Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Современное состояние профориентационной работы↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Концепция организации профориентационной работы с обучающимися в образовательных организациях Калужской области I. Общие положения Профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций является одним из наиболее важных направлений современной государственной социальной и образовательной политики. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций человека на основе его личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов. Настоящая Концепция организации профориентационной работы с обучающимися в образовательных организациях Калужской области (далее – Концепция) определяет теоретическую, технологическую и методологическую базу и основные направления данной работы. Концепция включает обоснование актуальности профориентации для региональной системы образования, цели и задачи, основные направления и механизмы решения задач профориентационной работы, методологические подходы к организации данного вида деятельности в практике образовательных организаций региона. Концепция разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере воспитания и образования в Российской Федерации и Калужской области, определенной в следующих нормативных правовых актах: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; - Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04..2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 –2020 годы»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; - Постановление Минтруда Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186); - Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.11.2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»; - Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 «О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года»; - Постановление Правительства Калужской области от 20.12.2013 № 711 «Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие рынка труда в Калужской области" (с изменениями от 09.10.2014); - Постановление Правительства Калужской области от 20.12.2013 № 713 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие образования в Калужской области». II. Актуальность проблемы Особенности социально-экономического развития страны и региона, изменяющиеся требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации обучающихся. При этом профессиональные намерения значительной части выпускников общеобразовательных организаций зачастую не соответствуют потребностям экономики в кадрах определенной профессии и квалификации. Поэтому необходимо подготовить сегодняшних школьников и студентов к жизни и деятельности в условиях новой технологической и социальной реальности, решить проблему кадров для новой российской экономики - экономики знаний. Ведущие эксперты сегодня говорят о том, что в течение ХХI века, даже в течение ближайших 20-25 лет сформируется новая экономика. Это будет экономика не угля и стали и даже не высокоскоростного Интернета: это будет экономика человеческого капитала: экономика, ориентированная прежде всего на интеллектуальную деятельность, информационные технологии. У нее будет совершенно иная инфраструктура и абсолютно новая система ценностей. Она будет ориентирована на робототехнику, аддитивные технологии и т.д. Центр создания добавленной стоимости сместится из производства в инжиниринг и дизайн. Именно эти отрасли будут определять ход экономического развития. На практике это будет означать, что ведущие его факторы перемещаются в сторону программного обеспечения, а создавать новые вещественные объекты и, следовательно, добавленную стоимость, будет, прежде всего, программист. В этих условиях как никогда остро стоит вопрос о качестве человеческого капитала, то есть о его готовности и способности трудиться в этой новой экономике и выигрывать конкуренцию за мировые человеческие ресурсы. Сегодня для России эта проблема особенно актуальна, как, может быть, ни для одной другой страны. Тенденции развития человеческого капитала в нашем регионе абсолютно идентичны общероссийским: во-первых, нарастание дефицита высококвалифицированных людей, которые создают значительную часть инноваций и обеспечивают экономическое, интеллектуальное и культурное лидерство в той или иной сфере. Во-вторых - это дефицит людей, которые могут работать руками и имеют высокую квалификацию для такой работы. Надо сказать, что это, пожалуй, самый острый дефицит. Именно в соответствии с этими тенденциями мы и должны строить нашу работу по подготовке кадров в ближайшие годы. В последние годы в России сложилась ситуация, когда в отдельных отраслях экономики (юриспруденция, государственное управление и др.) появился избыток специалистов и выпускники образовательных организаций высшего образования не могут устроиться на работу по своей специальности. В то же время в других отраслях, связанных с промышленным производством, наблюдается дефицит кадров. Сложившаяся ситуация стала острой проблемой и для Калужской области. В 2016 году по данным анкетирования выпускников 9, 11 классов общеобразовательных организаций Калужской области, ежегодно проводимом министерством труда и социальной защиты Калужской области совместно с министерством образования и науки Калужской области, 73% одиннадцатиклассников (в 2015 г. – 75%) намерены продолжить обучение в образовательных организация высшего образования, что не вполне соответствуют потребностям экономики региона. На предприятиях Калужской области стабильно востребованы специалисты, имеющие квалификацию по массовым рабочим профессиям. Однако большинство старшеклассников по-прежнему ориентируются на получение профессии менеджер, юрист, дизайнер. Так, согласно сформированному прогнозу, региональной экономике в 2015-2021 годах потребуется не менее 62,9 тыс. работников, из которых 80% - на замену выбывающих. В совокупной структуре спроса более 60% приходится на рабочих, 20,6% - на специалистов с высшим профессиональным образованием (из них почти треть - инженерно-технические специалисты), 15,6% - на специалистов со средним профессиональным образованием. В долгосрочной перспективе работодатели Калужской области будут испытывать высокую устойчивую потребность в медработниках, фармацевтах, инженерах, программистах, механиках, агрономах, ветеринарных врачах и зоотехниках. Высокий спрос сохранится на станочников, слесарей, электромонтеров, сварщиков, трактористов, машинистов водителей, каменщиков. Важнейшим инструментом снижения данного несоответствия является профориентационная работа с обучающимися, а также с их родителями (законными представителями). Целью системы профессиональной ориентации, построенной на межведомственном взаимодействии общеобразовательных организаций, органов исполнительной власти, работодателей, средств массовой информации и других заинтересованных сторон, должно стать формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую его личностным особенностям и потребности экономики в конкурентоспособных кадрах. Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу как для самих обучающихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. В связи с этим необходимо активизировать специальную работу с родителями, главная цель которой - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.
В Калужской области В Калужской области сложились определенные традиции в организации профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций. Работа по профориентации ведется в большинстве образовательных организаций с 7-8-го класса, реже с 5-6-го класса как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности. Задача воспитания ответственного отношения к труду и результатам труда, подготовки школьников к самостоятельной деятельности на рынке труда и формирования готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования решается в рамках учебного предмета «Технология». Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности, именно такой подход заложен в основу технологического образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС). В соответствии с базисным учебным планом, разработанным на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года, данный предмет на уровне основного общего и среднего общего образования изучается в объеме 2 часов в 5-7 классах и в объеме 1 часа в 8, 10-11 классах. Во внеурочной деятельности профориентационная работа ведется в тесном взаимодействии специалистов организаций службы занятости населения, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, органов местного самоуправления, работодателей на основании договоров (соглашений) о сотрудничестве и совместной деятельности по профессиональной ориентации обучающихся. Так, в соответствии с соглашениями о сотрудничестве по организации и проведению профориентационной работы с обучающимися и шефской помощи осуществляется взаимодействие 293 муниципальных общеобразовательных организаций с 263 предприятиями и организациями Калужской области. В рамках межведомственного взаимодействия организуются профориентационные экскурсии на промышленные предприятия области, встречи с ветеранами труда и передовиками производства, ярмарки вакансий учебных и рабочих мест, дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, мастер-классы по профессиональному самоопределению и др. Ежегодно министерством труда, занятости и кадровой политики Калужской области при участии отраслевых министерств региона проводится областная профориентационная акция «Выпускник года». Значимым направлением совместной межведомственной работы по обеспечению кадрами предприятий и организаций Калужской области является целевая подготовка выпускников школ по востребованным специальностям. В 2015 году 576 выпускников школ региона поступили на целевые места в 94 образовательные организации высшего образования. С целью первичной социально-трудовой адаптации, способствующей нормальному вхождению молодежи в рынок труда, организуется занятость подростков в летний период и свободное от учебы время. Школьники приобщаются к полезному труду, получают первые профессиональные навыки. Информирование обучающихся о ситуации на рынке труда Калужской области, спросе и предложении на рабочую силу, востребованных профессиях, об особенностях современного рынка образовательных услуг, условиях приема в профессиональные образовательные организации и др. осуществляется и через муниципальные и региональные СМИ, телевидение и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Однако нередко профориентационная работа с обучающимися ведется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов. Во многих случаях преобладает «мероприятийный подход», для которого характерны: проведение профориентационной работы на основе разрозненных и бессистемных мероприятий; пассивность и личностная не вовлеченность участников; оценка результативности по количественным показателям «охвата». Профориентационая работа неэффективна в тех образовательных организациях, в которых не налажено социальное партнерство с профессиональными образовательными организациями, организациями дополнительного образования, предприятиями экономической и социальной сферы, службами занятости населения – в этом случае профессиональная ориентация подменяется образовательным консультированием. Кадровые проблемы профориентационной сферы связаны, прежде всего, с неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения. В настоящее время эта функция распределена по различным должностям работников системы образования, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации педагогических работников образовательных организаций к ведению профориентационной работы и, в конечном счете, к ее неэффективности. Отсутствие штатных должностей специалистов по сопровождению профессионального самоопределения естественным образом сочетается с отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области. Непростая ситуация сложилась с преподаванием учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях региона. В настоящее время в общеобразовательных организациях Калужской области работает 464 учителя технологии, по основной должности работают 267 (56%), по совместительству 172 (44%), из них имеют высшее образование по специальности, всего 23%. Однако дефицита кадров учителей технологии в общеобразовательных организациях области нет, так как эта проблема решается на уровне учреждения за счет перераспределения нагрузки учителям-предметникам. То есть учителей «догружают» часами по технологии. Поэтому большинство учителей технологии не проходили специальной подготовки и переподготовки по вопросам обучения детей технологии. Зачастую, преподают уроки технологии в школе у мальчиков учителя физической культуры и ОБЖ, у девочек – учителя биологии, химии. Ежегодно встает проблема преподавания уроков технологии для мальчиков, так как не хватает учителей-мужчин. В сельских школах часто преподают технологию педагоги-женщины, которые не всегда могут сформировать необходимые умения и навыки у мальчиков. В 20% случаев девочкам преподают технологию швеи-мотористки со средне-специальным образованием или мастера-закройщики, портные с высшим образованием. В ближайшие 2-3 года более остро возникнет проблема подготовки кадров, так как с принятием и реализацией федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), предъявляются новые требования к кадровым условиям, согласно которым учителя должны пройти переподготовку по направлению «Технологическое образование». Большая часть кабинетов технологии не соответствуют требованиям к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных кабинетов, утвержденных приказом Минобрнауки России от 04.10.2012 № 986, вследствие чего в полной мере не может быть реализована практико-ориентированная направленность содержания обучения. Только 79 муниципальных общеобразовательных организациях 15 муниципальных образований Калужской области (24% от общего количества общеобразовательных организаций) на уровне среднего общего образования реализуются программы профильного обучения. Предпрофильная подготовка на уровне основного общего образования организована в 17 муниципальных образованиях региона. Следовательно, профориентационная работа в Калужской области все еще не достигла своей главной цели – формирования у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в трудовых ресурсах. Проблема может быть разрешена, если: – система профориентационной работы Калужской области будет обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности с последующей ее самореализацией в условиях территориального проживания; – общеобразовательная организация будет ориентирована на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно понимающей ценность образования для своего личностного и профессионального развития и четко представляющей спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов; – во всех общеобразовательных организациях на уровне среднего общего образования будет организовано профильное обучение, обеспечивающее обучающихся набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе; – изменятся подходы к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях; - будут обеспечены межведомственное взаимодействие и согласованность действий органов власти, образовательных организаций, работодателей, общественных объединений и т.д. для создания эффективной системы профориентационной работы с обучающимися. Таким образом, в настоящее время перед молодыми людьми ставятся новые задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы.
Система (модель) профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс, осуществляющийся на всех этапах жизни человека, это стройная система работы, охватывающая всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности в различных формах. Организация этой работы в системе образования региона должна быть выстроена по возрастной вертикали от уровня дошкольного общего образования к образовательным организациям профессионального образования и далее в производственную или социальную сферы. Ранняя профориентация Начинать работу по профориентации личности необходимо в раннем возрасте: в дошкольном образовании. И здесь важно не только ознакомление с профессиями и окружающим миром. Очень важным является общеинтеллектуальное и адаптивное развитие ребенка раннего возраста, всех его способностей. Кроме того, в детских садах нужны специальные уроки технического творчества и занятия по робототехнике, ЛЕГО- конструированию и моделированию. В дошкольных образовательных организациях работа по трудовому воспитанию детей должна быть направлена на формирование трудовых умений и элементарных представлений о труде взрослых, воспитание интереса к профессиям и результатам труда. Качественному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста способствуют научно-методическое обеспечение образовательного процесса; повышение профессиональной компетентности педагогов через базовые и целевые курсы, систему методической работы; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в современных условиях; внедрение элементов экономического воспитания детей дошкольного возраста по рациональному использованию материальных ресурсов; совершенствование игровой среды в дошкольных образовательных организациях, в том числе приобретение современных средств обучения, сюжетно-ролевых, дидактических игр и др.; организация тематических выставок; работа с родителями; организация взаимодействия и преемственность работы со школой и др. Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств ребенка, как основы будущей профилизации, побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы с детьми (игровой, художественно-речевой, изобразительной, трудовой, музыкальной, общении, выполнении физических упражнений) во взаимодействии с педагогами и родителями. На уровне начального общего образования ведется работа по созданию у обучающихся конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Структура занятий основывается на возрастных особенностях младших школьников, учитываются такие характеристики как неустойчивость внимания, особенности мышления, необходимость игровых компонентов в деятельности и т.д., поэтому диагностические мероприятия здесь носят неявный, опосредованный характер. Более того, с введением ФГОС работа должна быть максимально смещена в область развивающих занятий. В начальной школе важно заложить основы знаний о многообразии мира профессий, связать учебные предметы с конкретными профессиями и развить учебную мотивацию, как будущую основу профессионального труда. На уровне основного общего образования профориентационная работа имеет свои особенности. Так, в 5-7 классах в рамках профориентации необходимо организовать изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Большое место уделяется развитию навыков самонаблюдения и самопознания школьников, умению соотносить свои особенности с «хочу» и «могу». Цель работы – сформировать у подростков умения объективно оценивать собственные силы, выявлять свои сильные стороны, позитивные качества, уметь опираться на них и использовать для дальнейшего роста. В 8-9 классах профориентационная работа предусматривает следующие этапы: - общее знакомство обучающихся с профессиональными образовательными организациями; - знакомство с профессиограммами востребованных на региональном рынке труда профессий; - знакомство с системой профессионального обучения региона; - демонстрация примеров конкретных профессиональных образовательных организаций, выпускники которых востребованы на рынке труда нашего региона; - демонстрация наиболее ярких или типичных примеров путей достижения профессионального успеха бывшими выпускниками школ в условиях нашего региона; - презентации возможностей и путей профильного обучения в общеобразовательной организации, в организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования; - организация ярмарки элективных учебных предметов, курсов по выбору, дисциплин (модулей); - предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей образовательного запроса школьников с учетом мнения родителей и педагогов. - анкетирование обучающихся 8-го класса и их родителей (законных представителей) для выявления образовательного запроса в конце ученого года; - формирование учебного плана с учетом выявленного образовательного запроса; - подача заявлений на предпрофильную подготовку обучающимися 9-го класса в первые дни учебного года; - посещение элективных курсов (курсов по выбору) обучающимися 9-го класса, участие в проектной и научно-исследовательской деятельности; - профориентационное тестирование обучающихся 9-го класса и индивидуальные консультации с психологом; - подача заявлений в профильные 10-е классы после прохождения итоговой аттестации. Кроме того, результатом системной многоуровневой работы по ранней профилизации на этапе окончания основной школы может быть составление индивидуальных учебных планов (далее – ИУП) для обучающихся 10-11 классов. При организации учебного процесса на основе ИУП, обучающиеся получают возможность выбрать предметы профильного уровня по своему усмотрению. При этом осуществляется замена традиционная классно-урочной системы на предметно-групповую. Расписание занятий для учебных предметных групп и индивидуальные расписания обучающихся формируются на совершенно иных принципах, сохранив понятие «класс» фактически только для организационной деятельности классных руководителей, организации внеклассной работы и т.п. Таким образом, данный (пропедевтический) этап позволяет дифференцировать обучающихся в соответствии с их потребностями. При разработке и организации курсов по выбору необходимо учитывать, что набор предлагаемых курсов носит вариативный характер, их количество «избыточно» (что обеспечивает ученику возможность реального выбора). Содержание курсов по выбору включает не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, знакомит обучающихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. На уровне среднего общего образования целевыми ориентирами профессионального самоопределения обучающихся являются организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности; обеспечение пространства выбора возможного применения своих сил и способностей, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение обучающихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность и др. Важным является изучение профессионально-квалификационных характеристик, составление учащимися профессиограмм, личных профессиональных планов, программ самовоспитания для подготовки себя к избранной профессиональной деятельности. В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися при проведении мероприятий рекомендуется применять современные информационно-коммуникационные средства обучения (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д. В профессиональных образовательных организациях профориентационная деятельность включает: – разработку и наполнение разделов сайтов профессиональных образовательных организаций для абитуриентов; – использование возможностей ИT-технологий, потенциал интернет - ресурсов, СМИ; – выпуск информационных газет, буклетов, календарей, флаеров, листовок профориентационной направленности с целью распространения их в общеобразовательных организациях; – создание профессиональных консультационных пунктов на базе профессиональных образовательных организаций с целью проведения профдиагностики, оказания помощи обучающимся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении; – участие в днях открытых дверей, выставках-ярмарках, фестивалях профессий; – организация выставок технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций с приглашением к участию обучающихся общеобразовательных организаций; – создание и развитие музеев (музейные экспозиции) на базе профессиональных образовательных организаций о выпускниках, достигших профессиональных успехов, организовывать экскурсии обучающихся общеобразовательных организаций; – проведение мастер-классов в общеобразовательных организациях с привлечением студентов профессиональных образовательных организаций, мастеров производственного обучения с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров; – поддержка инициативы учащейся молодежи по реализации социально значимых проектов по профилю будущей профессиональной деятельности; – проведение среди студентов профессиональных образовательных организаций конкурсов творческих проектов (составление эссе, сочинений, слоганов на тему ”Почему я выбрал эту профессию…“) с подведением результатов на уровне города, района, области, республики с размещением лучших работ в СМИ; – проведение фото-выставок о профессиях в общеобразовательных организациях, в кинотеатрах, учреждениях культуры и др.; – привлечение в кружки технического и декоративно-прикладного творчества обучающихся общеобразовательных организаций; – проведение мероприятий, нацеленных на формирование преемственности поколений, отражающих роль и значимость семейных династий в достижении вершин профессионального мастерства; – реклама и продвижение профессиональной образовательной организации на рынке образовательных услуг. В образовательных организациях высшего образования (далее – вуз) должна осуществляться системная и комплексная профориентационная работа на довузовском, вузовском и послевузовском этапах: – формирование контингента слушателей на специальностях и направлениях довузовской подготовки; – качественный отбор абитуриентов; – изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента; – установление постоянных контактов с коллективами общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, предприятий. - проведение совместно с факультетами и кафедрами профориентационных мероприятий по проблемам профессиональной ориентации обучающихся, в том числе выездных информационных лекций в общеобразовательных организациях региона; – сотрудничество с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по организации и проведению выездных профориентационных мероприятий в муниципальных общеобразовательных организациях, тематических семинаров с участием профессорско-преподавательского состава, информированию заинтересованных лиц о факультетах, направлениях подготовки; привлечению обучающихся общеобразовательных организаций к участию в Днях открытых дверей, научно-практических конференциях и др.; – информирование абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в СМИ; – издание информационных профориентационных буклетов и газет с целью предоставления абитуриентам полной информации о поступлении в вуз, факультетах и специальностях; – обновление на сайте вуза странички «Абитуриенту»; – создание профессиональных консультационных пунктов на базе вуза с целью оказания помощи обучающимся в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности; – проведение акций, встреч абитуриентов с выпускниками вузов, направленные на создание положительного имиджа специалиста. Таким образом, все этапы профориентации должны служить одной цели – сформировать у обучающегося стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, о перспективах своего профессионального пути.
Работа с родителями Учитывая важность мнения семьи, их поддержки и совета в выборе подростком сферы будущей профессиональной деятельность, необходимо предусмотреть следующие формы профориентационной работы с родителями (законными представителями) в образовательных организациях: – проведение родительских собраний с приглашением представителей профессиональных образовательных организаций, вузов региона; – лектории для родителей (законных представителей), в т.ч. с выступлениями представителей профессиональных образовательных организаций, вузов; – индивидуальные беседы психолога и педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся; – анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся; – привлечение родителей (законных представителей) обучающихся для выступлений перед школьниками (мастер-классы, беседы, профориентационные игры, тренинги и т.д.); – привлечение родителей (законных представителей) обучающихся для работы в качестве руководителей кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций; – использование родительской помощи в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях, производственных практик; – помощь родителей (законных представителей) в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время.
С обучающимися Эффективная организация профориентационной работы в образовательной организации, особенно на уровнях основного и среднего общего образования, требует особого ресурсного обеспечения. Для организации качественной профориентационной работы целесообразно использование ресурсов организаций дополнительного, профессионального и высшего образования, дистанционного образования, центров занятости населения, предприятий и организаций реального сектора экономики. Одной из форм интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций других ведомств, а также государственно-частного партнерства является сетевое взаимодействие. Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема (профориентация обучающихся), в решении которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу профориентации обучающихся, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельной образовательной организации, оно генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста и др.). Партнерами по сети могут быть: – органы местного самоуправле |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.017 с.) |