что эти курсы обязательны не только для тех студентов, которые собираются поехать за дипломом магистра в Великобританию, но и для тех, кто хочет получить только российский диплом.
Вторая форма сотрудничества – так называемый двойной диплом. Два университета разрабатывают единую программу, которая соответствует требованиям и того, и другого. В этом случае выпускники получают два диплома – российский и зарубежный, а обучают их как зарубежные, так и российские профессора. Иногда такую программу составляют сразу несколько вузов. Например, Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) входит в европейский консорциум IBSEN. На старших курсах его студенты могут учиться в университетах этого консорциума в Англии, Германии, Голландии и во Франции. В свою очередь европейские студенты учатся в ИБДА.
Впрочем, чаще всего совместные программы не предусматривают обязательный выезд из России, как, например, в Международном институте экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики. В МИЭФ готовят бакалавров, которые получают два диплома – ГУ-ВШЭ и Лондонской школы экономики (это факультет Лондонского университета). В некоторых случаях выезд обязателен, но ненадолго – в школе бизнеса"МИРБИС" слушатели российско-британской программы MBA должны поехать на 10-дневную стажировку в Великобританию.
Третья разновидность международного сотрудничества – программы зарубежных университетов,"размещенные" в российских вузах и бизнес-школах. Обычно их выпускники получают только иностранный диплом. Такова бельгийская программа Executive MBA для топ-менеджеров в ИБДА (здесь обязательна недельная стажировка), британская – в Московской высшей школе социальных и экономических наук, американская – в Институте бизнеса и экономики (все эти вузы входят в учебный комплекс Академии народного хозяйства при Правительстве РФ). Партнер Института бизнеса и экономики – Калифорнийский государственный университет, все дипломы которого подписывает губернатор Калифорнии. С прошлого года на дипломе MBA, который получают его выпускники, стоит подпись Арнольда Шварценеггера.
Особое место среди зарубежных программ занимают учебные курсы Открытого университета Великобритании, обучение по которым ведут национальные центры в сорока странах мира. В России головной центр по распространению этих программ – Международный институт менеджмента (МИМ)"ЛИНК". Программы Открытого университета ориентированы на руководителей-практиков и состоят из трех уровней –"Профессиональный сертификат менеджера","Профессиональный диплом менеджера" и MBA. Программы сертификата и диплома предлагают около 100 учебных центров по всей России, сотрудничающих с"ЛИНКом" (обучение ведут российские тьюторы – сертифицированные преподаватели), а британскую степень MBA можно получить только в"головном" вузе в Москве."ЛИНК" имеет статус негосударственного вуза, аккредитованного Министерством образования и науки РФ, так что здесь можно получить не только зарубежные, но и российские дипломы.

Заграничное лучше?

Международное сотрудничество развивается прежде всего по тем направлениям, где наша страна в силу исторических причин отстает от Запада. В высшем образовании это в первую очередь экономика, менеджмент и общественные науки, а в постдипломном – еще и программы MBA со множеством специализаций. Например, в Высшей коммерческой школе (совместно с Европейским институтом международного менеджмента) можно получить одну из восьми специализаций, в том числе по политическому менеджменту. Международные проекты по различным гуманитарным специальностям представлены в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН). Поучившись здесь в течение года, студенты получают степень магистра Манчестерского университета.
За последние несколько лет совместные образовательные проекты стали элитной частью российской высшей школы. По словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, сотрудничество с англичанами в рамках МИЭФ способствовало реформе образовательного процесса в самой Высшей школе экономики – это касается и организации учебы (упор на самостоятельную работу, письменные экзамены и проч.), и содержания курсов.
Учебная сеть Международного института менеджмента"ЛИНК" в России стала формироваться в 90-х годах."Сначала по программам Открытого университета Великобритании в России обучали только британцы, – рассказывает ректор"ЛИНКа" Сергей Щенников. – Первые выпускники стали первыми российскими тьюторами, которые, в свою очередь, сами стали готовить тьюторов".
Сегодня в совместных программах зарубежным преподавателям далеко не всегда отводится ведущая роль. Обычно они читают лишь отдельные курсы или обзорные лекции. Редки случаи, когда их занятия составляют хотя бы половину учебного времени, как, например, в Институте бизнеса и экономики. По мнению ректора ВКШ Владимира Буренина, слушатели российских бизнес-школ не всегда в восторге от западного профессора:"Они хотят услышать рассказ о том, как решать текущие проблемы в бизнесе. И очень удивляются, когда преподаватель хочет услышать мнения слушателей по теме лекции или отсылает их к литературе или электронным ресурсам".
«Однажды англичане спросили, что для нас значит международное сотрудничество в образовании, – это глазурь на торте или сам торт, – рассказывает проректор по международным связям школы бизнеса"МИРБИС" Елена Зубкова. – Мы ответили – ни то, ни другое. Международная составляющая наших программ – это как пропитка для торта. Хотя мы готовим кадры для российского бизнеса, наши выпускники должны быть хорошо знакомы с зарубежным опытом". Зачастую российская часть программы для студентов не менее важна, чем зарубежная."Экзаменационные работы наших студентов по ключевым предметам проверяют преподаватели Лондонского университета, – рассказывает директор МИЭФ ГУ-ВШЭ Сергей Яковлев. – Однако в российской"зачетке" оценка по предмету может быть ниже. Наши преподаватели учитывают не только результаты британского экзамена, но и работу в течение семестра, промежуточные тесты".
Зарубежный диплом дает выпускникам российских вузов дополнительные возможности и при трудоустройстве, и для продолжения образования."Мы создали базу данных всех выпускников нашей программы MBA, которые учились не только в США, но и в Австрии, Гонконге, Китае и России, – говорит профессор Калифорнийского госуниверситета Джей Тонц. – В этой базе выпускник может найти коллег по бизнесу и обратиться к ним по Интернету. Люди, имеющие один и тот же диплом, всегда помогут друг другу".
Впрочем, выпускники совместных программ чаще всего остаются работать в России."Первые студенты наших программ двойного диплома, уехавшие на третьем курсе за рубеж, там и остались, – рассказывает декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА Ирина Колесникова. – А в последние годы молодые люди обычно возвращаются в Россию, понимая, что здесь больше возможностей для карьеры". Бакалавры в ИБДА могут учиться не только по схеме"два года здесь, два года там". Одна из новых возможностей: студенты три года учатся в России, едут в Европу на год учебы, после чего проходят там полугодовую стажировку в компании.

1. Высшие учебные заведения вправе участвовать в международном сотрудничестве Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;

2) проведения совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;

3) осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц;

4) участия в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Российской Федерации, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты осуществляются по межгосударственным договорам, договорам между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и соответствующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным высшими учебными заведениями с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

3. В целях участия в международной деятельности Российской Федерации высшие учебные заведения имеют право:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.029 с.)